Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать…
статья
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myslit.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать…
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.
В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или память-рассказ. Она имеется уже у ребенка 3-4- летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.
Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни. Считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или двигательная, память. По мнению П.П. Блонского, в генетическом плане она предшествует всем остальным.
Однако многие данные свидетельствуют о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери. Это говорит о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Возможно, они появляются и развиваются практически одновременно.
Под несколько иным углом зрения рассматривал развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. Благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.
Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. "Анализ показывает, – писал Л.С. Выготский, – что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать… Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти". (18). Исследование форм недостаточно развитого детского мышления, с другой стороны, обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом.
Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение "мыслить – значит припоминать" с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: "запомнить или вспомнить – значит понять, осмыслить, сообразить".
Специальные исследования непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте проводил А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом постепенно замещается другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что, обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым меняем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное запоминание становится опосредованным.
Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступаю как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев и т.д.), а затем становятся внутренними (чувства, ассоциации, представления, образы, мысли).
В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Переход, совершающийся от внешне опосредованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредованному, находится в тесной связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю.
У дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.
Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредованного запоминания, а затем более быстрого совершенствования опосредованной памяти. Опосредованное запоминание, развиваясь более быстрыми темпами, вскоре по продуктивности догоняет непосредственное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Успешная адаптация детей раннего возраста как фактор физического и психического здоровья"
Статья, рассказывающая о решении такой важной задачи, как адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада......
Формирование сотрудничества взрослого с ребенком раннего возраста средствами устного народного творчества
Эмоциональное общение взрослого и ребенка при нормальном развитии возникает очень рано — на первых месяцах жизни. Оно начинается с «заражения эмоциями» (Э.Сеген, А.Валлон) в ответ на приветливый ...
Речевая диагностика детей раннего возраста как значимый компонент общего развития ребенка
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой кате...
Проект: Направленность и содержание консультации с родителями (законными представителями) ребенка от 0 до 3 лет. Тема: «Агрессивное поведение у детей раннего возраста»
Современный ребенок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Личность ребёнка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Дети получают сведения об агрессии из ...
Консультация для родителей: "Как привить у ребенка любовь к книгам с раннего возраста".
Книга — это неиссякаемый и доступный источник знаний. В наше время существует множество различных книг в разных развивающих областях и на любой возраст....
Развитие познавательной сферы ребенка с ДЦП раннего возраста
Вашему ребенку установлен диагноз - детский церебральный паралич. Задача родителей принять самое активное участие в воспитании и развитии своего ребенка. Детям с таким серьезным заболеванием важна не ...