Разновидности пальчиковых игр для детей с ОВЗ
статья на тему

Микишанова Е.А

Одним из наиболее популярных видов работ с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста  являются речевые игры с пальчиками, т.е. пальчиковая гимнастика.  Представлю вам вариативность использования  разнообразных видов пальчиковой гимнастики на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznovidnosti_palchikovyh_igr_dlya_detey_s_ovz.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Разновидности пальчиковых игр для детей с ОВЗ.

Одним из наиболее популярных видов работ с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста  являются речевые игры с пальчиками, т.е. пальчиковая гимнастика.  Представлю вам вариативность использования  разнообразных видов пальчиковой гимнастики на уроках.

Виды «пальчиковых игр»

  1. Игры – манипуляции.

Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.  К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» и др. - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

Следующий вид очень эффективный при развитии мелкой моторики это пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру), сжимание-разжимание, сгибание-разгибание.  Для более эффективного самомассажа кисти рук  используется  массажный мячик.  «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Забиваем гвозди», «Гуси щиплют травку», и всем известная «Засолка капусты».

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Игромассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д.  Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

  1. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.  «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и др.

  1.  Сюжетные пальчиковые упражнения (имитационные пальчиковые игры)

К этой группе относятся  упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. На каждое занятие подбираются пальчиковые игры по определенным лексическим темам.  «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли» и др.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

   Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

Упражнения развивают не только мелкую моторику, но и речевое дыхание и позволяют автоматизировать произношение нужного звука. «Заведи мотор».

 На занятиях с безречевыми детьми педагог учит их простейшим звукоподражаниям животных. Уже на этом этапе появляется возможность разыгрывать маленькие инсценировки, когда педагог берет на себя роль автора, а дети произносят короткие звукоподражания. («Котенок и собачка» гав-гав,  мяу-мяу).

Пение слоговых попевок весьма эффективно для развития артикуляционного аппарата и формирования навыков правильного звукопроизношения. Рекомендуется на каждый отрабатываемый слог хлопать в ладоши или постукивать пальчиком по ладошке. Некоторым детям нужна помощь, выполняя движения их руками, а также предлагать выполнять упражнения не под фонограмму, а под пение или чтение учителем в удобном темпе. Есть дети, которые могут выполнять самостоятельно под фонограмму более сложные движения:  идти пальчиками по столу, загибать пальцы, перебрасывать учителю мяч и др. Пение развивает у детей дыхание, ритм, помогает развивать интонационную сторону речи. Пение в сочетании с движением формирует связи между полушариями мозга и является необходимым этапом общего развития ребенка. (Е.Железнова. Веселая логоритмика. Логопедические стишки)

  1. Пальчиковые  игры со стихотворным сопровождением.

 Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.   Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Игры, которые  побуждают детей к творчеству, они  и запоминаются быстрее, потому что в стихотворной форме. «В гости к кошке».

Важное место на занятиях по ритмике занимают речевые-пальчиковые игры, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Они просты и доступны детям и не требуют длительного разучивания – тем они и ценны. В то же время такие игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе русского народного творчества. Помогают распределить мышечную усталость или снять её, отлично вписываются в различные развлечения и праздники. Кроме того – это знакомство детей с поэзией замечательных поэтов Степановой, Дружининой, Барто, Александровой. Ребята с удовольствием повторяют небольшие забавные стихотворения под музыку, сопровождая свою речь простейшими движениями, игровыми элементами. Мелодии на такие стишки-картинки зачастую придумываю сама, добавляю движения по тексту – получается маленькая «музыкально-двигательная игрушка»:

- С учетом выраженности степени недостаточности дифференцированности пальцев рук у умственно отсталых школьников предлагается серия упражнений на "проговаривание" пальцами стихотворений, например, "Старый краб", "Шесть котят "; игры-задания на дифференциацию движений пальцев рук; упражнения на изображение персонажей сказочных героев с помощью пальцевых оформлений.

- С учетом нарушений моторики рук, гибкости кистей у аномальных школьников предусмотрены упражнения хореографического характера для различных положений ладоней, предплечий, а также хлопки и акцентированные отведения; имитационные упражнения кистями рук явлений природы.

Проводятся упражнения на выполнение ритмического рисунка песен, чистоговорок, самыми разнообразными способами: движениями рук, ног, речью. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях – важный методический прием. Слово направляет и организует действия детей.

Очень важное значение в развитии мелкой моторики кистей рук и пальцев имеет рисование пальчиком или всей ладонью.

        8.Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. «Апельсин».

В раздел «Игры под музыку» входят упражнения, позволяющие научить детей передавать характер движения животных, деятельность людей.

Используются театрализованные игры-сказки, инсценирование и импровизация песен, игровые упражнения на сочетание движения и слова, упражнения на продолжение заданного ритма. Целесообразно использовать игры с песенным или речевым сопровождением, так как они способствуют развитию как общей, так и речевой моторики учащихся.

Упражнения выполняются под специальное музыкальное сопровождение, которое оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга. Также благодаря музыке или пению можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей.

9.  Жестовые подражательные игры, очень понятные и легко выполняемые для детей. «У жирафов пятна»

Жестовые пальчиковые игры для развития речи – это рассказывание стихотворных текстов с участием рук. Для таких игр можно использовать небольшие стишки, считалки, песенки. Для начала подойдут готовые стихи с рисунками жестов. Прочтите ребенку стихотворение, а затем покажите жесты. Выполнив упражнение несколько раз, дети разучат текст наизусть и будут соотносить слова с движением. Сначала дети выполняют простые движения (похлопывание, постукивание), показывают фигурку животного одной рукой (зайчик, коза, слоненок), составляют простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, домик, ковшик).  Потом дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой, сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерёдно, составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы. Вы  можете «переложить на пальцы» любые простые детские стихотворения.  Используйте «типовые» и придумывайте свои, понятные только вашим детям, жесты.

В пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие игры дают нагрузку на мелкую моторику руки, что способствует появлению более тонких, дифференцированных движений, влияет на развитие тактильного чувства.

Пальчиковая гимнастика — пальчиковые загадки.  Вы показываете фигуру пальчиками, а они отгадывают, что это за предмет и повторяют Ваше движение. Сначала фигуры показываете Вы, а потом дети. Можно придумывать свои фигуры. Фигуры должны быть понятными и узнаваемыми детьми. Фигуры, которые можно изобразить с помощью пальчиков в диалогах и сказках: «Зайчик бьет в барабан».

Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику и речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память.

  1. Театр в руке.  Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка»)

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

Пальчиковому театру ученые придают большое значение, так как это упражнение:

- стимулирует развитие мелкой моторики;

- развивает мелкую мускулатуру кисти;

- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

- помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

- развивает воображение, память, мышление и внимание;

- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

- формирует творческие способности и артистические умения;

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Игры с пальчиковыми куклами используются на различных этапах коррекционной работы – при формировании навыков понимания обращенной речи, вызывании звуковых подражаний и аморфных слов у безречевых детей, формировании навыков построения фразы и пересказа текста. При этом применяются различные виды упражнений: пальчиковая зарядка, произнесение звукоподражаний, инсценировки сказок, потешек, договаривание стихотворений. Например -пальчиковая гимнастика «Веселые танцы». Учитель предлагает детям надеть на пальчики понравившуюся куклу и выполнить движения под сопровождение музыки и стихотворного текста.

  1. Следующий вид - пальчиковые игры на основе сказок.

 Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

При работе с детьми с интеллектуалными нарушениями эффективным станет совмещение сказкотерапии с пальчиковой гимнастикой .

Совмещение двух методов в одном занятии позволит достичь несколько целей одновременно.  Пальчиковая гимнастика даёт возможность решить речевые проблемы ребенка и стимулирует его речевое развитие.  А сказкотерапия решает проблемы психического и душевного характера.

Сказка позволяет преподнести пальчиковые упражнения в виде игры, театра, заинтересовать ребенка. Пальчиковая гимнастика в свою очередь помогает ребенку лучше понять смысл сказки, следить за ее сюжетом и персонажами, визуализировать сказку.

На  занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку — как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомую школьникам - «Рукавичка»,»Теремок»,»Колобок» и др. адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

Регулярное включение в ход занятий  пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает  школьникам усвоение навыков письма.

  1.  Пальчиковые игры с предметами.

Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Представлены некоторые игры с использованием: игрушек-пищалок, мягкого мячика с шипами, прищепок.

Для расширения двигательных возможностей пальцев рук детям можно предложить упражнения на манипулятивные действия с предметами (мячами различных размеров, гимнастическими палками, скакалками, утяжеленными мешочками и т.п.). Словесное сопровождение учителем предметных действий ребенка с называнием предметов, их свойств, назначения, положения в пространстве, последовательности выполняемых действий способствует развитию собственной речи детей.

  На уроках для развития точности и скорости пальцевых движений используется  разнообразный спортивный инвентарь: мячи разных размеров, материала, фактуре, функциональному назначению; кольца, палочки, флажки и пр. Это позволяет расширить моторный опыт с учетом индивидуальных особенностей умственно отсталых школьников, обогатить  мышечное чувство, зрительную, тактильную чувствительность в процессе действий с предметами,   расширить диапазон движений кисти и пальцев рук.

Пальчиковую гимнастику можно проводить как без предметов, так и с мелкими предметами. Пальчиковая гимнастика: игры с прищепками. 

Игры с прищепками развивают силу руки, соотносящие движения. Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка. Поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности. Сначала прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или коробки и научите  снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки.  Помните, что откреплять прищепки всегда легче, чем прикреплять их. Поэтому начинать надо именно с таких упражнений пальчиковой гимнастики. Затем покажите малышу, как прищепки раскрывают свой «ротик». Скажите, что нужно сильно нажимать на прищепку, чтобы она раскрыла свой ротик. Можно назвать прищепки «крокодильчиками» и показать, как наши крокодильчики сильно открывают свой ротик. Если у малыша уже получается с нужной силой нажимать на прищепку и раскрывать и закрывать ее, то покажите другие упражнения с прищепками и включите их в пальчиковую гимнастику.

13.Упражнения с детскими музыкальными инструментами  начинаются с подготовительных упражнений. В качестве подготовительных упражнений предлагаем использовать упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук в игровой форме, соединенные с речевым текстом. При этом подбираются ритмичные и рифмованные стихи, чтобы дети лучше и быстрее запомнили их. Эти упражнения называются упражнениями на развитие мелкой моторики с одновременным развитием артикуляционной моторики.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами преследуют цель развить мелкую мускулатуру пальцев, снять напряжение или вялость рук. (Разминка  «Музыкальные инструменты» Е. Железнова)

  1. Разрядка

Сосредоточенность детей на своем теле позволит перенести ее на учебу и творчество. Мышечная релаксация уменьшает возбудимость, напряжение.

Разрядки с использованием различного вида релаксаций  эффективно использовать в заключение урока: снимается зрительная, статическая, эмоциональная усталость, ученик бодрым идет на следующий урок.

Игровые разрядки с использованием различного вида движения могут включать в себя элементы танцев, речитативы, музыкальное сопровождение. Выполняются сидя, стоя, главное, чтобы дети не мешали друг другу.

Игры, которые относятся к началу урока, обеспечивают  полноценное начало урока, то есть настраивают  детей на восприятие учебной информации. В середине же урока следует чередовать упражнения, направленные на физическую активность и мысленное отвлечение. Использование игровых приемов эмоциональной регуляции в учебной деятельности позволяет снять психическое и физическое напряжение у младших школьников с умственной отсталостью, дает возможность повысить умственную и физическую работоспособность, изменить отношение ребенка к учебной деятельности, установить доброжелательные взаимоотношения между учителем – учеником, учеником – учеником, снять стрессовые состояния перед различными видами контроля, повысить значимость собственного Я, что вселяет уверенность в реальные возможности решения конкретных задач обучения и воспитания. Кроме того,  обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся и давать ощущение радости. («Дружные пальчики», «Прятки», «На работу», «Машинистки»)

15. Пальчиковая гимнастика для развития ритма и музыкального темпа (дети должны ритмично хлопать в ладоши на четвертные, восьмые доли любой песни). Чувство ритма во многом развивается путём музыкально – ритмических движений. («Разминка» сл. и муз. Е. Макшанцевой)

Элементы пальчиковой гимнастики присутствуют и в музыкально-ритмических танцах и в песнях-играх. (Песенка-игра по методике Железновых "Мишку на руки возьму")

16. Пальчиковую гимнастику можно совмещать с артикуляционной, дыхательной, с упражнениями на развитие крупной моторики и с общеразвивающими упражнениями.

Начитать можно с простых упражнений, направленных на формирование умения свободно и непринужденно выполнять движения руками.

Пальчиковая гимнастика включает очень разнообразные упражнения и фигуры, которые делаются с помощью положения рук и пальцев в пространстве. Чтобы она действительно развивала, нужно правильно подбирать упражнения, отрабатывать их и усложнять.

Пальчиковая гимнастика - система специальных упражнений и игр для пальцев рук, объединенных в комплексы.

Согласно международным классификациям игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа:

-собственно пальчиковые игры, сидячие;

-игры,  которые, помимо деятельности тонких моторных, включают движения всего тела, прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.

У детей с нарушением интеллекта особенно затруднительны дифференцированные движения рук и пальцев, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют), темп выполнения упражнений замедлен, пальцы малоподвижны, движения неточны.

Особое значение имеют игры, использующие одновременные и однотипные движения рук, направленные на развитие согласованности и координации действий. Разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции и могут быть использованы при усвоении первых.

Для получения максимального результата упражнений должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактильной служит основой для формирования манипулятивной и игровой деятельности.

17. Пальчиковая гимнастика для развития мышечного тонуса и координации движения, ориентировки в пространстве

(«Руки в сторону и в кулачок», «Мы слепили снежный ком»).

18. Пальчиковая гимнастика для развития внимания и памяти

(7 простых упражнений для пальцев на развитие памяти и внимания.)

19. Создание речевой среды через пальчиковую гимнастику

 (расскажи стихи руками) «Кошка», «Елка», «Домик».

Пальцевые игры помогут Вам развить все функции детского мозга, связанные с пением и речью — память, воображение, наблюдательность. Покажите детям, что можно изобразить пальцами рук. Прочтите им соответствующие образу стихи и попросите каждого поочередно распеть стихи песенкой.

20. Игровые разминки.

Игровые разминки лучше проводить в кругу.  Они способствуют развитию речи, памяти, внимания,  мимики и пантомимики детей. Игры учат общению, пониманию друг друга.  («Три пингвина», игра-разминка  по методике Железновых "Червячки")

Для развития мелкой моторики можно предложить детям музыкальную игру «Лиса играет колобком» составитель Н.Щербакова музыка  М.Сатулиной. (игра с мячом). В этой игре дети-«лисички», подняв правой рукой небольшой мячик-«колобок», бегают врассыпную. «Колобок катится»- дети, стоя на месте, быстро перебирают мячик пальцами обеих рук. «Лиса играет колобком» - каждый ребенок играет мячом, используя движения по своему выбору. Это упражнение способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, ориентировки в пространстве. Важно обратить внимание детей на то, что «колобок» падать не должен, иначе он может укатиться от «лисы».

21. Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика) является неотъемлемой частью каждого занятия логопедической ритмикой и по возможности должно предшествовать речевой активности детей.

Эта работа также проводится по трем разделам:

  • развитие статической координации,
  • динамической координации и
  • двигательной  памяти.

Для этого можно предложить детям манипуляции с собственной рукой и различными предметами.

Развитию статической координации способствуют такие игры, как «Птички кушают», «Волшебные превращения», «Замри», «Кто пришел в гости», «Фокусник»  и др., суть которых заключается в пассивном, пассивно-активном или активном придании кисти ребенка определенной позы. Важно, что основной задачей этого раздела работы является разработка пальцевого праксиса при максимальном использовании доступных движений.

Динамическая координация пальцев рук совершенствуется и развивается в играх с речевым сопровождением, постороенных на принципах пальчиковой гимнастики («Сорока-белобока», «Семья», «Дождик» и др.)

В этом же разделе работы используются игры, направленные  на развитие умелости и ловкости рук, быстроты и точности движений: «Воздушный шарик», «Попади в цель», «Чья лошадка быстрее?» и др.

Развитие осуществляется на основе отдельных движений, уже отработанных в статических упражнениях. При этом основным речевым материалом могут быть русские народные сказки («Лиса и Журавль», «Репка», «Теремок» и др.), рассказ которых должен сопровождаться построением фигур из кисти и пальцев рук, изображающих главных персонажей.

Мелкая моторика в жизни и деятельности  учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика (для детей дошкольного возраста)

Цель точечного массажа:Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие....

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика (для детей дошкольного возраста)

Цель точечного массажа:Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие....

Пальчиковая гимнастика для детей

Данный комплекс помогает в работе учителя-логопеда. Развивает мелкую моторику, способствует стимулированию работы зон головного мозга, оказывает влияние на работу над звукопроизношением....

Пальчиковая гимнастика для детей

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать без умолку....

Коррекция нарушений мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у детей с интеллектуальными нарушениями

Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях:               Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами...

"Пальчиковая гимнастика для детей с ОВЗ"

Развитие мелкой моторики рук - один из показателей психического развития ребенка. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психо...