Кто такие насекомые? Признаки насекомых. Разнообразие насекомых
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Богомолова Наталья Николаевна

Окружающий мир                            Урок 13

Тема урока: «Кто такие насекомые? Признаки насекомых. Разнообразие насекомых»

Дата проведения: 17.10.2019г

Цели:

  • познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак насекомых.
  • развивать воображение, мышление, речь.
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_nasekomye_otkr._ur.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 1-А                      Окружающий мир                            Урок 13

Тема урока: «Кто такие насекомые? Признаки насекомых. Разнообразие насекомых»

Дата проведения: 17.10.2019г

Цели:

  • познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак насекомых.
  • развивать воображение, мышление, речь.
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

  • знать главные признаки насекомых;
  • отличать насекомых от других животных.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные знания и умения;
  • планировать своё высказывание;
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемный вопрос, ситуации, работа с информацией);
  • получать информацию из иллюстраций учебника;
  • вступать в учебный диалог.

Познавательные УУД:

  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока.

Коммуникативные УУД:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

  • иметь целостный взгляд на мир;
  • проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.

Оборудование: компьютерная презентация, ноутбук, картинки с изображением насекомых (кузнечик, пчела, бабочка, шмель, стрекоза, жук), карточки для парной работы (паук, рак, сороконожка, кузнечик, богомол, муха), запись песни «В траве сидел кузнечик»; для каждого ученика ─ карточки-раскраски, сигналы обратной связи, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» (CD диск)

Ход урока:

  1. Организационный момент. (слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.

─ Улыбнитесь друг другу. Садитесь. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным. 

─ Проверим, всё ли готово к уроку. (учебник, цв. карандаши, листок с заданием).

─ Что ещё пригодится на уроке? Какие качества нужны? (аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум).

─ Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится.

  1. Актуализация знаний.

─ Муравьишка Вопросик спешит с вами встретиться. У него уже готова загадка. Отгадайте ее. (слайд 2)

Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.

─ О каком зеленом друге говорится в загадке? (О лесе)

─ О каких ладошках здесь говорится? (О листьях)

  1. Самоопределение к деятельности.

─ А сейчас посмотрите на экран. (слайд 3). Какое время изображено на рисунке? (Лето). Действительно мы с вами оказались на зеленой лужайке. Светит солнышко. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.  В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел носится возле цветущих трав! Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики. Кто может назвать друзей Муравьишки? (пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы).

─ Как назвать их всех одним словом? (Насекомые)

─ О чем же мы будем говорить сегодня на уроке? ( О насекомых)

─ Почему всех их называют насекомыми? (Дети затрудняются ответить)

  1. Работа по теме урока

─ Рассмотрите рисунок на с.32. Назовите насекомое. (Кузнечик)

─ Отгадайте загадку. О каком насеком говорится в ней.

НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ,

ВЕЕРКОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ.     (БАБОЧКА)      

─ Рассмотрим бабочку. (слайд 4)

─ Посмотрите внимательно на экран. Какие части тела вы можете выделить у бабочки? (ответы детей)

Учитель, обобщая ответы детей, называет части тела. Один ученик указкой показывает их на слайде, остальные учащиеся карандашом в учебнике на стр. 32.

─ Голова с усиками и хоботком, с помощью которого бабочка пьет нектар;

─ Грудь с крылышками и  ножками; брюшко.

─ Сколько крыльев мы видим на рисунке? (два)

─ А сколько всего крыльев у бабочки? (четыре)

─ Значит, художник ошибся? (нет, бабочка сложила крылья.)

─ Посчитайте ножки бабочки. (Дети считают ножки. У бабочки 6 ног.)

─ Посмотрите, а кто это летает рядом с нашей красавицей бабочкой?

(стрекоза, божья коровка) (слайд 5)

─ Сосчитайте количество ног у стрекозы и божьей коровки (их по шесть)

─ Сделайте вывод: каких животных можно назвать насекомыми? (У которых шесть ног)

  1. Физминутка
  2. Продолжение по теме урока.

─ Наш Муравьишка Вопросник тоже хочет посчитать свои ножки. Помогите ему. (Ученица считает ножки муравья) (слайд 6)

─ Сколько ножек у Муравьишки? Что вы можете сказать о Муравьишке?               (У Муравьишки шесть ног, значит, Муравьишка ─  насекомое.)

Игра «Узнай насекомое»

─ Муравьишка загадывает загадки о своих братьях меньших (слайд 7)

Не зверь, не птица,

Нос, как спица.

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт –

Свою кровь прольёт.     (КОМАР)

(слайд 8) Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится.      (МУХА)

(слайд 9) Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только мёду не даёт,

Как пчела.                             (ОСА)

(слайд 10) Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел.         (БАБОЧКА)

(слайд 11 ) На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь)  (КУЗНЕЧИК)

(слайд 12) Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (ЖУК)

  1. Физминутка музыкальная
  2. Закрепление изученного по теме у рока.

У учащихся карточки с животными для работы в паре: паук, сороконожка, рак, богомол, муха, кузнечик. (слайд 13)

─ Работаем в паре. Перед вами картинки с животными. Разделите картинки на две группы.  В первую группу положите картинки с насекомыми, во вторую с не насекомыми.

─ Как вы узнаете, какое животное ─ насекомое? (Посчитаем  ножки.)

Учащиеся выполняют задание.

─ Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.

Самопроверка: (слайд 14).

       

─ Покажите сигналом, как вы справились с заданием. (Зеленый цвет ─ задание выполнено правильно, красный ─ допущена ошибка.)

─ Назовите не насекомых. (Паук, сороконожка, рак.)

─ Объясните, почему паук не насекомое? (У паука 8 ножек.)

─ Назовите насекомых. (Богомол (объяснить название), муха, кузнечик.)

─ Объясните, почему рисунок кузнечика положили в группу насекомых? (У кузнечика 6 ножек.)

─ У вас на партах карточки (карточка-раскраска для индивидуальной работы). 

─ Положите их перед собой. В этих причудливых линиях спряталось насекомое. Какое? Вы узнаете только после того, как раскрасите картинку по обозначенным цветам. Скажу вам по секрету, насекомое у всех разное.

Учащиеся раскрашивают рисунки по обозначенным цветам.

─ Покажите ваше насекомое. Назовите его.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

─ Откройте тетради на с.22 №1

─ Рассмотрите рисунок. Каких насекомых  вы узнали?

─ выполните задание

─ Какой цвет нужно выбрать для кузнечика? (Зеленый)

─ А для шмеля (Желтый, коричневый, черный)

─ почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый? (Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защитить, поэтому он вынужден прятаться. А шмель имеет жало, поэтому он не боится врагов).

  1. Рефлексия

─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)

─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются? (Ответы учащихся.)

─ А вот и нет. Комары  нужны природе. Комары ─  пища для лягушек, жаб.  

─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым?  (Ответы учащихся.)

─ А теперь выполним задания с электронного приложения

  1. Подведение итогов урока.

─ Вот и подошла к концу наша прогулка в лето на зеленую солнечную поляну. (слайд 15).  «Луг»

─ С кем мы познакомились на уроке?

─ Как их называют одним словом?

─ Понравился ли вам урок?

─ За что себя похвалите?

─ Муравьишка на прощание хочет подарить бабочке туфельки. Сколько туфелек нужно ему взять? Почему?

─ А мы подарим друзьям Муравьишки песню о кузнечике.

(Включить запись песни «В траве сидел кузнечик».  Дети хором поют первый куплет песни.)

─ Вы сегодня хорошо работали. Спасибо. Урок окончен.(слайд 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто такие насекомые и кто такие рыбы?

Мультимедийное сопровождение к уроку в 1-м классе, созданное с помощью ПО Smartnotebook/...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: "Наши маленькие соседи" (Насекомые. Их разнообразие.)

Урок-исследование соответствует образовательной программе «Гармония» и входит в раздел: «Разнообразие и красота животных». В процессе работы в малых группах, проводя исследования, дети узнают о том, к...

Человек и природа. Животные и их разнообразие: насекомые. (Шестиногие и восьминогие)

Отгадайте загадки (хлопаем в ладоши-  если это насекомое, топаем ножкой- если это не насекомое).Над цветком она летала, и пыльцу из цветка собиралаПолосатая онаИ зовут её…  (пчела)На ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". (Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова, 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, кто такие насекомые, какими отличительными особенностями они обладают.Планируемые результатыПредметные:Знать кто такие насекомые и их отличительны...

Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". Система «Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»

Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". «Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»...

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.

Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....