Приёмы повышения мотивации у школьников
статья (2 класс)
Предварительный просмотр:
Приёмы стимулирования и мотивации
познавательной деятельности учащихся
Создание комфортной среды для повышения мотивации познавательной деятельности учащихся предполагает:
1. Доброжелательные отношения между учащимися,
2. Общая атмосфера в классе, группе (установка на получение знаний),
3. Отношения сотрудничества «Учитель - ученик»,
4. Создание положительной эмоциональной сферы на уроке:
- культура общения;
- доброжелательный тон;
- искренность эмоций;
- эмпатия – умение чувствовать и помогать учащимся;
- чувство юмора;
- невербальные средства (взгляд, улыбка, поза, жесты, прикосновения);
- голосовые средства;
- интонация, умение чувствовать и держать паузу.
Положительные переживания, связанные с учением
1. Поощрение, зависящее от уровня реальных достижений учащихся.
2. Ситуация успеха.
3. Включение в групповую деятельность.
4. Радость от преодоления трудностей.
5. Разъяснение учащимся общественной и личной значимости.
6. Предъявление требований.
7. Приучение к выполнению требований.
8. Оперативный контроль за выполнением требований.
9. Удивление.
10. Привлечение учащихся к оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки, осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха.
11. Объективная оценка результатов учебного труда учащихся.
12. Использование разнообразных безоценочных форм поощрения.
Непосредственно познавательные мотивы
1. Связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники.
2. Обращение к личному опыту, анализ жизненных ситуаций.
3. Показ недостаточности имеющихся знаний.
4. Разъяснение значимости З и У в настоящем и будущем;
5. Создание проблемных ситуаций;
6. Использование разноуровневых заданий (создание ситуации выбора);
7. Организация познавательных игр;
8. Вовлечение в дискуссию;
9. Привлечение занимательных примеров, опытов и парадоксов;
10. Планирование целей и задач обучения самим обучаемым;
11. Чередование форм и методов обучения;
12. Тестирование знаний и умений;
13. Использование интерактивных компьютерных средств.
Основными компонентами мотивационной сферы являются:
1. Смысл учения
- учёт возрастных особенностей учащихся;
- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- вера учителя в возможности ученика
(сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним);
- формирование адекватной самооценки у учащихся;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
2. Постановка целей
- совместная работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
- совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
3. Эмоции
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности
- эмоциональная речь учителя;
- применение поощрения и порицания;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- использование игровых технологий.
Уровни учебной мотивации:
1 уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2уровень – хорошая мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
4 уровень – низкая мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
5 уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные приёмы повышения мотивации младших школьников на занятиях во внеурочное время
Мотивация - это основной компонент успешности школьника. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!”...
Из опыта работы "Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника"
Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника...
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации младших школьников
ИКТ как средство мотивации повышения младших школьников...
Способы повышения мотивации младшх школьников
В статье представлен опыт работы по данной теме...
Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.
Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...
Приёмы повышения мотивации к изучению английского языка у младших школьников.
Приёмы повышения мотивации к изучению английского языка у младших школьников.Психологические и возрастные особенности младших школьников на овладение иностранного языка....
Доклад "Приёмы повышения мотивации учащихся"
Приёмы повышения мотивации учащихся...