Возможности урочной и внеурочной деятельности в формировании читательской компетенции
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Бородина Лариса Борисовна

Аннотация

Будущее России напрямую зависит от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. И именно чтение, как один из факторов эмоционального и интеллектуального развития человеческой личности, во многом определяет жизненную успешность человека. Авторы статьи предлагают всем тем, кто обеспокоен снижением уровня читательской культуры современных детей и подростков, познакомиться опытом работы учителей школы «Тутти»,  ставшим за много лет неотъемлемой частью программы школы по духовно - нравственному воспитанию подрастающего поколения. В работе предлагается оценить роль книги в жизни детей, узнать, что значит для них понятие «культура чтения», определить основные положения программы формирования читательской компетенции и предложить пути практического решения проблем читательской культуры младших школьников.

Читательская компетентность, культура чтения, духовно – нравственное воспитание, литературное образование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aksenova_borodina_vilgota.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Б. Бородина, Г. В. Вильгота

г. Санкт – Петербург, ГБОУ школа «Тутти»

Возможности урочной и внеурочной деятельности в формировании читательской компетенции

Аннотация

Будущее России напрямую зависит от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. И именно чтение, как один из факторов эмоционального и интеллектуального развития человеческой личности, во многом определяет жизненную успешность человека. Авторы статьи предлагают всем тем, кто обеспокоен снижением уровня читательской культуры современных детей и подростков, познакомиться опытом работы учителей школы «Тутти»,  ставшим за много лет неотъемлемой частью программы школы по духовно - нравственному воспитанию подрастающего поколения. В работе предлагается оценить роль книги в жизни детей, узнать, что значит для них понятие «культура чтения», определить основные положения программы формирования читательской компетенции и предложить пути практического решения проблем читательской культуры младших школьников.

Читательская компетентность, культура чтения, духовно – нравственное воспитание, литературное образование.

Annotation

The future of Russia depends directly on those who are sitting at the school desk today. And it is reading, as one of the factors of emotional and intellectual development of human personality, largely determines the success of life. The authors of the article offer all those who are concerned about the decrease in the level of reading culture of modern children and teenagers to get acquainted with the experience of the teachers of the school "Tutti", which for many years has become an integral part of the school's program for spiritual and moral education of the younger generation. The article proposes to evaluate the role of the book in children’s life, to learn what the concept of "reading culture" means for them, to determine the main provisions of the program for the forming of reading competence and to propose ways of practical solutions to the problems of reading culture of younger students.

Reading competence, reading culture, spiritual and moral education, literary education.

Мы живём в век информационных технологий. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, воспитать человека, обладающего информационной читательской культурой. Основная цель современного литературного образования – формирование читательской культуры ученика и одновременно  духовно - нравственное воспитание, формирование личности.

Работа по ФГОС  в курсе литературного чтения в начальной школе имеет главную цель " воспитание потребности в чтении", формирование читательской компетентности.  Читательская культура современных младших школьников складывается из множества компонентов, каждый из которых на сегодняшний день является прямым показателем читательской компетентности обучающихся младшего школьного возраста. Это устойчивый интерес к чтению, читательская эрудиция, способность к восприятию различных литературных произведений, необходимый уровень литературных знаний, умения оценки и интерпретации. Таким образом, читательская компетентность обучающихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Работая с детьми, мы не могли обойти вопрос об уровне читательской культуры и интересе к книге сегодняшнего подрастающего поколения. Нашей исследовательской группой проводилось анкетирование обучающихся 1- 11 классов школы, в котором определялся круг интересов и возможностей современного маленького читателя. Эти данные легли в основу исследования, результаты которого показали, что отношение к чтению – важная характеристика, свидетельствующая о позитивном отношении учеников нашей школы к чтению.

Принято считать, что любят читать в свободное время преимущественно дети младшего школьного возраста, а чем старше становится ученик, тем меньше времени он тратит на  чтение и тем меньше любит читать.  В среднем около 90% всех учеников нашей школы считают чтение своим любимым занятием.  Большинство (83%) читают с желанием, но 11% опрошенных все же читаю только по необходимости.

Какая литература находится сейчас в поле внимания современного читателя? Согласно нашим исследованиям, преобладающая часть учеников нашей школы продолжают читать, не ограничиваясь только школьной программой. Выбор книг самый разнообразный: сказки, фантастика, детективы, классика, стихи для детей, историческая проза. Среди наиболее часто встречающихся имен такие авторы, как Носов, Драгунский, Кинг, Толкиен, Акунин. Любимыми персонажами малышей остаются Незнайка, Дениска Кораблев и Мишка из рассказов Н. Носова; старших школьников – Печорин, Раскольников, кот Бегемот, Фандорин, Д Артаньян. Самыми романтическими героинями стали Джейн Эйр, Татьяна Ларина, Олеся (героиня рассказа Куприн) и Царевна - лебедь из сказки А. С. Пушкина. При определении самых популярных жанров на первом месте для младших школьников стоят сказки, а ребята старшего возраста уже предпочитают классику. Своими любимыми книгами учащиеся младшего школьного возраста назвали сказки К. И. Чуковского, «Мишкины рассказы» Н. Носова и «Денискины рассказы» В. Драгунского. А самым любимым автором школы «Тутти» признан А. С. Пушкин(0к. 18%)

Воспитание читательского вкуса  - дело необыкновенно сложное. Современному читателю самостоятельно трудно составить программу чтения. Выбор во многом зависит от общей культуры человека. Около 80% учеников школы признались, что любовь к чтению поддерживается в их семьях. Почти у 60% опрошенных сохраняется традиция обсуждать прочитанное с членами семьи. Больше 40% семей покупают книги, следят за появлением книжных новинок.

Таким образом, большая часть учеников школы «Тутти»  – это читающие дети и подростки. Книга была и остается хранителем духовного опыта человечества. Но она не является пассивным, инертным  средством хранения культурного наследия. Книга активна в своей сути. Она воздействует на сознание читателя, на его ум и эмоции. Поэтому знания о состоянии читательской культуры позволяют судить о духовном  здоровье общества.

Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Каждому педагогу необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, через комплектование домашней библиотеки, посещение городских библиотек  и мероприятий, посвящённых литературному календарю, благодаря участию в городских и школьных конкурсах, связанных с книгами и чтением. Цель учителя - не только приобщить ученика к чтению, но и выработать ряд навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе.

Формирование читательского интереса происходит через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, а также через внеурочную деятельность. Для формирования читательской компетентности на уроках  литературного чтения нами применяются всевозможные формы работы:  работа в парах и группах, приём смыслового чтения по тексту, приём «свёртывания» и «развёртывания» информации, синквейн, кластер, пятиминутка чтения, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение, «Дерево вопросов», игровые приёмы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения («Придумай продолжение сказки», «Сочини устный рассказ», «Посоревнуйся с поэтом», «Задай вопрос автору», «Скажи комплимент литературному или сказочному герою» и др.)

Прием  «Театрализации» имеет большое значение  в формировании читательской культуры младшего школьника. На уроке дети знакомятся с историко-литературной основой текста, составляют характеристику героев, выбирают режиссёра, распределяют роли. Вне урока идет отбор главных действий пьесы, проходят «этюдные репетиции», далее - «работа над вторым планом».

Интересной формой работы является урок - издание газеты. Группам учащихся дается задание найти материал по какой – либо теме (например, к юбилею писателя). Результатом работы становится выпуск газеты. В процессе работы развивается как читательская компетенция, так и творческие навыки учащихся, навыки работы в группе.

Заочная экскурсия (например, «Петербург Достоевского» или «С Л.Н. Толстым в Ясную Поляну») проводится с использованием медиа - ресурсов. Перед учителем стоит цель не только познакомить школьников с определёнными фактами биографии писателя, но и ввести их в особый эмоциональный мир, оживить воспоминания, создать своеобразный «эффект присутствия».

Со 2-го класса ребятами ведется «Дневника читателя».  Дневник читателя  позволяет ребёнку самостоятельно (или с помощью родителей) найти необходимое произведение, прочесть и провести достаточно объёмный анализ его.

Во внеурочное время в школе регулярно проводятся литературные викторины, гостиные («Я в гости к А. Пушкину спешу»), Лицейские праздники, литературно-музыкальные композиции, посвященные Дню снятия блокады, Дню Победы, общешкольное мероприятие «Парад наук» и др. И так незаметно для ребят расширяется зона читательского общения. Школьники уже участвуют в районных и городских конкурсах по чтению («Разукрасим мир стихами», «Давно стихами говорит Нева», «Творчество юных», «Пегас», «Живая классика»).

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской компетенции мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.

Источники

  1. Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: сб.науч-практ. работ / Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества; сост.: Е.И. Кузьмин, О.К.Громова. – М.: МЦБС, 2007.
  2. Крейденко В.С. Библиотечные исследования: Учебно-методическое пособие. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
  3. Крупницкий, Д. В. Читательские интересы учителей // Книга, общество, читатель: современные аспекты. – Новосибирск. – 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся

"Если мы булем учить сегодня так,как учили вчера,мы украдём у детей завтра." Джон Дьюи...

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся

"Если мы булем учить сегодня так,как учили вчера,мы украдём у детей завтра." Джон Дьюи...

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

Мы живем в информационном обществе, и каждому из нас ежедневно приходится воспринимать и перерабатывать гигантские потоки информации. При этом современный человек должен не только обладать неким объем...

Выступление на ШМО. Тема: "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

  В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и акт...

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся.

В данной статье речь пойдёт о роли урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся....

Доклад на тему: «Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»

laquo;Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»...