Программа предшкольной подготовки "Солнечные ступеньки"
рабочая программа
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_solnechnye_stupenki.docx | 47.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
«СОЛНЕЧНЫЕ СТУПЕНЬКИ»
Срок реализации: 1 год
Составитель:
учитель начальных классов
Прокофьева М. Д.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
. Данная рабочая программа обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
- подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
- формирование положительного отношения к школе.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
- развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
- воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
- формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
- укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;
- воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
- создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Данный курс содержит три комплексных блока:
- Обучение грамоте, развитие речи ( 1 занятие в неделю, 30 минут)
- Математика ( 1 занятие в неделю, 30 минут)
- Подготовка к письму (1 занятие в неделю, 30 минут)
ХАРАКТЕИСТИКА РАЗДЕЛОВ
Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению
Основная задача - развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, подготовка руки к письму.
На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.
Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.
Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)
Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.
Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)
На занятиях используются:
- пальчиковая гимнастика;
- веселые подвижные игры (речь + движения);
- штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;
- обводки по трафарету или шаблону;
- печатание букв, слогов, слов, цифр.
Математика
Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления.
На занятиях дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет.
Дети обучаются элементарным основам математики:
- знакомство с цифрами;
- состав числа;
- отношения и связи между числами;
- геометрические фигуры;
- математические знаки;
- арифметические задачи;
- примеры на сложение и вычитание;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
состоит из учебных пособий:
1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2)
2. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Обучение грамоте (часть 1, часть 2)
3. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Подготовка к письму (часть 1, часть 2)
Средства, необходимые для реализации программы:
- Учебно-тематическое планирование;
- Рабочие тетради, альбом
- Слоговые таблицы
- Демонстрационный материал
- Презентации к занятиям
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМУ КУРСУ «МАТЕМАТИКА»
Пояснительная записка
Предпосылками формирования элементарных математических представлений следует считать формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций. Сенсорный опыт детей: зрительный; координационный в пространстве и во времени; цветовой.
К основным видам логических операций можно отнести классификацию и сериацию.
Классификация (распределение- объединение объектов по группам)- анализ(выделение признаков объекта); сравнение(сопоставление ряда объектов по выделенному признаку); обобщение(выделение общего признака у ряда объектов); синтез(объединение объектов в группу по выделенному признаку).
Сериация- установление последовательных взаимосвязей(определение различий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию или возрастанию степени проявления признака).
Уровни сложности логических операций:
а) самостоятельно;
б) с помощью сверстников, взрослых:
-классификация: по кол-ву объектов- 2-4;
-по кол-ву признаков- от 1 до 3;
-сериация: по кол-ву объектов- не более 3.
Содержание курса:
Программа дочислового периода обучения математике:
1.Формирование представлений о количестве.
Классификация множеств объектов по кол-ву объектов(один, много, ни одного).
2.Виды преобразований основных объектов:
-инвариантные преобразования геометрических форм: сдвиг, вращение, симметрическое отображение, подобие и их композиции;
-преобразование количества: - инвариантные (изменение положения элементов группы в пространстве);
- неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы).
3.Способы сравнения: на глаз; наложение; перенос; взаимно однозначное соответствие.
4.Способы описания результатов сравнения: равенство; неравенство; установление последовательности.
1.Развитие представлений о количестве: количество как характеристика множества предметов.
2.Классификация множеств предметов по количеству ( один, много, ни одного).
3.Сравнение двух множеств предметов по кол-ву различными способами.
4. Распределение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предыдущего.
5.Развитие представлений о форме.
1. Сравнение предметов по форме различными способами.
2. Выделение геометрических форм(пространственные, плоские, линейные).
3. Знакомство с объёмными геометрическими фигурами.
4. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами.
5. Знакомство с линейными геометрическими фигурами. Построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки.
6. Преобразования геометрических фигур.
7. Сравнение форм геометрических фигур под действием преобразований различными способами.
6.Развитие представлений о непрерывных величинах.
1.Сравнение двух предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами.
2. Сравнение трёх предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами.
3. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по площади различными способами.
4. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по объёму различными способами.
5. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по величине различными способами.
Содержание числового периода обучения математике:
Основные объекты: числа, действия над числами.
Представление о числах: количественное описание равноэлементных множеств, способы записи числа, число как результат измерения, число как результат сложения единиц, аддитивный состав числа.
Представление о ряде чисел: упорядоченность числового ряда, положение числа в ряду, порядковые числительные.
Действия над числами ( от 1 до 5): - понятие арифметического действия;
- действие сложение как объединение множеств;
- действие вычитание как изъятие подмножества из множества.
Программа числового периода обучения математике:
Числа от 1 до 5.
Классификация множеств по кол-ву элементов. Равноэлементные множества.
Число как количественная характеристика равноэлементных множеств. Числа 1, 2, 3, 4, 5 и соответствующие им «эталонные»
множества. Способы записи числа: точечная и цифровая.
Действия над числами.
- Понятие арифметического действия.
- Действие сложения.
- Действие вычитания.
- Получение последующего и предыдущего числа.
Аддитивный состав чисел от 1 до 5:
- разложение числа на сумму единиц;
- произвольное разложение числа;
- способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3;
-способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 2, 3, 4, 5.
Формирование познавательных УУД:
- классификация-объединение по группам;
- анализ – выделение признака из целого объекта;
- сравнение - выделение признака из ряда предметов;
- обобщение - выделение общего признака из ряда объектов;
- синтез - объединение в группы по признакам;
- сериация – умение видеть и называть соседний объект; умение распределять объекты по убыванию или по возрастанию степени проявления признака.
Формирование сенсорного опыта:
-ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчёта себя или другой предмет;
- ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;
- определение временных отношений (день, месяц, год);
- определение цвета;
- Умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Дети должны уметь:
- оценивать кол-во предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;
- вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке от1 до 10;
- показывать знание способов записи числа (точкой, точками, цифрой);
- раскладывать числа от 2 до 5 на сумму единиц;
- производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;
- осуществлять набор и размен монет;
- сравнивать предметы по форме разными способами;
- узнавать и называть объёмные, плоские, линейные геометрические фигуры.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ:
№ п/п | Тематика занятия | Страницы тетради | Дата план | Дата факт |
1-2 | Ориентирование на листе тетради. Одинаковый, лишний предмет. | С.1-2 | ||
3-4 | Счет предметов. Больше, меньше, только же. Цифра 0 | С.3-5 | ||
5-6 | Число и цифра 1. | С.6-7 | ||
7-8 | Число и цифра 2. Состав числа 2. | С.8-9 | ||
9-10 | Число и цифра 3. Состав числа 3. | С.10-11 | ||
11-12 | Число и цифра 4. Состав числа 4. | С. 12-13 | ||
13-14 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | С.14-15 | ||
15-16 | Число и цифра 6. Состав числа 6. | С.16-17 | ||
17-18 | Число и цифра 7. Состав числа 7. | С.18-19 | ||
19-20 | Число и цифра 8. Состав числа 8. | С.20-21 | ||
21-22 | Число и цифра 9. Состав числа 9. | С.22-23 | ||
23-24 | Число 10. Состав числа 10. | С.24-25 | ||
25-26 | Числа натурального ряда. | С.26-27 | ||
27-28 | Числа натурального ряда | С. 28-29 | ||
29-30 | Знаки >, <, = | С. 30-32 | ||
31-32 | Составление схем-примеров | С. 2-3 ч.2 | ||
33-34 | Решение примеров | С. 4-5 | ||
35-36 | Увеличить, уменьшить на 2 | С. 6-7 | ||
37-38 | Решение примеров | С. 8-9 | ||
39-40 | Решение примеров | С.10-11 | ||
41-42 | Задача. | С.12-13 | ||
43-44 | Задача «было-съели-осталось» | С. 14-15 | ||
45-46 | Задача «было-съели-осталось» | С. 16-17 | ||
47-48 | Решение примеров | С.18-19 | ||
49-50 | Решение примеров | С.20-21 | ||
51-52 | Состав числа 10 | С.22-23 | ||
53-54 | Решение примеров | С.24-25 | ||
55-56 | Увеличить, уменьшить на 3 | С.26-27 | ||
57-58 | Измерение длины. | С.28-29 | ||
59-60 | Счет до 20. | С. 30-31 | ||
61-62 | Решение примеров. Упражнения на развитие логики | |||
63-64 | Решение примеров. Упражнения на развитие логики | |||
65-66 | Решение примеров. Упражнения на развитие логики |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМУ КУРСУ
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Пояснительная записка
Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием их коммуникативных и интеллектуальных компетенций.
Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной мыслительно - мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.
Обучение аудированию в процессе предшкольной подготовки позволяет учит дошкольников:
- внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);
- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте(что было сначала, что было потом и что в конце);
- понимать причинно- следственные связи повествования;
- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам(стремиться узнать их значение);
- развёрнуто отвечать на вопрос.
Формировать у дошкольников умения:
- предвосхищать смысловое содержание высказывания;
- использовать в речи понятия, связанные временными и пространственными ориентирами (сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; над, под, выше, ниже);
- развивать выразительность речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и пр.
Формирование умений понимать речь на слух также положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, соль важной не только для изучения русского языка, но и любого другого предмета.
Содержание курса:
- определение последовательности событий в тексте;
- составление устного рассказа по рисункам к тексту;
- понимание причинно-следственных связей повествования;
- говорение с опорой на речевые образцы;
- выстраивание сложноподчинённого предложения с опорой на образец речи и при помощи наращивания цепочки событий или героев;
- соблюдение нужной интонации высказывания;
- формирование сенсорных эталонов;
- формирование умения объяснить, аргументировать свой ответ;
- запоминание зрительного образа отдельных букв и коротких слов, нахождение и маркирование их в небольшом тексте.
Базовые ожидаемые результаты.
Универсальные учебные действия.
Ребёнок должен уметь, знать и научиться:
- удерживать внимание, слушая короткий текст;
- выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций к тексту;
- отвечать на вопросы;
- обсуждать со взрослым возникшую проблему;
- исправлять свои ошибки;
- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;
- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;
- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;
- понимать логику и причинно-следственные связи повествования;
- удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;
- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;
- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;
- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;
- выстраивать сложноподчинённые предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;
- выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец;
- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;
- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;
- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА
Номер занятия | Тема обучения грамоте | Страницы рабочей тетради | Тема занятия | Тема по развитию речи | Дата план | Дата факт |
1-2 | Буквы а и о | С.1-2 | Белка | Дифференциация звуков, составление словосочетаний | ||
3 | Буква И | с.3 | Петушок | Лексика и словообразование | ||
4 | Буква у | С.4 | Снеговик | Развитие мышления, | ||
5 | Буква ы | С.5 | Футболист | Образование множественного числа | ||
6 | Буква н | С.6 | Дом | Предлог на | ||
7-8 | Буквы к и т | С.7-8 | Пароход | Решение логической задачи, | ||
9-10 | Буквы з – с | С.9, 16 | Игрушки | Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией | ||
11-12 | Буква л | С.10 | Действуй по инструкции | Звук [л]. Автоматизация звука | ||
13-14 | Буква р | С.11 | Краски. | Лексика по теме, словообразование | ||
15 | Буква в | С.12 | Действуй по инструкции | Использование предлогов, лексика | ||
16-17 | Буква е, ё | С.13, 24 | Широкая строка | Составление пересказа | ||
18-19 | Буквы б – п | С.14, 17 | Широкая строка | Сочинение-описание | ||
20 | Буква м | С.15 | Межстрочное пространство | Лексика по теме, словообразование | ||
21-22 | Буквы д – т | С.18, 7 | Овалы | Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией | ||
23 | Буква г | С.20 | Зигзаги | Использование предлогов, словообразование | ||
24 | Буква ч | С.21 | Наклонные | Развитие мышления, | ||
25 | Звук ш | С.22 | Паровозик | Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией | ||
26 | Буква ж | С.23 | Наклонные зигзаги | Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией | ||
27 | Буква х | С.26 | Петля | Составление рассказа | ||
28-29 | Буква ю | С.27 | Узкая строка | Составление пересказа | ||
30 | Буква ц | С.28 | Узкая строка | Составление пересказа | ||
31 | Буква щ | С.30 | Узкая строка. Волна | Развитие мышления, устное сочинение | ||
32-33 | Буквы ф – в | С.31,12 | Узкая строка. Петля | Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией | ||
34-35 | Буква я | С.19 | Пишу от заданной точки | Развитие мышления, | ||
36-37-38 | Слоги | С.1-3 с ч.2 | Пишу от заданной точки Работаю по инструкции | Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией | ||
39-40-41 | Слоги | с. 2-4 ч.2 | Штрихов Прямая наклонная . | Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией | ||
42-43-44 | Слова-предметы | С.5-7 ч.2 | Штриховка Прямые наклонные | Лексика по теме, словообразование | ||
45-46-47 | Слова | С. 8-10 ч.2 | Прямая наклонная | Лексика по теме, словообразование | ||
48-49-50 | Деление слов на слоги | С.11-13 ч.2 | Наклонная с закруглением вверху и внизу. | Развитие мышления, устное сочинение | ||
51-52-53 | Деление слов на слоги | С. 14-16 ч.2 | Овалы | Развитие мышления, | ||
54-55-56 | Слова-предметы | С.17-19 | Петля, наклонные
| Составление пересказа | ||
57-58-59 | Предложение. Составление предложений из слов | С.20-22 | Овалы | Составление пересказа | ||
60-61-62 | Виды предложений) | С.23-26 | Петля | Развитие мышления, устное сочинение | ||
63-64-65-66 | Повторение и систематизация. | С.27-32 | Элементы букв. Повторение | Составление пересказа |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМУ КУРСУ
«Мир вокруг нас»
(ознакомление с окружающим миром)
Пояснительная записка
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть сознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением – младшему. В тоже время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении достигать гармоничных отношений с окружающим миром и с самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
Существенным моментом в воспитании культуры школьников всех возрастов является изменение в их сознании представления гармонии человека и природы, формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Без осознания человеком самоценности природы как таковой, а не с точки зрения ее полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.
В качестве средства воспитания носителей новой культуры взаимоотношений с природой, людьми и сами с собой предлагается программа курса для детей старшего дошкольного возраста, рассчитанная на 32 занятия (1 занятие в неделю).
Главная цель курса – пробуждение интереса к объектам окружающей среды, в том числе и к самим себе, как неотъемлемой части природы, воспитание чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, желания приносить пользу растениям, животным, людям.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Формирование экологических знаний, умений, навыков.
- Обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.
- Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной сферы.
- Способствовать формированию системы знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, содействовать личностному развитию ребенка и наиболее полной его самореализации.
Содержание программы
Введение :
Знакомство с классификацией предметов. Деление предметов на группы.
Осень :
Изменения окраски листьев. Узнавание деревьев по листьям. Грибы съедобные и несъедобные. Созревание плодов и семян. Узнавание плодов и семян разных растений. Сад и огород. Погодные явления осенью.
Заморозки. Появление первого льда на лужах. Замерзание рек, озер. Завершение листопада. Явления в жизни животных, их подготовка к зиме.Подготовка животных к зиме. Отлет птиц.
Изменения, наблюдаемые в неживой природе. Изменения температуры воздуха. (холоднее, теплее) Осадки. Снегопад.
Зима:
Снегопады, морозы, оттепели. Покой в жизни растений. Явления в жизни насекомых. Как зимуют насекомые. Игры детей зимой. Новый год.
Жизнь животных зимой. Зима – голодное время для птиц. Зимующие птицы. Помощь зимующим птицам. Жизнь растений зимой. Зимние забавы.
Весна:
Пробуждение растений. Появление травянистых растений. Сокодвижение у кленов и берез. Набухание почек. Цветение деревьев и кустарников. Первоцветы. Международный женский день.
Освобождение водоемов ото льда. Изменения в жизни животных. Пробуждение водоемов. Прилет птиц. Гнездование. Помощь птицам в этот период. Явления в жизни животных. Пробуждение насекомых. Рождение детенышей у млекопитающих.
Животные разных стран.
Ориентировка во времени:
Усвоение названий дней недели, месяцев, сезонов, частей суток;
Познакомить детей с часами.
Знакомство с профессиями людей:
Разнообразие профессий. Уважение к людям труда.
Занятие-игра:
.
Требования к знаниям умениям и навыкам
- Понятие об окружающем мире, живой и неживой природе.
- Характерные признаки сезонных изменений в нашей местности.
- Уметь рассказать о наблюдениях за сезонными изменениями в живой и неживой природе.
- Знать объекты живой природы: животные, растения, грибы.
- Определять существенные признаки отличия домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц.
- Практически различать деревья, кустарники, травы.
- Называть 3-4 растения, животных, фруктов, овощей.
- Проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни людей (труд, одежда и др.).
- Знать название дней недели, месяцев, сезонов, частей суток.
- Знать названия распространенных профессий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Любимые игрушки. Кто чем играет? | 1 | ||
2 | Предметы, которые нас окружают. Тематические группы слов. Посуда | 1 | ||
3 | Наша одежда. Сезонные изменения одежды. Правила здорового образа жизни | 1 | ||
4 | Головные уборы. Правила здорового образа жизни | 1 | ||
5 | Наша обувь. Правила здорового образа жизни | 1 | ||
6 | Мебель. Тематические группы слов. | 1 | ||
7 | Школьные принадлежности | 1 | ||
8 | Электроприборы. Правила безопасного использования электроприборов | 1 | ||
9 | Инструменты. Кому что нужно для работы? | 1 | ||
10 | Музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты. Симфонический оркестр | 1 | ||
11 | Спортивные снаряды и принадлежности. Правила здорового образа жизни | 1 | ||
12 | Наземный транспорт. Правила дорожного движения | 1 | ||
13 | Воздушный транспорт. Правила поведения в самолете | 1 | ||
14 | Водный транспорт. Правила безопасного поведения на воде | 1 | ||
15 | Профессии человека. Кто что делает? Кто где работает? | 1 | ||
16 | Техника на службе у человека | 1 | ||
17 | Овощи. | 1 | ||
18 | Фрукты. | 1 | ||
19 | Ягоды. | 1 | ||
20 | Цветы. | 1 | ||
21 | Деревья. | 1 | ||
22 | Времена года. Осень. Грибы. | 1 | ||
23 | Домашние животные и их детеныши | 1 | ||
24 | Дикие животные и их детеныши | 1 | ||
25 | Животные севера. | 1 | ||
26 | Животные жарких стран. | 1 | ||
27 | Обитатели моря. | 1 | ||
28 | Птицы. | 1 | ||
29 | Домашние птицы. | 1 | ||
30 | Рыбы. | 1 | ||
31 | Насекомые. | 1 | ||
32 | Повторение. | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников
Игра 1. «Полслова за вами»
Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.
Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.
Игра 2. « Опиши предмет»
Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.
Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.
Игра 3. «Я знаю»
Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.
Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:
- Я знаю пять имен мальчиков:
Саша - раз,
Дима - два,
Игорь - три,
Денис - четыре,
Володя - пять.
Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.) .
Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.
Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.
Игра 5. «Расшифруй письмо»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.
Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.
Игра 6. «Кто лучше»
Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.
Игра 7.«Кто наблюдательнее»
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.
Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.
Игра 8. «Сочини сказку о предмете».
Цель: Развитие речи учащихсчя, пополнение словарного запаса.
Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.
Игра 9. «День - ночь»
Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.
Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.
Игра 10. «Подружи букву»
Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния)
Игра 11. «Идем в гости»
Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».
Игра 12. «Составь слово»
Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.
Игра 13. «Разложи по-порядку»
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.
Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»
Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.
Игра 15. «Молоточки»
Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.
Игра 16. « Буква заблудилась»
Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.
Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.
Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.
Игра 18. «Когда это бывает»
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.
Игра 19. «Колокольчики»
Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.
Игра 20. «Исправь ошибки»
Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.
Игра 21. «Слова»
Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.
Игра 22. «Узелки на память»
Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.
Слоговая таблица
А | У | О | Ы | И | Е | Я | Ё | Ю | Э | |
Н | НА | НУ | НО | НЫ | НИ | НЕ | НЯ | НЁ | НЮ | НЭ |
М | МА | МУ | МО | МЫ | МИ | МЕ | МЯ | МЁ | МЮ | МЭ |
Т | ТА | ТУ | ТО | ТЫ | ТИ | ТЕ | ТЯ | ТЁ | ТЮ | ТЭ |
К | КА | КУ | КО | - | КИ | КЕ | - | - | - | КЭ |
Х | ХА | ХУ | ХО | - | ХИ | ХЕ | - | - | - | ХЭ |
Б | БА | БУ | БО | БЫ | БИ | БЕ | БЯ | БЁ | БЮ | БЭ |
В | ВА | ВУ | ВО | ВЫ | ВИ | ВЕ | ВЯ | ВЁ | ВЮ | ВЭ |
Г | ГА | ГУ | ГО | - | ГИ | ГЕ | - | - | - | ГЭ |
Д | ДА | ДУ | ДО | ДЫ | ДИ | ДЕ | ДЯ | ДЁ | ДЮ | ДЭ |
Ж | ЖА | ЖУ | ЖО | ЖЫ | ЖИ | ЖЕ | - | ЖЁ | - | - |
З | ЗА | ЗУ | ЗО | ЗЫ | ЗИ | ЗЕ | ЗЯ | ЗЁ | ЗЮ | ЗЭ |
Л | ЛА | ЛУ | ЛО | ЛЫ | ЛИ | ЛЕ | ЛЯ | ЛЁ | ЛЮ | ЛЭ |
П | ПА | ПУ | ПО | ПЫ | ПИ | ПЕ | ПЯ | ПЁ | ПЮ | ПЭ |
Р | РА | РУ | РО | РЫ | РИ | РЕ | РЯ | РЁ | РЮ | РЭ |
С | СА | СУ | СО | СЫ | СИ | СЕ | СЯ | СЁ | СЮ | СЭ |
Ф | ФА | ФУ | ФО | ФЫ | ФИ | ФЕ | ФЯ | ФЁ | ФЮ | ФЭ |
Ц | ЦА | ЦУ | ЦО | ЦЫ | ЦИ | ЦЕ | - | - | - | - |
Ч | ЧА | ЧУ | ЧО | - | ЧИ | ЧЕ | - | ЧЁ | - | - |
Ш | ША | ШУ | ШО | - | ШИ | ШЕ | - | ШЁ | - | - |
Щ | ЩА | ЩУ | ЩО | - | ЩИ | ЩЕ | - | ЩЁ | - | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»
Модефицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» »предназначена для подготовки к школе дете...
Программа предшкольной подготовки «Ступеньки детства»
Программа предшкольной подготовки «Ступеньки детства» Возраст детей 6-7 лет Срок реализации – 1год...
Рабочая программа. Математика. "Раз - ступенька, два - ступенька."
Рабочая программа по дошкольной подготовке для детей 6 - 7 лет. Имеет пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты знаний, умений и навыков....
Программа курса «Раз – ступенька, два - ступенька…» (развитие математических представлений)
Образовательная программа обучения математике составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…&raqu...
Программа предшкольной подготовки " Солнечные ступеньки"
Данная рабочая программа обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:·...
Рабочая программа предшкольной подготовки "Математические ступеньки"
Программа «Математические ступеньки» по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе авторской программы К.В.Шевелева «Готовимся к ш...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВД МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ «Раз ступенька, два ступенька» (подготовка детей 6-7 лет в школу)
Программа ВД включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность фо...