Проект по ОРКСЭ (4 класс) "Категории добра и зла в литературе, этике, религии"
проект (4 класс) на тему
Коллективный краткосрочный проект "Категории добра и зла в литературе, этике, религии" имеет следующие цели и задачи:формирование этических представлений и знаний о понятиях "добро" и "зло", развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать, опираясь на материал высоконравственных художественных произведений, свой личный опыт; развитие процесса самопознания через создание условий для самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по ОРКСЭ формирует этические представления о понятиях "добра" и "зла" | 56 КБ |
Презентация к проекту по ОРКСЭ | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект (коллективный ) по ОРКСЭ для 4 класса на тему: «Категории добра и зла в литературе, этике, религии».
Подготовила и провела учитель начальных классов
МОУ «СОШ №95 с УИОП» г. Саратова Маслова Инна Витальевна
Цель: формирование у учащихся этических представлений и знаний о категориях добра и зла;
- развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, опираясь на материал художественных произведений, жизненного опыта;
- формирование умения совместно работать в группе;
-развитие процесса самопознания через создание условий для самовыражения.
Оборудование: выставка рисунков на тему, презентация.
1.Организационный момент.
2. Введение в тему.
1) Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».
У.: Прослушайте стихотворение Ю. Друниной./Читает учитель или ученик/.
Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…
У: О чём это стихотворение? Какова его основная мысль?
Слайд №3
Знакомство с этапами урока.
3-4. Цель нашего урока - обсудить тему «Добро и зло».
Слайд №5, 6
У: «Добро» и «зло» - это центральные понятия этики. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности.
(Этика – учение о морали). Что такое есть совесть и сознание добра и зла поступков, вытекающих из сознания свободы?
У: Дома вы должны были подумать над определениями понятий «добро» и «зло», поговорить с родителями, знакомыми, друзьями на эту тему, сделать рисунки.
Итак, что же такое «добро» и «зло», как они проявляются в жизни человека?
5. Дискуссия.
Дети высказываются, кратко характеризуют понятия «добро» и «зло». На доске рисунки детей. Несколько рисунков обсуждаются.
-Как вы думаете, каким быть легче: добрым или злым?
Слайд №7
Послушаем старинную притчу.( В исполнении ученика звучит притча о двух волках).
-Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Детям предлагается обменяться мнениями об услышанном. Слайд №8-19
Вывод: добро и зло живут в нас с вами всегда, и от нас самих зависит, какая стихия одержит победу –добро или зло.
Чтение и обсуждение стихотворения С. Куняева «Добро должно быть с кулаками…».
- Как вы понимаете слова: «Добро должно быть с кулаками»?
- Послушайте стихотворение С. Куняева «Добро должно быть с кулаками».
Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро – не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков.
Добро не слякость и не святость,
Не отпущение грехов.
В добротном действии одном:
Спокойно вышибать коленом
Не уступающих добром!
У: Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками».
- Почему это необходимо? Например, освободительная война, защита слабого).
Вывод: добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло.
Почему?
Дети: Потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.)
Вечный конфликт добра и зла нашёл отражение и в мировых религиозных культурах (христианстве, иудаизме, исламе).
У: Что общего в этих цитатах? Слайд №20-21
Дети: Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи.
А сейчас обратимся к народной мудрости, отражённой в пословицах.
Игра в командах «Собери пословицу»
(дети объясняют их значение)
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
За добро плати добром.
Ролевая игра
- Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?
Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения «Приключения Незнайки». Здесь прозвучит одно из правил доброты. Будьте внимательны!
СЦЕНКА
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.
Незнайка:
-Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Дети:Совершая добрые дела, многие люди ожидают за них похвалы, благодарности, не получив которых, даже начинают раскаиваться в совершённом деле.
Учитель: Марк Аврелий- римский философ -так выразил суть бескорыстного, доброго отношения к человеку: «Когда ты сделал кому-то добро, и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься похвалы и награды за своё доброе дело?» Сознание сделанного добра – высшая награда для человека.
6. Подведение итогов.
-Давайте попробуем выработать другие правила доброты и вместе составим свод правил “Спешите делать добро”
Дети высказываются.
Слайд №22
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
\ Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Учитель:
И ЕЩЁ ПОМНИ:
Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.
Итог: Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
7.Рефлексия.
Перед нами чистый лист ватмана. Давайте наполним его добрыми делами.
(Звучит песенка кота Леопольда «Если добрый ты…»)
(На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.
- Сначала посадим деревья (приклеиваем на ватман).
- Потом сделаем скворечники для птиц, о птицах надо заботиться.
- Для малышей сделаем песочницу – пускай играют, и качели смастерим – вот детям забава.
- За детьми будут смотреть мамы и бабушки – значит, надо сделать для них лавочки.
- Поможем котёнку слезть с дерева: ведь он маленький.
- Покормим голодного щенка.
- Старушке-соседке поможем принести воды.
- Маме поможем нести тяжёлую сумку.
- Не будем забывать писать письма родным и близким. Самолёт доставит почту в любой уголок Земли.
(На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.
Учитель. — Ребята, как мы назовём эту картину?
Дети: “Мир”, “Как прекрасен этот мир”, “Добро побеждает зло”, «Доброта спасёт мир», «Доброта делает мир прекрасным» и т.д.
Учитель. — Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
Дети. Делать добро очень приятно и радостно.
Учитель. — Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, трудолюбивыми и обязательное условие – добрыми!
Дети встают, берутся за руки и по очереди читают строки стихотворения
Т. Кузовлёвой «Твори добро».
Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.
Слайд №23
8.Домашнее задание.
1.Написать сочинение на выбранную тему «Добро живет рядом», «Оружие сильных-доброта», «В жизни всегда есть место подвигу».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Актуализация знаний детей по теме « Добро и зло » .
Этапы урока Организационный момент Погружение в тему Постановка проблемы Формулировка темы урока и постановка задач учащимися Исследовательская работа учащихся в ходе дискуссии. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание
Ход урока 1.Организационный момент 2.Погружение в тему: Чтение ранее подготовленных учеников стихотворения Ю. Друниной « Стираются лица и даты… » Обсуждение ситуаций, когда дети задумывались над этими вопросами.
«Все прекрасные чувства в мире весят меньше, чем одно доброе дело.» Лоуэлл.
Добро и зло
«…Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…» Библия. Евангелие от Матфея. «Добро и зло не могут быть равны, так оттолкни же зло добром, и тогда враг станет тебе другом.» Коран. Заповеди. «Любить ближнего как самого себя.» Талмуд.
« Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.» Конфуций, китайский философ и мыслитель.
Помни! Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку ОРКСЭ, 4 класс. Тема: "Добро и зло"
Материалы к уроку ОРКСЭ по теме "Добро и зло" содержат подборку пословиц и поговорок народов мира о добре и зле, афоризмы, а также материалы по мотивам русских народных и литературных сказок....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"
Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...
ОРКСЭ 4 класс тема: Добро и Зло.
ЗадачиЭОРУчительУченикиУУД 1.ОрганизационныйСоздание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.ПрезентацияПридумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться: «Добро...
Проект по ОРКСЭ (4 класс) на тему: "Святые места Кубани"
Данный проект по ОРКСЭ «Святые места Кубани» - это виртуальная экскурсия по святым православным местам Кубани.....
Конспект урока по Основам светской этики (ОРКСЭ) 4 класс. Культура и религия
Конспект урока по Основам светской этики (ОРКСЭ) 4 класс. Культура и религияТема урока: «Культура и религия»Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: Формирование у учащихся уважения к ми...
Технологическая карта по ОРКСЭ по теме "От добрых правил – добрые слова и поступки" (4 класс) УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи урокаДидактические:Дать п...
Технологическая карта урока "ОРКСЭ" - 4 класс. (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, А. И Шемшурина. М : Просвещение, 2014)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о нравственной отвественности человека за свои поступки.Задачи урока:Дидактические1. Познакомить обу...