разработка открытого урока "разнообразие растений" 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Юнусова Галина Николаевна

план-кнспект, презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                          средняя общеобразовательная школа № 78

Разработка  открытого урока                                                                                                       по окружающему миру во 2 классе

Тема: « Разнообразие растений»   

                                                                        Подготовила: учитель начальных классов

                                                                                                             Юнусова Г.Н.

                                                                         2012г

            Открытый урок по теме «Путешествие в мир растений»

Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.

 Задачи: 

  • Предметно-информационные:
  • знакомство с классификацией растений.
  • изучение основных признаков групп растений.
  • Деятельностно-коммуникативные:
  • развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
  • развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи,  умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
  • расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
  • Ценностно-ориентированные:
  • развитие любознательности, наблюдательности, чувства  гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры 
  •  воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

Оборудование:

  • Учебник «Наш мир» О.Н.Федотова, тетрадь «Окружающий мир» О.Н.Федотова
  • Презентация «Путешествие в мир растений»
  • Мини-сообщения учащихся
  • Опорные слова
  • Таблица
  • Раздаточный материал
  • Компьютер, мультимедиопроектор, экран
  • Творческие работы детей
  • Кроссворды.
  • Гербарий

Использование ИКТ на уроке  позволяет привлечь широкую базу источников, что необходимо при исследовательской работе и реализации проектных технологий на уроках. Информационные технологии дают дополнительные возможности для исследовательских работ, делая их более полными, всесторонними, наглядными и яркими.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационно-психологический момент начала урока

-Здравствуйте дорогие ребята и гости нашего урока. Сегодня мы с вами попутешествуем по огромному миру, а вот  в мир чего  отправимся, узнаем угадав загадку.

Загадка

Дышит, растет,
А ходить не может?

(Растение)

Слайд 2

Вступительная беседа

– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой. Какой прекрасный и удивительный этот мир! Слайд 3

Почему на голове не растут цветочки?                                                                                  Ведь растут они в траве и на каждой кочке!                                                                                  Если волосы растут, значит их сажают…                                                                                       А сажать цветочки тут, мне не разрешают!                                                                             Почему не сделать так: срезать все кудряшки, на макушку- красный мак, а вокруг- ромашки!..                                                                                                                                           .. Вот была бы голова! Голова, что надо!                                                                                         Лес, цветы, грибы, трава. Тишина. Прохлада.
С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.

Работа в парах

Вы должны узнать ключевое слово по вертикали (кроссворды у каждой пары на парте).

  1. Дерево, дающее плоды – желуди.
  2. Цветок для гадания.
  3. Зелёный ковер земли.
  4. Хоть не огонь, а жжётся.
  5. Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран, в тропиках растет….
  6. О ней говорят “плакучая”.
  7. Никого не огорчает, а всех плакать заставляет.
  8. Он колюч, зеленокож и на ежика похож. На окошке растет, очень редко цветет.

Проверка: Слайд 4

М.о Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава.

Слайд 5

Актуализация опорных знаний

Учёные  утверждают, что растения– живые организмы.
А как вы думаете, это действительно так?
Что дают  растения человеку?

Ответы  учеников: Растения – единственный источник пищи и кислорода. Некоторые животные поедают листья, плоды, молодые побеги растений, древесину. Хищные виды питаются другими животными. Так складываются в природе первичные и вторичные цепи питания. Но лишь растения способны создавать пищу. Человек также использует растения в пищу.  Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, спичек, используется для отопления; из волокна растений вырабатывают  ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства (настойка женьшеня, облепиховое масло и другие).

Ребята, а какие части растения вы знаете? (перечислить)
Слайд 6

Сценка

Заспорили как-то органы растения: кто их них самый главный. Первый выступил Корень.-Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями.Да что растение-я и людей и животных кормлю.Да еще и лечу иногда.Я первым из семени появляюсь. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас! Возмутились листья: «Подумаешь! Ты корень, живешь в темноте, да еще и за наш счет! Это мы готовим растению питательные вещества! Это мы подсказываем людям,когда растение нужно полить.Наши жители царства листьев кормят и лечат и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко.- Позвольте!- вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы?плоды?Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню? –Друзья! Не надо так кричать.Бесспорно самый важный –это Я!- сказал цветок.Потому что я образую,плоды и семена, чтобы растение могло размножаться. А кроме того я самый красивый из Вас…- Интересно..-вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться.Кроме того, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

Этот спор между частями растения неразрешимый.Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все они части одного организма.

– Подумайте, все ли растения имеют названные части?
– Учёные-ботаники делят царство растений на группы.

Объявление темы урока: “Путешествие в мир  растений” Слайд7

Сейчас мы все дружно превращаемся в маленьких ботаников и отправляемся в занимательное путешествие в мир растений.

Физминутка: В путь дорожку  солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде "раз"
А над нами весело шелестит листва
Опускаем руки мы по команде "два

Нам встречается первая страна Цветковая, в которой живут все цветковые растения.                 Слайд 8

Ну а мы, а мы с цветками, мы цветем,плоды даем,                                                                                      Мы накормим семенами, мы собой украсим дом,                                                                                         Мы в лесах, лугах и в поле, мы в пустыне и в воде.                                                                                        По цветкам ,как по паролю, нас узнаете везде.

Почему они так называются?                                                                                                                       Почему цветы красивы и душисты? – Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Восхищаться красотой цветов можем только мы люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не только приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других пыльцой,третьих -и тем и другим.

Давайте приведем примеры цветковых растений угадав загадки.                                                                    Слайд 9-16

Отправляемся дальше в путь :А вот и новая страна Хвойная и в ней живут все хвойные растения                                                               Слайд 17-19

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.                                                                               Нас легко узнать по шишкам  и обилию смолы.                                                                                          Листья наши очень колки, называются иголки,                                                                                                  И хоть радость вам несем- никогда мы не цветем.                                                                                                     – Почему эта группа получила такое название?                                                                                                     – Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто(голо) на чешуйках шишек.   Слайд 20   А сейчас  угадаем названия хвойных деревьев, разгадав ребус. Нужно поменять слоги, чтоб получилось правильное слово. Слайд 21-22

Насос-сосна,  каёл-ёлка,  ницалиствен- лиственница,  рдек- кедр, яту- туя.                                        Молодцы продолжаем путь! А вот и следующая страна. Страна Папаротников. Слайд 23

Люблю я тоже влагу.                                                                                                                                                   В тени, в лесной глуши,                                                                                                                                                       Мои резные листья, конечно хороши.                                                                                                                              Но я горжусь не ими!                                                                                                                                                   Наш очень древний род из прошлого планеты тепло и свет несет 

Сообщение  учителя Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения растут и в дикой природе, в лесах, даже в тундре. У этих растений нет цветков.  Молодые листья скручены как пружина, находятся у поверхности земли и постепенно разворачиваются.

– Если нет цветка, то как же размножаются растения, где у них семена? (споры)

У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны,
так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья. По народному поверью в ночь на Ивана Купалу(7 июля) папоротник цветёт и кто сорвёт цветок папоротника будет обладать способностью находить клады, будет богат….Почему же мы можем точно сказать, что это легенда?

М.о: Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?

Молодцы отправляемся дальше, а вот и болото.

Физкультминутка

На болоте две лягушки, две веселые подружки рано утром умывались, полотенцем вытирались. Лапками потопали, лапками похлопали, влево, вправо покружились и обратно возвратились.

– Какие растения встречаются на болоте?(мох). Да ребята мы попали в страну Мхов. Слайд 24

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,                                                                    Всегда на влажной почве мой родственник растет.                                                                          Он может быть зеленым или почти седым,                                                                                    Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.                                                                       В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,                                                                     Ведь нам для нашей жизни важней всего вода.

  • Мхи – низкорослые растения, стелющиеся по земле, чаще всего распространённые во влажных затенённых местах под покровом деревьев. Мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Мох продолжает расти и под глубоким снегом при температуре – 14о. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф – это и удобрение, и горючее вещество.
  • Устроены мхи несложно. У них нет корней, не бывает цветков, плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке (один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти) Выживают в суровых условиях, растут даже в ледяной зоне. Мхов на Земле очень много, около 27 тыс. видов.                                      
  • Мхи играют важную роль в формировании почв, на которых потом могут укореняться и другие растения. Отмирая, они обогащают почву перегноем. Сфагнум или торфяной мох, отмирая, образует слои торфа в воде. Нарезанные и высушенные брикеты торфа служат хорошим топливным материалом.
  • Причудливо ветвящиеся мхи используются для создания художественных композиций.
  • Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.
  • Сфагновый мох имеет ещё одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на растения. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Мох может с успехом заменить вату или марлю, так как хорошо впитывает выделения из раны, и, кроме того, оказывает обеззараживающее действие

Учитель. Так почему же мхи выделили в особую группу?( ответы детей)

А теперь отправимся в водные просторы, в страну Водорослей. Слайд 25

С головой уйдя под волны, зеленеем меж камней,                                                                        Нет у нас цветков и листьев, если честно нет корней.                                                              Мы на суше пропадем: мы всегда  в воде живем. 

  •  Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные. Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от других растений они не имеют корня, стебля, листьев, цветов.
  • Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при  оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения.
  • Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты. Ценность морской капусты в том, что  в ней содержится много минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод. На побережье морей созданы специальные фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм животным, на производство тканей, шампуня и крема. Слайд 26 Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека.
  • Самая длинная водоросль, бурая, обитает в Тихом океане, ее длина 60 метров, а за сутки она вырастает на 45 см. Встречаются водоросли и самые маленькие –хлорелла и диатомеи. Самые крупные из них-1,5см

М.О:  Так почему водоросли выделены в отдельную группу? ( ответы детей)

Обобщение и закрепление  знаний.

Итак, вы, как настоящие ученые  изучили признаки различных групп и видов растений. Давайте посмотрим, как у вас получится различать растения разных групп. У каждого перед вами находиться  гербарий- растение и таблица. Опираясь на мою таблицу вам надо указать, какие части есть у вашего растения и определить вид растения. Слайд 27

таблица

Органы растения

признаки

стебель

листья

цветы

корни

плоды и семена

____Вид растения:______________________

Обобщающая беседа

Мы сегодня на уроке узнали на какие виды делится мир растений. Давайте еще раз вспомним .Слайд 28

– К какой группе относятся растения, имеющие все органы?
–  У какой группы растений нет органов?
–  У какой группы имеются только стебли и листья?
–  Какая группа растений не имеет цветов и плодов?

Физминутка  Это глазки. Вот. Вот.

                          Это ушки. Вот. Вот.

                           Это нос. Это рот.

                           Там спинка. Тут живот.

                           Это ручки. Хлоп, хлоп.

                           Это ножки. Топ, топ.  Ой, устали. Вытрем лоб

И под конец урока давайте  прочитаем  высказывание Ж.Ж. Руссо: Слайд 29

Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих...

– Как вы понимаете слова Руссо?

Да, как прекрасен и удивителен мир растений. Давайте же будем любить и беречь его. Ведь все мы жители огромной планеты Земля!  Слайд 30

Давайте ребята, везде, где живём,                                                                                         Деревья посадим, сады разведём!                                                                                                 Нас много, ребята, пусть каждый из нас.                                                                                   Хоть кустик для сада посадит сейчас.

Выставление отметок за работу на уроке.

Слайд 31

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....

Разработка открытого урока по английскому языку в 4 классе по теме "Home"

Разработка открытого урока. На уроке используются различные виды деятельности. Урок проводится в форме игры путешествия, а так же прилагается презентация....

разработка открытого урока окружающего мира по программе "Перспектива" для 1 класса.

Урок был дан в период апробации учебников УМК "Перспектива" в 2009-2010уч. году...

Методическая разработка открытого урока по технологии в 4 классе

Тема: Цветы от любящего сердца  Цель: 1.Дать представления о цветах – барометрах, цветах из различных материалов;  познакомить с искусством создания конфетных букетов.2. Развивать ...

Разработка открытого урока по математике 4 класс.Тема :" Разряды и классы "

Создать условия для знакомства  детей с новым понятием класс, исследовать новые понятия.Учить, опираясь на изученный материал считать тысячами.Совершенствовать вычислительные навыки, устные и пис...

Разработка открытого урока по английскому языку (командная игра) к Малой научно-практической конференции (день открытых дверей)

Тема: животные Название: В мире животных. Animal`s world. Цель:      1. Обобщение лексического материала и грамматических явлений.2.     Развити...