Урок технологии по теме: "Орнамент в хакасском национальном костюме".
план-конспект урока на тему
Цели.
- Ознакомить учащихся с национальным орнаментом, его историей и применением.
- Способствовать формированию знаний и умений по изготовлению лекал элемента орнамента на бумаге.
- Воспитывать уважение и чувство любви к своей Родине, ее традициям и культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ornamenty.doc | 320.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии по теме: "Орнамент в хакасском национальном костюме".
Цели.
- Ознакомить учащихся с национальным орнаментом, его историей и применением.
- Способствовать формированию знаний и умений по изготовлению лекал элемента орнамента на бумаге.
- Воспитывать уважение и чувство любви к своей Родине, ее традициям и культуре.
Оборудование:
- хакасские национальные костюмы,
- эскизы орнаментов, пословицы о труде,
- табличка «сегодня на уроке»,
- тетрадь, ручка, карандаш, резинка,
- технологические карты по выполнению практической работы.
План.
- Организационный момент.
- Орнамент и его история.
- Применение орнамента
- Практическая работа «Изготовление лекал орнамента».
1. «Умение трудиться в жизни всегда пригодится». Как Вы понимаете слова этой пословицы? Если Вы чему-то научились, то в будущем это может всегда пригодиться. Обратите внимание на костюмы. Что в них является самым ярким? На что Вы в первую очередь обращаете внимание? (Отделка, вышивка, цвет).
Где располагается отделка? В платье – на наплечниках и манжетах, в сигидеке (жилет) – по полочке, спинке или по бортам, низу и горловине. На хакасском языке эти слова звучат так: «моркам» — обшлага, «инмен» — наплечники. Запишите эти слова в тетрадь.
2. А теперь рассмотрим повнимательней узоры в отделке. Художественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.
Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.
Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.
Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:
- геометрические,
- растительные,
- образные.
К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари.
Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).
Вот перед Вами альбом с элементами хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.
3. Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:
1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
2. Голубой – цвет воды, неба.
3. Зеленый – цвет растений.
Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.
Приступая к выполнению изделия, с начало надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, то есть все то, что входит в понятие композиция.
Характер композиции определяется в большей степени ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, четкости ее восприятия. Наглядно это можно проследить на примере орнамента в бордюрном исполнении, который образует ритмичный ряд.
Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называют раппортом.
В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.
- Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.
- Орнамент в квадрате с ритмичным повторением ? части фигуры.
- Симметричный орнамент
- Асимметричный орнамент.
Рассмотреть образцы (примеры).
Для того чтобы выполнить орнамент на одежде нам необходимо сделать лекало элемента в орнаменте.
Практическая работа.
Тема: Изготовление лекал хакасского национального орнамента.
Цели:
- ознакомить с техникой выполнения лекал хакасского национального орнамента;
- сформировать знание и умения по изготовлению лекал орнамента на бумаге;
- воспитывать трудолюбие, бережливость и эстетический вкус.
Инструменты и оборудование:
- альбом с национальным орнаментом,
- хакасские костюмы,
- образцы орнамента,
- цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, резинка,
- технологические карты.
Вводный инструктаж: правило техники безопасности при работе с ножницами, клеем.
Последовательность выполнения.
1. Сложить лист пополам. | |
2.Сделать эскиз орнамента, начиная от сгиба листа. | |
3. Вырезать по контуру рисунка (как снежинку). | |
4. Развернуть получившийся орнамент и приклеить на лист цветной бумаги. |
5. Обменяться работами с товарищами и дать характеристику, оценку выполненной работы:
- назначение орнамента (где будет применен),
- назвать тип орнамента,
- общий вид орнамента (симметричен).
Самоконтроль: Узор должен быть симметричен, работа выполнена аккуратно. Соблюдение ПТБ при работе. По окончании практической работы привести рабочее место в порядок. Наглядное пособие и инструменты сдать преподавателю.
Защита работ.
Выступление учениц (обоснование выбора).
Подведение итогов.
1.Хакасские национальные костюмы.
2. Лекало хакасского национального орнамента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО по теме "Орнамент"
Цели и задачи урока - познакомить с новым видом художественной деятельности, с видами орнамента, правилами его построения, расширить представление о цветовом контрасте, развивать воображение, фа...
Урок изобразительного искусства "Особенности татарского национального костюма"
Во время подготовки к данному уроку использована книга Рамзии Мухамедовой «Татарская народная одежда» Татарского книжного издательства г. Казани 1997 г. выпу...
Презентация к уроку ИЗО на тему "Орнамент"
В презентации представлены образцы орнамента народов России. На картинки наложено музыковое сопровождение....
Конспект урока изобразительное искусство тема "Орнамент"
Коспект урока по изобразительному искусству. 1 класс тема "Орнамент"...
Урок ИЗО по теме "Орнамент"
Цели и задачи урока - познакомить с новым видом художественной деятельности, с видами орнамента, правилами его построения, расширить представление о цветовом контрасте, развивать воображение, фа...
Классный час "Хакасские национальные праздники"
Материалы классного часа позволяют познакомить учащихся с хакасскими праздниками...
«Адыгейский национальный костюм» (посвященный Дню адыгейского костюма)
Адыгэ цыеу цые къопэфыр ,Осы нэгуфым фэдэу уфыжь. Джыгыты кlалэу кlэлэкlэ чэфырГушхоу рызепщэу ылъы ущыщ…( Мэщбэшlэ И.)...