Пальчиковые куклы ( дидактический материал к программе «От иголки до кукольного театра»)
методическая разработка (1 класс)
Становление личности ребенка невозможно без игры, а значит - без игрушки. Игрушка – это «средство», позволяющее познавать окружающий мир, развивать творческие способности, осваивать социальные роли, общаться с другими детьми. Игрушка приносит ребенку радость и удовольствие.
Для того чтобы игрушка стимулировала развитие, она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.
Игрушку можно купить в магазине, но все-таки лучше всего изготовить своими руками. Представлен дидактический материал по изготовлению пальчиковых кукол к сказке "Репка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_palchikovye_kukly.docx | 298.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ
Дидактический материал к программе «От иголки до кукольного театра»
для учащихся 6-8 лет
автор-составитель
Соловьева Людмила Владимировна
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Становление личности ребенка невозможно без игры, а значит - без игрушки. Игрушка – это «средство», позволяющее познавать окружающий мир, развивать творческие способности, осваивать социальные роли, общаться с другими детьми. Игрушка приносит ребенку радость и удовольствие.
Для того чтобы игрушка стимулировала развитие, она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.
Игрушку можно купить в магазине, но все-таки лучше всего изготовить своими руками.
Традиция шить игрушки пришла к нам из древности, она была известна у многих народов в разных областях нашей страны. Продолжение народной традиции дает возможность приобщиться к русской культуре, научиться понимать язык народного искусства.
Многие игрушки создаются с целью эстетического воспитания детей. Создание различных наборов кукол-бибабо (надевающихся на руку), марионеток, фигурок для настольного театра, пальчикового театра, теневого театра позволяет постепенно организовать маленький театр. С помощью кукол в живой, занимательной форме можно передавать содержание детских сказок, рассказов, показывать несложные сценки.
Работа с мягкой игрушкой поможет ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие. Придумать и изготовить своими руками игрушку, сшить декорации, поставить кукольный спектакль – это уникальная возможность создать ситуацию успеха, когда каждый учащийся проявит свои творческие способности, свою индивидуальность. В процессе обучения дети могут познакомиться с профессиями швея, декоратор, кукловод, актер, художник театрального костюма.
Пальчиковый кукольный театр – это увлекательное развивающее занятие для старших дошкольников и учащихся младшего школьного возраста. Оно отлично расширяет воображение, укрепляет мелкую моторику.
Сделать пальчиковый театр своими руками несложно.
Изготовление тематического пальчикового театра по русским народным сказкам приобщает учащихся к народной культуре, искусству кукольного театра, прививает интерес к своим корням через знакомство с народными традициями, овладение рядом техник декоративно-прикладного искусства.
Сшитые игрушки долговечны. Такие пальчиковые куклы могут быть из шерсти, войлока, кожзаменителя, но для детей 6-8 лет самым удобным материалом является фетр.
Пальчиковый театр по сказке «Репка»
Цель: социализация и личностный рост учащихся посредством овладения техниками создания игрушки для кукольного театра и театральными технологиями.
Задачи:
воспитательные:
создание условий для
- формирования ценностного отношения к традициям народного творчества, искусству кукольного театра;
- воспитания ответственности;
- формирования усидчивости при изготовлении изделия;
- формирования художественно-эстетического вкуса;
- формирования интереса к профессиям, связанным с изучаемой программой; развивающие:
- развитие умения конструировать изделие из деталей;
- развитие умения аккуратно выполнять работу;
- развитие умения взаимодействовать в группе с общей целью;
- развитие умения выступать перед аудиторией;
обучающие:
- изучение правил техники безопасности при работе с материалами и инструментами и их применение;
- выработка навыка владения специальным оборудованием и оснащением;
- знакомство с историей возникновения традиционной игрушки;
- знакомство с краткой историей кукольного театра;
- изучение терминологии по тематике предмета;
- грамотное использование терминов в речи;
- знакомство с видами тканей и их свойствами;
- изучение основ технологического процесса изготовления игрушки и куклы для кукольного театра;
- формирование умения создавать игрушку и куклу для кукольного театра;
- обучение технологиям пальчикового театра.
Материалы и инструменты:
- простой карандаш или мел для перенесения выкроек;
- фетр (оранжевого, желтого, белого, черного, светло- и темно-коричневого, светло и темно-серого, розового, зеленого цветов);
- ножницы;
- нитки нужных цветов;
- швейные ручные иголки № 3;
- элементы для расшивки мордочек игрушек: бисер, пайетки и т.д.
Последовательность изготовления пальчиковой куклы:
- сделать выкройки или воспользоваться готовыми (выкройки всех пальчиковых кукол состоят из основной детали и деталей лицевой части)
- перевести выкройку на ткань,
- вырезать две детали куклы,
- сшить их обычным швом через край или петельным швом (сначала шьется лицевая часть (здесь речь идет о личиках героев сказки), а потом она соединяется с задней частью так, чтобы внизу осталось отверстие для пальчика);
- ушки и лапки пальчиковых кукол, а также хвостик мышки вшиваются в момент соединения передней и задней половинок. Или, чтобы они были покрепче, их также можно пришить к задней основной детали, а потом пришить лицевую часть куклы.
- хвостики собаки и кошки оформляются до сшивания и пришиваются к задней части кукол.
театр масок
Дидактический материал к программе «От иголки до кукольного театра»
для учащихся 6-8 лет
автор-составитель
Соловьева Людмила Владимировна
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
История появления театральных масок
Маска – это удивительная вещь. В ней скрывается столько таинственного и волшебного.
Жили – были, поживали
Маски пёстрою семьёй
Их, бывало, примеряли
И разбойник и герой
Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее куклы.
Первые маски появились в Китае около 3500 тысяч лет назад.
В Европе использование театральных масок было широко представлено у древних греков и римлян. Представления проходили на главных площадях городов, и имели государственный интерес. Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральные сцены и появились театральные маски
Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей и героев сказок: чудовищ, весельчаков, красавиц …и т д. Маска обязательно выражает характер персонажа, она может улыбаться, сердиться, удивляться, плакать.
Наденешь её – и тебя не узнать,
Ты рыцарь, бродяга, ковбой…
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать,
А снимешь – вновь станешь собой.
Слово «МАСКА» происходит от латинского «ЛИЧИНА». В древности маска являлась воплощением родовой силы. Древние греки превратили маску в неотемлимую часть античного театра.
В современном мире маска приобрела новое звучание, её в основном используют для представлений. В Венеции маски надевают на канавалах.
В России тоже были праздники с масками и чучелами. Например на Рождество и Масленицу, люди, веселясь наряжались в костюмы и надевали маски, а потому и назывались ряженые.
Цели:
- исследовать историю театральной маски,
- найти способы её изготовления.
Задачи:
- изучить историю театральной маски,
- рассмотреть способы изготовления масок,
- изготовить маску своими руками.
Задачи воспитательные:
создание условий для
- формирования ценностного отношения к традициям народного творчества, искусству театра масок;
- воспитания ответственности;
- формирования усидчивости при изготовлении изделия;
- формирования художественно-эстетического вкуса;
- формирования интереса к профессиям, связанным с изучаемой программой; развивающие:
- развитие умения конструировать изделие из деталей;
- развитие умения аккуратно выполнять работу;
- развитие умения взаимодействовать в группе с общей целью;
- развитие умения выступать перед аудиторией;
обучающие:
- изучение правил техники безопасности при работе с материалами и инструментами и их применение;
- выработка навыка владения специальным оборудованием и оснащением;
- знакомство с историей возникновения театральной маски;
- знакомство с краткой историей появления масок;
- изучение терминологии по тематике предмета;
- грамотное использование терминов в речи;
- знакомство с видами тканей и их свойствами;
- изучение основ технологического процесса изготовления театральной маски;
- формирование умения создавать театральную маску;
- обучение технологиям театральной маски.
Изготовление элементов костюмов для спектакля
Технология и последовательность изготовления полумаски-шапочки для спектакля «Колобок».
Материалы и инструменты:
- простой карандаш или мел для перенесения выкроек;
- мех искусственный (оранжевого, желтого, белого, черного, светло- и темно-коричневого, светло и темно-серого, розового);
- ножницы;
- нитки нужных цветов;
- швейные ручные иголки № 3;
- обруч пластмассовый для головы
- элементы для расшивки мордочек игрушек
- Последовательность изготовления маски:
- сделать выкройки или воспользоваться готовыми
- перевести выкройку на изнаночную сторону,
- вырезать детали
- сшить их обычным швом через край или петельным швом,
- оформить носик,
- ушки нашиваются в последнюю очередь.
Технология и последовательность изготовления
- Выбор выкройки из журнала с образцами
- Перевод выкройки на бумагу
- Выкраивание деталей
- Обработка деталей (соединение деталей петельным швом)
- Сборка изделия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" разработана по новым требованиям ФГОС для начальной школы. Срок реализации 4 года....
Рабочая программа внеурочной деятельности " КТД Кукольный театр "Петрушка" для 4 класса
КТД кукольный театр Петрушка...
Программа дополнительного образования Волшебство кукольного театра
Программа культурологической направленности «Я - исследователь» разработана на основе программы «Методика исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова. Содерж...
Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" "Петрушка"
Цели изучения программы - эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества....
Рабочая программа дополнительного образования кружка кукольного театра "Петрушка" в условиях ФГОС второго поколения.
Представленная программа рассчитана на обучающихся 7-10 лет, срок освоения 1 год, 2 часа в неделю (72 часа)...
Программа курса внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Программа внеурочной деятельности "Кукольный театр"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединения "Кукольный театр" для детей 7-12 лет
Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в ми...