"Звукобуквенные тропинки"
рабочая программа (1 класс) на тему
программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности 1 класс | 38.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок "Звукобуквенные тропинки"
Программа курса внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления "Звукобуквенные тропинки" разработана в соответствии с ФГОС НОО.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
В настоящей рабочей программе обозначены целевые ориентиры, изложены ожидаемые результаты, принципы, содержание и методы и способы организации внеурочной деятельности учащихся 1-го класса.
Всего: 34 учебных часа (1 час в неделю)
Цель программы: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, воспитание чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, обогащение речи младших школьников.
Задачи программы:
1.Воспитание любви к великому русскому языку как основе гражданской идентичности.
2. Расширение, углубление и пропедевтика программного материала.
3..Развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности.
4. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над совершенствованием своей речи.
5.Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
Планируемые результаты освоения кружка "Звукобуквенные тропинки"
Личностные результаты:
- осознание роли языка и речи в жизни людей;
- эмоциональная отзывчивость к окружающему миру;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- работать по предложенному учителем плану
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ИКТ-компетентность как метапредметный результат
- различным способам передачи информации;
- квалифицированному клавиатурному письму.
Предметные результаты
-группировать звуки по заданному основанию;
-группировать слова по заданному принципу;
-анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова;
-подбирать максимальное количество слов с опорой на словарь;
-оценивать уместность употребления слов в тексте;
-определять наличие изученных орфограмм в словах;
-объяснять написание слов, соотносить звучание и написание слова;
-анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях;
-использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
-использовать в практической деятельности слова с противоположным и близким значением, изобразительные, выразительные средства языка;
-работать с различными видами словарей.
Содержание кружка "Звукобуквенные тропинки"
Раздел I. К несметным сокровищам страны слов (12 часов).
Подраздел. Первые встречи
Тема 1. Хорошо ли ты знаешь русский язык? Рассказ-беседа на тему «Что это значит хорошо знать русский язык?» О самых дорогих словах. Значение устной и письменной речи в жизни человека. Игра «Русичи», «Угадай слово», игра по станциям.
Тема 2. В мире неведомых звуков. Звуки. Речевые и неречевые звуки. Упражнение в соотнесении звуков и букв. Звукопись. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Игра «Назовите свой звук».
Тема 3. Волшебный мир слов. Строительный материал текста. Единица текста. Единица предложения.Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема 4. Твой словарный запас. Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Обсуждение важности изучения родного языка. Игра-соревнование « Кто больше знает слов на букву А?» Составление рассказов по картинам.
Подраздел. Добрые слова
Тема 1. Тайны волшебных слов. Беседа о «волшебных» словах, о формах приветствия, прощания, поздравления с праздником и т.д. Что такое этикет? Разыгрывание сценки о том, как ходили в гости с применением «волшебных» слов.
Тема 2. Как выбрать друзей? Добро и зло в русских народных сказках: «Лиса и Журавль», «Гуси-лебеди». «Маша и медведь»: русская народная сказка и современный мультфильм Игры «Доброе-злое». Парад добрых слов. Придумать свою сказку о добре и зле.
Тема 3. Чудесные превращения. Трансформация слов. Наблюдение изменения значения слова при замене хотя бы одной буквы. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замените одну букву», «Какое слово задумано»
Тема 4. Твой друг-словарь. Представление о слове как комплексе звуков, имеющем значение. Наш помощник – толковый словарь. Учимся определять лексическое значение слова по толковому словарю. Выписать из словаря толкование слов: листопад, родник. Составить по 1 предложению с каждым из этих слов. Нарисовать картинку к каждому слову.
Раздел II. Открываем тайны (14 часов).
Подраздел. Строительный материал языка.
Тема 1. Зачем нужны звуки языка? Рассказ-беседа о звуках - строительном материале языка. Звуковая культура речи. Что нам помогает произносить звуки правильно? Логоритмика. Разучивание чистоговорок. Игра «Сломанный телефон»
Тема 2. Удивительные звуки. Многообразие звуков русского языка. Алгоритм фонетического анализа слова. Орфоэпический словарь «Произноси правильно!» Конкурс на лучшую характеристику звука. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Классификация звуков по заданному основанию.
Тема 3.Тайны рисуночного письма. Головоломка «Заколдованные слова». Составление рисуночного письма группами. Разгадывание писем. Чтение пиктограмм. Составление знаков- пиктограмм на тему «Школьная жизнь».
Тема 4.Родственники алфавита. Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Подраздел. Страна созвучных слов.
Тема 1.Тематические группы слов. Тематические группы слов. Классифицирование по группам предложенных слов. Названия деревьев, цветов, птиц; учебных принадлежностей. Слова, которые называют цвет.
Тема 2. Значения слов. Знакомство детей с прямым и переносным значением слова. Находим в тексте слова, употребленные в переносном значении. Правила составления загадок. Выписать из детской книжки загадку, подчеркнуть в ней слово в переносном значении. Нарисовать картинку-отгадку. Конкурс собственных загадок.
Тема 3. Изобразительные средства языка. Что такое явное и скрытое сравнение. Как неживое становится живым? Сущность и значение олицетворения (без введения термина). Составляем предложения и тексты описательного характера. Великий волшебник – Г.Х Андерсен. Оживляем неживые предметы. Придумываем свой вариант сказки с изобразительными средствами языка и рисуем к ней картинку.
Тема 4. «Сидит дед, в сто шуб одет…». Сочинение загадок, используя знания, полученные на предыдущих уроках. Работа над проектом «Классная книга загадок». Подбираем картинки-отгадки в Интернете.
Раздел III. Чудесные превращения слов (22 часа).
Подраздел. Чудеса в стране слов.
Тема 1. Слово одно, а значений несколько. Многозначность - одно из проявлений словарного богатства. Рассказ-беседа о многозначных словах. Выделение многозначных слов в тексте. Игры «Кто больше?», «Шуточные вопросы», загадки. Изображение рисунков к разным значениям слова РУЧКА.
Тема 2. Слова-тезки (омонимы).
Отличие омонимов от многозначных слов. Чтение шуточных стихотворений. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Объяснение значения слов-омонимов.
Тема 3. Слова-противники. Слова с противоположным значением. Знакомство со словами-антонимами. Использование в речи антонимов. Редактирование текста. Наблюдения над использованием антонимов. Использование антонимов в пословицах. Загадки, игры, кроссворды.
Тема 4. Конкурс знатоков. Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «Дай толкование каждому слову».
Подраздел. Одно и то же, но по-разному.
Тема 1. Слова-друзья (2 часа).
Знакомство со словами-синонимами. Роль синонимов в речи. Словарь синонимов. Сколько близких слов у слова «алый»? Как объяснить значения слов с помощью подбора синонимов. Игры «Найди слово, близкое по значению», «Подбери синоним».
Тема 2. Одно и то же, но по-разному. Наблюдения над использованием синонимов в текстах. Игры «Замени слово». «Охота за синонимами», «Кто точнее?»
Тема 3. Слова-друзья в пословицах, текстах. Составление текстов с использованием слов-синонимов. Использование в речи синонимов. Коррекция текстов-описаний. Тема 4. Конкурс «Подбери друга». Игра «Подбери друга». Использование синонимов для украшения текста. Составление таблицы синонимов.
Подраздел. Юный грамотей.
Тема 1. Трудные слова. Слова, правописание которых нельзя проверить. Понятие словарных слов. Орфографический словарь. Игра «Проверь себя по словарю».
Тема 2. Мой друг- орфографический словарь. Орфографический и обратный словари. Упражнения на нахождение в словаре слов на определенные правила. Как компьютер подсказывает грамотное написание слов.
Тема 3. «Копилка» трудных слов. «Как составить словарь трудных слов». Обсуждение проекта. Работа над проектом «Мой словарь трудных слов» Дети заводят словари трудных слов, классифицируя слова по тематическим группам.
Тема 4. Умеешь ли ты грамотно писать? Игра «Найди и исправь ошибку».
Раздел IV. Путешествие во времени (8 часов).
Подраздел. Экскурсия в прошлое.
Тема 1. Старинные слова Почему слова «стареют»? Знакомство детей с устаревшими словами. Понятие архаизмы. Чтение русских народных сказок и толкование устаревших слов. Рассматривание картин, иллюстраций к русским народным сказкам.
Тема 2. Археологические раскопки Происхождение слов. Этимологический словарь объясняет происхождение слов. Толкование слов с помощью словаря. В «музее» древних слов. Отбор материала для «Уголка русского языка». Откуда пошли слова «береза», «снегирь», «сирень»?
Тема 3. На новый лад Показать соответствие устаревших слов и их современных синонимов. Рождение нового слова. Экскурсия в краеведческий музей. Подбор современных синонимов к устаревшим словам.
Календарно- тематическое планирование кружка "Звукобуквенные тропинки"
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
I. К несметным сокровищам страны слов 12 ч | |||
Подраздел. Первые встречи. | |||
1. | Хорошо ли ты знаешь русский язык? | 1 | |
2. | В мире неведомых звуков. | 2 | |
3. | Волшебный мир слов. | 2 | |
4. | Твой словарный запас. | 1 | |
Подраздел. Добрые слова. | |||
1. | Тайны волшебных слов. | 2 | |
2. | Как выбрать друзей? | 1 | |
3. | Чудесные превращения. | 2 | |
4. | Мой друг-словарь. | 1 | |
II. Открываем тайны 14 ч | |||
Подраздел. Строительный материал языка. | |||
1. | Зачем нужны звуки языка? | 1 | |
2. | Удивительные звуки. | 2 | |
3. | Тайны рисуночного письма. | 2 | |
4. | Родственники алфавита. | 2 | |
Подраздел. Страна созвучных слов. | |||
1. | Тематические группы слов. | 2 | |
2. | Значения слов. | 2 | |
3. | Изобразительные средства языка. | 2 | |
4. | «Сидит дед, в сто шуб одет...» | 1 | |
III. Чудесные превращения слов 8ч | |||
Подраздел. Чудеса в стране слов | |||
1. | Слово одно, а значений несколько. | 1 | |
2. | Слова-тезки (омонимы). | 1 | |
3. | Слова-противники. | 1 | |
4. | Конкурс знатоков. | 1 | |
Подраздел. Одно и то же, но по-разному. | |||
1. | Слова-друзья. | 1 | |
2. | Одно и то же, но по-разному. | 1 | |
3. | Слова-друзья в пословицах, текстах. | 1 | |
4. | Конкурс «Подбери друга». | 1 | |
Всего: | 34 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Книга для внеклассного чтения учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1988.
- Граник Г. Г.Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие.-М.: Дидакт, 1993.
- Мали Л.Д. Прямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников. Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 1 класс-Пенза, 1993.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...
Памятка для звукобуквенного разбора слов
Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и при переходе в среднее звено....
1 класс. Интерактивный тренажёр «Джунгли» (звукобуквенный разбор слов)
Задача тренажёра:Ученику нужно правильно выбрать схему слова. Для этого надо выбрать правильный ответ (кликнуть по табличке с правильным ответом).Если ответ верный, то герой скажет об этом...
Карточки для звукобуквенного анализа слов в 1 классе
Карточки для проверки умения выполнять звукобуквенный разбор....
ТИКО ГРАММАТИКА на уроках обучения грамоте и русского языка. Звукобуквенный анализ слова.
Цель: - создавать условия для формирования умения производить звукобуквенный анализ слов....
"Формирование звукобуквенного анализа и синтеза в процессе обучения грамоте обучающихся 1 класса специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида"
В работе раскрыты теоретические проблемы готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью. А также представлены методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа...
Звукобуквенный анализ слова.
Распечатать и раздать для работы на уроке и дома...