"Народные сказки как средство воспитания культуры поведения младших школьников"
статья
В наше время, культура – это постоянно изменяющаяся структура. Структура, в рамках одного человека, настолько хрупкая, что легко поддается влиянию средств масс-медиа, интернета и т.д. Значимость каждого отдельного человека, делает его незаменимой ячейкой конструкта под названием социум. Через взаимное изменение, они формируют друг друга в разной степени интенсивности. Несмотря на это, индивид легко попадает под влияние социума, становясь носителем определенной культуры, в том числе культуры поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_skazki_kak_sredstvo_vospitaniya_kultury_povedeniya_mladshih_shkolnikov.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Гатауллина Лилия Минисламовна
Воспитатель
Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей «Альметьевский детский дом»
Г. Альметьевск, Республика Татарстан
Народные сказки как средство воспитания культуры поведения
младших школьников
Аннотация: в наше время, культура – это постоянно изменяющаяся структура. Структура, в рамках одного человека, настолько хрупкая, что легко поддается влиянию средств масс-медиа, интернета и т.д. Значимость каждого отдельного человека, делает его незаменимой ячейкой конструкта под названием социум. Через взаимное изменение, они формируют друг друга в разной степени интенсивности. Несмотря на это, индивид легко попадает под влияние социума, становясь носителем определенной культуры, в том числе культуры поведения.
Ключевые слова: культура поведения, сказка, деятельность, воспитание, младший школьник.
Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики и эстетической культуры.
В своей статье, Е.С. Савко отмечал, что безразличие учащихся к культуре своих действий – итог недостаточного позитивного влияния на молодежь социальных институтов, таких как семья или образовательно-воспитательные учреждения. [6] Здесь хотелось бы отметить и влияние телекоммуникационных сетей, которые в наш век прочно вошли в обиход, и современный человек просто неспособен представить свою жизнь без них.
В культуре поведения младших школьников Н.С. Витковская условно выделила такие компоненты, как: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. [1]
Е.В. Давлетшина в своей работе отметила, что для формирования культуры поведения младших школьников должны применяться педагогические технологии, в основе которых лежит проблемность. [4]
В.А. Сухомлинский пришел к выводу, что основой воспитания должно быть чтение, рассказывание, драматизация, слушание и переживание сказок.
Из этого мнения именитого педагога мы и исходили. К тому же, влияние сказок на подрастающее поколение было основательно изучено.
Так, по мнению Г.Н. Волкова, дети и сказки неразделимы, они созданы друг для друга, а потому они обязательно должны входить курс воспитания и образования детей. [2]
А.В. Крестовский, ссылаясь в том числе и на работу Г.Н. Волкова пишет, что ребенок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки, по его мнению, являются важным и сильнейшим педагогическим и воспитательным средством, которое было выработано в течение столетий и проверенным народом. [5]
Эту позицию подтверждает и Т.К. Снопова, которая в своей статье утверждает, что первым воспитательным аспектом сказки является ее содержание. Она раскрывает, что в сказках рассказывается о жизни, быте, занятиях, обычаях и нравах народа. А идеал человека, данный в сказках весьма дифференцирован, т.е. дан конкретный образ мужчины, женщины, ребенка и т.д. [7]
Такое четкое определение ролей и образов, описанное красивым и простым языком, помогает избежать искажения, что так свойственно для детского возраста.
Помимо уже указанных особенностей влияния сказок, Н.И. Хаитова отмечает еще и развитие сопереживания и сострадания у детей. Она пишет, что цель сказочников – воспитывать в ребенке человечность. А для борьбы с черствостью, эгоизмом и равнодушием, авторы сказок рисуют борьбу добра со злом, где первое обязательно побеждает, однако для этого требуются усилия, стойкость и преданность своим идеалам. [8]
Стоит отметить, что на основании работы Е.Г. Воронцовой, активные формы поведения у детей младшего школьного возраста недостаточно сформированы: они нерешительны в деятельности, отказываются от деятельности при столкновении с препятствиями и т.д. [3]
На основание всего вышеизложенного, мы приходим к выводу, что сказка – ключевой элемент в воспитании детей младшего школьного возраста. Также мы выяснили, что существуют определенные проблемы у детей данного возраста, связанные с недостаточно развитыми активными формами поведения. Таким образом, определив проблему, и способ ее решения, необходимо в дальнейшем тщательно изучить воздействие сказок на поведение младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Витковская Н.С. Формирования культуры поведения младших школьников: пособие для учителей / Н.С. Витковская, Д.Н. Джола, Щербо, А.Б. – Киев: Радянська школа, 1988.-144 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М., 2000, - 169 с.
3. Воронцова Е.Г. Особенности активных форм поведения младших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №2. С.30-37
4. Давлетшина Е. В. Технология воспитания морального выбора в формировании основ культуры поведения младших школьников // Вестник КазГУКИ. 2014. №4-2. С.73-77
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание культуры поведения младших школьников».
Лекторий для родителей начальных классов....
Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников
В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно. Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня...
"Воспитание культуры поведения младших школьников".
Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и п...
Воспитание культуры поведения младших школьников
Из опыта работы....
Воспитание культуры поведения младших школьников.
Данный материал пригодится учителю начальных классов для проведения внеурочной деятельности, родтиельских собраний....
Воспитание культуры поведения младших школьников
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Группы продлённого дня имеют большие возможност...