Большая буква в именах собственных.
план-конспект урока (3 класс) на тему
Цель урока:закрепить написание большой буквы в именах собственных, развивать орфографическую зоркость при написании имен собственных; развивать умение объяснять нужную орфограмму; развивать мышление, внимание; память, речь; воспитывать аккуратность, прилежание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение. Большая буква в именах собственных.
Цели: Закрепить написание большой буквы в именах собственных;
Развивать орфографическую зоркость при написании имен собственных;
Развивать умение объяснять нужную орфограмму;
Развивать мышление, внимание; память, речь;
Воспитывать аккуратность, прилежание;
Оборудование: карточки, таблицы.
Ход урока
I. Организованное начало урока.
-Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли в гости. Давайте покажем им своё старание, умение, прилежание.
II. Проверка домашнего задания.
-Откройте тетради, я посмотрю, как вы выполнили домашнее задание.
-Молодцы!
-Подпишите число, классная работа.
III. Чистописание
- А сейчас, чистописание.
- Повторим написание большой заглавной буквы Р, напишем соединение с этой буквой, слова, составим и запишем предложение.
- Посмотрите и скажите из каких элементов состоит большая заглавная буква Р.
(Прямая с закруглением внизу и полуовал вверху)
-Посмотрите, как пишется большая заглавная буква Р.
Ставим ручку ниже верхней линии, ведем прямую с закруглением внизу, а затем слева от середины начинаем писать полуовал.
1. Написать 1 букву, а затем соблюдая расстояние между буквами, писать до конца строчки.
2. А теперь запишем соединение буквы Р и буквы о (пишем букву Р и наклонной линией соединяем с буквой о.
- Запишите слова с этим соединением.
Родина.
-Какое это слово? (словарное)
-Какая бузударная гласная пишется в этом слове? (и)
-Как называется наша Родина? (Россия).
-В слове Россия пишется две буквы с.
Запишем слово Ростов.
А теперь соединение буквы Р и я - Ря. Это нижнее соединение.
Запишем слово Рязань с этим соединением.
3. Запишем предложение
Ростов и Рязань – города России.
-Почему слова Ростов и Рязань пишем с большой буквы?
(название городов пишется с большой буквы)
IV. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке будем повторять написание большой буквы в названиях городов, сел, деревень.
-Но не только в этих словах будем повторять написание большой буквы.
-А сейчас послушайте стихотворение и скажите, в каких словах еще пишется большая буква.
Буква обычная
Выросла вдруг.
Выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему?
За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело
Становится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Становится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали
Имя,
Фамилия
Пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали
Громко и гордо
Имя твоё,
Имя улицы,
Города.
Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой - уважения знак.
- Так какие же слова пишутся еще с большой буквы?
(Имена, отчества, фамилии людей, название улиц, городов, деревень)
-Да с большой буквы пишутся не только названия городов, но и названия деревень, сел, улиц, имена, фамилия, отчества людей.
V. Игра - «Сложи имена».
1) – А сейчас проверим, как вы помните написание этих слов.
- У каждого из вас конверт с набором слогов
Ва Све ля та
Пе Лю тя ба
- Есть слоги которые начинаются с большой буквы и слоги, которые начинаются с маленькой буквы.
- Выкладывайте на парту слоги с большой буквы столбиком, добавляйте к ним слоги, которые начинаются с маленькой буквы.
-Какие слова у вас получились. Прочитайте.
Ва-ля Пе-тя Све-та Лю-ба
-Почему все эти слова написаны с большой буквы (это имена).
-Какой можно сделать вывод:
-Имена людей пишутся с большой буквы.
2)-А что есть еще у человека? (фамилия)
-А теперь прочитайте имена, записанные на доске.
-Образуйте от этих имен фамилии.
Семён – Семёнов
Иван – Иванов
Петр – Петров
Степан – Степанов
-А теперь запишем эти фамилии с теми именами, которые составили вы.
Валя Семенов, Петя Иванов, Света Петрова, Люба Степанова.
-Хорошо! Молодцы!
-А еще образовались фамилии от названий профессий.
Н – р: Кузнец – Кузнецова, Столяр – Столярова.
-У каждого человека есть еще и отчество.
-Взрослых людей называют по отчеству.
-Назовите свою фамилию, имя, отчество.
-Запишите каждый свою фамилию, имя, отчество.
Вывод: Имена, фамилия, отчества людей пишутся с большой буквы.
VI. Физминутка
Руки в стороны поставим
Правой левую достанем.
А потом наоборот
Раз – хлопок, два – хлопок.
Повернись ещё разок
Раз – два – три – четыре
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз.
И за парты вновь садись.
VII. Закрепление написания большой буквы в названиях городов, улиц. А, сейчас, ребята, ответим на вопросы.
1.В каком городе ты живёшь?
(Я живу в городе Куске.)
-Какое слово напишите с большой буквы? Почему?
2.На какой улице ты живёшь?
(Я живу на улице Лучистой.)
-Какое слово в предложении пишется с большой буквы?
-Почему?
3.-На какой улице находится наша школа?
(Наша школа находится на улице Энергетиков.)
-Назовите полностью адрес нашей школы.
Беседа о школе.
-Ребята, школа наш дом. Её надо беречь. Вы получаете здесь знания.
Берегите классы, мебель, зелёные насаждения вокруг школы.
4.-Какие сёла и деревни находятся недалеко от города Курска.
(Недалеко от города находится село Рышково.)
Вывод.
Названия городов, сёл, деревень, имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.
VIII. Закрепление написания кличек животных.
-Вы сказали предложение о селе.
-А сейчас я прочитаю стихотворения-загадки о том, какие животные живут в селе.
Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Толстенькое брюшко,
Маленькие ушки,
Розовая спинка,
Это наша… (свинка)!
Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова.
Она непоседа и егоза...
Как называем её мы? ...(Коза)
У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока.
(Корова)
У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?... (лошадка)
Учащиеся показывают картинку-отгадку домашнего животного и выставляют на наборное полотно в том порядке, в каком рассказывается о животном. Затем дают клички домашним животным и записывают в тетрадь.
Вывод. Клички животных пишутся с большой буквы.
IX. Составление рассказа по картинкам. (Слайд 1)
- Прочитайте 3 е предложение.
Почему слово Василёк написано и с большой и маленькой буквы.
- Как пишутся имена собственные?
Приведите примеры.
Домашнее задание (индивидуальные карточки).
X. Итог урока.
Молодцы ребята! Вы хорошо работали. Гости довольны, тем, как вы работали на уроке?
- Что повторяли сегодня на уроке?
- Как же пишутся имена, фамилии, отчества, клички, животных, названия городов, деревень, сёл, улиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Большая буква в именах собственных (презентация)
Урок закрепление по теме: "Заглавная буква в именах людей, кличках животных, географических названиях", можно использовать в 1, 2 классах по любому УМК....
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова», «Разделительный ъ и ь знаки», «Большая буква в именах собственных», «Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши».
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласн...
Урок закрепления знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».2 класс
Форма: урок-экскурсия. Данная форма урока позволяет в занимательной форме закрепить написание имен собственных, познакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного города. Урок имеет бол...
Подводные камни изучения орфографической темы "Большая буква в именах собственных"
В статье раскрыты отдельные аспекты работы над собственными именами, которые могут быть полезными учителю....
Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.
Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...
Тема: «Большая буква в именах собственных». Класс: 2
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях. Москва: «Дрофа», 2008 год....
Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных.
Данную презентацию можно использовать на уроках русского языка, как при знакомстве с новой темой, так и на ...