Конспект занятия в ГПД на тему "Весна"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Цель занятия: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках весны.
- Формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных.
- Развивать у детей любознательность и мышление.
- Воспитывать умение видеть красоту природы и заботливое к ней отношение.
- Расширять представление детей о лесе и о его обитателях, о различных средах обитания животных и птиц, о приспособленности их к сезонам.
- Побуждать устанавливать простейшие причинно-следственные изменения в природе.
- Воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Прогулка по весеннему лесу. | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССОВ В ГПД.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие.
Тема: «Весна»
«Прогулка по весеннему лесу»
Цель: Способствовать формированию у детей представлений о жизни живой и неживой природы весной. Формировать представление о целостной картине мира.
Задачи:
- Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках весны.
- Формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных.
- Развивать у детей любознательность и мышление.
- Воспитывать умение видеть красоту природы и заботливое к ней отношение.
- Расширять представление детей о лесе и о его обитателях, о различных средах обитания животных и птиц, о приспособленности их к сезонам.
- Побуждать устанавливать простейшие причинно-следственные изменения в природе.
- Воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.
Словарь: весенние признаки, ледоход, первоцветы: ветреница, хохлатка, медуница, лекарственные травы: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, ромашка, бессмертник, валериана.
Материалы: Картинка «Весенний лес», карточки «перелетные птицы», карточки «зимующие птицы», карточки «лесные животные», карточки «сезонные явления», карточки «насекомые», карточки «первоцветы», карточки «лекарственные травы».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим вот о чем:
Оживились ручьи,
Прилетели грачи.
В свой дом – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о весне. Но лучше всего говорить о весне не в группе, а на природе. Вы со мной согласны? (ответы).
Воспитатель: Тогда послушайте, куда я предлагаю вам отправиться:
Он большой, густой, зеленый
Представляет целый дом,
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
В нем найдут приют и птицы,
Зайки, волки и лисицы.
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели, и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом. (Лес).
Воспитатель: Конечно же, это весенний лес. И отправимся мы сегодня туда пешком. Вставайте. Все готовы? Вперед.
Динамическая пауза «Поход»
Мы шагаем друг за другом,
Прямо, а затем и кругом.
Мы шагаем, не скучаем,
Все преграды преодолеваем.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки
Все преграды мы прошли,
На поляночку пришли.
Воспитатель: Молодцы! Все препятствия преодолели. Присаживайтесь на свои пенечки. Давайте отдохнем и поговорим.
Воспитатель: Вот мы пришли в лес. Как вы уже знаете из загадки: лес – это зеленый дом для зверей, птиц, насекомых. А значит, мы пришли к ним в гости. Как мы будем вести себя в гостях у лесных жителей? (ответы).
Воспитатель:
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Тут не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты – в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Воспитатель: Ребята, вы помните, что мы пришли в весенний лес.
А Весна – это что? (время года)
А после какого времени года идет весна? (после зимы).
А после весны, какое время года наступит? (лето).
Назовите весенние приметы. (ответы).
Воспитатель: Правильно. Весной солнце поднимается все выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки. На полянах и пригорках появляются проталины. Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лёд и снег.
Воспитатель: А, назовите все месяцы весны. (март, апрель, май).
А какой самый первый весенний месяц? (март).
Воспитатель: Март - первый месяц весны. Его называют «утром весны». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы. Прилетают грачи. А медведь все еще спит в своей берлоге. Но март – месяц переменчивый – то солнцем греет, то снегом сеет. В начале марта мы отмечаем праздник. Какой? (ответы).
Воспитатель: А какой месяц мы называем «середина весны»? (ответы).
Воспитатель: Правильно. Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды», потому что повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи. На реках начинается ледоход.
Воспитатель: Что делают в апреле лесные обитатели? (ответы).
Воспитатель: В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы.
Пальчиковая гимнастика «Животные в лесу весной»
В лесу весной не заскучаешь, (качают указательным пальцем).
Весной минута дорога.
Линяют лось, лиса и заяц, (выщипывают двумя пальчиками шерсть)
У лося вновь растут рога. («веер» пальцев над головой)
Рождаются весной зайчата, («ушки» зайца средним и безымянным)
Лисята, бойкие волчата, (пальчиками показывают мордочку)
В апреле – рыжие лосята, (два пальчика – рожки)
И подрастают медвежата. (два кулачка – ушки)
Воспитатель: А ещё в апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые.
Воспитатель: А что происходит с птицами? (ответы).
Воспитатель: В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север. Давайте ещё раз поиграем нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетели»
Дети соединяют попарно пальцы обеих рук, начиная с мизинца.
С юга прилетели
Черные грачи,
Жаворонки, гуси,
Чайки и скворцы.
Теперь дети разъединяют парные пальцы, начиная с большого пальца.
Зяблики и утки,
Лебеди, дрозды,
Ласточки – касатки.
В конце скрещивают пальцы обеих рук.
Ждали все весны!
Воспитатель: А каких еще вы знаете перелетных птиц? (ответы).
Воспитатель: Что делают в апреле люди? (ответы).
Воспитатель: Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук.
Воспитатель: А какой сейчас месяц? (май).
Воспитатель: Расскажите о погоде в мае. (ответы).
Воспитатель: Правильно. Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга
Воспитатель: А почему май зовут песенником? (ответы).
Воспитатель: Из дальних стран прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, задорно распевают дрозды. Вода в реках, озерах и прудах прогревается и «болотные певцы» - лягушки громко квакают, поют свои «свадебные песни».
Воспитатель: Ребята, помните, недавно мы с вами играли в игру «Две лягушки»? Давайте ещё раз в неё поиграем.
Подвижная игра «Две лягушки»
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)
Всем друзьям физкультпривет!
Воспитатель: А что же наши животные в лесу? (ответы).
Воспитатель: У зверей продолжается линька. Зайцы и белки меняют зимние шубки на летние, у них и мех короче и цвет больше подходит к весенней и летней окраске леса. У лисиц, зайцев, волков, и белок подрастают малыши.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Найди ошибку»
Я буду называть детенышей зверей. Если я назову неправильно, то вы исправьте меня.
Дидактическая игра «Найди ошибку»
У волка – волчата…
У лисы - лисята...
У медведя - зайчата...
У лисы - медвежата...
У ежа - бельчата...
У зайца – зайчата…
У белки - ежата...
У медведя – медвежата…
У ежа – ежата…
У волка – лисята…
Воспитатель: А какой главный праздник мы отмечаем в мае? (ответы).
Воспитатель: 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.
Воспитатель: Какие у людей весенние работы в мае: в поле, в саду, в огороде? (ответы).
Воспитатель: В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.
Воспитатель: Попробуйте отгадать загадки, что люди сажают на грядки:
Сидит дед
В сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (лук).
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь).
Над землей трава,
Под землей алая голова. (свёкла).
Воспитатель: А почему май в народе называют «цветень»? (ответы).
Воспитатель: Правильно. Про весну народ говорит: «Весна цветами красна», а месяц май называет «цветень», потому что расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы. А в лесу в мае распускаются ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха.
Воспитатель: Ребята, как называют цветы, которые первыми расцветают? (ответы).
Воспитатель: Молодцы! Все вы знаете. Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают весной. Приготовьте свои пальчики, сейчас мы их посчитаем.
Пальчиковая гимнастика «Первоцветы в лесу»
Дети поднимают ладошки вверх. Перечисляя первоцветы, дети правой рукой загибают пальцы по порядку на левой руке, начиная с мизинца. Затем переходят на правую руку.
Ты весною в лес пойдешь,
Первоцветы там найдешь:
Мать-и-мачеху, пушицу,
Лук гусиный, медуницу,
Волчье лыко и хохлатку,
Перелеску и фиалку.
Ветреницу не забудь
И в лесу культурным будь.
Воспитатель: Ребята, на лесной полянке можно увидеть не только первоцветы. На лесной полянке можно найти ещё и лекарственные растения. Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными настоями и бальзамами, пили чай из разных трав.
Воспитатель:
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелененькими ветками.
Воспитатель: В нашей местности очень много таких растений. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Многие люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может и ваши родители или бабушки тоже собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Но прежде чем идти их собирать, необходимо всё о них знать. Давайте и мы побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?
Воспитатель: Итак, отгадайте загадку:
На верхушке стебелька —
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка.
И сверкает солнце. (ромашка).
Воспитатель: Правильно, это ромашка, его белые лепестки обвивают ярко-жёлтый глазок. Это многолетний цветок, расцветает он в начале лета и цветет до поздней осени. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие. Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия.
Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если случится тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар –
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Воспитатель: Послушайте следующую загадку:
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? … (Подорожник)
Воспитатель: Попробуйте догадаться, почему это растение так называется? (ответы).
Воспитатель: Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил свое название. В народе его еще называют порезник и ранник, потому что он заживляет их. Его нужно сполоснуть, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране. Кто из вас пользовался подорожником? (ответы).
Воспитатель: А еще сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве отхаркивающего средства при кашле. Не зря подорожник в народе называют «скорая помощь», «аптека у дороги».
Что за листик - подорожник?
Странная трава!
Что лечиться ею можно-
Знает детвора!
Если вдруг неосторожно
Пальчик ты поранил,
Каждый знает –
Листик можно
Положить на рану.
На полянке, в огороде,
У дороги там и тут –
Потому-то его люди
Подорожником зовут!
Воспитатель: Следующая загадка:
Золотой и молодой,
За неделю стал седой,
А денёчка через два,
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший… (одуванчик) .
Воспитатель: Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает. Растет одуванчик почти везде:
На своей высокой ножке,
Поднимаясь к вышине,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.
Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.
Воспитатель: Следующая загадка:
Растет зеленою стеной
Ее обходят стороной
Колючая и злая дива
А как зовут траву?... (крапива).
Воспитатель: Крапива растет везде: у дорог, рядом с домом, в оврагах. Это растение можно собирать всегда, от ранней весны до поздней осени.
Крапива очень полезна. В ее листьях содержится много витаминов. Крапивой лечат простуду, боли в суставах. Ее используют в уходе за волосами. Волосы блестят, лучше растут. Из крапивы делают лекарства, останавливающие кровь, заживляющие раны, лечат язвы. Крапиву можно применять практически при любом заболевании.
Крапиву с древних времен люди использовали в пищу. На Руси крапива всегда была на столе, ее ели в натуральном виде, подмешивали в хлеб, солили, сушили и добавляли к разным блюдам. Листья крапивы богаты разными полезными солями и из нее готовят борщи и салаты.
Но не забывайте, что на листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки.
Воспитатель: А это лекарственное растение называется тысячелистник. Каждый лист его состоит из множества крохотных листочков с ажурными краями. Издавна тысячелистник использовали для остановки кровотечений и для улучшения аппетита.
Воспитатель: А теперь посмотрите на это растение. Это бессмертник. С давних пор растение это используют в лекарственных целях. Из него изготавливали «грудной чай», рекомендованный при простудах, отвары применялись при укусах бешеных животных, лечили больную печень. Порошком бессмертника присыпали долго незаживающие раны.
Воспитатель: А вот ещё один врачеватель из нашей аптечки. Это корень валерианы. В переводе с латинского языка «валере» означает «быть здоровым». На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Ёще царь Петр 1 повелевал выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных «Аптекарских огородах». Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам водоемов и канав, в зарослях кустарников, на лесных полянах и опушках.
Воспитатель: Еще очень много лекарственных растений можно найти в лесу, на лугу. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это природа. Но лекарственные растения заготавливать и делать из них лекарства могут только взрослые. Дети могут только помогать.
Воспитатель: Ребята, помните: при сборе лекарственных растений есть правила поведения:
1. Нельзя рвать много растений.
2. Нельзя собирать растения возле железных дорог.
3. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду.
4. Сушат их под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
5. Нельзя пробовать растения на вкус.
6. Нельзя собирать растения возле автомобильных дорог.
7. Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду.
8. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
9. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.
10. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.
Воспитатель: Что-то мы засиделись. Не пора ли провести «Лесную физминутку»?
Физминутка «Лесная»
Ветер лесные деревья качает (наклоны вправо, влево с поднятыми руками)
Яркие бабочки всюду порхают (взмахи руками, как крыльями)
Скачут по веткам белка с бельчонком (прыгают)
Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку)
Ест землянику в лесу детвора… (присели, «едят»)
Вот и закончилась наша игра.
Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в группу.
Дети встают и отправляются обратно в группу.
Мы шагаем друг за другом,
Прямо, а затем и кругом.
Мы шагаем, не скучаем,
Прямо в группу попадаем.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и вернулись в группу. Ребята, вы запомнили, как надо вести себя на природе? (ответы).
Воспитатель:
Деревья, цветы и кусты не губить!
Птиц охранять, животных не обижать!
Мусор за собой всегда убирать!
Природу любить и оберегать!
Воспитатель: Интересная у нас сегодня была прогулка? (ответы)
Что нового вы узнали? (ответы)
А знали ли вы до этого про лекарственные растения? (ответы)
А весной журчат ручьи или грачи? (ответы)
Набухают почки или листочки? (ответы)
Тает снежинка или слезинка? (ответы)
Порхают птички или лисички? (ответы)
Воспитатель: Отлично! Вы настоящие знатоки весны и природы! Можете отдохнуть, поиграть или заняться своими делами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.
Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....
Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»
Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...
Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»
Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...
Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».
Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: · научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...