Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур», составлена на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы Кураева А.В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и ООП НОО МАОУ НШ- ДС№72 и положения о рабочей программе педагога .
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальная школа – детский сад №72 с учетом индивидуальных особенностей, познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся четвертого класса.
Проблема воспитания и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране, в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качественного образования, становления личности.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Учебный курс создает начальные условия для освоения учащимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Модуль выбирается родителями учащихся. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.
Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Основной целью программы по курсу «Основы мировых религиозных культур» является формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.
В соответствие с этой целью ставятся задачи:
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры и степени сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).
Основное содержание курса
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека. Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Тематический планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Из них отведено на внутри-, межпредметные модули | Количество часов на лабораторные, проектные, проверочные, творческие |
1. | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 2 | ||
2. | Мораль. | 13 | 2 | |
3. | Нравственность. | 13 | 1 | |
4. | Духовные традиции многонационального народа России. | 6 | 2 | |
34 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
ИНМ – изучение нового материала
ЗИ – закрепление изученного
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
КУ – комбинированный урок
ЗП – защита проекта
КР, СР, ПР, ЛР – соответственно контрольная, самостоятельная, практическая, лабораторная работа
УЭ - урок-экскурсия
ЭП – электронное приложение
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащегося |
1. | Россия – наша Родина. | ОСЗ | |
2. | Что такое светская этика. | ИНМ | |
3. | Мораль и культура. | ИНМ | |
4. | Особенности морали. | КУ | |
5. | Добро и зло. | ИНМ | |
6. | Добро и зло. | УЭ | |
7. | Добродетели и пророки. | КУ | |
8. | Свобода и моральный выбор человека. | ИНМ | |
9. | Свобода и моральный выбор человека. | ОСЗ | |
10. | Свобода и ответственность. | ОСЗ | |
11. | Моральный долг. | КУ | |
12. | Справедливость. | УЭ | |
13. | Альтруизм и эгоизм. | ИНМ | |
14. | Что значит быть моральным. | УЭ | |
15. | Дружба. | ИНМ | |
16. | Творческие работы учащихся. | ЗП | |
17. | Презентация творческих работ учащихся. | ЗП | |
18. | Род и семья – исток нравственных отношений. | ИНМ | |
19. | Нравственный поступок. | КУ | |
20. | Золотое правило нравственности. | ИНМ | |
21. | Стыд, вина, извинения. | КУ | |
22. | Честь и достоинство. | ИНМ | |
23. | Совесть. | ОСЗ | |
24. | Нравственные идеалы. | КУ | |
25. | Нравственные идеалы. | ИНМ | |
26. | Образцы нравственности в культуре Отечества. | ОСЗ | |
27. | Этикет. | КУ | |
28. | Семейные праздники. | ПР | |
29. | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | КУ | |
30. | Подведение итогов. Любовь и уважение к Отечеству. | ОСЗ | |
31. | Подготовка творческих проектов. | ПР | |
32. | Подготовка творческих проектов. | ПР | |
33. | Презентация творческих проектов. | ЗП | |
34. | Презентация творческих проектов. | ЗП |
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур», в 4 классе являются следующие умения:
– оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
– объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
– самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
– чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметными результатами изучения данного курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
– совместно с учителем составлять план решения проблемы;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировой религиозной культуры» в 4 классе является сформированность следующих умений:
– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
– знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);
– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях;
– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
– осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;
– на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа поОРКСЭ (модуль ОПК)
Программа составлена с учетом ФГОС . всего 34 часа. 1 час в неделю....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...