Конспект урока « Разнообразие растений»
план-конспект урока (3 класс) на тему
Конспект урока
Учитель начальных классов: Ставровская Наталья Алексеевна
Класс: 3
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: « Разнообразие растений»
Цель: познакомить с основной классификацией растений
Задачи урока:
предметные: познакомить с разнообразием растений на Земле; расширить знания детей о растениях; повторить части растения; показать разнообразие растений;
метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный интерес учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Создать условия для формирования УУД:
личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Планируемые результаты: Познакомиться с разнообразием растений на Земле; развивать умение работать с текстом учебника; развивать умения выделять главное; определять уровень своих знаний, проводить самооценку своей деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: учебник « Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир», компьютер и проектор, распечатки с изображениями разных видов растений, таблички, распечатки таблицы.
Х О Д У Р О К А
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Отгадайте загадки.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.. (Одуванчик)
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же ... (Крапива)
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки... (Репейник)
- Одуванчик, крапива, репейник — что общего? ( Это все растения) К какому царству природы относятся? ( К царству растений)
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Ребята! Все это красивейшее царство растений произрастает где? (На земле. Растения растут в почве) О почве мы с вами говорили на прошлом уроке и прежде чем отправиться в царство растений давайте вспомним все, что мы знаем о почве. Я предлагаю вам разыграть сценку. Это сценка про обитателей почвы, которые помогут нам вспомнить составные части почвы и ее обитателей. Распределяются роли. Ученики, которые не получили роль — внимательно слушайте и отгадывайте составные части почвы и ее обитателей. Далее разыгрывается сценка.
3. Фронтальный опрос.
-Вспомним, что такое почва?
(верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью)
- Из чего же состоит почва?
(воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли)
- Какие живые существа живут в почве?
(Дети перечисляют)
- Кто участвует в образовании почвы? (Дети перечисляют)
- Главное свойство почвы? (плодородие)
- Как живые существа влияют на плодородие почвы? (Делают в ней ходы, туда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений)
- Что нужно делать, чтобы поддерживать плодородие почвы? (чередовать культуры, правильно вспахивать, препятствовать росту оврагов, не вырубать леса, правильно применять удобрения).
Что растения получают из почвы? ( Дети перечисляют)
Давайте проверим, правы ли вы.
(Используется презентацию №1, сравнивают свои ответы и зрительно запоминают пройденный материал)
-Молодцы! Пришла пора отправляться в царство растений.
Физкультминутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.
4. Работа по теме урока.
4.1. Беседа
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение: «Растения — зеленая одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой! Рассмотрите, пожалуйста,
предложенные слайды- фото природы.( презентация № 2)
Вспомните, пожалуйста, как называется наука о растениях (биология)
А теперь взгляните на доску (на доске фото с представителями разных видов растений). На какие группы можно разделить эти растения? (Учитель начинает составлять схему — крепит на доске табличку «Растения») Это деревья, кустарники, травы. Фото распределяются по группам. Дополните. (1 ряд — деревья, 2 ряд — кустарники, 3 ряд — травы). Растения разные? (Да). Какие части растений Вы знаете? (Ученик крепит на доске таблички с частями растений (корень, стебель, листья, плоды и цветы), класс помогает вспомнить какие части у растения есть). Просмотр презентации № 3.
- У всех растений есть эти части? (нет)
- Теперь вы можете доказать, что растения разнообразны? (Да)
- Докажите! Начните свое доказательство с предложения: «Все растения разнообразны, потому что ...»
4.2 Работа с учебником.
- Ребята! Исходя из всего этого разнообразия ученые поделили все царство растений на 5 групп. Давайте прочитаем об этом в учебнике.
(читаем)
- На какие группы делится царство растений? Выделите легонько карандашом главные отличительные свойства растений. (Далее учитель спрашивает по каждой группе отличительные особенности).
- Как вы считаете, какая группа растений наиболее разнообразна?
- Давайте посмотрим на представителей каждой группы ( презентация № 4).
- А сейчас давайте заполним карточки и самостоятельно оценим свою работу. ( Учитель раздает распечатки опорных карт).
Опорная карточка
Водные жители, тело которых не разделено на части – это _____________________
Растения, тело которых разделено на стебель и листья - ________________________
__________________ - это растения, у которых есть корень, стебель и лист, но нет цветов, плодов и семян.
Растения, которые имеют корень, стебель, лист-хвою и семена называются______________________
Растения, которые имеют все части, называются_____________________________
Выполнил ______________________________
Физкультминутка
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
5. Закрепление изученного материала.
Почему растения разделяют на 5 групп по признаку “Части растений”? ( Да).
5.1. Давайте заполним итоговую таблицу ( Учитель раздает распечатки таблиц).
Группа | Корень | Стебель | Лист | Цветок | Плод | Семена |
Водоросли | - | - | - | - | - | - |
Мхи | - | + | + | - | - | - |
Папоротники | + | + | + | - | - | - |
Хвойные | + | + | + | - | - | + |
Цветковые | + | + | + | + | + | + |
5.2. Используя таблицу, сформулируйте ответ на вопрос:
Почему растения разделяют на пять групп по признаку части, ведь все растения состоят из частей. Все растения разные, части растений есть не у всех. Водоросли не имеют частей. Мхи имеют только стебель и лист. Папоротники состоят из корня, стебля и листа, но не имеют цветов и плодов. Хвойные растения имеют корень, стебель, лист – хвою и семена, которые созревают в шишках. Только цветковые растения имеют все части.
6. Подведение итогов.
- На какие группы делятся растения?
- Приведите примеры растений разных групп.
- Что особенно понравилось на уроке?
7. Сегодня на уроке мы провели прекрасную совместную работу.
Оценивание работы отдельных учеников.
Запись домашнего задания.
Спасибо за урок!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_raznoobrazie_rasteniy.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель начальных классов: Ставровская Наталья Алексеевна
Класс: 3
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: « Разнообразие растений»
Цель: познакомить с основной классификацией растений
Задачи урока:
предметные: познакомить с разнообразием растений на Земле; расширить знания детей о растениях; повторить части растения; показать разнообразие растений;
метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный интерес учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Создать условия для формирования УУД:
личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Планируемые результаты: Познакомиться с разнообразием растений на Земле; развивать умение работать с текстом учебника; развивать умения выделять главное; определять уровень своих знаний, проводить самооценку своей деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: учебник « Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир», компьютер и проектор, распечатки с изображениями разных видов растений, таблички, распечатки таблицы.
Х О Д У Р О К А
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Отгадайте загадки.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.. (Одуванчик)
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же ... (Крапива)
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки... (Репейник)
- Одуванчик, крапива, репейник — что общего? ( Это все растения) К какому царству природы относятся? ( К царству растений)
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Ребята! Все это красивейшее царство растений произрастает где? (На земле. Растения растут в почве) О почве мы с вами говорили на прошлом уроке и прежде чем отправиться в царство растений давайте вспомним все, что мы знаем о почве. Я предлагаю вам разыграть сценку. Это сценка про обитателей почвы, которые помогут нам вспомнить составные части почвы и ее обитателей. Распределяются роли. Ученики, которые не получили роль — внимательно слушайте и отгадывайте составные части почвы и ее обитателей. Далее разыгрывается сценка.
3. Фронтальный опрос.
-Вспомним, что такое почва?
(верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью)
- Из чего же состоит почва?
(воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли)
- Какие живые существа живут в почве?
(Дети перечисляют)
- Кто участвует в образовании почвы? (Дети перечисляют)
- Главное свойство почвы? (плодородие)
- Как живые существа влияют на плодородие почвы? (Делают в ней ходы, туда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений)
- Что нужно делать, чтобы поддерживать плодородие почвы? (чередовать культуры, правильно вспахивать, препятствовать росту оврагов, не вырубать леса, правильно применять удобрения).
Что растения получают из почвы? ( Дети перечисляют)
Давайте проверим, правы ли вы.
(Используется презентацию №1, сравнивают свои ответы и зрительно запоминают пройденный материал)
-Молодцы! Пришла пора отправляться в царство растений.
Физкультминутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.
4. Работа по теме урока.
4.1. Беседа
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение: «Растения — зеленая одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой! Рассмотрите, пожалуйста,
предложенные слайды- фото природы.( презентация № 2)
Вспомните, пожалуйста, как называется наука о растениях (биология)
А теперь взгляните на доску (на доске фото с представителями разных видов растений). На какие группы можно разделить эти растения? (Учитель начинает составлять схему — крепит на доске табличку «Растения») Это деревья, кустарники, травы. Фото распределяются по группам. Дополните. (1 ряд — деревья, 2 ряд — кустарники, 3 ряд — травы). Растения разные? (Да). Какие части растений Вы знаете? (Ученик крепит на доске таблички с частями растений (корень, стебель, листья, плоды и цветы), класс помогает вспомнить какие части у растения есть). Просмотр презентации № 3.
- У всех растений есть эти части? (нет)
- Теперь вы можете доказать, что растения разнообразны? (Да)
- Докажите! Начните свое доказательство с предложения: «Все растения разнообразны, потому что ...»
4.2 Работа с учебником.
- Ребята! Исходя из всего этого разнообразия ученые поделили все царство растений на 5 групп. Давайте прочитаем об этом в учебнике.
(читаем)
- На какие группы делится царство растений? Выделите легонько карандашом главные отличительные свойства растений. (Далее учитель спрашивает по каждой группе отличительные особенности).
- Как вы считаете, какая группа растений наиболее разнообразна?
- Давайте посмотрим на представителей каждой группы ( презентация № 4).
- А сейчас давайте заполним карточки и самостоятельно оценим свою работу. ( Учитель раздает распечатки опорных карт).
Опорная карточка
Водные жители, тело которых не разделено на части – это _____________________
Растения, тело которых разделено на стебель и листья - ________________________
__________________ - это растения, у которых есть корень, стебель и лист, но нет цветов, плодов и семян.
Растения, которые имеют корень, стебель, лист-хвою и семена называются______________________
Растения, которые имеют все части, называются_____________________________
Выполнил ______________________________
Физкультминутка
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
5. Закрепление изученного материала.
Почему растения разделяют на 5 групп по признаку “Части растений”? ( Да).
5.1. Давайте заполним итоговую таблицу ( Учитель раздает распечатки таблиц).
Группа | Корень | Стебель | Лист | Цветок | Плод | Семена |
Водоросли | - | - | - | - | - | - |
Мхи | - | + | + | - | - | - |
Папоротники | + | + | + | - | - | - |
Хвойные | + | + | + | - | - | + |
Цветковые | + | + | + | + | + | + |
5.2. Используя таблицу, сформулируйте ответ на вопрос:
Почему растения разделяют на пять групп по признаку части, ведь все растения состоят из частей. Все растения разные, части растений есть не у всех. Водоросли не имеют частей. Мхи имеют только стебель и лист. Папоротники состоят из корня, стебля и листа, но не имеют цветов и плодов. Хвойные растения имеют корень, стебель, лист – хвою и семена, которые созревают в шишках. Только цветковые растения имеют все части.
6. Подведение итогов.
- На какие группы делятся растения?
- Приведите примеры растений разных групп.
- Что особенно понравилось на уроке?
7. Сегодня на уроке мы провели прекрасную совместную работу.
Оценивание работы отдельных учеников.
Запись домашнего задания.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Разнообразие растений" с презентацией
Конспект урока+презинтация по окружающему миру по теме "Разнообразие растений" 3 класс. Учебник А.А. Плешакова, УМК "Школа России"...
Урок "Разнообразие растений"
Урок окружающего мира "Разнообразие растений"...
Презентация и конспект урока "Разнообразие растений" 3 класс
Презентация и конспект к уроку по окружающему миру на тему "Разнообразие растений", 3 класс по программе "Школа России"...
разработка открытого урока "разнообразие растений" 2 класс
план-кнспект, презентация к уроку...
Презентация к уроку "Разнообразие растений". Окружающий мир.2 класс
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе УМК ПНШ...
Конспект урока «Разнообразие растений, способы их размножения», 3 класс.
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...
Конспект урока "Разнообразие растений"
Конспект урока для 3 класса по окружающему миру с использованием здоровьесберегающей технологии, технологии проблемного обучения, элементами группового сотрудничества, проводится исследовательская раб...