Комплексная программа по развитию творческих навыков по литературе для начальной школы
рабочая программа на тему
Задачи программы:
- формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества;
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;
- ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.
Программа предполагает поэтапное вхождение детей в мир литературы:
I этап. Освоение ребенком мира художественной литературы сквозь призму своего жизненного опыта. (1 год обучения)
II этап. Освоение ребенком мира литературного произведения как целостного образа мира его автора. (2 год обучения)
III этап. Освоение категории жанра как воплощение авторской концепции мира. (3 - 4 год обучения)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексная программа по развитию творческих навыков по литературе для начальной школы
Пояснительная записка
«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать», - писала автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан.[1]∗ Но как этого добиться? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «уметь читать» и «быть читателем»? В последние годы в программы обучения младших школьников все увереннее входит литература как предмет эстетического цикла. Но читательская деятельность не исчерпывается только школьным литературным образованием. На формирование читательских умений, навыков, интересов влияет семья, средства массовой информации, межличностное общение.
Программа получила название «Литературное творчество». В ней на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей ребенка в процессе читательской деятельности. Активное использование методов стимулирования детского художественного творчества - сочинительства, коллективного обсуждения сочинений, инсценирования, - стало особенностью программы. Она создавалась в противовес стереотипному мнению о том, что дети начальных классов воспринимают лишь событийную сторону литературного произведения. Эта точка зрения приуменьшает природный детский дар непосредственного восприятия произведения, понимания его сердцем, чувствами. Эмоциональная реакция вызывает у ребенка напряженную работу мысли, соучастие, отзывчивость. Эти особенности позволили определить цель программы как формирование у младших школьников интереса к литературному творчеству, желание сочинять литературные произведения и общаться по поводу написанного.
Задачи программы:
- формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества;
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;
- ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.
Замысел программы реализует через художественно-эстетический и литературоведческий подходы.
Художественно-эстетический - предопределяет отбор произведений для чтения. Школьникам предлагаются художественные тексты, раскрывающие перед ними богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождающие чувства гармонии и красоты, помогающие понимать прекрасное в жизни, формирующие у ребенка собственное отношение к действительности.
Литературоведческий подход реализуется в анализе художественного текста в ходе литературных занятий, диалога.
Программа предполагает поэтапное вхождение детей в мир литературы:
I этап. Освоение ребенком мира художественной литературы сквозь призму своего жизненного опыта. (1 год обучения)
II этап. Освоение ребенком мира литературного произведения как целостного образа мира его автора. (2 год обучения)
III этап. Освоение категории жанра как воплощение авторской концепции мира. (3 - 4 год обучения)
На каждом этапе решаются конкретные педагогические задачи.
На первом году обучения ребенок познает себя и мир вокруг, людей, их взаимоотношения, природу, усваивает нормы отношения к этому миру и поведения в нем через стихи, маленькие рассказы, которые дети сочиняют сами Дети читают книги об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Программа 1 года обучения призвана приобщить детей к работе с книгой, помочь им овладеть умением понимать содержание прочитанного. Дети получают представление о художественной литературе, сами становятся авторами, придумывают название произведения, называют персонажей, учатся передавать сюжет литературного произведения, давать характеристику героям и событиям; овладевают интонацией, передающей содержание читаемого и настроение читающего, «проигрывают» произведение, перевоплощаясь в рассказчика или героя.
В течение 2 года занятий читающий ребенок с его малым жизненным опытом открывает для себя новый мир законов бытия, сути человеческих характеров, взаимоотношений, поведения людей, познает себя в сравнении с себе подобными. Происходит дальнейшее погружение ребенка в мир литературы, непосредственный эмоциональный отклик на чтение и написание своих коротких произведений, постижение образа своего ровесника, его чувств и переживаний.
В 3 и 4 классах дети читают произведения литературы разных жанров: сказки, приключения, фантастику, детектив, пьесу, балладу, погружаются в проблематику произведений крупной формы. На протяжении 3 и 4 года занятий происходит накопление читательского опыта, освоение литературного произведения как художественного целого, анализ произведений более сложных по своему художественному содержанию. Читаются книги, передающие целую гамму разнообразных чувств и ощущений, доступных детям. Дети сами сочиняют произведения разных жанров. Выступают в роли маленьких писателей. Выпускают свои первые книжки.
Занятия по программе «Литературное творчество» проводятся 1 раз в неделю.
Успешное освоение программы детьми обеспечивает формирование таких литературных умений и навыков как:
- выбор произведений для самостоятельного чтения в соответствии со своими интересами и вкусами;
- восприятие литературного произведения в его жанровой специфике, понимание своеобразия авторского мира, воплощенного в книге, умение творчески осмыслить свои чувства в письменных и устных сочинениях, фантазировании, изобразительных работах.
Система занятий по программе базируется на использовании совокупности приемов, разнообразных методов и форм деятельности:
- выразительное чтение и рассказывание, акцентное вычитывание;
- беседа о прочитанном и обсуждение;
- игры: дидактические, ролевые, словесные;
- комплексное использование аудиовизуальных материалов и книг;
- творческие задания литературного и изобразительного характера.
Особое значение в методике проведения занятий придается искусству постановки вопросов. Это связано с тем, что объяснить свои чувства, свое интуитивное понимание сердцем того, что открыто внутреннему взору, ребенок самостоятельно не способен, поэтому программа «Литературное творчество» стремится с помощью системы вопросов продвинуть ребенка от подсознательного понимания к осознанному открытию смысла произведения. Система вопросов органично вырастает из текста и помогает последовательно выделять в тесте ключевые фрагменты, образы, слова, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи воспроизведения.
Таким образом, успех занятий литературного творчества зависит от умения вести диалог. Очень важно дать возможность на занятиях высказаться всем, важно услышать даже зерно мысли в отдельных словах учеников, увидеть даже приближение к интересному ответу. С детьми говорить просто и ясно, не опускаясь до примитива, находить точные слова для комментирования ответов учеников. В ходе занятий недопустимы авторитарность и нетерпимость к иным суждениям.
Тематический план программы кружка «Литературное творчество»
Первый год обучения
Тематика занятий. | Кол-во часов |
1. Вводное занятие. Обзор тематики занятий кружка. Обмен впечатлениями о первых школьных днях. Литературные жанры. | 2 |
2. Тематический блок «Вместе с книжкой и игрушкой».Дом, в котором живут книги. Что может книга. Стихи и рассказы детских авторов. Смешные и грустные истории. Игра в слова. Творческая работа. Истории в рисунках. Устные рассказы о любимых игрушках. | 5 |
3. Тематический блок «Фантазеры». Путешествие в страну «Фантазии». Фантастические истории писателей и поэтов. Принципы построения и сочинения фантастических рассказов. Характеры и поступки героев – мечтателей. Творческая работа. Сочинение фантастических рассказов и четверостиший. Презентация своих творческих работ. Выпуск книжки – малышки. | 6 |
4. Тематический блок «Ты еще не видел чуда?» Что такое чудо. Чудеса в нашей жизни. Люди, которые творят чудеса. Писатели и поэты о чудесах в литературе. Слова синонимы. Волшебство доброе и злое. Эпитеты и словесные зарисовки. Устаревшие слова. Крылатые выражения. Творческая работа. Сочинение сказки «Чудеса, да и только». Иллюстрация сказки. | 6 |
5. Тематический блок «Занимательное стиховедение». Отличие стихотворений от других произведений. Рифма. Подбор рифм. Игра «Закончи строчку». Занимательные и веселые стихотворения русских поэтов. Тема стихотворения. Образ героя или предмета занимательного стихотворения. Творческая работа. Сочинение миниатюрных стихотворений по выбранной теме. Литературный вечер «Страна Читалия». | 6 |
6. Тематический блок «Красота родного края». Что такое описание. Принципы построения текста описания. Вступление, основная часть, заключение. Описание природы в русской литературе. Словесные изобразительные средства в тексте. Русские писатели и их описание красоты нашей Родины. Творческая работа. Сочинение – описание «Моя маленькая родина». Подбор материала и выпуск журнала «Мой любимый город». | 6 |
7. Подведение итогов. Защита и представление своих первых произведений. Выпуск газеты «Первый год в школе». | 3 |
Второй год обучения
Тематика занятий. | Кол-во часов. |
1. Вводное занятие. Обзор тематики занятий литературного кружка. Повторение принципов построения текстов и стихотворений. Виды текстов. | 1 |
2. Тематический блок «Тепло родного очага». Описание, рассуждение, повествование. Истории миниатюры. Каким ты видишь свой дом. Отношение между родными людьми. Маленькие питомцы нашего дома. Дом будущего и я. Писатели детям. Творческая работа. Сочинение повествовательного рассказа «Тайна моего дома». Создание книжки – самоделки. | 5 |
3. Тематический блок «В начале было детство». Воспоминания. Особенности образов героев в воспоминаниях. Эмоции, положительные и отрицательные. Передача своих переживаний по средствам речи устной и письменной. Создание нового образа. Рассказы и повести о детстве. Творческая работа. Сочинение – рассуждение о счастливом детстве. Рассказы-миниатюры о приключениях в детстве. Создание рисованного диафильма «Моя семья». | 7 |
4. Тематический блок «Друзья моего детства». Выразительные средства языка. Олицетворение и одушевление разных образов и предметов. Газетные жанры – интервью. Интервью о моих одноклассниках. Истории о друзьях. Какой я друг. Детские писатели о дружбе. Образ настоящего друга в литературных произведениях. Творческая работа. Выпуск газеты с интервью об одноклассниках. Сочинение поучительной истории «Друг познается в беде». | 6 |
5. Тематический блок «Школьные истории, правдивые и сказочные». Отличительные признаки сказочных историй. Особенности жанра. Выдумка. Смешные эпизоды. События в повествовательном произведении. Школьные истории советских и русских писателей. Творческая работа. Сочинение истории о школьной жизни. Фоторепортаж «Мой класс». | 6 |
6. Тематический блок «Мир вокруг тебя». Экскурсия в компьютерный класс. Знакомство с познавательной литературой. Особенности научного текста. Энциклопедия. Зачем нам энциклопедия. Занятие – игра «Литературная мозаика». Сказки с вопросами. Особенности построения таких сказок.
Творческая работа. Репортажи детей об умных вещах. Сочинение сказки о волшебном мире. | 6 |
7. Подведение итогов. Повторение. Представление литературных произведений. Подбор материала и выпуск детского альманаха. | 3 |
Третий год обучения
Тематика занятий. | Кол-во часов |
1. Вводное занятие. Повторение. Впечатления о летних каникулах. Обзор тематики занятий кружка. | 1 |
2.Тематический блок «Шутливые стихотворения». Стихотворные тексты. Анализ стихотворного текста. Построение стихотворения. Рифма. Подбор рифмы. Образ героя шуточного стихотворения. Сравнение и описание как изобразительное средство. Творческая работа. Проба в сочинительстве шутливых стихотворений. Выпуск журнала с детскими работами. | 5 |
3.Тематический блок «Красота русской природы». Русские писатели и поэты о русской природы. Цитата, эпиграфы, эпитеты. Образ природы в литературном произведении и диафильме. Образ природы в лирическом стихотворении. Литературная викторина. Творческая работа. Сочинение – описание «Наша русская краса». Фоторепортаж « Моя Россия». | 5 |
4. Тематический блок « Друзья наши меньшие». Рассказы о животных детских писателей. Настроение и отношение авторов к своим героям. Эмоции и чувства, способы передачи чувств. Смешное и грустное в произведениях о животных. Выбор героя, его характера. Постановка конечной цели рассказа. Особенности образа животного в авторской сказке. Творческая работа. Сочинение сказки о животных. Рассказы о животных. Выпуск книги с работами детей. | 5 |
5. Тематический блок «Детский детектив». Особенности детективного жанра. Приемы построения детективной истории. Положительные и отрицательные герои. Сюжет и кульминация рассказа. Детские детективные истории русских и зарубежных писателей. Творческая работа. Создание рисованного детективного диафильма. Сочинение детективной истории. | 5 |
6. Тематический блок «Когда сбываются мечты». Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе. Творчество ребенка, создающего свою Страну детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразили». Грустное и веселое в детстве. Творческая работа. Сочинение – миниатюра «Моя страна детства». Сочинение стихотворения «Моя мечта». | 5 |
7. Тематический блок «Герои на все времена». Кто такие герои и что такое героизм. Эпитеты русских писателей о национальных героях. Репродукции художников с изображением русских героев. Художественный образ героя. Героические стихотворения. Героический эпос. Слова синонимы. Особенности создания образа героя. Творческая работа. Сочинение – рассуждение о национальных героях. Выпуск журнала о русских героях. | 5 |
8. Подведение итогов. Обсуждение лучших работ в течение года. Выпуск журнала с лучшими работами. Повторение. Литературный калейдоскоп. | 3 |
Четвертый год обучения.
1. Вводное занятие. Повторение. Обзор тематики занятий кружка. Истории детей во время летних каникул. | 1 |
2. Тематический блок «Детские пристрастия». Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. Разные способы представлений этих пристрастий. Тема утверждения своего Я героем литературных произведений. Тема «рая» в понимании детей. Герой – рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний. Творческая работа. Сочинение – миниатюра «Кто такие дети?» Сочинение рассказа «Райский денек». | 5 |
3. Тематический блок «Штрихи к портрету». Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми. Человек и его выбор в окружающем мире. Мастерство авторов произведений в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения. Творческая работа. Сочинение –рассуждение «Каким я представляю себе детского писателя или поэта?» Сочинение - миниатюра «Портрет». | 4 |
4. Тематический блок «Любимых строк прелестное звучанье…» Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов. А.С.Пушкин и его читательские пристрастия. Творческая работа Сочинение – отзыв о самом интересном литературном герое. Презентация любимой книги. | 4 |
5. Тематический блок «Когда рождаются настоящие герои и выдумщики». Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. Истинные и ложные герои. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком – фантазером. Творческая работа. Сочинение в любом жанре «Кто такой настоящий герой». Создание рисованного диафильма о сказочных путешествиях. | 4 |
6. Тематический блок «Уроки детства». Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Тема вечности и скоротечности жизни. Тема близости человека с природой. «Урок жизни», рассказанный в повествовании. Легенда и сон как авторские приемы показа становления личности. Творческая работа. Сочинение – воспоминание « Этот случай запомнился мне навсегда!» Сочинение легенды. | 5 |
7. Тематический блок «Микрогеография детства». Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства, тема памяти. Творческая работа. Написание автобиографии. Сочинение – рассуждение «Это удивительно», «Это заманчиво». Выпуск журнала с автобиографиями детей. | 4 |
8. Тематический блок «Куда уходит детство». Обобщенный образ детства. Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Юмор в детстве. Приемы изобразительности, помогающие создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний. Творческая работа. Сочинение – миниатюра «Кто такие взрослые?». Сочинение рассказа о своем детстве. | 4 |
9. Подведение итогов. Презентация индивидуальных работ детей. Выпуск альманаха с лучшими работами. Литературный калейдоскоп. | 3 |
Всего 136 часов.
Литература:
Будем знакомы //Читаем, учимся, играем. - М., 1998. - С.39-41.
В этом таинственном лесу: Библиотечный урок для первоклассников //Читаем, учимся, играем. - М., 1998 - С. 59-62.
Волшебное путешествие: Театрализованный утренник //Читаем, учимся, играем. - М., 1998. - С.59-62.
Морозова Л. Как развеселить энциклопедию. Посвящение первоклассников в читатели //Учительская газета. - 1997. -№29. - С.11.
По лестнице - чудеснице… Праздник для первоклассников //Читаем, учимся, играем. - М., 1998. -С. 55-58.
Посвящение в читатели детской библиотеки: Сценарий праздника для первоклассников. - Челябинск, 1998. -5 с.
Ганкина Э. Русские художники детской книги. - М.: Советский художник, 1963.-270 с., ил.
Дьячкова Е. Внимание! Книжки - игрушки! //Детская литература.- 1989. - №12. - С.67-73.
Ельшевская Т. Внутри страницы, в некотором царстве: «пространство» в детской книге //Детская литература.-1991. - С.44-50.
Кудрявцева Л. Для человека играющего, или игрушка в иллюстрации //Детская литература.-1993.-№1. - С.33
Майорова Л. Книжка - праздник //Детская литература.-1985.-№3.- С.53-56.
Никитина Е. Азбука книжной иллюстрации, или необыкновенное путешествие от «А» до «Я» //Детская литература.-1993.-№12. - С.60-61
Тимофеева И. Книжки - картинки /Тимофеева И. Сто книг вашему ребенку.- М., 1987. - С.16-29.
Творческое развитие личности читателя в библиотеке (Из опыта работы Архангельской ОДБ). - Архангельск, 1994.- 46 с.
Шамурин Е. Словарь книговедческих терминов. - М.: Сов. Россия, 1958. - 340с.
Гуткина Э. Беседуем о стихах //Детская литература. - 1989.- № 11. - С.36-38
Минскин Е. Ваша детская игра завтра станет былью: Инсценировка //Минскин Е. Игры и развлечения в группе продленного дня. - М., 1983.- С.173-177.
Минскин Е. Парад игрушек //Минскин Е. Игры и развлечения в группе продленного дня. - М., 1983. - С.169-171.
Стрелкова Л. Войди в тридевятое царство. Кн.1. - М.: Новая школа, 1995.- 128 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...
Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе и во внеурочное время
Доклад прослушивался на заседании педагогичекого совета....
Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе
Для работы с одаренными детьми...
Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе
Выступление на школьном методическом объединении...
Статья на тему: “Развитие творческого воображения на уроках в начальной школе”
“Развитие творческого воображения на уроках в начальной школе.”В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сфе...
Мастер - класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».
Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в рамках учебных предметов, но и на результаты освое...