Обучение детей с ОВЗ в едином образовательном пространстве (из опыта работы)
материал

Алимова Дания Анясовна

В данном материале  содержится информация из опыта работы с детьми с ОВЗ,которые обучались вместе с обычными учениками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Стародрожжановская начальная школа – детский сад»

Обучение детей с ОВЗ

 в едином образовательном пространстве

(из опыта работы)

Подготовила

 учитель начальных классов

Алимова Д.А

Август , 2018 год

Обучение детей с ОВЗ в едином образовательном пространстве.

          В современном мире происходит удивительно быстрый и динамичный процесс преобразований  в структурах здравоохранения и образования. За последние десять лет ряд законодательных реформ  изменил критерии оценки эффективности функционирования образовательной системы. Запросы современного социума диктуют укрупнение и слияние образовательных  структур. Вместо изолированности  системы специального образования с отдельными попытками частичных форм интеграции  в конкретных образовательных   учреждениях на смену приходит максимальное слияние и взаимопроникновение систем общего и специального образования. Государством РФ взят курс на всеобщую интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее будем называть ОВЗ) в среду нормально развивающихся сверстников. Это становится необходимостью, тем более, что с  начала 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. Кто же такие дети с ограниченными возможностями здоровья? Всем присутствующим здесь известно, что это лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность. Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

       Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывало и вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа?  Не будет ли мешать присутствие детей с ОВЗ остальным ученикам? Эти  и многие другие  вопросы остро возникли у нас три года назад, когда в нашем классе появилась ученица с ОВЗ. Началась  и  продолжается по сей день кропотливая работа по организации и реализации учебного процесса обычных детей и учащейся  с ОВЗ.  Чтобы организовать её образовательную деятельность, мне пришлось изучить особенности психологического развития детей с ДЦП и ЗПР через специальную литературу, дистанционные семинары, личные наблюдения, тесное сотрудничество с коллегами из спецшкол и с родителями. Всё это мне помогло понять, что патология таких детей в психической сфере проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Девочка быстро утомляется, имеет низкий уровень восприятия учебного материала. Обозначив для себя проблему, я стала искать пути её решения. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми стал, конечно, индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.  Напомню, что при обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Мной, как педагогом используются следующие методические приемы:

  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение заданий;
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности:
  • Чередование занятий и физминуток;
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
  • Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • Оценка переделанных работ;

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно в первые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

       Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

       Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

        С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.

       Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс.

Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

  1. индивидуальный подход;
  2. предотвращение наступления утомляемости;
  3. активизация познавательной деятельности;
  4. проведение подготовительных занятий;
  5. обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. проявление педагогического такта.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

       Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Созданные условия позволили ученице адаптироваться к школьной жизни, стать полноправной участницей образовательного процесса.

И завершении хочу сказать, что «у каждого ребёнка свой путь развития способностей и наша задача как педагогов помочь найти этот путь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная программа «Единое образовательное пространство «Детский сад – школа».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПредлагаемая программа является результатом обобщения опыта работы педагогов начальных классов. В основу разработки программы положены принципы индивидуализации и дифференцированн...

Моя статья из сборника "Детский сад и школа -единое образовательное пространство"

Детский сад и школа - единое образовательное пространство...

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Материал содержит приемы работы, использующиеся в нашей школе, для формирования единого образовательного пространства....

Выступление на региональной конференции. Взаимодействие детского сада и школы как единого образовательного учреждения. Из опыта работы.

Выступление на региональной конференции. Взаимодействие детского сада и школы как единого образовательного учреждения.Презентация....

Тема доклада: «Ребёнок с ОВЗ в современном образовательном пространстве. Из опыта работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ»

Инвалидность – это не ограниченные возможности здоровья,а  скорее просто особые образовательные потребности. Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой совре...

Формирование единого образовательного пространства образовательных организаций Приморского района Санкт-Петербурга

Формирование единого образовательного пространства образовательных организаций Приморского района Санкт-Петербурга...

Методическая разработка "Технология обучения детей 5-7 лет основам грамоты" (из опыта работы)

Актуальность данной проблемы обусловлена требованием современного времени и отечественного законодательства в применении универсальных технологий, предлагающих равные возможности для формирования пред...