Школьные трудности и их преодоление
методическая разработка (3 класс)

Как преодолеть школьные трудности?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        Тема: Школьные трудности. Их преодоление.

Цели:

  1. активизировать личностные позиции и взгляды учащихся на рассматриваемые проблемы;
  2. умение слушать, взаимодействовать друг с другом;
  3. Умение анализировать пройденное на уроке.

Оборудование: презентация, листочки с трудностями, солнышки и тучки.

Этап занятия

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организацион-ный

3-4 мин

Здравствуйте ребята! Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего классного часа вам нужно внимательно послушать сказку, которая называется «Костёрчик».

Вопросы: Ребята, скажите, почему костёрчик боялся разгореться? Из-за чего костёрчик всё таки решил разгореться? Какую тайну костёрчик узнал от мышки? Чему учит нас эта сказка?

Приветствуют студентов

Слушают сказку

Отвечают на вопросы

К: развить чувство коллективизма

2. Вводная часть

2-3 мин

У каждого из нас есть трудности, которые кажутся нам не преодолимыми, но стоит только захотеть и всё получится. И так, как вы думаете, о чём вы будем говорить? Наша сегодняшняя тема: «Школьные трудности. Их преодоление». А что такое трудности? Трудность – это препятствие для преодоления, которого нужно совершать усилия над собой. Все люди сталкиваются с трудностями. Происходит что-то, что огорчает, расстраивает нас или наоборот сильно злит. Некоторые люди борются с трудностями, решают свои проблемы, но бывают такие ситуации, с которыми им  не по силам справиться, или слишком много трудностей сразу или неприятности длятся так долго, что мы устали, исчерпали свои силы. И тогда мы чувствуем бессилие, слабость, беспомощность, отчаянье. Это значит: нам нужна помощь. Запомните искать, найти и воспользоваться помощью других людей, это и значит справиться с ситуацией.

Отвечают на вопросы

Л:

самостоятельный выбор

3.Основная часть

2-3 мин

4-5 мин

3-4 мин

А теперь послушайте ситуацию, которую мы должны будем решить. Ситуация: Десятилетняя девочка, допускает ошибку в решении математической задачи, бросает ручку, тетрадь и начинает плакать. Попытка успокоить девочку, оканчивается тем, что она сопротивляется и не желает продолжать обучение. Девочка очень эмоционально реагирует на неудачу, но не может сама найти выход из ситуации.

Как вы думаете почему?

Она потеряла уверенность в своих силах, столкнувшись с трудностью в обучении. Как найти выход? ( Научится не падать духом, при столкновении с трудностями; Вообще с трудностями в обучении сталкивается практически каждый. Слёзы – это проявление беспомощности, если делал всё, что смог всё равно, что-то не ладится, нужна помощь, иначе ощущение «не успеха» может закрепиться. Нельзя отказываться от помощи, думая что «достойнее» справляться с трудностями самим.)

Кто же может помочь в такой ситуации? (Взрослые, друзья, одноклассники, родные).

Все школьные трудности можно условно разделить на 3 группы:

  1. Трудности в учебной деятельности: внимание, ошибки в письме, способность рассуждать, кратко и точно высказываться.
  2. Трудности в общении: не могу не ругаться, не обзываться, не могу найти темы для разговора, могу обидеть.
  3. Личностные трудности: не могу сосредоточиться, ничего не успеваю, не могу следить за временем, всё время отвлекаюсь.

Задание: Сейчас мы вам раздадим листочки, на котором изображено три периода, ваша задача вспомнить и написать, какие трудности у вас возникали в жизни.

Слушают ситуацию

Отвечают на вопросы

Анализируют трудности

Вспоминают и пишут трудности

К: отвечать на вопросы

К: достижение договоренности и общего решения

Физкультминутка

2-3  мин

Физминутка

Выполняют движения

Л: ведение здорового образа жизни

Аукцион советов

Ситуации

  1. мин

5-6 мин

Следующее наше задание называется «Аукцион советов преодоления трудностей».

1 ряд: Как быстро и качественно выполнить домашнее задание.

2 ряд: Как вести себя на контрольной работе?

3 ряд: Как быстро запомнить стихотворение?

Следующее задание - решение ситуаций.

Предлагается ситуации, связанные с невыполнением учащимися каких-либо заданий, школьных правил, поведения  и пытаются найти причину невыполнения.  Давайте обозначим настоящую причину и назовём в чём трудность ученика. Я зачитываю вам трудность, а вы должны выбрать, какая трудность мешает ученику выполнить задание.

Ситуации:

  1. Я не выполнил поручение, потому что у нас дома была уборка; (2)
  2. Я не выучил стихотворение, потому что не нашёл книжки с этим стихотворением; (5)
  3. Я не выполнил обещание, потому что ходил с родителями в гости; (3)
  4. Я отвлекался на уроке, потому что сосед мешал работать; (4)
  5. Я не справился с контрольной работой, потому что сосед попросил подсказать ему; (1)
  6. Я опоздал на урок, потому что часы подвели; (6)
  7. Я не решил задачу, потому что забыл дома ручку; (7)

Трудности:

  1. Я не организованный;
  2. Я забыл о задании;
  3. Я забыл о своём обещании;
  4. У меня нет усидчивости, хорошего внимания;
  5. Я плохо выучил стихотворение;
  6. Я медленно собирался;
  7. Я был не внимательным.

Думаю над ответом

Решают ситуации

Л: высказывать свое мнение, не бояться ошибиться

4. Заключительная часть. Рефлексия.

3-4  мин

Наш классный час подходит   к концу. Сейчас мы раздадим вам солнышки и тучки, если у вас есть трудности, приклейте тучку к плакату, а если у вас нет трудностей, приклейте солнышко. До свидания, ребята!

Клеят тучки и солнышки к плакату

К: развить чувство коллективизма

Терапевтические сказки: Костерчик

Возраст: 6-11 лет.

Направленность: Неуверенность в себе, в своих силах. Чувство неполноценности.

Ключевая фраза: "У меня ничего не выйдет!"


     Жил недалеко от города в лесу маленький Костерчик. У него были такие маленькие язычки, что его и костром-то люди не хотели называть, а говорили про него: "Так, какой-то костерчик". Ему очень обидно было слушать такие слова, но уж очень он боялся разгореться по-настоящему. Он не знал, что из этого всего получится, поэтому и боялся. Вдруг у него ничего не выйдет, только все будут смеяться над ним: как он старается, потрескивает, раздувает свои язычки. Некоторые люди, проходившие мимо, говорили: "Что от него толку - ни обогреть, ни осветить не может", а другие и вовсе хотели его потушить,- зачем, мол, он тут горит такой никчемный.
     Горько вздыхал Костерчик, слушая все это и поблескивая своими маленькими язычками. А вот во сне ему снилось, что он большой красивый Костер, который ярко горит и играет своими мощными языками пламени, освещая все вокруг. Но наступало утро, и он снова никак не мог решиться разгореться по-настоящему во всю силу.
     Так наступила осень, и стало в лесу очень холодно и сыро. Бежала как-то по лесу Мышка, вся шубка которой промокла. Увидел Костерчик замерзшую Мышку, жалко ему ее стало, но он только вздохнул: "Я бы обогрел тебя, Мышка, мне очень хочется быть настоящим Костром, но только я боюсь, что у меня из этого ничего не выйдет". Тут Мышка спросила его: "А ты хоть раз попробовал сделать что-нибудь, чтобы стать настоящим Костром?" Он отвечал: "Нет, я не уверен, что у меня получится".
     "Да ты что,- пропищала Мышка,-я знаю одну тайну, мне ее рассказала старая сова, она все точно знает: каждый маленький Костерчик может стать настоящим Костром, для этого нужно просто хоть раз попробовать! ". Костерчик весь сжался от страха - "Вдруг я погасну, если попробую". Но уж очень ему хотелось стать настоящим Костром и так хотелось обогреть Мышку, что он решился. Зажмурился, набрал в себя воздуха и как встрепенулся! Открыл глаза и понял, что все изменилось - у него появились такие мощные языки, он стал так звонко потрескивать дровам и - как здорово!- и все оказалось не так страшно. Развеселился Костер, разыгрался и подумал: "Чего же я боялся, давно надо было попробовать". Поблагодарил он Мышку, которая сразу же согрелась и высушила свою шубку, и сказал, что он всегда будет раз обогреть ее.
     Теперь его было видно издалека. А люди, когда пришли в лес, не поверили своим глазам. Они теперь говорили: "Вот какой у нас Костер! Теперь мы можем греться у него сколько угодно!"
     С тех пор Костер всем светит ярко-ярко, а по вечерам рассказывает зверушкам историю о том, как он стал большим и красивым.
     Он говорит всем: "Никогда не бойтесь пробовать, потому что даже самый маленький Костерчик может стать большим и красивым Костром. Стоит только хоть раз попробовать. Теперь-то я это точно знаю".


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Почему Костерчик боялся разгореться?

Из-за чего Костерчик все-таки решился разгореться?

Какую тайну Костерчик узнал от Мышки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути преодоления школьных трудностей возникающих у первоклассников.

Каждому ребёнку , пришедшему первого сентября в первый класс , очень хочется хорошо учиться , а каждому учителю хочется научить своих первоклассников всем премудростям наук....

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

«Факторы, влияющие на возникновение школьных трудностей. Виды трудностей обучения детей»

Основные рассматриваемые вопросы:  1. Психолого-педагогический фактор: возраст ребенка, начинающего систематическое обучение в школе. Сензитивные периоды развития. Обучение детей по традиционной ...

Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ

Асинхрония развития как причина детской неуспешности.Нарушение эмоциональной сферы и трудности коммуникации.Способы коррекции данных нарушений....