Конспект занятия по математике "Знакомство с геометрическими фигурами. Прямая и не только..."
план-конспект урока по математике (1 класс)

Булдыгина Ирина Юрьевна

Занятие по математике проведено в подготовительной группе частной английской школы (г. Москва). Данная работа может представлять интерес для воспитателей детского сада и учителей начальных классов, работающих в группах по подготовке к школе. На данном занятии реализуется системно-деятельностный подход, что соответствует ФГОС НОО. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема: «Прямая и не только. Знакомство с геометрическими фигурами».

Программное содержание:

Образовательная область «Познание».

  1. Дать понятия «Прямая», «Ломаная», «Угол», «Вершина угла».
  2. Познакомить с видами углов.
  3. Научить определять виды углов с помощью мерки.
  4. Способствовать развитию логического мышления, внимания.
  5.  Воспитывать умение слушать и желание оказывать помощь

«Коммуникация»

  1. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

«Социализация»

  1. Воспитывать самостоятельность.
  2. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Демонстрационный материал: плакаты с изображением Василисы Прекрасной, Ивана Царевича, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Мудрой Совы.

Раздаточный материал: 3 клубка бельевой веревки, трубочки для коктейля для каждого ученика.

Ход занятия

  1. Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.

- Ребята, вы любите русские народные сказки?

- А какие сказки вы любите?

Сегодня я расскажу вам необычную сказку, которая называется «Прямая… и не только…»

Слайд 1.

- В некотором царстве, в некотором государстве жили – были Иван Царевич и Василиса Прекрасная. (открываю на доске плакаты с изображением сказочных героев).

 Однажды Кощей Бессмертный похитил Василису Прекрасную. (Вывешиваю плакат с изображением Кощея). Пригорюнился Иван Царевич и отправился спасать Василисушку.  Долго ли, коротко ли….

Навстречу ему старец. Слайд 2.

- Мил человек, не встречал ли ты мою невесту, – спросил Иван Царевич – Не знаешь, где её прячет Кощей Бессмертный?

Отвечает ему старец: «Вот теперь волшебный клубок, он поможет найти дорогу к твоей суженой.

- Ребята, а вы хотите помочь Ивану Царевичу вернуть Василису Прекрасную?

- Да! А сможете?                                

 (Если кто-то сказал: «Нет», то надо дать возможность ребенку присоединиться чуть позже).

- А что надо, чтобы у нас получилось помочь?

(Выслушать предположения детей…. Мы должны быть внимательными, помогать друг другу).

-Ну, тогда в путь!

2. Актуализация.

Дидактическая задача: актуализация имеющихся знаний. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

(Раздаю клубки бельевой веревки).         Слайд 3 (задания)

2 человека: проложить ровную дорогу

4 человека: проложить извилистую дорогу.

остальные: проложить дорогу по горам и оврагам.

- Молодцы! Вы смогли проложить три дороги для Ивана Царевича: прямую, ломаную и кривую.

Слайд 4

Действительно, у каждого человека, как правило, есть выбор как ему поступить в той или иной ситуации.

- Ребята, как вы думаете, по какой дороге пойдет Иван Царевич? Почему? (Выслушать предположения детей…)

А вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас угадал?          

Слайд 5

Иван Царевич выбрал прямую. Идет он, идёт, а она все не кончается, не может он остановиться. А все потому, что у прямой нет ни начала, ни конца.

Что же сделать, чтобы Иван Царевич смог остановиться и отдохнуть? (Выслушать предположения детей…)

А в нашей сказке (Слайд 6) вдруг появились волшебные ножницы и отрезали прямую с одной стороны и… (Слайд 7) с другой стороны.

Ножницы отрезали прямую и получился отрезок, у которого есть начало и конец (Слайд 8).

 Иван Царевич смог остановиться и немного отдохнуть.

Давайте и мы с вами немножко отдохнем.

  1. Физкультминутка.

(Раздаю «отрезки» - трубочки для коктейля).

— Вот такие волшебные отрезки из нашей сказки. Это прямая, у которой есть начало и конец.

- Ой, ребята! А у меня отрезок согнулся и превратился в новую геометрическую фигуру (согнуть трубочку в месте сгиба). И получился угол.

 Место, в котором отрезок согнулся, называют вершиной угла.

(Начертить на доске угол и обозначить вершину). И если перевернуть этот угол, то вершина окажется внизу. То есть это не самая высокая точка, а место соединения двух линий.

(- Отложите свои углы, они нам еще пригодятся.)

- Посмотрел Иван Царевич вдаль…  Видит…

Слайд 9

Стоит избушка на курьих ножках… А в ней Баба Яга. Спросил у нее Иван Царевич, не знает ли она куда Кощей Бессмертный унес Василису Прекрасную? А Баба Яга отвечает: «Показала бы я тебе дорогу, да ступа моя сломалась.»

Ой, ребята, что же делать? (Выслушать предположения детей... Починить, старшим надо помогать, особенно одиноким старушкам.)

Отремонтировал Иван Царевич ступу. Баба Яга поблагодарила его и отправились они дальше вместе.

Слайд 10

Забралась Баба Яга на вершину горки - вершину угла. «Эх, - говорит, -прокачусь».

Возьмите свои отрезки и попробуйте сделать такую же горку.

«Да, - говорит Бабка Ёжка, - как-то уж очень медленно я качусь.»

Ребята, как изменить угол горки, чтобы Баба Яга скатилась побыстрее?

(Выслушать предположения детей…. Надо немного сделать угол поострее – сдвинуть стороны друг к другу).

Слайд 11

«Вот это с ветерком! – прокричала Баба Яга.

Взобралась Баба Яга на третью горку.    

 Слайд12

-Э-э-э! НЕТ!!!- воскликнул Иван Царевич. Там же обрыв!

- Почему Иван Царевич не позволил Бабе Яге скатиться с третьей горы?

(Выслушать предположения детей…. Она могла разбиться).

- Давайте послушаем Мудрую Совушку, которая как раз пролетала мимо.

Слайд 13 (1 щелчок)

Итак, вот это прямой угол.

Найдите предметы с прямыми углами, которые нас окружают.

(2 щелчок) Угол, который больше прямого, называется тупым.

(3 щелчок) Угол, который меньше прямого, называется острым.

-Ну вот, мы и пришли, - говорит Баба Яга. Дальше иди сам, но помни, о чем тебе сказала мудрая сова. Углы бывают прямыми, тупыми и острыми. Попрощалась и улетела.

Слайд 14

Повернулся Иван Царевич, а перед ним Кощей Бессмертный. Поздоровался Иван.

-Зачем пожаловал? – спрашивает Кощей.

- Знаю, что Василиса Прекрасная у тебя. Отпусти ты ее, пожалуйста!

- Отпущу, если выполнишь моё задание.

Слайд 15

Возьмите круг (раздаю круги детям).

Слайд 16

Сложите этот круг пополам (складывают)

И еще раз пополам (складывают)

Слайд 17

Это мерка. Прикладывая эту мерку к вершине угла, ты можешь определить прямой, тупой или острый угол.

Слайд 18

Задание: сделать угол из своих отрезков и определить вид угла. (Работа в парах)

  1. Закрепление изученного, подведение итогов.

Слайд 19

Итак, давайте вспомним, о каких линиях мы сегодня говорили? (Выслушать предположения детей…)

Слайд 20.

Какие же виды углов вы теперь знаете? (Выслушать предположения детей…)

Как их можно определить? (Выслушать предположения детей…  На глаз и с помощью мерки).

Давайте себе представим, что наш мир состоит только из одних прямых линий

Слайд 21.

Каким вы себе его представляете? Возможно ли это? (Выслушать предположения детей…)

  1. Рефлексия.

Вы сегодня - большие молодцы! Так здорово всем помогали!

А вам понравилось сегодняшнее занятие? Что понравилось больше всего? Что для вас было самым трудным? (Выслушать ответы детей).

Слайд 22.

Спасибо за урок!

 

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 13

Прямой угол Острый угол Тупой угол

Слайд 20

ПРЯМАЯ КРИВАЯ ЛОМАНАЯ

Слайд 21

Прямой угол Острый угол Тупой угол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Геометрические фигуры" по программе "Школа 21 века" 2 класс.

Цель урока познакомить учащихся с существенными признаками прямоугольника и квадрата....

Презентация для дефектологического занятия на тему - "Повторение геометрических фигур"

Презентация в виде интересного занятия для младших школьников в игровой форме....

Конспект урока математики 1 класс "Геометрические фигуры: цвет, форма"

Конспект предназначен для 1 класс АООП 1 вариант для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Занятие «В гостях у геометрических фигур»

Конспект занятия "В гостях у геометрических фигур"...