Дислексия и дисграфия младших школьников. Помощь через форму грантовых программ.
опыты и эксперименты на тему

Нестеренко Наталья Ивановна

В презентации расрывается  понятие дислексии и дисграфии.   Названы причины  появления  названной проблемы, пути осуществления помощи через форму  грантовой программы. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нестеренко Н.И. Дислексия и дисграфия младших школьников

Слайд 2

Понятие дислексии Дислексия – это расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении и обусловленное несформированностью или нарушением психических процессов. Первопричина дислексии – визуальная, исходящая из нарушения движения глаз, т.е. зрительных, зрительно-моторных механизмов. Зрительный механизм влияет на процесс чтения.

Слайд 3

Понятие дисграфии Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформирован-ностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Слайд 4

Виды дисграфии 1. Артикуляционно-акустическая (косноязычие в письме: неправильно произносит – неправильно пишет). Дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов (акустическая): замена букв при фонетически близких звуках. Оптическая дисграфия : литеральная, вербальная (зеркальность, искаженное воспроизведение букв, замены графически сходных букв). Аграмматическая дисграфия (нарушения согласования и управления). Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки).

Слайд 5

Виды дислексии ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ (ЛАТЕРАЛЬНАЯ, ВЕРБАЛЬНАЯ). Концентрируется на отдельных буквах. Затруднения в последовательности звукового ряда, в слиянии отдельных звуков в слоги, а слогов – в слова. Коррекция: формирование навыка анализа речевого потока.

Слайд 6

Виды дислексии Оптическая дислексия . Связана с центральным отделом зрительного анализатора. Задержка зрительно- пространственных представлений. Зеркальное чтение. Соскальзывание с одной строки на другую. Коррекция: хождение взглядом по лабиринтам, чтение по линейке, зеркальное рисование, развитие внимания, мышления.

Слайд 7

Виды дислексии Семантическая дислексия Механическое чтение Предложение читается как сумма изолированных слов. Ребенок не понимает читаемого или понимание не соответствует содержанию прочитанного.

Слайд 8

Виды дислексии Мнестическая Аграмматическая Нарушение усвоения букв. Трудности установления ассоциаций между звуком и буквой. Не запоминается соответствие буквы и звука. Чтение по догадке. Искажение морфологической структуры слов и предложений. Неверное воспроизведение окончаний, суффиксов, приставок.

Слайд 9

Письмо и чтение – сложные функциональные системы Качество письма и чтения зависит от слаженной работы различных участков мозга, от процесса межполушарного взаимодействия. Нарушение чтения и письма связаны с состоянием высших психических функций, в частности –памяти, фонематического слуха, пространственных отношений, с психическими процессами программирования и контроля произвольных действий, внимания, с развитием двигательной сферы, ритмических способностей, мелкой моторики, четкости артикуляции, владением речевой интонацией.

Слайд 10

Причины дислексии и дисграфии 1. Органические 2. Функциональные 3. Биологические 4. Социальные

Слайд 11

Причины возникновения дислексии и дисграфии 1. Несформированность звуковой стороны речи. Парамонова Л.Г. «Звуковые замены в в речи ребенка должны быть устранены до начала обучения в школе». 2. НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРЕДПОСЫЛОК К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМОМ. 3. Е. А . ЛОГИНОВА: «К ДИСГРАФИКАМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОТНОСИТСЯ КАТЕГОРИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Слайд 12

Дислексия и дисграфия как социальная проблема 1. Генофонд родителей, которые имели или имеют отношение к вредным привычкам: алкоголь, наркотики. 2. Картиночная культура детей. Ребенок умеет смотреть, но не умеет слышать. 3. Увеличение потока граждан из ближнего зарубежья.

Слайд 13

Дислексия и дисграфия как социальная проблема 1. Педагогическая запущенность 2. Отсутствие в доме библиотек, книг, традиций семейного чтения . Частые заболевания, ослабленность организма в семьях с низким достатком. Замена общения в семье играми в телефоне.

Слайд 14

Исследование проявления дислексии и дисграфии у младших школьников 1 Время исследования: в течение 2 лет. 2. Место исследования: школы и детские сады . 3. Возраст исследуемых: учащиеся 1 -5 классов

Слайд 15

Профилактика и коррекция. Проект «Слово» 1. Информационный блок . Встречи с родителями школ, детских садов, с педагогами, со студентами. Выступления на телеканалах края о проекте.. Выпуск брошюр и буклетов. Создание фильма о процессе работы над проектом. Статьи о дислексии и дисграфии в краевых журналах. Консультационные беседы, семинары, лекции.

Слайд 16

Встречи …

Слайд 17

Коррекция дислексии и дисграфии по проекту «Слово» 1. Место апробирования программы « Слово » - школы, детский сад. 2. Создание групп развития учащихся по желанию родителей и на основе анализа учебной деятельности. Нейропсихологическая диагностика учащихся созданных групп. Система занятий по коррекции и развитию учащихся. Время проведения программы: в течение 9 месяцев.

Слайд 18

Профилактика дислексии и дисграфии Детский сад Разработка программы и ее осуществление . Автор программы Л.Н.Токмакова . Проведение занятий с группой детей: воспитатель группы, нейропсихолог .

Слайд 19

Вывод. Реализация проекта показала, что своевременная профилактика и коррекция дислексии и дисграфии дает свои положительные результаты на всех возрастных уровнях , включая учащихся пятых классов. П роблема не решается формами и приемами школьных методик. Она требует работу с детьми логопедическими, нейропсихологическими формами. Место занятий - отдельно взятые площадки, с комфортными условиями для детей. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мышления, качественному усвоению школьной программы.



Предварительный просмотр:

Дислексия и дисграфия  младших школьников

 Н.И. Нестеренко

  Проблема дислексии и дисграфии  сегодня рассматривается не только как школьная, но и  как социальная, т.к.  в большинстве случаев ставит под угрозу  успешность  овладения знаниями по всем  основам наук,  закрывает дорогу к осуществлению  профессиональных планов.

  И  хотя  эта проблема очевидна в современном обществе, однако часто    бывает  отодвинута на «потом» из-за  груза других актуальных  дел.

        Какова  же причина  дислексии и дисграфии   и в  чем её особенность на современном этапе?

  1.  Во-первых, появление дислексии и дисграфии обусловлено нездоровьем  молодых родителей, плохим питанием,  а также  вредными привычками: алкоголь и наркомания.
  2. Во-вторых,  проблема усугубляется слабым физическим состоянием  детей,   нарушенной экологией  городов.

 Отсюда закономерность  появления в школах детей с нарушением психики,  с отставанием   в  процессах  формирования  психологических функций, которые отвечают за  полноценное воспроизведение букв при чтении и письме.

  1.  Еще одной  причиной появления  дислексии и дисграфии является, так называемое,  картиночное искусство современности, при котором  буквально с пеленок ребенок вместо  ежедневных колыбельных и потешек  получает  разнообразное меню движущихся   ярких картинок с музыкальным или иным  звуковым оформлением.  

Думается, многие  видели такую ситуацию, когда мама расплакавшемуся на улице, в автобусе, в поезде ребенку дает свой телефон  с включенными мультиками.  И малыш действительно успокаивается, т.к.  его увлекают движение на экране и разнообразие ярких красок.

  1. Отсутствие семейного общения или его минимизация – примета нашего времени.  По вечерам родители, вернувшись  с работы,  часто поглощены разговорами  по телефону с друзьями, родными, сослуживцами, почти  не  оставляя  времени на  беседу с малышом лицом к лицу.  А ребенку   каждый день  необходимо выделить  на совместное общение хотя бы час-полтора, начиная с  момента гуления. Малышу  необходимо  смотреть на движение артикуляционного аппарата взрослого, чтобы пытаться   повторять за ним то же своим язычком, приспосабливаясь к  процессу говорения. А если взамен продуктивного общения он получает компьютер, телефон с большим экраном,  серию мультфильмов на любимом  канале телевизора, то говорение остается не востребованным.

 Можно сказать, что  доэкранное поколение  было в лучшей ситуации познания речи через голос ухаживающего за ним взрослого, у которого  на все случаи жизни произносились какие-то  потешки,  детские стихи, несущие важную  составляющую по развитию  фонематического слуха и  речи в целом.  Сегодня, к сожалению, в большинстве случаев потешки  остались в прошлом, колыбельные песни заменились  музыкой или молчанием со стороны мам.

 

  1. В городах  нашей страны, особенно в  многонаселенных мегаполисах,  в последние годы появилось значительное количество граждан ближнего зарубежья: Киргизии, Казахстана, Узбекистана.  Еще в 80-е годы  они приехали осваивать наши рынки труда, а через некоторое время  привезли свои семьи: жен и детей, - или создали  семьи  с русскими женщинами.   В школах, расположенных рядом  с рынками,  знают эту проблему хорошо, т.к.  в них учатся дети киргизов, китайцев, армян,  казахов, дагестанцев, узбеков.  В первые классы русских школ приходят дети, не владеющие русским языком.  И поток людей, плохо понимающих русскую речь,  продолжает увеличиваться.  Здесь  тоже кроются корни  дисграфии и дислексии,  особенно если родители  разговаривают в семье на  родном языке.
  2. Одно время эта проблема  в освоении чтения и письма в школах была связана и с беженцами с Украины.     Несмотря на общность культур и языка,  дети с иным образованием, иным языком, прибавляют процент учащихся, не способных  в короткое время качественно овладеть  русским чтением и письмом.  Им тоже необходим переходный период, чтобы освоить  новую языковую среду и культуру в целом.
  3. Значительное появления  детей с нарушением  речи, чтения и письма  -  отсутствие книги в доме.

         Если несколько лет назад книга  была лучшим подарком: ее выписывали,  брали в библиотеках,  меняли на макулатуру, покупали с  довеском -  то теперь   количество любителей печатной продукции уменьшилось.  Дети  редко видят  родных  за  семейным чтением,  чаще - за экраном компьютера.

  1. Программа интеграции, по которой, несмотря на отклонения в физическом или психическом развитии, ребенок  по желанию родителей может обучаться в школе по месту жительства, а не в специализированных школах-интернатах, также является фактом  увеличения  детей с дислексией и дисграфией в общеобразовательных учреждениях.
  2. И последнее: отсутствие доступных центров по  профилактике дислексии и дисграфии.    

Надо отметить, что   более благополучная ситуация   в элитных школах или классах, где  родители и дети мотивированы на   успешное обучение и получение   достойного образования.

 Факт  контрольного  среза   по освоению грамотой учениками 1 класса одной из общеобразовательных школ города (ноябрь 2015 года) показал, что  7  учащихся из  22  имеют  ярко выраженные проблемы чтения и письма .  А это -   третья часть класса.

  Какие ошибки были характерны при письме?  Во-первых, неумение держать строку,   соблюдать ее  границы, плохая память на образ букв, соотнесение буквы и звука,   зеркальное письмо, перестановки, замены. Некоторые дети пишут заглавные буквы  в печатном варианте, кто-то  вообще не освоил процесс  письма  изученных букв.

   Несмотря на  программы  подготовительных групп в детских садах,  наличие дошкольных развивающих центров, в этом классе до школы читал всего один ребенок.

 Итак, последние данные  показали, что актуальность    решения проблемы чтения и письма  сегодня   очевидна.

 Исследования  данной проблемы, проведенные  в начальной школе,  не только вскрыли причину, но и наметили ряд шагов по   устранению дислексии и дисграфии.

  Так, группой единомышленников была создана и успешно работала в этом направлении  грантовая  программа «Слово». Приступив  к ее реализации,  команда  сначала познакомила   с ней  общественность: родителей, педагогов, студентов, читателей краевых журналов, научно-методических брошюр,  зрителей краевого телеканала.

 Следующим шагом  осуществления проекта стал набор групп учащихся из 1-4 классов на базе двух школ города. С детьми   проводилась нейропсихологическая диагностика  и регулярные занятия  в течение 3-5 месяцев в каждом из учебных учреждений, консультации для родителей .

   В ходе работы   над проектом были  внесены некоторые поправки по возрастной категории детей с  проблемами дислексии и дисграфии:  принято решение начинать профилактическую работу в группах детского сада при поддержке воспитателя, логопеда. Исходя из необходимости,   была составлена  и апробирована  программа профилактики названных отклонений  в группе дошкольников.

 При работе с учащимися пятых классов также выявились случаи  запущенного характера дислексии и дисграфии, к чему  добавился ряд особенностей этого возраста: заниженная  самооценка, нарушение эмоционально-волевой сферы, отсутствие желания учиться.

 Анализ проведенной работы обозначил  оптимальные сроки (не менее 3 месяцев) и  протяженность занятий (40-45 минут), их систематичность и  наиболее   сензитивный период коррекции.

 Таким образом,  на современном этапе, в век   высокой технологии, проблема дислексии и дисграфии не только исчезла, но обозначилась с еще большей силой по ряду названных причин.  Исходя из исследований, сделан вывод   о   необходимости углубленного    изучения  данной проблемы  в современных школах,  систематической работы по профилактике дислексии и дисграфии дошкольников, младших школьников и учащихся пятых классов, необходимости речевого и психического развития  детей, имеющих нарушение речи, пространственных  представлений, памяти и внимания. Решение проблемы  требует непосредственного участия  людей, хорошо владеющих  методами нейропсихологии, лингвистики, начального обучения и логопедии. Необходимы помещения для занятий специалистов с детьми в каждом детском саду и общеобразовательной школе.

  Причины проблемы вскрыты, пути ее решения обозначены. Работа в этом направлении начата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по теме "Устранение дислексии и дисграфии младших школьников на уроках русского языка"

В работе перечислены причины и формы дислексии и дисграфии. Определены основные задачи по их устранению. Приведены примерные упражнения для устранения данных нарушений чтения и письма....

Методические рекомендации по коррекции дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Материал содержит психолого - педагогические исследования особенностей нарушения чтения и письма у младших школьников с ЗПР, а так же направления коррекционной работы по преодолению нарушений чтения и...

Программа реализации технологии логопедической работы Р.И. Лалаевой «Устранение оптической дислексии и дисграфии»

Данная программа разработана с целью профилактики и коррекции оптической дисграфии у  школьников подготовительного класса, обучающихся в специальном (коррекционном) классе для детей с нарушением ...

Презентация. Преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами программы «Как хорошо уметь читать!» (методические пособия)

Дислексия - это наиболее распространенное расстройство, встречающееся у детей,которое остается на всю жизнь.   Степень тяжести заболевания может быть от легкой до тяжелой. Чем раньшенач...

Преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами программы «Как хорошо уметь читать!» часть 2

Причины дислексии:  •Нейробиологические причины   связаны с недоразвитием илипоражением головного мозга в разные периоды развития ребенка(период беременности, родов и после ро...

Выступление на РМО «Профилактика дисграфии и дислексии у и младших школьников»

Профилактика дисграфии и дислексии уи младших школьников...

Мастер-класс "Практические приемы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР"

Выступление на педагогическом совете школы перед учителями начальной школы. Представление презентации и устного сопровождения с практическими советами для помощи в обучении грамоте учащихся с тяжелыми...