Экологический проект "Помоги лесу"
проект
Описание работы по формированию экологического мышления ( из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический проект | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Мусор-главная проблема наших лесов 3
1. Может ли природа сама избавиться от мусора? 4
2. Деятельность государственного комитета природы 4
3. Акции « Подшефная поляна», «Помоги лесу» 4
Введение
"Один человек оставляет в лесу след,
Сотня - тропу, тысяча - пустыню."
(Чувашская народная пословица)
Адрес нашей школы - Бульвар Миттова, д. 23. Сразу за школой простирается лес, в котором любят проводить свободное время взрослые и дети нашего микрорайона. Когда мы пришли в первый класс, первой, запомнившейся нам экскурсией, была экскурсия в лес. Мы нашли полянку, вокруг которой стояли разноцветные осенние деревья. Поляна была красивой, но очень замусоренной. Тогда мы решили, что это будет наша подшефная полянка. Мы убрали весь мусор и задумались над рядом вопросов: почему в нашем лесу так много мусора? Может ли природа сама переработать весь мусор? Если нет, то как люди могут помочь лесу оставаться чистым? Таким образом, мы обнаружили проблему, которую можно сформулировать так: какие инструменты необходимо применить для избавления леса за школой от мусора?
Желая разрешить поставленные вопросы, мы решили осуществить практико-ориентированный проект, целью которого стало: выработать стратегию очищения леса ЮЗР от мусора.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- исследовать динамику количества мусора на "контрольной поляне" с сентября 2006 г. по сентябрь 2010 г;
- классифицировать мусор посредством проведения экологического субботника и сделать выводы на основе собранных данных;
- определить границы возможного вклада в очищение леса сил природы, местных жителей и ответственных государственных структур;
- разработать план совместных действий жителей микрорайона и коммунальных служб для помощи лесу;
- в рамках пилотирования плана провести акцию "Помоги лесу" с привлечением жителей микрорайона, учеников своей и близлежащей школы.
Приступая к проекту, мы осознавали, что проблема имеет два аспекта. В первую очередь, необходимо было продумать методы предупреждающей борьбы, которые позволили бы бороться с причиной загрязнения – безответственным поведением природопользователей. Кроме того, в более краткосрочном периоде, важным является приложение усилий к косметической очистке леса от уже присутствующих загрязнений.
Мы выдвинули несколько вариантов разрешения существующей проблемы:
Вариант решения проблемы | Плюсы | Минусы |
| Наличие полномочий позволит эффективно воздействовать на нарушителей | Обилие бюрократии в системе может значительно замедлить процесс; Пассивность авторов проекта |
| Широкий информационный охват | Нет уверенности, информация будет преобразована в действие; Пассивность авторов проекта |
| Возможность гармоничного распределений усилий между формальными и реальными рычагами воздействия | Высокие затраты энергии и времени; Долгосрочные обязательства авторов проекта |
Проанализировав вышеописанные способы решения проблемы, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемым является третий вариант. Несмотря на затраты, требуемые от авторов проекта, лишь он позволяет с наиболее высокой степенью уверенности ожидать реального результата.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что две стороны проблемы могут быть разрешены одновременно путем разработки плана действий для совместного исполнения коммунальными службами, городскими властями, СМИ и жителями города.
Практическая значимость проекта не может вызывать сомнений: все мы хотим жить в чистом городе и отдыхать на природе, а не около свалок, гулять по чистому и красивому лесу, а не «любоваться» мусором, который оставляем после себя мы сами. Поэтому необходимо принять ряд мер, разработать план мероприятий по наведению чистоты в нашем лесу и, что наиболее важно, выработке сознательного отношения к использованию ресурсов природы в будущем.
С детства все мы знаем, как важен лес для человека, его здоровья. Все выше сказанное определяет актуальность выбранной нами темы.
Для достижения поставленной цели и выполнения задач были применены как качественные методы исследования – наблюдение за процессами в природе, беседа с заинтересованными лицами и выгодополучателями проекта (местными жителями), эксперимент (как-то кратко пояснить. Имеется в виду эксперимент с выяснением способностей природы к самосвосстановлению?), так и количественные – анализ динамики объемов мусора.
Основная часть
Мусор-главная проблема наших лесов
2016 г. президент России В.В.Путин объявил Годом экологии. Нам кажется, этот выбор отражает больше, чем просто желание сделать нашу страну еще краше и зеленее. В.В.Путин хотел привлечь постоянное внимание к состоянию нашей природы, чтобы эта акция не стала разовой.
В то же время, говоря о состоянии природы, следует в первую очередь помнить о здоровье лесов. Ведь леса называют "легкими земли". Сейчас в этих легких мы с тревогой слышим хрипы тяжелой болезни. Насколько она опасна? Чем грозит населению? И как же его спасать - наш лес? (и нас вместе с ним)
Может быть, кому-то это и покажется банальным, однако основная проблема наших лесов - мусор. И мы вынуждены с сожалением констатировать, что уровень загрязнения леса имеет устойчивую тенденцию к повышению.
Эксперимент по отслеживанию объемов мусора был начат учениками, которые обучались в нашей школе еще до нас. В последствии мы продолжили их работу, таким образом, общая длительность периода под наблюдением составила 13 лет – с 2006 по 2018 год. Объемы мусора замерялись дважды в год – при проведении осеннего и весеннего субботников, и мы отметили: если в начале наблюдения весь мусор умещался в 20 30-литровых пакетах, то во время последнего субботника нам пришлось использовать 20 60-литровых мешков. Таким образом, объем мусора за рассматриваемый период удвоился!
При этом прочие факторы – наша старательность при уборке или популярность поляны у местных жителей – оставались неизменными.
Нельзя также не отметить и качественный аспект проблемы. Разнообразие выбрасываемых в лес предметов остается грандиозным. Чего только не выбрасывают в наш лес!
В первую очередь лес просто кишит различными пластиковыми бутылками. На втором месте – стеклянная тара из-под спиртного. По периметру леса, там, где стоят гаражи, мусор становится другим. Это – старая мебель, одежда, изношенные автомобильные покрышки запчасти машин.
Однако пугает другое. Изменения в структуре потребления влияют и на качество мусора: популярные ранее стеклянные бутылки сменились сегодня неразлагаемым пластиком. Вместе с тем уменьшилось число жучков и червяков, встречавшихся нам в почве, а ведь именно они служат «мусорщиками», то есть очистителями леса.
Кроме того, во время пути до нашей подшефной поляны мы отметили, что увеличилось также и число мусорных «очагов» - все больше полян оказываются замусоренными.
Итак, у рассматриваемой нами проблемы две стороны: объем мусора растет в количественном выражении, однако, одновременно меняется и его качество, и в ряд выбрасываемых предметов попадает все больше опасных отходов, не перерабатываемых природой, а число природных «мусорщиков», отвечающих за очищение леса – в связи с неблагоприятностью экосистемы сокращается. Выяснив этот факт, мы решили оценить разные методы борьбы с загрязненностью леса и определить границы их эффективности.
- Может ли природа сама избавиться от мусора?
На уроках окружающего мира мы узнали, что лес — это замкнутая экологическая система. В природе не происходит накапливания отходов. Благодаря работе «мусорщиков» (микроскопических бактерий, мелких животных, грибов) весь природный мусор перерабатывается и превращается в неорганические вещества, которые могут снова использоваться растениями. Мы решили проверить, что будет происходить с мусором, образовавшемся в результате деятельности человека.
Добавь, пожалуйста, что стало со стеклом
Мы поместили в ёмкость с почвой[1]: | Через два месяца мы обнаружили: |
Бумагу | Бумага полностью переработалась |
Кусочки древесины | Дерево размякло и стало расслаиваться |
Железный гвоздь | Железный гвоздь заржавел и стал неузнаваем |
Резину | Резина поменяла цвет |
Полиэтилен | Пластик и полиэтилен остались неизменными |
Пластик |
Отсюда можно сделать следующий вывод. Природа не умеет перерабатывать материалы, искусственно созданные человеком и такой мусор особенно опасен для природы. Значит, деятельность человека нарушает равновесие в экологической системе леса, создавая массу неперерабатываемых отходов и мусора и загрязняя окружающую среду.
- Деятельность государственного комитета природы
В нашем лесу можно встретить настоящие свалки мусора. И совершенно непонятно, кто такие несанкционированные свалки в лесу должен убирать. По закону так: если свалка на территории муниципального образования, то это обязанность местной администрации. А если на территории лесхоза, то лесхоза. Однако руководители лесхозов заниматься этим просто не могут. На это им никто и никогда не выделял ни копейки средств. Да и людей не хватает. Да и функций по очистке лесов от мусора на них никто не возлагает. Этот момент в новом Лесном кодексе не прописан. Вот и получается: мусора в лесу — целые горы, а убирать некому!
Следовательно, коммунальные службы, государственный комитет природы не могут в настоящее время сами навести порядок в лесу.
Как навести порядок?
Можно много возмущаться, ругать грязнуль и те организации, которые не справляются со своими обязанностями. А можно просто посмотреть на себя со стороны и спросить: «А что я сам сделал для того, чтобы вокруг стало чище?» (См. приложение №1)
- План совместных усилий по разрешению проблемы
Таким образом, нам удалось выяснить, что ни природа, ни органы государственной власти обладают недостаточными возможностями или стимулами для разрешения проблемы загрязнения леса. Очевидно, что местное население также не предпринимает заметных попыток бороться со сложившейся ситуацией. Следовательно, чтобы каждый из компонентов данной системы смог проявить свою максимальную эффективность в работе над проблемой, необходимо организовать их воедино. Мы решили взять данную функцию на себя и составили план действий. (закономерный вопрос, а какой план для учеников сош 64?)) а то звучите как депутаты. Я бы наверное переименовала план действий в предложения по разрешению проблемы. И надо дописать, каким образом вы собираетесь донести инфу до гос и муниципальных органов. На все это нужны деньги, откуда они должны поступить?)
Для коммунальных и экологических служб:
- В городе и в пригороде развесить красочные плакаты, которые будут призывать людей не мусорить в лесу.
- На площадках для сбора мусора поставить баки разных цветов для сбора разных видов отходов, можно придумать автоматы, которые будут выдавать мелкие деньги за сданные отходы.
- В лесу разместить красочные плакаты, которые будут призывать не засорять наши леса.
- Возле зон отдыха предусмотреть мусорные баки, которые должны очищаться по мере их заполнения.
- Ввести премии для работников коммунальных служб за качественно выполняемую работу по вывозу мусора и пр.
- В местных газетах рассказывать о людях, которые помогают делать наш лес чистым и красивым.
Для жителей города:
- Два раза в год проводить акции «Помоги лесу» (субботники по очистке леса от мусора).
- Создать «зелёные патрули» (экологические патрули) в каждой школе. Работу таких патрулей освещать в местной прессе. Наладить соревнования среди школьных патрулей.
- Стимулировать труд подростков, занятых на озеленении и уборке территорий близлежащих лесов.
Для городских властей:
- Найти денежные средства для строительства небольшого завода по переработке отходов.
- Разработать систему штрафных санкций, которые можно применить к людям, которые сознательно загрязняют леса, устраивают несанкционированные вырубки.
- Акции « Подшефная поляна», «Помоги лесу»
В сентябре 2006 года нами был выбран свой участок леса - "подшефная "поляна. В рамках акции "Подшефная поляна" дважды в год проводятся традиционные экологические субботники. (См. приложение №2)
Наблюдая из года в год за местоположением разных объектов мусора в лесу, мы поняли, что основной объем мусора по периметру леса является результатом деятельности владельцев гаражей и "Шинмонтажа" по Б.Миттова, 21. Призвать их к порядку нам помогают инженеры службы экологического надзора.
"– Вместо того чтобы везти мусор на полигон, платить за это деньги, некоторые предприниматели просто выбрасывают его в лесу", – говорит один из инженеров Муляков Николай Александрович, – "В то же время они не боятся штрафов т.к. они не велики. Ситуация требует срочного вмешательства."
Кроме всего прочего, мусора год от года не становится меньше (См. приложение №3)
Навести здесь порядок решили ученики нашего класса, став организаторами акции «Помоги лесу!» Эта акция традиционно проходит в мае.
К участию в акции мы пригласили жителей микрорайона, учеников нашей и соседней школы. Благодаря помощи Госкомприроды, жители были оповещены о проходящей акции по радио и через печать. Ребята нашего класса и школы развесили на домах объявления, прошли по гаражам, поговорили с председателями гаражных кооперативов о необходимости своевременного вывоза мусора и просьбой оказать помощь в уборке леса. По итогам проделанной работы наш класс был награжден грамотой Госкомприроды.
А пока мы уверены: подобная акция не последняя. Ведь мусора в лесу еще очень много.
Заключение
После проделанной нами работы, мы разрешили поставленные задачи и поняли:
- Масштабы проблемы загрязненности лесов растут – увеличивается количество мусора в лесу, а также растет доля неразлагаемых предметов, в частности, пластика.
- Природа не умеет перерабатывать материалы, искусственно созданные человеком и такой мусор особенно опасен для природы. Значит, деятельность человека нарушает равновесие в экологической системе леса, создавая массу неперерабатываемых отходов и мусора и загрязняя окружающую среду.
- Коммунальные службы, государственный комитет природы не могут в настоящее время сами навести порядок в лесу.
- Нам удалось выработать план действий, который при выполнении совместными усилиями местных жителей и муниципальных властей, позволит значительно улучшить состояние леса.
Допиши, пожалуйста, вывод о результатах проведения акции + приложение не знаю, не то нужно, не то нет.
Библиография
- Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. –М.: Аванта, 2001г., 704с.
- Бескоровайная Р.П., Борисова Н.В. Береги природу родного края.- Чебоксары:, 1992г. 8-10с.
- Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес. Кн.1. – М.: Знание, 1983г., 272с.
- Мишина К.А., Зыкова А.А. Большая книга вопросов и ответов- М.: Эксмо, 2006г., 512с.
- Советская Чувашия, апрель, 2006г.
- Советская Чувашия, февраль, 2004г.
Приложение №1
Анкета
В опросе приняли участие 36 родителей и 45 учащихся.
В анкете были такие вопросы:
I. Расставьте проблемы, которые стоят сегодня перед жителями нашего города по степени важности:
1. озеленение города,
2. чистота улиц, дворов
3. состояние дорог,
4. благоустройство придомовых территорий,
5. загрязнение лесов.
Респонденты поставили проблемы по степени важности следующим образом:
№ | Проблемы | Родители | Учащиеся |
1 | Состояние дорог | 16 % | 19 % |
2 | Чистота улиц и дворов | 24 % | 24 % |
3 | Загрязнение лесов | 32 % | 29 % |
4 | Благоустройство дворов | 16 % | 18 % |
5 | Озеленение города | 12 % | 10 % |
Данная таблица показывает, что жители нашего города неравнодушны к тому, в каком состоянии находится наш лес.
II. Как можно навести порядок в нашем лесу?
1. Ввести штрафные санкции для людей, которые выбрасывают мусор в неположенных местах.
2. Организовывать субботники по уборке территорий.
3. Чётко организовать работу коммунальных служб.
4. Около выездов в лес поставить баки для сбора мусора.
5. В местах отдыха поставить мусорные баки с точным временем их уборки
На второй вопрос анкеты были получены следующие ответы:
№ | Родители | Учащиеся |
1 | 18 50 % | 20 44 % |
2 | 24 67 % | 22 49 % |
3 | 25 69% | 23 50 % |
4 | 18 50 % | 24 53 % |
5 | 22 61 % | 23 53 % |
Из ответов видно, что жители предлагают действенные меры по поддержанию чистоты леса
III. Кто должен отвечать за чистоту города?
1.Коммунальные службы
2. Городские власти
3.Жители города
На третий вопрос были получены следующие ответы
№ Родители Учащиеся | ||
1 | 28 78% | 32 71 % |
2 | 26 72% | 30 67 % |
3 | 27 75% | 33 73 % |
Из приведённой таблицы видно, что только совместная работа всех : коммунальных служб, городских властей и жителей города смогут сделать наш лес чисты
[1] Чтобы приблизить условия эксперимента к природным, мы время от времени поливали почву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экологического праздника" День леса"
Аннотация.Цель работы:1.Углубление экологических знаний у детей.2.Воспитание у них гуманного отношения к природе,чувства ответственности за все живое на Земле. Задачи:1.Изучить литера...
Экологическая викторина " В гостях у леса"
Внеклассное мероприятие на экологическую тему направлено на формирование у учащихся понятия необходимости беречь и охранять природу....
Экологический праздник «В гостях у Хозяйки леса»
Мероприятие для проведения на летней оздоровительной площадке с учащимися начальной школы. В праздник включены загадки, стихи, песни о лесе, о деревьях....
"Экологические проблемы леса"
Занятие по внеурочной деятельности. Кружок "Юный эколог"...
Презентация к занятию "Экологические проблемы леса"
Презентация к занятию кружка "Юный эколог" http://depositfiles.com/files/6lqsonome...
Экологическая игра "Зов леса"
Цель: проверка знаний полученных на занятиях по экологии. Дети во время игры учатся коллективно мыслить, составлять синквейн,отгадывать загадки, отвечать на попросы, уважительно относиться друг к друг...
Экологическое мероприятие к Дню леса для учащихся начальных классов “Без леса не было бы жизни на земле”
Мероприятие помогает обобщить и расширить представление детей о лесе и его значении; воспитывать бережное отношение к природе....