Дифференциация твёрдых и мягких согласных
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему
В методической разработке представлены этапы работы над дифференциацией твёрдых и мягких согласных
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференциация твердых и мягких согласных.
Одной из трудоёмких тем в работе учителя-логопеда, работающего над устранением нарушений письменной речи является тема « Дифференциация твердых и мягких согласных « . Все усилия учителя и логопеда при объяснении темы « Обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда» будут тщетны , если ребенок на слух не слышит разницы между твердым и мягким согласным . Овладение дифференциальными признаками твердость-мягкость представляет некоторые трудности , в связи нечеткостью кинестетических ощущений .Понятия твердость – мягкость являются коррелятивными .В русском языке по этим признакам соотносится большинство согласных фонем. Этим определяется важность овладения четкими представлениями о данных дифференциальных признаках . С целью воспитания умений различать твердые и мягкие согласные на основе кинестетических ощущений выделяется три доступных для ощущений положения органов артикуляции ,возникающих при произнесении мягких : прижатие кончика языка к передним зубам ( преимущественно нижним ); поднятие спинки языка к твердому небу ; растянутые в улыбку , вследствие чего прижатые к зубам , губы .Ощутимой является и общая напряженность мышц артикуляционного аппарата .
В работе над этими дифференцировками широко используются навыки правильного произношения звуков т- ть , д –дь , н –нь . й.
В содержание работы включается : повторение названий органов артикуляции ,обеспечивающих дифференциацию звуков по твердости и мягкости , усвоение этих понятий и воспроизведение основных положений речевого аппарата , обеспечивающих дифференцировку пар звуков ; воспитание умения контролировать эти положения .
С целью воспитания достаточно четких представлений о данных дифференциальных признаках широко используются словесные инструкции( «Прижмите кончик языка к нижним зубам « , Растяните губы в улыбку « и т.п .); воспроизведение положения органов артикуляции по подражанию, сравнение артикуляций твердого и мягкого согласного ( т-ть , п-пь ) с акцентированием внимания на разнице в положении кончика языка , спинки языка и губ , напряженности мышц ; словесный отчет об ощущениях , возникающих при произнесении мягких ;сравнение ощущений , возникающих при произнесении пар звуков ( т-ть , д – дь); различение мягких и твердых согласных на основе слухового восприятия в речи логопеда и своей ( предлагаются слоги и слова типа та-тя, да-дя, ат- ать , сад-сядь )повторение за логопедом с одновременной маркировкой звуков синим и зеленым цветом ( « Рисуем бусы « ) , записыванием слогов , слов с твердыми и мягкими согласными .
Успех в овладении дифференциальными признаками твердых и мягких согласных достигается при максимальной опоре на кинестетические и слуховые ощущения . В связи с тем , что поднятие средней части языка является малоощутимым моментом произнесения звука , необходимо использовать соответственно артикулируемые предшествующие и последующие звуки . Таким звуком может быть звук « И «( иди , нити ) , который обеспечивает высокий подъём средней части языка.
Сформированные таким образом представления о дифференциальных признаках твердость-мягкость используются в процессе воспитания правильного произношения отдельных звуков и с целью предупреждения и преодоления ошибок на письме . Для их закрепления используются следующие упражнения :
Упражнения с использованием наглядных опор
1 . « Камень-вата «Холмик кисти руки означает произнесение мягких согласных , расслабление её – воспроизведение твердых звуков ) ;
2 . « Солнышко « (плотно сжатые кончики пальцев обозначают произнесение мягких губных согласных , их разведение служит знаком для воспроизведения твердого варианта звука );
3 . «Сигнальщики « ( сигнал пробкой от бутылки синего цвета в ответ на произнесение твердого звука , зелёного цвета – мягкого согласного );
4 . « Рисуем бусы « (маркировка звуков синим и зеленым цветом );
5 . « Немое кино « ( различение « мягкий- твердый звук « по беззвучной артикуляции)
Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных в слогах :
1 . « Скажи наоборот « ( с перебрасыванием мяча )
Та- тя , ка- кя , са – ся , за , зя , фя- фа , вя – ва , ля – ла , ря – ра и т.
2 . Чтение прямых слогов с сочетанием согласного попарно с гласными первого и второго ряда ( ма- мя , мэ – ме , мо – мё , му – мю , мы – ми и т. П . )
3 . Письмо слогов под диктовку в две колонки под точки синего либо зеленого цвета соответственно твердости – мягкости :
- запись только гласной ( ма – а , мя – я , мэ – э , ме – е , мо – о , мё – ё , му – у , мю – ю , мы – ы , ми – и и т. П . ) ;
-запись слогов ( ма- мя , мэ- ме , мо – мё , му- мю , мы – ми и т. П. )
4 .-« Доверши словечко « ( устно , с перекидыванием мяча ):
- « слова заканчиваются на слог « ма « или на слог « мя «( ма -……, и-….., ра-….., вре-…., То-….,те-….,Ди-…., се-…., пле-……,зи-……., и т.д .)
-составление и чтение , письмо под диктовку слов , начинающихся на одинаковый слог : ма-ки,ло , ша , ма , ты ,шу , жу , як , зут , ляр , рал ; мя – чи , та ,со , ли ,киш , коть , теж
- составление и чтение , письмо под диктовку слов , заканчивающихся на одинаковый слог : и ,те , вре , се , пле , бре , стре , вы – мя ;
5 . « Путаница « ( составление и записывание слов из данных в беспорядке слогов ) : мар , о ; мар , ко ; мять, раз ; ка , мян , стре ; мян , ка , вре ;
6 . Чтение и записывание слов с пропущенным слогом а\ под соответствующей картинкой б\ без картинки : …..ки ( маки ) , …..ты (маты),….ляр (маляр), …..чи ( мячи ) , ….та ( мята ) , …..со ( мясо )
7 . Составление и записывание слов ,составленных из слогов взятых из слов : корма ( 2 ) , катер ( 1 ) , аэродром ( 3 ) , нырок ( 1 ) -макароны ;
8. Чтение слов и определение количества слогов а\ с твердой согласной б \ с мягкой согласной :
Мял мяли замяли
Мал малы малыши
Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных в словах :
1 . Объяснить смысловое различие данных слов . Определить какими буквами различаются эти слова ( мал – мял , мол – мёл , мыл – мил ), составить предложения с каждым из них .
2 . Прочитать ряды слов . Объяснить чем близки эти слова .Назвать общую часть в этих словах .
Мял- смял – замял ; мёл – смёл ; мыл – смыл – замыл – перемыл – отмыл ( записать слова , подчеркнув зеленым карандашом мягкую согласную вместе с последующей гласной и синим карандашом твердую согласную вместе с последующей гласной )
3 . Придумать слова , начинающиеся на мягкий согласный ( мь- мёд , мёл , мил , мир , Миша , миска , мяч , мясо , мята , мех , метро, мюсли , мера , метка , метла , механик ,механизм )
4 . Придумать слова , начинающиеся на твердый звук ( м- мол , мох , мор , молоко , море , мороженое , Москва , мама , матрешка , мамонт , макароны , машина , муха , мука , мышь )
5 . Устный диктант ( услышав слово , поднять соответствующую букву а- я , э- е , о-ё , у- ю , ы – и ):
Мал , мял , мат , мять , матч , мяч , мел , мэр , мот , мёд ,мост , смёл, муж, мыл , мил )
6 . Записать слова в две колонки под точками синего и зелёного цвета в соответствии с твёрдостью или мягкостью звука :
Мал , мял , мат , мять , матч , мяч , мел , мэр , мот , мёд ,мост , смёл, муж, мыл , мил
7 .выборочно записать из ряда диктуемых слов те , которые содержат мягкий звук мь :
Макароны , время , дом , имя , сова , бремя , кровать , семена , порода , гремит ;
8 . выборочно записать из ряда диктуемых слов те , которые содержат твердый звук м :
Мяч , мох , сумка , время , солома , зонт , кромка , крахмал , мёд , клеймо , самокат;
9 . Работа с цифровым рядом -определение места звука в слове ( выдвинуть соответствующую цифру ):
М-ремонт ,карман , солома , панорама , макраме , аэродром ,гамак , кардиограмма ;
Мь- мир , домино ,стремя , парламент ,карамель , немец , кремень , хомяк ,соломинка ;
10 .вписать пропущенный слог ма или мя :
И- , вре - , пана-, стре- , -кароны , соло- , пле- , - газин , те - , пла - , - лина , бре - , -кет , -чик ;
Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных в предложениях :
1 . Прочитать и записать предложения , вставляя пропущенные гласные . Подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные вместе с последующим гласным цветными карандашами :
А-я : М-ша ела яйца всм-тку . В-ля в-жет жакет . В в-зе зав-ли в-сильки . Дети встали р-но на зар-дку . Д-ша тащит санки- лед-нки . Дети видели д-тла в саду на д-че . М-ша м-ло ест м-са . М-ленькие кот-та жалобно м-укали .
О-ё : Бокс-р занимается бокс-м .Т-ма пустилась наут-к . Спрос-нок вскочил порос-нок . Ам-ба м-жет двигаться в воде . Плаксу называют « р-ва- кор-ва «. Мама купила сл-йки и масл-нку .
У-Ю : Не прячь р-ки в бр-ки . Л-ше нужна гл-коза . На бл-де лежит рахат-л-кум . На этом болоте л-чшая кл-ква . Мама налила в кр-жку кр-шон . В сумке лежит кл-ч от кл-ба .
Литература :
1 .Савченко М.А .Пути повышения эффективности преодоления дефектов произношения \Дефектология . -1978 . № 6 .- с. 41- 42 .
2 . Гусева А. Н . Дифференциация твёрдых и мягких согласных на логопедических занятиях с умственно отсталыми детьми \Дефектология . -1985 . -№ 2.- с. 46 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
Различение звуков по твердости-мягкости в словах и предложениях....
Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".
Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов
Презентация к уроку по теме "Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов". Программа "Перспектива", 2 класс...
Конспект урока Русского языка на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных".
Конспект русского языка для 3 класса коррекционных школ VIII вида на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных"....
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
конспект занятия для 2х классов...
Технологическая карта занятия "Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах"
Технологическая карта занятия "Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах" Цель данного занятия: Развитие фонетико-фонематических представлений у дет...
«Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буквы Я ,Е, Ё, Ю, И»
Учитель – логопед: Балябина Светлана Владимировна Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация твёрдых и мягких согласных.Буквы Я ,Е, Ё, Ю, И...