Картотека игр на ориентировку в пространстве
картотека

Савичева Эдита Самвеловна

Игры на уроках с детьми, имеющими интеллектуальные особенности, очень важны. Все игры носят коррекционный характер, восполняющий пробел в знаниях. умениях и навыках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_v_pr-ve.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Игра «Что справа?»

Цель: Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
Оборудование: 5-6 игрушек

Ход игры. Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Учитель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

Вариант 2. Учитель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

Игра «Птичка и кошка»

Цель: учить ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя».

Оборудование: макет дерева, кошка и птичка.

Ход игры. Учитель моделирует сказочную ситуацию: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

Игра «Кто, Где стоит?» (Слева, справа, впереди)

Цель: формирование умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя» и «на себя».

Ход игры.

1 вариант. Ориентировка в пространстве «от себя». Дети встают друг за другом.

Коля, кто стоит рядом с тобой? Кто стоит справа от тебя? Кто стоит позади тебя

2 вариант. Ориентировка в пространстве «на себя». Дети встают друг за другом. Один ребенок стоит перед ними и отвечает на вопросы учителя.

Где ты стоишь? (рядом с Толей, справа от домика)

Кто стоит перед Машей?

Где стоит Маша?

Игра «Где я сяду?»

Цель:  формирование умения занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

Оборудование: стулья по количеству детей.

Ход игры. Перед детьми стоит стул. Один ребенок садится на него. Следующий берет стул и слушает инструкцию педагога: сядь позади Коли, сядь перед Аней и т.д.

-Коля, кто сидит позади тебя?

-Где сидит Аня?

Игра «Синхронное плавание».

Цель: формирование умения ориентироваться в движении.

Оборудование: -

Ход игры. Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Учитель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

Игра «Колокольчик»

Цель: формирование умений детей определять словом положение предмета.

Оборудование: колокольчик

Ход игры. Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (педагог) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

Игра «Угадай, где спрятано?»

 Цель: учить детей ориентироваться и идти в заданных направлениях, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.

Оборудование Крупные игрушки. (3—5 и больше).

Ход игры. 

1 вариант. “Сегодня ты поучишься находить игрушки, которые я спрячу в разных местах комнаты. Рассмотри внимательно игрушки. (Педагог помогает ребенку обследовать игрушки с помощью зрения и осязания). “Закрой глаза, я спрячу игрушки” (педагог прячет игрушки). “Открой глаза. Чтобы найти игрушки, надо внимательно слушать, куда, идти. Иди вперед до шкафа. Поверни направо. Иди до стола. ... и т. д.”

2 вариант.  Аналогично первому. Когда ребенок находит игрушку, педагог просит его рассказать, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку (например, в шкафу и т. д.). Игра заканчивается, когда ребенок находит все игрушки. Примечание. Играют неоднократно с изменением положения ребенка в пространстве (с поворотами: на 90° и 180°, с увеличением числа игрушек, с увеличением направлений пространства, в которых ребенок действует). По такому же типу проводятся игры: “Кукла идет в гости к Зайке”, “Путешествие по группе” и т.д.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: развитие ориентации в пространстве.

 

Оборудование. Непрозрачны мешок, предметы.

Ход игры. В начале игры необходимо ощупать предметы, выделить характерные признаки. В непрозрачный мешок кладут предметы, различные по величине, форме, фактуре (исходя из темы урока). Ученику предлагают найти на ощупь предмет. Можно наполнить мешок горохом. Дети должны найти спрятанные предметы.

Упражнение «Веселые человечки»

Цель:формирование ориентировки в схеме собственного тела,учить зеркальному переносу положения на себя.

Оборудование. Карточки со схематичными изображениями человечков.

Ход игры. Детям предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить. 

"Куда мы бросили мяч? "

Цель: формирование понятий "близко", "далеко".

Оборудование. Мячи разной величины.

Ход игры. Педагог берет два мяча разной величины и бросает один далеко, другой ближе. Спрашивает у детей, какой из мячей она бросила далеко и какой близко. Во второй раз спрашивает, куда бросила большой и куда маленький мяч. Потом мяч бросают двое детей, а остальные определяют, какой мяч бросили далеко, какой близко.

«Куда показывает флажок?»

Цель:формировать умение воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого.

Оборудование: флажки и др. предметы.

Ход игры. Дети должны отгадать, например, какое направление указывает флажок. Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Формируется первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраивается восприятие самого пространства.

Упражнение «Скажи наоборот»

Цель: закрепление полученныхзнаний.

Учитель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

Игра «Я еду на машине»

 Цель: учить ориентироваться в двухмерном пространстве, развивать плавность и ритмичность движений.

Оборудование: машинки, листы бумаги.        

Ход игры. Перед каждым ребёнком лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции педагога, передвигают машинку в нужном направлении. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол и т.д.

После усвоения ребенком игры с машинкой, игрушка заменяется на карандаш.

Игра «Новоселье»

Цель:формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Оборудование: фланелеграф, полоски для домика, животные.

Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу живет: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.

Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает педагог, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.

Игра «Укрась ёлку»

Цель:формировать умение ориентироваться на плоскости.

Оборудование: заготовка елочки, разноцветные фигуры или полоски.

Ход игры.

Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.

Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.

«Назови соседей»

Цель: развитие зрительного и пространственного восприятия.

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Для удобства модно использовать фишку, как точку отсчета.

Вариант 1: педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него,
-что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: педагог просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.

Упражнение «Продолжи ряд»

Цель: развивать умение переключать, рассосредотачивать внимание, развивать логическое мышление.

Оборудование: карточки с изображением чередующихся предметов.

Упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Ребенку предлагается карточка с изображением чередующихся фигур и педагог предлагает ребенку продолжить ряд.

На первом этапе дети выполняют задание на доске,  затем следует самостоятельное выполнение.

Упражнение «Разрезные картинки»

Цель: развитие пространственных представлений, формирование целостного образа предметов.

Разрезные картинки, знакомые ребенку и их целостное изображение.  Сложность линий разреза и их количество должно выбираться с учетом возраста и способностей учащихся.

 

«Сложить фигуры из палочек по образцу»

Цель: развивать пространственное мышление.

Сложить из четырех частей геометрические фигуры – круг и квадрат. При затруднении данное задание выполнять поэтапно:

А) Составить фигуру из двух затем трех и четырех частей;

Б) Складывать круг и квадрат по образцу рисунка с пунктирно обозначенными на нем составляющими частями;

В) Складывать фигуры путем наложения на пунктирный рисунок детали с последующим конструированием без образца.

«Графический диктант»

Цель: развивать способность ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений;

Оборудование: лист бумаги и карандаш.

Ход игры. Ребенку предлагается нарисовать палочку в центре листа. Круг справа от палочки, квадрат над кругом и т.д.В углу, в центре и т.д.

О под а, А под М и т.д.

На первом этапе дети выполняют задание на доске,  затем на листе бумаги с опорой на образец. Третий этап – самостоятельное выполнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы для развития ориентировки в пространстве.

Данные схемы разработаны для учащихся имеющих затруднения в ориентировке в пространстве. Следуя в заданном учителем направлении по клеточкам, ребёнок в игровой форме запоминает основные направления: в...

Конспект занятия по ориентировке в пространстве у детей среднего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

Формировать понятия спереди, сзади в практической деятельности .Повторить пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов «на», «под», «рядом», закрепить пространственные отношения «слева –...

Ориентировка в пространстве

В помощь педагогам материал на ориентировку в пространстве (наглядность)...

Коррекционная работа по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения

Настоящая работа является актуальной в связи с необходимостью совершенствовать коррекционно-педагогический процесс с целью предупреждения вторичных отклонений в психофизическом развитии дошкольников....

План-конспект урока "Ориентировка в пространстве"

План-конспект урока "Ориентировка в пространстве"...

Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве

Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве....

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у детей с ОВЗ

В картотеке собраны игры на формирование умений ориентироваться в пространстве в движении.Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу "от простого к сложному".Эти игры помогут детям...