Урок обучения грамоте "Звуки [ф], [ф']. Буква Ф.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Лавринец Елизавета Константиновна

Урок обучения грамоте "Звуки [ф], [ф']. Буква Ф. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте "Звуки [ф], [ф']. Буква Ф.

        

Форма урока: урок-путешествие, интегрированный с уроком природоведения.

Тема: Путешествие в Африку. Согласные глухие звуки [ф], [ф′] и буква Ф.

Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Моя любимая азбука», образовательная система «ШКОЛА 2100».

Цель урока: познакомить с новыми звуками [ф], [ф′] и буквой Ф.

Задачи урока:

  • образовательные: закрепить знания о звуках и буквах, умение проводить звукобуквенный анализ слова, умение делить слова на слоги, ставить знак ударения
  • развивающие: развитие правильного, быстрого, грамотного чтения, памяти, речи, словарного запаса, логического мышления, расширение кругозора
  • воспитательные: воспитывать интерес к чтению, чувство коллективизма, любовь к окружающему миру.

Оборудование: учебник, магнитофон, у детей схемы со «звуками – человечками», мультимедийное оборудование, выставка книг К.И.Чуковского.

Дидактическая
структура
урока

Ход урока

Примечания

(Формируемые УУД)

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

I. Организационный этап.

Мы новые буквы спешим изучать.
За партой трудиться и всё успевать.
Ошибкам нет места в тетради у нас.
Мы любим учиться, мы грамотный класс!

– Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых «открытий», а помощниками вам будут: ваше внимание и активность.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку (наличие учебных принадлежностей на рабочем месте). Садятся за парты.

Регулятивные
Коммуникативные

II. Постановка проблемы, целей и задач урока

- С какой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте?

- На парте у вас карточка. На ней изображена схема «человечка» буквы «ф». Завершите звуковую схему буквы «ф».

-Работать будем в парах. Вспомните правила работы в паре.

-Назовите слова , которые начинаются с твёрдого звука «ф», с мягкого звука «ф».

- Перед вами листочки. Запишите слово «флажок». Возникло затруднение? Почему?

-Так чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Физкультминутка для пальчиков Пальчиковая гимнастика

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Дети перебирают ими.

Выполняют упражнение в соответствии с показом учителя.

Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку

3. Постановка целей и задач урока.

- Так какая тема урока?

- Какая цель урока?

- С буквой «ф».

Результаты работы ученики вывешивают на доску для коллективной проверки.

Исправляют ошибки и выборочно дают характеристику звуку «ф».

- Мы не умеем писать букву «ф».

-Научиться писать букву «ф»

- Строчная буква «ф».

- Научиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «ф».

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

III. Открытие нового знания.

-С чего мы начнём обучение?

- Рассмотрите карточку с печатной и письменной буквой «ф».Сравните их. Что общего? В чём отличие?

- Из каких элементов состоит буква «ф»? Из набора элементов букв выберите нужные и сконструируйте букву «ф».

Дети конструируют букву.

-Откройте ваши прописи на странице 28

 -Напишите буквы с, о и наклонную линию.

- Как вы думаете, почему вы сначала писали эти буквы, а не букву ф сразу?

-Рассмотрите в рамочке, как пишется буква ф. - С чего начнем ее писать?

 Письмо в воздухе

-Как строчную букву с, затем дописываем ее до буквы о, но выводим небольшую черту, как у буквы а, вверх, теперь пишем наклонную линию как у буквы р, затем поднимаем вверх по этой линии и пишем полуовал с с другой стороны.

Учитель показывает на доске.

-Итак, мы научились писать букву «ф»?

-Посмотрите на план. Что дальше мы должны сделать?

- Рассмотрите письменный образец соединения буквы «ф» с другими буквами на следующей строчке в прописи. Найдите твердые слоги, подчеркните их синим карандашом. Какой способ соединения букв? Найдите буквосочетания, в которых нет гласных букв, подчеркните их простым карандашом. Какой способ соединения этих букв?

-Запланируем свою деятельность.

Дети совместно с учителем составляют план изучения буквы «ф».

-Узнать из каких элементов состоит буква «ф».

-Сконструировать букву «ф».

-Научиться соединять элементы буквы при письме.

-Научиться соединять букву «ф» с другими буквами.

Дети с учителем работают по плану.

Дети прописывают букву в воздухе под счёт.

Вызванный ученик пишет букву на доске , остальные анализируют написание буквы,

Исправляют ошибки, затем в прописи обводят буквы по образцу и прописывают три буквы самостоятельно. Сравнивают с образцом, выбирают правильно написанную букву, обводят её красным карандашом в кружок, меняются прописями с соседом по парте, оценивают работу друг друга, обводят лучшую букву простым карандашом. Меняются тетрадями, говорят друг другу комплимент и продолжают писать буквы до конца строчки.

- Да.

-Научиться соединять букву «ф» с другими буквами. 

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

IV. Первичное закрепление.

Учитель называет слова с буквой «ф»:

фикус, телефон, конфета, фломастер, факел, фуражка.

Физкультминутка для глаз.

Дети выделяют буквосочетание с буквой «ф» и обводят его в прописи по образцу, Один ученик пишет у доски. После коллективной проверки, дает самооценку своей работы.

Познавательные

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

На доске слова: флажок, фиалка ,конфета, кофе, фон.

- Запишите только двусложные слова.

.

- В начале урока написание слова «флажок» вызвало затруднение. А теперь?

- У меня было задание: выписать двусложные слова, разделить их на слоги. 

Дети пишут на чистой строке в прописи. Два ученика у доски записывают слова, делят их на слоги и дают самооценку своей деятельности

– Я с заданием справился сам, без помощи учителя и без ошибок.

Познавательные

Регулятивные Коммуникативные

V. Включение нового знания в систему знаний.

- Составьте предложение из слов.

фрак, носит, пингвин, чёрный.

- Запишите предложение подчеркните букву «ф».

  • Пингвин носит чёрный фрак.

Познавательные

Регулятивные Коммуникативные

VI. Рефлексия деятельности.

- Какую цель мы поставили в начале урока? Добились результата?

Проанализируйте свою работу и оцените свою деятельность.

Дети выбирают зелёный, жёлтый или красный кружок и приклеивают его на страницу дневника.

Регулятивные Коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Урок обучения грамоте УМК Гармония " Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"

Урок построен в соответствиии с ФГОС, к нему прилагается презентация в МИМИО....

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"

Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...