Проект "Тайны воды"
проект
Предварительный просмотр:
Тайны воды
Редко кто из нас задается вопросом: «Что такое вода?» А ведь без нее жизнь человека просто невозможна. Наука утверждает, что человеческий организм состоит из воды на 70%. Можно придерживаться всевозможных диет, полностью отказаться от мяса, хлеба и молочных продуктов, но исключить из рациона воду невозможно. Ученые доказали, что для сохранения здоровья человек должен в сутки потреблять до 2,5 литров жидкости – это обеспечит ему хорошее самочувствие, активизирует умственную деятельность и придаст сил.
Итак, что нам известно про воду?
- Вода – это прозрачная жидкость, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
- Может быть в жидком, твердом, газообразном состоянии.
- Вода всегда течет самопроизвольно вниз.
- Вода всегда выливается из перевернутого стакана.
- Лед превращается в воду только под действием тепла.
Цель моей работы : опровергнуть устойчивые представления о воде.
Гипотеза: 1. Вода может течь самопроизвольно вверх по капиллярам.
2. Вода может не выливаться из перевернутого стакана благодаря силе поверхностного натяжения.
3. Лед может превратиться в воду под действием давления или соли.
Тайна 1. Вода всегда течет самопроизвольно вниз.
Чтобы развеять этот миф мы провели опыт.
Мы использовали: ветку сельдерея, воду, стеклянный стакан, синие чернила.
Цель опыта: показать, что есть сила, заставляющая течь воду снизу вверх.
Мы налили в стакан воду, опустили в него ветку сельдерея, подкрасили воду чернилами и поставили стакан в теплое место. Через некоторое время стебель приобрел цвет чернил, то есть раствор поднимался снизу вверх. Вода в очень тонких трубочках самопроизвольно поднимается вверх. Это явление называется капиллярностью. Только оно позволяет корням растений всасывать воду из почвы и направлять ее к листьям, т.е. позволяет растениям жить
Тайна 2. Вода всегда выливается из перевернутого стакана.
Чтобы раскрыть эту тайну мы провели следующий опыт.
Мы использовали: ткань, стакан с водой, резинку.
Цель опыта: показать, что обычная ткань может себя вести , как будто она водонепроницаемая.
Мы наполнили стакан водой, намочили кусочек ткани, накрыли ею стакан, закрепили ее резинкой и хорошо натянули. Быстрым движением мы перевернули стакан, и …. оказалось, что вода не выливается из стакана. Когда мы предварительно смочили ткань водой, она заполнила все пространство между волокнами ткани, и из-за силы поверхностного натяжения возник непроходимый барьер для воды из стакана.
Тайна 3. Лед может превратиться в воду под действием соли.
Для опыта нам понадобятся: кусочки льда, соль, нитка.
Цель опыта: показать, что лед тает не только под действием тепла.
Положим два кусочка льда на стол. На каждую ледышку положим нитку. Теперь на один кусочек льда положим немного соли. И подождем.
Через некоторое время потянем за нитку. Нитка вмёрзла в лёд, посыпанный солью, и теперь можно с её помощью подтянуть этот кусочек льда к себе или даже поднять. К простому льду нитка не примерзла, и если мы её потянем, то кусочек льда останется на месте.
Объяснение: температура льда может быть от 0 градусов (по Цельсию) и ниже, при 0 градусов лед начинает таять. Когда мы добавляем соль, то снижаем температуру замерзания, и лед начинает таять.
Тайна 4. Плотность воды в стакане не всегда одинакова.
Опыт 1 .
Для опыта нам понадобятся: 2 стакана, краска двух цветов (синяя, красная), картонка.
Цель опыта: показать, что плотность воды зависит от ее температуры.
Берем два стакана. В один стакан наливаем холодную воду, в другой горячую. В стакан с горячей водой добавляем красную краску, с холодной- синюю. Стаканы должны быть наполнены до краев. Накрываем картонкой стакан с горячей водой и переворачиваем его на стакан с холодной водой. Убираем картонку. И видим, что вода не перемешивалась, так как тепло стремится вверх, а холод вниз.
Опыт 2 .
Для опыта нам понадобятся: 5 стеклянных стаканов; 10 ст. л. сахара, насыпанных в одну емкость (сахарница вполне подойдет); 4 баночки с разведенной заранее пищевой краской 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий); вода; шприц без иглы; чайная и столовая ложки.
Цель опыта: показать, что плотность воды зависит от количества растворимых веществ.
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей. 3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя. Самый нижний синий, потом зеленый, желтый, красный. Они не перемешиваются.
В чем же секрет этого опыта? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе мы познакомили вас со свойствами воды и провели ряд опытов. Мы узнали много нового и интересного. Во-первых, вода может течь не только вниз. Она самопроизвольно может подниматься вверх. Во-вторых, благодаря силе поверхностного натяжения вода может не выливаться из перевёрнутого стакана . В-третьих, мы узнали, что лед превращается в воду не только под действием тепла, но и под воздействием соли. Также мы узнали, что плотность воды в стакане не всегда одинакова и зависит от многих факторов. Нам очень понравилось проводить опыты. Вода – интересное вещество. Мы будем продолжать осваивать свойства воды и делать опыты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...
Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".
В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....
Вода, вода, кругом вода...
Проект разработан с целью закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность, умение работать в команде...
конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды....
Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс
Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...
открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...
Спортивное мероприятие "Вода, вода, кругом вода!"
Проводится мероприятие на улице в тёплое время года с использованием воды....