Детская риторика для детей с ОВЗ
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа для педагогов коррекционной службы для работы с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_ritorika_dlya_detey_s_ovz.docx | 31.88 КБ |
annotatsiya_k_programme_detskaya_ritorika_dlya_detey_s_ovz.docx | 12.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПРАТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №1998 «ЛУКОМОРЬЕ»
Направленность: социально-педагогическая
Программа по дополнительному образованию
«ДЕТСКАЯ РИТОРИКА»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6-12 лет
Уровень программы: ознакомительный
Составитель: учитель-логопед
Черникова Е.В.
Москва
2016/17 год
Пояснительная записка
В мировой практике социально-правовой защиты детства определены несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Их жизнь нередко наполнена физической болью и душевными страданиями. Дети с ограниченными возможностями здоровья даже при достаточных знаниях в различных образовательных областях далеко не всегда могут выстраивать свою жизненную траекторию не умеют реализовать свой потенциал, испытывают огромные трудности в профессиональном определении и социальной адаптации.
В ГБОУ Школа №1998 реализуется практика занятий с детьми-инвалидами детской риторикой, включающей в себя комплексные занятия по развитию речи, пластики движений, образному мышлению, актерскому мастерству.
Особое значение в программе придается методу «Сказкотерапия».
В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.
Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно для всей его последующей жизни, достижения в ней успеха.
Атмосферой, интонационным оформлением, содержанием, позитивным настроем сказки помогают ребенку найти пути и способы понимания и разрешения своих трудностей и конфликтов.
Способ общения через сказку ценен еще тем, что в этом случае в познании нового ребенок чувствует себя в определенной степени независимым. Он может потратить столько
времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа и схватить его идею. Он может слушать сказку снова и снова и сосредоточить внимание на том, что в данный момент для него особенно актуально — ничего не навязывается ему насильно. И, самое главное, все новое, что он узнает, воспринимается им как свое собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает герой сказки, он делает так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что так велела мама. Таким образом, ребенок получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.
Целительное воздействие сказок на детей признается медиками различных школ и убеждений. Их применение рекомендуется специалистами по психоанализу и терапии поведения.
Актуальность:
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с отклонениями в развитии. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.
Проблема:
ГБОУ Школа №1998 реализует программу инклюзивного образования и имеет возможность организовать занятия для детей-инвалидов, в том числе и с диагнозом ДЦП, по образовательной дополнительной программе «Детская риторика».возможностями здоровья.
Цель:
Создание условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средством вовлечения их в игровую театральную деятельность.
Идея:
Создание определенного сообщества помощи в преодолении боязни окружающего мира и стеснения, неуверенности в себе.
Программа рассчитана на годичный курс обучения для детей в возрасте 6-12 лет. Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 часу. Занятия проводятся в индивидуальной форме. Принцип построения программы - от простого к сложному, поэтому блоки тем учебно-тематического плана первого и второго года обучения не меняются- усложняются задачи и материал, на котором строится обучение. Используемые технологии:
- игра;
- тренинг;
- сказкотерапия;
-постановка Шоу Выдуманных сказок
Ожидаемые результаты:
Ребенок, пройдя вместе с педагогом все этапы использованных технологий, будет подготовлен преодолеть стеснение и боязнь окружающего мира. Таким образом, ребенок получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Тема раздела. | Теория | Практика | Всего |
1. | Игра | 1 | 3 | 4 |
2. | Сценическая речь. | 2 | 8 | 10 |
3. | Актерское мастерство. | 6 | 2 | 8 |
4. | Пластика свободного движения | 2 | 8 | 10 |
5. | «Сказкотерапия» | 10 | 20 | 30 |
6. | Работа над Шоу Выдуманных Сказок ИТОГО: | 2 23 | 8 49 | 10 72 |
7. | Вводное занятия | 1 | - | |
8 | Итоговое заключительное занятие | - | 1 | |
ВСЕГО | 24 | 50 | 74 |
Содержание курса:
1. Игра:
В центре жизни каждого ребенка или подростка стоит игра, он в ней раскрывает все свои силы - психические, физические, но главное, он раскрывает свои чувства. Потому что в игре он может контролировать свои действия, иметь власть над предметами, из одного делать другое. И это для него крайне важно. Игра - центральная деятельность, присущая детскому возрасту.
Типы игр
- Игры на знакомство
- Игры на коммуникацию
- Игры на взаимодействие, сплочение, доверие
- Игры на концентрацию внимания
- Подвижные игры
- «Бодряки»
- Игры – разбивки.
Игры на знакомство направлены на:
- снятие скованности и напряжения;
- создание ситуации для общения;
- запоминание как можно большего количества имен;
- получение первой информации друг о друге.
Игры на коммуникацию:
- помогают создать непринужденную атмосферу для общения;
- могут подготовить почву для разговоров на определенные темы;
- развивают коммуникативные навыки участников;
- учат слушать, слышать и выражать.
Игры на взаимодействие, сплочение, доверие:
- помогают создать обстановку для совместных действий;
- в некоторых случаях помогают сблизить участников,
если это необходимо, то помогают помирить поссорившихся участников.
Игры на координацию движений и концентрацию внимания:
- учат концентрироваться;
- развивают память и внимание;
- помогают успокоить группу после шумных подвижных игр.
Подвижные игры:
- помогают взбодриться и размяться;
- развивает командные навыки, внимание, координацию, быстроту реакции .
«Бодряки»:
- помогают заполнить паузы, перерывы;
- создают положительный настрой перед началом работы.
Игры – разбивки:
- Помогают без обид и конфликтов разделить участников на команды, группы или пары.
2.Тренинг:
Эффективность общения в большой степени зависит от его эмоциональной стороны. Проявляя эмпатию в общении, отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние и тем самым устанавливаем с ним активную обратную связь. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за выражением его лица, позой, жестами, интонацией, т.е. необходимо пользоваться невербальными средствами общения.
Таким образом, жесты, интонации, мимика — телесное, наглядное проявление эмоц ,ч и мыслей, часто более искреннее, чем произносимые слова.
создают яркий личностный образ, свидетельствуют о самочувствии человека, его искренности в общении.
Невербальные формы поведения: жесты, мимика, интонации — исторически предшествовали появлению речи, они менее контролируемы интеллектом. Поэтому необходимо тренировать у детей навыки невербального общения: учить ориентироваться во внешних проявлениях собеседника; учить выразительности и адекватности собственных эмоций, их самоконтролю; развивать стремление и готовность к общению.
Удачно подобранное музыкальное сопровождение к тренингу, содержащее яркий эмоциональный образ, стимулирует детское воображение, помогает найти адекватные средства его выражения в невербальных формах поведения.
Виды тренингов:
- Актерский тренинг (тренировка элементов актерского мастерства: внимание, воображение, предлагаемые обстоятельства, перевоплощение и т.д.)
- Сценическая речь (Дыхательная гимнастика Стрельниковой, артикуляционная гимнастика)
- Пластика свободного движения (пантомима)
3.Сказкотерапия - по И. В .Вачкову «… это страна сказки, пространство сказки, в котором могут происходить самые разные события в зависимости от того, что сейчас действительно нужно человеку, который попал в это
Алгоритм Сказкотерапии:
- Обсуждение уже существующей сказки;
- Детская сказка- самостоятельное написание ребенком сказки;
- Инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр;
- Арттерапевтическая работа по мотивам сказки.
Этапы детской Сказки:
- Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки.
- Написание сказки. Ребенку предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.
- Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда ребенок прочтет свою сказку.
4.Шоу Выдуманных Сказок-технология зрелищности и публичности
Этапы создания Шоу Выдуманых Сказок:
- Сочинительство- самостоятельное написание сказки каждым ребенком.
- Объединение педагогом детских сказок единым сюжетом.
Список литературы:
1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. —
М.: Ось-89, 2001.
2. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). —
СПб.: Речь, 2002.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. —
СПб.: Речь, 1998.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. Методический практикум по сказкотерапии. — СПб.: Златоуст, 1999.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь,
ТЦ Сфера, 2001.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003.
8. Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. —
М.: Эксмо, 2002.
9. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
10. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2000.
11. Франц М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. — СПб., 1998.
12. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002.
13. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ. Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.
14. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
15. Выготский Л. С. Психология искусства.- Мн.: современное слово, 1998.
Предварительный просмотр:
В мировой практике социально-правовой защиты детства определены несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Их жизнь нередко наполнена физической болью и душевными страданиями. Дети с ограниченными возможностями здоровья даже при достаточных знаниях в различных образовательных областях далеко не всегда могут выстраивать свою жизненную траекторию не умеют реализовать свой потенциал, испытывают огромные трудности в профессиональном определении и социальной адаптации.
В ГБОУ Школа №1998 реализуется практика занятий с детьми-инвалидами детской риторикой, включающей в себя комплексные занятия по развитию речи, пластики движений, образному мышлению, актерскому мастерству.
Особое значение в программе придается методу «Сказкотерапия».
Целительное воздействие сказок на детей признается медиками различных школ и убеждений. Их применение рекомендуется специалистами по психоанализу и терапии поведения.
Актуальность:
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с отклонениями в развитии. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.
Проблема:
ГБОУ Школа №1998 реализует программу инклюзивного образования и имеет возможность организовать занятия для детей-инвалидов, в том числе и с диагнозом ДЦП, по образовательной дополнительной программе «Детская риторика».возможностями здоровья.
Цель:
Создание условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средством вовлечения их в игровую театральную деятельность.
Идея:
Создание определенного сообщества помощи в преодолении боязни окружающего мира и стеснения, неуверенности в себе.
Программа рассчитана на годичный курс обучения для детей в возрасте 6-12 лет. Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 часу.
Занятия проводятся в индивидуальной форме. Принцип построения программы - от простого к сложному, поэтому блоки тем учебно-тематического плана первого и второго года обучения не меняются- усложняются задачи и материал, на котором строится обучение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по предмету "Детская риторика"
Детская риторика...
Рабочая программа по детской риторике 4 класс по программе Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по риторике для 4 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по предмету «Детская риторика» 2 класс. Автор: Т.А. Ладыженская
Рабочая программа по предмету "Детская риторика" 2 класс Автор: Т.А.Ладыженская...
Конспект урока Детской риторики в 4 классе "Словарная статья"
Конспект урока Детской риторики в 4 классе по теме "Словарная статья". Учебник Т.А.Ладыженская "Детская риторика в рассказах и рисунках". УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа по курсу "Детская риторика"
В данной программе представлена пояснительная записка, тематический план, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу Детская риторика"
В даной программе представлена пояснительная записка, тематический план, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности.Детская риторика.2 класс ( Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».)
Детская риторика34 часа, 1 час в неделюТ.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуа...