Дислексия и дисграфия младших школьников. Помощь через форму грантовых программ.
опыты и эксперименты на тему
В презентации расрывается понятие дислексии и дисграфии. Названы причины появления названной проблемы, пути осуществления помощи через форму грантовой программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие дислексии Дислексия – это расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении и обусловленное несформированностью или нарушением психических процессов. Первопричина дислексии – визуальная, исходящая из нарушения движения глаз, т.е. зрительных, зрительно-моторных механизмов. Зрительный механизм влияет на процесс чтения.
Понятие дисграфии Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформирован-ностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Виды дисграфии 1. Артикуляционно-акустическая (косноязычие в письме: неправильно произносит – неправильно пишет). Дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов (акустическая): замена букв при фонетически близких звуках. Оптическая дисграфия : литеральная, вербальная (зеркальность, искаженное воспроизведение букв, замены графически сходных букв). Аграмматическая дисграфия (нарушения согласования и управления). Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки).
Виды дислексии ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ (ЛАТЕРАЛЬНАЯ, ВЕРБАЛЬНАЯ). Концентрируется на отдельных буквах. Затруднения в последовательности звукового ряда, в слиянии отдельных звуков в слоги, а слогов – в слова. Коррекция: формирование навыка анализа речевого потока.
Виды дислексии Оптическая дислексия . Связана с центральным отделом зрительного анализатора. Задержка зрительно- пространственных представлений. Зеркальное чтение. Соскальзывание с одной строки на другую. Коррекция: хождение взглядом по лабиринтам, чтение по линейке, зеркальное рисование, развитие внимания, мышления.
Виды дислексии Семантическая дислексия Механическое чтение Предложение читается как сумма изолированных слов. Ребенок не понимает читаемого или понимание не соответствует содержанию прочитанного.
Виды дислексии Мнестическая Аграмматическая Нарушение усвоения букв. Трудности установления ассоциаций между звуком и буквой. Не запоминается соответствие буквы и звука. Чтение по догадке. Искажение морфологической структуры слов и предложений. Неверное воспроизведение окончаний, суффиксов, приставок.
Письмо и чтение – сложные функциональные системы Качество письма и чтения зависит от слаженной работы различных участков мозга, от процесса межполушарного взаимодействия. Нарушение чтения и письма связаны с состоянием высших психических функций, в частности –памяти, фонематического слуха, пространственных отношений, с психическими процессами программирования и контроля произвольных действий, внимания, с развитием двигательной сферы, ритмических способностей, мелкой моторики, четкости артикуляции, владением речевой интонацией.
Причины дислексии и дисграфии 1. Органические 2. Функциональные 3. Биологические 4. Социальные
Причины возникновения дислексии и дисграфии 1. Несформированность звуковой стороны речи. Парамонова Л.Г. «Звуковые замены в в речи ребенка должны быть устранены до начала обучения в школе». 2. НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРЕДПОСЫЛОК К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМОМ. 3. Е. А . ЛОГИНОВА: «К ДИСГРАФИКАМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОТНОСИТСЯ КАТЕГОРИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Дислексия и дисграфия как социальная проблема 1. Генофонд родителей, которые имели или имеют отношение к вредным привычкам: алкоголь, наркотики. 2. Картиночная культура детей. Ребенок умеет смотреть, но не умеет слышать. 3. Увеличение потока граждан из ближнего зарубежья.
Дислексия и дисграфия как социальная проблема 1. Педагогическая запущенность 2. Отсутствие в доме библиотек, книг, традиций семейного чтения . Частые заболевания, ослабленность организма в семьях с низким достатком. Замена общения в семье играми в телефоне.
Исследование проявления дислексии и дисграфии у младших школьников 1 Время исследования: в течение 2 лет. 2. Место исследования: школы и детские сады . 3. Возраст исследуемых: учащиеся 1 -5 классов
Профилактика и коррекция. Проект «Слово» 1. Информационный блок . Встречи с родителями школ, детских садов, с педагогами, со студентами. Выступления на телеканалах края о проекте.. Выпуск брошюр и буклетов. Создание фильма о процессе работы над проектом. Статьи о дислексии и дисграфии в краевых журналах. Консультационные беседы, семинары, лекции.
Встречи …
Коррекция дислексии и дисграфии по проекту «Слово» 1. Место апробирования программы « Слово » - школы, детский сад. 2. Создание групп развития учащихся по желанию родителей и на основе анализа учебной деятельности. Нейропсихологическая диагностика учащихся созданных групп. Система занятий по коррекции и развитию учащихся. Время проведения программы: в течение 9 месяцев.
Профилактика дислексии и дисграфии Детский сад Разработка программы и ее осуществление . Автор программы Л.Н.Токмакова . Проведение занятий с группой детей: воспитатель группы, нейропсихолог .
Вывод. Реализация проекта показала, что своевременная профилактика и коррекция дислексии и дисграфии дает свои положительные результаты на всех возрастных уровнях , включая учащихся пятых классов. П роблема не решается формами и приемами школьных методик. Она требует работу с детьми логопедическими, нейропсихологическими формами. Место занятий - отдельно взятые площадки, с комфортными условиями для детей. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мышления, качественному усвоению школьной программы.
Предварительный просмотр:
Дислексия и дисграфия младших школьников
Н.И. Нестеренко
Проблема дислексии и дисграфии сегодня рассматривается не только как школьная, но и как социальная, т.к. в большинстве случаев ставит под угрозу успешность овладения знаниями по всем основам наук, закрывает дорогу к осуществлению профессиональных планов.
И хотя эта проблема очевидна в современном обществе, однако часто бывает отодвинута на «потом» из-за груза других актуальных дел.
Какова же причина дислексии и дисграфии и в чем её особенность на современном этапе?
- Во-первых, появление дислексии и дисграфии обусловлено нездоровьем молодых родителей, плохим питанием, а также вредными привычками: алкоголь и наркомания.
- Во-вторых, проблема усугубляется слабым физическим состоянием детей, нарушенной экологией городов.
Отсюда закономерность появления в школах детей с нарушением психики, с отставанием в процессах формирования психологических функций, которые отвечают за полноценное воспроизведение букв при чтении и письме.
- Еще одной причиной появления дислексии и дисграфии является, так называемое, картиночное искусство современности, при котором буквально с пеленок ребенок вместо ежедневных колыбельных и потешек получает разнообразное меню движущихся ярких картинок с музыкальным или иным звуковым оформлением.
Думается, многие видели такую ситуацию, когда мама расплакавшемуся на улице, в автобусе, в поезде ребенку дает свой телефон с включенными мультиками. И малыш действительно успокаивается, т.к. его увлекают движение на экране и разнообразие ярких красок.
- Отсутствие семейного общения или его минимизация – примета нашего времени. По вечерам родители, вернувшись с работы, часто поглощены разговорами по телефону с друзьями, родными, сослуживцами, почти не оставляя времени на беседу с малышом лицом к лицу. А ребенку каждый день необходимо выделить на совместное общение хотя бы час-полтора, начиная с момента гуления. Малышу необходимо смотреть на движение артикуляционного аппарата взрослого, чтобы пытаться повторять за ним то же своим язычком, приспосабливаясь к процессу говорения. А если взамен продуктивного общения он получает компьютер, телефон с большим экраном, серию мультфильмов на любимом канале телевизора, то говорение остается не востребованным.
Можно сказать, что доэкранное поколение было в лучшей ситуации познания речи через голос ухаживающего за ним взрослого, у которого на все случаи жизни произносились какие-то потешки, детские стихи, несущие важную составляющую по развитию фонематического слуха и речи в целом. Сегодня, к сожалению, в большинстве случаев потешки остались в прошлом, колыбельные песни заменились музыкой или молчанием со стороны мам.
- В городах нашей страны, особенно в многонаселенных мегаполисах, в последние годы появилось значительное количество граждан ближнего зарубежья: Киргизии, Казахстана, Узбекистана. Еще в 80-е годы они приехали осваивать наши рынки труда, а через некоторое время привезли свои семьи: жен и детей, - или создали семьи с русскими женщинами. В школах, расположенных рядом с рынками, знают эту проблему хорошо, т.к. в них учатся дети киргизов, китайцев, армян, казахов, дагестанцев, узбеков. В первые классы русских школ приходят дети, не владеющие русским языком. И поток людей, плохо понимающих русскую речь, продолжает увеличиваться. Здесь тоже кроются корни дисграфии и дислексии, особенно если родители разговаривают в семье на родном языке.
- Одно время эта проблема в освоении чтения и письма в школах была связана и с беженцами с Украины. Несмотря на общность культур и языка, дети с иным образованием, иным языком, прибавляют процент учащихся, не способных в короткое время качественно овладеть русским чтением и письмом. Им тоже необходим переходный период, чтобы освоить новую языковую среду и культуру в целом.
- Значительное появления детей с нарушением речи, чтения и письма - отсутствие книги в доме.
Если несколько лет назад книга была лучшим подарком: ее выписывали, брали в библиотеках, меняли на макулатуру, покупали с довеском - то теперь количество любителей печатной продукции уменьшилось. Дети редко видят родных за семейным чтением, чаще - за экраном компьютера.
- Программа интеграции, по которой, несмотря на отклонения в физическом или психическом развитии, ребенок по желанию родителей может обучаться в школе по месту жительства, а не в специализированных школах-интернатах, также является фактом увеличения детей с дислексией и дисграфией в общеобразовательных учреждениях.
- И последнее: отсутствие доступных центров по профилактике дислексии и дисграфии.
Надо отметить, что более благополучная ситуация в элитных школах или классах, где родители и дети мотивированы на успешное обучение и получение достойного образования.
Факт контрольного среза по освоению грамотой учениками 1 класса одной из общеобразовательных школ города (ноябрь 2015 года) показал, что 7 учащихся из 22 имеют ярко выраженные проблемы чтения и письма . А это - третья часть класса.
Какие ошибки были характерны при письме? Во-первых, неумение держать строку, соблюдать ее границы, плохая память на образ букв, соотнесение буквы и звука, зеркальное письмо, перестановки, замены. Некоторые дети пишут заглавные буквы в печатном варианте, кто-то вообще не освоил процесс письма изученных букв.
Несмотря на программы подготовительных групп в детских садах, наличие дошкольных развивающих центров, в этом классе до школы читал всего один ребенок.
Итак, последние данные показали, что актуальность решения проблемы чтения и письма сегодня очевидна.
Исследования данной проблемы, проведенные в начальной школе, не только вскрыли причину, но и наметили ряд шагов по устранению дислексии и дисграфии.
Так, группой единомышленников была создана и успешно работала в этом направлении грантовая программа «Слово». Приступив к ее реализации, команда сначала познакомила с ней общественность: родителей, педагогов, студентов, читателей краевых журналов, научно-методических брошюр, зрителей краевого телеканала.
Следующим шагом осуществления проекта стал набор групп учащихся из 1-4 классов на базе двух школ города. С детьми проводилась нейропсихологическая диагностика и регулярные занятия в течение 3-5 месяцев в каждом из учебных учреждений, консультации для родителей .
В ходе работы над проектом были внесены некоторые поправки по возрастной категории детей с проблемами дислексии и дисграфии: принято решение начинать профилактическую работу в группах детского сада при поддержке воспитателя, логопеда. Исходя из необходимости, была составлена и апробирована программа профилактики названных отклонений в группе дошкольников.
При работе с учащимися пятых классов также выявились случаи запущенного характера дислексии и дисграфии, к чему добавился ряд особенностей этого возраста: заниженная самооценка, нарушение эмоционально-волевой сферы, отсутствие желания учиться.
Анализ проведенной работы обозначил оптимальные сроки (не менее 3 месяцев) и протяженность занятий (40-45 минут), их систематичность и наиболее сензитивный период коррекции.
Таким образом, на современном этапе, в век высокой технологии, проблема дислексии и дисграфии не только исчезла, но обозначилась с еще большей силой по ряду названных причин. Исходя из исследований, сделан вывод о необходимости углубленного изучения данной проблемы в современных школах, систематической работы по профилактике дислексии и дисграфии дошкольников, младших школьников и учащихся пятых классов, необходимости речевого и психического развития детей, имеющих нарушение речи, пространственных представлений, памяти и внимания. Решение проблемы требует непосредственного участия людей, хорошо владеющих методами нейропсихологии, лингвистики, начального обучения и логопедии. Необходимы помещения для занятий специалистов с детьми в каждом детском саду и общеобразовательной школе.
Причины проблемы вскрыты, пути ее решения обозначены. Работа в этом направлении начата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по теме "Устранение дислексии и дисграфии младших школьников на уроках русского языка"
В работе перечислены причины и формы дислексии и дисграфии. Определены основные задачи по их устранению. Приведены примерные упражнения для устранения данных нарушений чтения и письма....
Методические рекомендации по коррекции дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Материал содержит психолого - педагогические исследования особенностей нарушения чтения и письма у младших школьников с ЗПР, а так же направления коррекционной работы по преодолению нарушений чтения и...
Программа реализации технологии логопедической работы Р.И. Лалаевой «Устранение оптической дислексии и дисграфии»
Данная программа разработана с целью профилактики и коррекции оптической дисграфии у школьников подготовительного класса, обучающихся в специальном (коррекционном) классе для детей с нарушением ...
Презентация. Преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами программы «Как хорошо уметь читать!» (методические пособия)
Дислексия - это наиболее распространенное расстройство, встречающееся у детей,которое остается на всю жизнь. Степень тяжести заболевания может быть от легкой до тяжелой. Чем раньшенач...
Преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами программы «Как хорошо уметь читать!» часть 2
Причины дислексии: •Нейробиологические причины связаны с недоразвитием илипоражением головного мозга в разные периоды развития ребенка(период беременности, родов и после ро...
Выступление на РМО «Профилактика дисграфии и дислексии у и младших школьников»
Профилактика дисграфии и дислексии уи младших школьников...
Мастер-класс "Практические приемы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР"
Выступление на педагогическом совете школы перед учителями начальной школы. Представление презентации и устного сопровождения с практическими советами для помощи в обучении грамоте учащихся с тяжелыми...