Конспект занятия в группе продленного дня на тему "Здравствуй, масленица!"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Рассказать историю возникновения на Руси праздника Масленицы для детей – означает приобщить их к традициям русского народа, которые насчитывают не одну тысячу лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 372
г. Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
"Здравствуй, МАСЛЕНИЦА"
В группе продленного дня в 1 классе.
Подготовила:
воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ СОШ 372
г. Санкт-Петербурга
Карагяур Ольга Александровна
Цели и задачи:
- Познакомить с праздником Масленицей.
- Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
- Приобщать детей к русской истории.
- Формировать интерес к традициям русского народа
- Воспитывать уважение к родной культуре.
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
- Развивать способность сохранять доброжелательное отношение
друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.
-Здравствуйте, ребята! Вы уже догадались, о каком празднике говорится в этой загадке?
-Правильно, сегодня мы с вами поговорим о масленице, об обрядах и обычаях с которыми встречали этот праздник.
- А вы знаете, что это за праздник такой? И почему и для чего мы его отмечаем?
(отвечают ученики)
2. Основная часть.
-Масленица, это праздник, который отмечают на Руси с Древних времен. Давным-давно люди поняли, что силы природы играют большую роль в их жизни, но забавное солнце дает свет и тепло, а значит, дает пищу и жизнь. Тогда солнце почитали выше всех сил.
-Ребята, как вы думаете, что считается символом весны, солнца в этом празднике?
Давайте отгадаем загадку!
Круглый, сладкий, ароматный,
В блюде расписном лежит,
Вкус имеет он приятный,
Каждый съесть его спешит! (Блин)
-Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, которое в конце зимы грело все сильнее и сильнее, и именно блин стал вкусным дополнением к празднику прощания с зимой.
-Каждый день масленицы имеет свое название.
Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.
Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА»!
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят!
-Ребята, вы знаете в какие игры играли ваши бабушки и дедушки?
-Знаете ли вы игры, которые пришли к нам из старины?
(отвечают ученики)
Вторник – заигрыши. С этого дня по всей деревне начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой. На улицах расхаживали ряженые, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых санях.
«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКа отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Среда – лакомка. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие напитки из воды, мед, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи…
Кулебяки, сырники – все им удается!
Пироги и блинчики – все на стол мечи!
Давайте
мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к
масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!
Дети отгадывают загадки:
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Четверг — широкий Разгуляй.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до
вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок
и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все
угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили
хороводы.
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит!
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят…
Парни ищут девушек – суженых своих!
Пятница – тещины вечера (зятья – папы – идут в гости на блины к бабушкам – маминым мамам).
ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…
Зятья приглашают тёщу на блины!
Есть с икрой и семгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, медом, с маслом ели мы!
Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
-Давайте продолжим говорить о масленице!
Суббота — Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их
угощением. Велись разговоры о житьебытье, мирились, если до этого в ссоре
находились. В этот день
сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают
по полю, чтобы был хороший урожай.
Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ»!
Вся родня встречается, водит хоровод…
Праздник продолжается, общее веселье…
Славно провожает Зимушку народ!
Седьмой день Масленицы — Прощеное воскресенье - Проводы зимы. Все просят друг у друга прощения, а чучело сжигали на костре, вместе с остатками блинов и разными не нужными вещами, чтобы ускорить наступление весны. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает!
Облегчают душу все в «ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ»!
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
Веселье заканчивается, народ успокаивается и хороводы прощальные уже не такие шумные, а скорее печальные.
Уходит Масленица, а с ней уходит и зима. Уходит под звуки капели. Весна вступает в свои права.
3. Подведение итогов.
-Скажите, ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
-Чему посвящен этот праздник?
-Что является символом этого праздника?
-Как русские люди веселились?
-Чем заканчивается праздник Масленица?
-Как называется последний день празднования Масленицы?
-Что ожидает русский народ после проводов Масленицы?
Спасибо всем за работу. С широкой Масленицей вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в группе продленного дня "Птицы рассказывают о себе"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4415363","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"352","width":"480"}}]]Целью занятия было познакомить учащихся с многообразием пернаты...
конспект занятия в группе продленного дня "Весёлые матрёшки"
Конспект занятия, который можно провести в ГПД. Учащиеся знакомятся с интересными фактами о роявлении в России известной игрушки - матрёшки, разгадывают кроссворд, играют, расписывают матрешку....
Конспект занятия в группе продленного дня
Ребятам предлагается выполнить поделку на цветочную тематику. Выполняя различные варианты цветов, закрепляется умение работать с бумагой в технике квиллинг....
Конспект занятия в группе продленного дня по теме "Вежливые слова"
Данный материал предназначен для учителей и воспитателей, работающих в группе продленного дня с учащимися первых классов. Предлагаемые формы работы помогут активизировать деятельность учащихся на урок...
конспект занятия в группе продленного дня в 1 классе.
тема: "Наши привычки"...
Конспект занятия в группе продленного дня по истории города. Реки Санкт-Петербурга.
Занятие по истории города Санкт-Петербурга,Знакомство с символикой города, Герб.Знакомство с реками - Фонтанка и Мойка. Использование иллюстраций и слайдов с изображением рек города....
Конспект занятия в группе продленного дня «Вместе весело играть»
Игры в группе продленного дня....