рабочие программы начальные классы
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочие программы для начальной школы. Может помогут в работе кому-нибудь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочие программы74.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

«Согласовано»

Зам.директора по УР

Богомолова Л.В.__________

«_____»_________2018год

«Утверждаю»

Директор школы

Заплатникова И.К.__________

Приказ №    __«__ »_________2018г.

Рабочая программа

по литературному чтению для   4 класса

на 2018 – 2019 учебный год

Предметная  область: «Филология»  (ФГОС)

  Составитель: учитель начальных классов

Федий Марина Георгиевна

с.  Бурла 2018г.

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе  авторской программы  Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение»  к  учебникам    Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 4 класс  в  2 частях, М: «Просвещение» 2014г.

.                                       Место предмета в базисном учебном плане

На изучение литературного чтения в 4 классе отводится 3 часа  в неделю, 34 учебные недели, всего 102 часа.

1.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

В результате изучения курса выпускник, освоивший основную образовательную программу начального общего образования:

  • осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, у него будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • научится полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
  • получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
  • освоит восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
  • полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
  • приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио- и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).

Выпускники научатся приёмам поиска нужной информации, овладеют алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), научатся высказывать и пояснять свою точку зрения, познакомятся с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, получат представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  •  работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам написания изложения.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

ИКТ компетенции

Ученик научится:

  • Создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
  • Создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
  • Готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

Ученик получит возможность научиться:

  • Грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относится к информации и к выбору источника информации.
  • Представлять данные

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс  

  •         Обучающиеся должны:
  • -владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного  
  • чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • - понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно).
  •          Обучающиеся должны уметь:
  • -устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
  • - передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • - составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • - вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;
  • - выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • - самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • - уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • - давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  •  - самостоятельного чтения книг;
  • - высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  •            - самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;
  • - работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).  
  •          Обучающиеся должны знать:
  • - названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
  • - наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • - не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • - более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.


2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Содержание учебного раздела

Основные изучаемые вопросы

1

Вводный урок

1

Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника

  2                                                  

 Летописи, былины, жития

7

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи- основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текс былины.. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой  былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова « Богатыри». Сергий Радонежский – святой земли русской. В.Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность  Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе слов и репродукций известных картин. Оценка достижений.

3

Чудесный мир классики

16

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.П.П.Ершов «Конёк –горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной.События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван- настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А.С. Пушкин. Стихи. Няне . Туча. Унылая пора! Очей очарованье. Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведения словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях. Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. Ашик – Кериб. Турецкая сказка. Сравнение  мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л.Толстого. Басня. Как мужик камень убрал. Особенности басни. Главная мысль. А.П.Чехов « Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа- герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений.

4

Поэтическая тетрадь.

8

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид» «Как неожиданно и ярко». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм , порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А.А.Фет « Весенний дождь». Бабочка. Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация стихотворения. Е.А.Баратынская. Передача настроения и чувства в стихотворении. А.Н.Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения. И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении. Н.А.Некрасов « Школьник», « В зимние сумерки».Выразительное чтение. И.А.Бунин. « Листопад». Картина осени в стихах. И.А.Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений.

5

Литературные сказки

12

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке».Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В.М.Гаршин. « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка  или рассказ. Текст – описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П.П.Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С.Т.Аксаков « Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений.

6

Делу время – потехе час.

9

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л.Шварц « Сказка  о потерянном времени» нравственный смысл произведения. Жанр произведения.Инсценирование произведения. В.Ю.Драгунский « Главные реки». « Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому.Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений.

7

Страна детства

7

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. М.М.Зощенко « Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений.

8

Поэтическая тетрадь

5

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.В.Я.Брюсов. «Опять сон». «Детская».тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.

9

Природа и мы.

9

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Д.М.-Сибиряк « Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.. А И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М.М.Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. Е.И.Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Оценка достижений.

10

Поэтическая тетрадь

4

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Л.Пастернак « Золотая осень».Картины осени в лирическом произведении. Пастернака.Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.Н.М.Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений.

11

Родина

8

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И.С.Никитин «Русь».Образ родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С.Д.Дрожжин « Родине». Авторское отношение к изображаемому. А.В.Жигулин «О,Родина! В неярком блеке…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер.Оценка достижений.

12

Страна Фантазия

6

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений.

13

Зарубежная литература

10

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование  работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.-Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о русалочке. Марк Твен « Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. Сельма Лагерлёф. В Назарете . Семейство. Иисус и Ииуда. Оценка достижений.


3. СТРУКТУРА КУРСА

№п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Вводный урок

1

2.

« Летописи, былины, жития»

7

3

  « Чудесный мир классики»

16

4

«Поэтическая тетрадь»

8

5

« Литературные сказки»

12

6

« Делу время – потехе час.»  

9

7

 «Страна детства»

7

8

« Поэтическая тетрадь»

5

9

« Природа и мы»

9

10

 « Поэтическая тетрадь»

4

11

« Родина»

8

12

« Страна Фантазия»

6

13

 « Зарубежная литература»

10

ИТОГО

102 ч.

4. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Проекты  (к-во, №)

Оценка достижений «Проверим себя» (к-во)

Диагностика техники чтения

1.

Вводный урок

1

0

0

2.

«Летописи, былины, жития»

7

№1 Наши проекты «Сергий Родонежский и Куликовская битва» Создание газеты к памятной дате  

1

1

3.

  « Чудесный мир классики»

16

0

1

4.

«Поэтическая тетрадь»

8

0

1

5.

« Литературные сказки»

12

0

1

1

6.

« Делу время – потехе час.»  

9

0

1

7.

«Страна детства»

7

0

1

8.

« Поэтическая тетрадь»

5

0

1

9.

« Природа и мы»

9

0

1

1

10.

« Поэтическая тетрадь»

4

0

1

11.

« Родина»

8

№2 «Они защищали Родину»

1

12.

« Страна Фантазия»

6

0

1

13.

Зарубежная литература

10

0

1

1

ИТОГО:

136

2

12

4

4.  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОЛВАНИЕ

по литературному чтению 4 класс  102 ч.

уроков

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Количество часов

1

03.09

Вводный урок по курсу литературного чтения

Летописи. Былины. Жития.- 7ч.

7ч.

2

05.09

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи-основные события Древней Руси.

1

3

06.09

«И вспомнил Олег коня своего». Летопись –  источник исторических фактов.

1

4

10.09

«Ильины три поездочки». Сказочный характер былины.

1

5

12.09

«Три поездки Ильи Муромца». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

6

13.09

«Житие Сергия Радонежского».

1

7

17.09

Наши проекты «Сергий Родонежский и Куликовская битва» Создание газеты к памятной дате

1

8

19.09

Обобщение по разделу   «Летописи. Былины. Жития»  «Проверим себя и оценим свои достижения»

1

Чудесный мир классики – 16ч.

16ч.

9

20.09

Знакомство с разделом. Пётр Петрович Ершов

1

10

24.09

П. П. Ершов «Конёк - горбунок»

1

11

26.09

П. П. Ершов «Конёк - горбунок».  Сравнение литературной и народной сказки

1

12

27.09

П. П. Ершов «Конёк - горбунок»  Характеристика героев сказки

1

13

01.10

А. С. Пушкин «Няне», «Туча» «Унылая пора, Очей очарованье!»  (наиз)

1

14

03.10

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и  о семи богатырях»  .Мотивы литературной и народной сказки.

1

15

04.10

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и  о семи богатырях» .Герои пушкинской сказки.

1

16

08.10

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и  о семи богатырях». Деление на части.

1

17

10.10

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и  о семи богатырях»  .Основные эпизоды сказки

1

18

11.10

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»  .Картины природы в стихотворении.

1

19

15.10

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки.

1

20

17.10

Л. Н. Толстой    «Детство»

1

21

18.10

Л. Н. Толстой  «Как мужик убрал камень».

1

22

22.10

А. П. Чехов «Мальчики»

1

23

24.10

А. П. Чехов «Мальчики».   Главные герои рассказа-герои своего времени.

1

24

25.10

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

 «Проверим себя и оценим свои достижения»

1

Поэтическая тетрадь – 8ч.

8ч.

25

05.11

07.11

Знакомство с разделом. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко».(наиз)

1

26

07.11

07.11

А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка».

1

27

08.11

Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

1

28

12.11

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

29

14.11

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

1

30

15.11

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…».

1

31

19.11

И. С. Бунин «Листопад».

1

32

21.11

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».  «Проверим себя и оценим свои достижения»

1

Литературные сказки -12ч.

12ч.

33

22.11

Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

34

26.11

 В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра.

1

35

28.11

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе

1

36

29.11

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании литературного произведения.

1

37

03.12

 П. П. Бажов «Серебряное копытце».

1

38

05.12

П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

39

06.12

П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

1

40

10.12

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

41

12.12

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного произведения.

1

42)

13.12

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Составление плана.

1

43

17.12

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование.

1

44

19.12

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

«Проверим себя и оценим свои достижения»

1

Делу время –потехе час – 9ч.

9ч.

45

20.12

Знакомство с разделом. Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

1

46

24.12

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

1

47

26.12

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

1

48

27.12

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени». Жанр произведения.

1

49

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

50

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

51

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста.

1

52

В.В.Голявкин  «Никакой я горчицы не ел»

1

53

Обобщение по разделу  «Делу время –потехе час» «Проверим себя и оценим свои достижения»

1

Страна детства – 7ч.

7ч.

54

Знакомство с разделом . Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

55

Б. С. Житков «Как я ловил человечков» Особенности развития сюжета.

1

56

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

57

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий.

1

58

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

1

59

М. М. Зощенко «Ёлка»

1

60

Обобщающий урок по разделу «Страна детства» «Проверим себя и оценим свои достижения»

1

Поэтическая тетрадь- 5ч.

5ч.

61

В. Я Брюсов «Опять сон». «Детская»

1

62

С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом произведении.

1

63

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царств»

1

64

Закрепление по разделу.  Конкурс чтецов. (наиз.по выб)

1

65

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» «Проверим себя и оценим свои достижения»

1

Природа и мы – 9ч.

9ч.

66

Знакомство с разделом . Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

1

67

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе.

1

68

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

69

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

1

70

М. Пришвин «Выскочка»

1

71

Е. В. Чарушин «Кабан»

1

72

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

73

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

74

Обобщающий урок по разделу «Природа и мы» «Проверим себя и оценим свои достижения»

1

Поэтическая тетрадь – 4ч.

4ч.

75

Б.Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков  «Весна в лесу» . Картины осени в лирическом произведении.

1

76

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»,   Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1

77

С.А. Есенин «Лебедушка»

1

78

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Родина – 8ч.

8ч.

79

И Знакомство с разделом. Поэты о Родине

1

80

С. Никитин «Русь».

1

81

С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

1

82

. С. Д Дрожжин «Родине»

1

83

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

1

84

Сочинение «Что значит для меня Родина»

1

85

Наши проекты «Они защищали Родину»

1

86

Обобщающий урок по разделу «Родина» «Проверим себя и оценим свои достижения»

1

Страна Фантазия – 6ч.

6ч.

87

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

88

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

1

89

К. Булычев «Путешествие Алисы»

1

90

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических жанров.

1

91

Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастического жанра.

1

92

Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия» «Проверим себя и оценим свои достижения»

1

Зарубежная литература -10ч.

10ч.

93

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

94

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1

95

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

1

96

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Особенности повествования сказки.

1

97

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеры героев и их поступки.

1

98

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление на части.

1

99

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой  литературы.

1

100

С. Лагерлеф «Святая ночь».

1

101

 С. Лагерлеф «В Назарете». Сравнение героев и их поступков.

1

102

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» «Проверим себя и оценим свои достижения»

1

6. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРГРАММЫ

№ урока

Дата проведения по плану

Дата проведения

фактич.

Причина внесения изменений*

Корректирующие мероприятия

Подпись внёсшего изменения

Подпись зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

Рабочие программы начальные классы

Программы учебных предметов...

Рабочие программы начальные классы по ФГОС УМК "Школа России"

Данная рабочая программа содержит: пояснительную записку, УУД, ресурсное обеспечение, календарно-тематическое планирование....