Развитие логического мышления младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В работе приведены задания, упражнения и игры, которые помогают развитию у младших школьников познавательной активности и логического мышления на уроках и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myshleniya_mladshih_shkolnikov.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления младших школьников.
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – источник всех знаний о мире. Ощущения – основа всех познавательных способностей. Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, двигательные, осязательные.
Все ощущения позволяют судить о предмете в целом. Создается целостный образ воспринимаемого.
Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Представление – это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путем чувственного отражения мы познаем отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного, логического мышления.
Психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.
Познавательные процессы
ощущения
восприятие
внимание
память
мышление
воображение
Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Виды внимания:
внешнее - направлено на окружающие предметы и явления
внутреннее - на собственные мысли, чувства и переживания.
непроизвольное (непреднамеренное)
произвольное(преднамеренное).
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
У каждого человека есть свои особенности памяти. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим. Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Выделяют три вида мышления:
- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений);
- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
В формировании мышления школьников решающее значение принадлежит учебной деятельности, постепенное усложнение которой ведет за собой развитие умственных способностей учащихся. Развитию мышления способствует любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо умственной задачи.
Воображение— способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта.
Приёмы создания образов воображения
Комбинирование
Акцентирование
Противопоставление
Типизация
Воображение возникает в раннем детстве, его зачатки ученые находят уже на втором году жизни. Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные для развития творческого воображения, фантазии. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. В подростковом возрасте свертывается детская форма воображения, повышается критичность к продуктам собственного творчества и воображения.
Виды воображения
Произвольное, или активное,
Непроизвольное, или пассивное,
Все познавательные способности человека обязательно включают в себя эмоциональный и волевой компоненты.
Л. С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли — все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследование показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный...
Прежде чем сообщать то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру».
В младшем школьном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, их превращению в произвольные, регулируемые процессы.
У ребенка 7-8 лет преобладает практическое мышление. С развитием речи и накоплением опыта ребенок переходит к образному мышлению. Развитию теоретического мышления предшествует развитие способности к абстрагированию и обобщению. Как же сформировать у младшего школьника логическое мышление?
Нужно, чтобы ребенок усвоил, прежде всего, системы понятий. Понятие – это обобщенные знания о целой группе явлений, качеств, объединенных по общности их существенных признаков. Понятие, как обобщенное знание, не имеет образной формы, но существует и выражается в слове. Объединяя разные предметы в группу, человек должен отвлечься (абстрагироваться) от всех несущественных признаков. Обобщение на основе абстрагирования представляет собой трудную умственную работу. Усвоение системы понятий требует развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение и т.д.
Чтобы помочь ребенку, обеспечить своевременное развитие операций логического мышления, очень важно организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы на каждом уроке и во внеурочное время ребенку предлагались игры, задания и упражнения, которые способствовали формированию логического мышления.
Упражнения для развития логического мышления.
Выделение признаков предметов.
1. Расскажите о форме, цвете, вкусе малины, смородины, крыжовника.
2. Назовите времена года. Перечислите признаки времен года.
3. Расскажите о признаках чисел 4, 45, 453.
Узнавание предмета по заданным признакам.
1. Про какой предмет можно сказать:
- белая, рассыпчатая, солёная на вкус;
-круглое, зеленовато-красное, сладкое;
-бывает черным, белым и даже подгорелым;
-не лает, не кусает, а в дом не пускает;
2. Назовите предмет, который имеет 3 стороны, 3 угла; имеет 5 сторон и 5 углов.
3. Какому времени года соответствует описание?
..В это время года дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. Листва на деревьях желтеет и осыпается.
Формирование умения выделять существенные признаки.
Существенные – это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.
Задание: найти и подчеркнуть два слова, наиболее существенные для слова перед скобками.
Слова | Ответы |
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) | Растение, земля |
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода) | Вода, берег |
Куб (углы, чертеж, стороны, камень, дерево) | Углы, стороны |
Чтение (глаза, книга, картина, слова, печать) | Глаза, печать |
Сравнение предметов и явлений.
1. Внимательно посмотрите на букву и скажите, на что она похожа?
2. На что похожи цифры?
3. Чем похожи слова: ветка, вилка, вакса; яблоко, облако, колесо; тесто, место, корыто?
4. Назовите общие признаки предметов: стол и стул; апельсин и лимон; утка и гусь.
5. Чем отличаются: ручка от карандаша, рассказ от стихотворения, книга от тетради?
6. Чем похожи и чем отличаются числа: 12, 16, 20, 24, 28, 32?
7. Чем похожи и чем отличаются треугольник и пятиугольник?
Задания для овладения операцией «Классификация»
1. Какое слово является лишним и почему? Что объединяет оставшиеся слова?
Сор, кот, кусты, мост. Слово, окно, олово, молва. Нож, чиж, брошь, стриж.
2. Даны числа 1, 4, 12. Какое из них лишнее?
3. Распределите на группы двумя способами числа 3, 4, 5, 6, 11, 12, 13, 22, 25.
4. По какому признаку сделана классификация растений?
ель | ландыш | шиповник |
клен | колокольчик | жасмин |
береза | гвоздика | смородина |
5. Разделите на группы названия животных, дайте название каждой группе: медведь, лось, баран, свинья, лиса, лошадь.
6. Продолжи перечисление: коса, топор, …; шкаф, стул, …; лук, чеснок,…; вилка, нож, … .
Обобщение.
1. Что объединяет предметы? Назовите одним словом.
Кукла, матрешка, мячик; час, минута, неделя; яблоко, груша, слива.
2. Продолжите перечисление. Как назвать одним словом?
Молоко, сыр, … Картофель, лук, … Бежать, стоять, …
3. Что объединяет понятия?
Европа, Азия; тундра, пустыня; черемуха, рябина; материк, остров.
Мышление по аналогии.
1. Даны три слова. Между первым и вторым заложена определенная связь, между третьим и одним из четырех существуют такие же отношения. Найдите четвертое слово.
Нож – сталь = стол – (вилка, дерево, стул, скатерть).
Дерево – сук = рука – ( топор, перчатка, палец, нога).
Мяч – футбол = шайба – (бокс, волейбол, коньки, хоккей)
Анализ и синтез.
1. Выделите отдельные слова из слова.
Едашаркомнатакласскукла
2. Выделите отдельные слова из предложения.
Былазимадетинапрудулепиликуклуизснега.
3. Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово.
Каток, валет, лето, риза, ярус.
4. Из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте новое слово.
Подкова, хоровод, сова; рота, нора, стакан; зима, рога, корзинка;
5. Какие слова можно получить, убрав одну из букв в словах?
Крот, волк, морс, кров, лось.
6. Образуйте новые слова, убрав две буквы.
Пирог, страна, побег, судно, кубок.
7. Найдите внутри слова цифру.
Шестиклассник, подвал, стриж, семья, опять, осетрина.
8. Назовите слова, в написании которых можно выделить цифры.
Например: родина, едва, сестрица, вспять, восемь, стол, простор и т.д.
9. «Анаграмма». Переставь буквы местами и запиши слова.
Анле, отян, лаеаш, копсе, есон, лкбуинак.
10. Запиши в скобках слово, которое является окончанием первого слова и началом второго.
У ( ) ье, по ( ) ун, го ( ) ник, по ( ) в, пе ( ) ол.
Ответ: кол, бег, род, рука, сок.
Предложенные задания, упражнения игры позволят учителям и родителям подготовить детей к обучению в среднем звене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.
В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"
Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....
Развитие логического мышления младших школьников
Работа по защите категории...
Задания на развитие логического мышления младших школьников
Задания на развитие логического мышления у младших школьников. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логическ...
Развитие логического мышления младших школьников
В современном обществе стала актуальной тема развития талантливых детей. Необходимо развивать логическое мышление, память, внимание на уроках математики, русского языка и во внеурочной деятельности....
Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"
Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе новообразованием является мышление , оно приобретает домини...
Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников.
Развитие логического мышления - одна из важных задач обучения. Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамкам...