Дифференциация твёрдых и мягких согласных
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему

Стук Ольга Николаевна

enlightened В методической разработке представлены этапы работы над дифференциацией твёрдых и мягких согласных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Одной из трудоёмких тем в работе учителя-логопеда, работающего над устранением нарушений  письменной речи  является тема « Дифференциация твердых и мягких согласных « . Все усилия учителя и логопеда  при объяснении темы « Обозначение мягкости согласных посредством  гласных второго ряда»  будут тщетны , если ребенок на слух не слышит разницы между твердым и мягким согласным . Овладение дифференциальными признаками твердость-мягкость  представляет некоторые трудности , в связи нечеткостью кинестетических ощущений  .Понятия твердость – мягкость являются коррелятивными .В  русском языке по этим признакам соотносится большинство согласных фонем.  Этим определяется важность овладения четкими представлениями  о данных дифференциальных признаках . С целью воспитания умений  различать твердые и мягкие согласные на основе кинестетических ощущений выделяется три доступных для ощущений положения органов артикуляции ,возникающих  при произнесении мягких : прижатие кончика языка к передним зубам ( преимущественно нижним ); поднятие спинки языка к твердому небу ; растянутые в улыбку , вследствие чего прижатые к зубам , губы .Ощутимой является и общая напряженность мышц артикуляционного аппарата .

В работе над этими дифференцировками  широко  используются навыки правильного произношения звуков т- ть , д –дь , н –нь . й.

В содержание работы включается : повторение названий органов артикуляции ,обеспечивающих дифференциацию звуков по твердости и мягкости , усвоение этих понятий  и воспроизведение основных положений речевого аппарата , обеспечивающих дифференцировку  пар звуков ; воспитание умения контролировать эти положения .

С целью воспитания достаточно четких представлений о данных дифференциальных признаках широко используются словесные инструкции( «Прижмите  кончик языка  к нижним зубам « , Растяните губы в улыбку « и т.п .); воспроизведение положения органов артикуляции по подражанию, сравнение артикуляций твердого и мягкого согласного ( т-ть , п-пь ) с акцентированием внимания на разнице в положении кончика языка  , спинки языка  и губ , напряженности мышц ; словесный отчет об ощущениях  , возникающих при  произнесении мягких ;сравнение ощущений  , возникающих при произнесении пар звуков ( т-ть , д – дь); различение мягких и твердых согласных на основе слухового восприятия в речи логопеда и своей ( предлагаются слоги и слова типа та-тя, да-дя,  ат- ать , сад-сядь )повторение за логопедом с одновременной маркировкой звуков синим и зеленым цветом ( « Рисуем бусы « ) , записыванием  слогов , слов с твердыми и мягкими согласными .

Успех в овладении дифференциальными признаками твердых и мягких согласных  достигается при максимальной опоре на кинестетические и слуховые ощущения  . В связи с тем , что поднятие средней части языка является малоощутимым  моментом произнесения звука , необходимо использовать соответственно артикулируемые  предшествующие и последующие звуки  . Таким звуком  может быть звук  « И «( иди , нити ) , который обеспечивает высокий подъём средней части языка.

Сформированные таким образом представления о дифференциальных признаках  твердость-мягкость используются в процессе воспитания правильного произношения отдельных звуков  и с целью предупреждения и преодоления ошибок на письме . Для их закрепления используются следующие упражнения :                                

Упражнения с использованием наглядных опор

1 . « Камень-вата «Холмик кисти руки означает произнесение мягких согласных , расслабление её – воспроизведение твердых звуков ) ;

2 . « Солнышко « (плотно сжатые кончики пальцев обозначают произнесение мягких губных согласных , их разведение служит знаком  для воспроизведения твердого варианта звука );

3 . «Сигнальщики « ( сигнал пробкой от бутылки синего цвета в ответ на произнесение твердого звука , зелёного цвета – мягкого согласного );

4 . « Рисуем бусы « (маркировка  звуков синим и зеленым цветом );

5 . « Немое кино « ( различение « мягкий- твердый звук « по беззвучной артикуляции)

Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных в слогах :

1 . « Скажи наоборот « ( с перебрасыванием мяча )

Та- тя , ка- кя , са – ся , за , зя , фя- фа , вя – ва , ля – ла , ря – ра и т.

2 . Чтение прямых слогов  с сочетанием  согласного попарно с гласными первого и второго ряда ( ма- мя , мэ – ме , мо – мё , му – мю , мы – ми  и т. П . )

3 . Письмо слогов под диктовку в две колонки под точки синего либо зеленого цвета соответственно твердости – мягкости :

- запись только гласной ( ма – а , мя – я ,  мэ – э , ме – е , мо – о ,  мё – ё ,  му – у , мю – ю , мы – ы , ми – и  и т. П . ) ;

-запись слогов  ( ма- мя , мэ- ме , мо – мё , му- мю , мы – ми  и т. П. )

4 .-« Доверши словечко « ( устно , с перекидыванием мяча ):

- « слова заканчиваются на слог  «  ма « или на слог « мя «( ма -……, и-….., ра-….., вре-…., То-….,те-….,Ди-…., се-…., пле-……,зи-……., и т.д .)

-составление и чтение , письмо  под диктовку слов , начинающихся на одинаковый слог : ма-ки,ло , ша , ма , ты ,шу , жу , як , зут , ляр , рал ; мя – чи , та ,со , ли ,киш , коть , теж

- составление и чтение , письмо  под диктовку слов , заканчивающихся на одинаковый слог : и ,те , вре , се , пле , бре , стре , вы – мя ;

5 .  « Путаница « ( составление и записывание слов из данных в беспорядке слогов ) : мар , о ; мар , ко ; мять, раз ; ка , мян , стре ; мян , ка , вре ;

6 . Чтение и записывание слов с пропущенным слогом  а\ под соответствующей картинкой  б\ без картинки : …..ки ( маки ) , …..ты (маты),….ляр (маляр), …..чи ( мячи ) , ….та  ( мята ) , …..со ( мясо )

7 . Составление  и записывание слов ,составленных из слогов взятых из слов : корма ( 2 ) , катер ( 1 ) , аэродром ( 3 ) ,  нырок ( 1 )  -макароны ;

8. Чтение слов и определение количества слогов  а\ с твердой согласной б \ с мягкой согласной :

Мял         мяли        замяли

Мал       малы         малыши

Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных в словах :

1 . Объяснить смысловое различие данных слов . Определить какими буквами  различаются эти слова ( мал – мял , мол – мёл , мыл – мил ), составить предложения с каждым из них .

2 . Прочитать ряды слов . Объяснить чем близки эти слова .Назвать общую часть в этих словах .

Мял- смял – замял ; мёл – смёл ; мыл – смыл – замыл – перемыл – отмыл ( записать слова , подчеркнув зеленым карандашом мягкую согласную вместе с последующей гласной и синим карандашом твердую согласную вместе с последующей гласной )

3 . Придумать слова , начинающиеся на мягкий согласный ( мь- мёд , мёл , мил , мир , Миша , миска , мяч , мясо , мята , мех , метро, мюсли , мера , метка , метла , механик ,механизм )

4 . Придумать слова , начинающиеся на твердый звук ( м- мол , мох , мор , молоко , море , мороженое , Москва , мама , матрешка  , мамонт , макароны , машина , муха , мука , мышь )

5 . Устный диктант ( услышав слово  , поднять соответствующую букву  а- я , э- е , о-ё , у- ю , ы – и ):

Мал , мял , мат , мять , матч , мяч , мел , мэр , мот , мёд ,мост , смёл, муж, мыл , мил )

6 . Записать слова в две колонки под точками синего и зелёного цвета в соответствии с твёрдостью или мягкостью звука :

Мал , мял , мат , мять , матч , мяч , мел , мэр , мот , мёд ,мост , смёл, муж, мыл , мил

7 .выборочно записать из ряда диктуемых слов те , которые содержат мягкий звук мь :

Макароны , время , дом , имя , сова , бремя , кровать , семена , порода , гремит ;

8 . выборочно записать из ряда диктуемых слов те , которые содержат твердый звук м :

Мяч , мох , сумка , время , солома , зонт , кромка , крахмал , мёд , клеймо , самокат;

9 . Работа с цифровым рядом -определение  места звука в слове ( выдвинуть соответствующую цифру ):

М-ремонт ,карман , солома , панорама , макраме , аэродром ,гамак , кардиограмма ;

Мь- мир , домино ,стремя , парламент ,карамель , немец , кремень , хомяк ,соломинка ;

10 .вписать пропущенный слог  ма  или мя :

И- , вре - , пана-, стре- , -кароны ,  соло- , пле- , - газин , те -  , пла - , - лина , бре - , -кет , -чик ;

Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных в предложениях :

1 . Прочитать и записать предложения , вставляя пропущенные гласные  . Подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные вместе с последующим гласным цветными карандашами :

А-я : М-ша ела яйца всм-тку . В-ля в-жет жакет . В в-зе зав-ли в-сильки . Дети  встали р-но на зар-дку . Д-ша тащит санки- лед-нки . Дети видели д-тла в саду на д-че . М-ша м-ло ест м-са . М-ленькие кот-та жалобно м-укали .

О-ё : Бокс-р занимается  бокс-м .Т-ма пустилась наут-к . Спрос-нок  вскочил порос-нок . Ам-ба м-жет двигаться в воде . Плаксу называют « р-ва- кор-ва «. Мама купила сл-йки и масл-нку .

У-Ю : Не прячь р-ки в бр-ки . Л-ше нужна гл-коза . На бл-де лежит рахат-л-кум .  На этом болоте л-чшая кл-ква . Мама налила в кр-жку кр-шон . В сумке лежит кл-ч от кл-ба .

Литература :

1 .Савченко М.А .Пути повышения эффективности преодоления дефектов произношения \Дефектология . -1978 . № 6 .- с. 41- 42 .

2 . Гусева А. Н . Дифференциация твёрдых и мягких согласных на логопедических занятиях с умственно отсталыми детьми \Дефектология . -1985 . -№ 2.- с. 46 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Различение звуков по твердости-мягкости в словах и предложениях....

Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".

Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить  мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов

Презентация к уроку по теме "Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов". Программа "Перспектива", 2 класс...

Конспект урока Русского языка на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных".

Конспект русского языка для 3 класса коррекционных школ VIII вида на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных"....

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

конспект занятия для 2х классов...

Технологическая карта занятия "Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах"

Технологическая карта занятия "Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах" Цель данного занятия: Развитие фонетико-фонематических представлений у дет...

«Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буквы Я ,Е, Ё, Ю, И»

Учитель – логопед: Балябина Светлана  Владимировна   Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация твёрдых и мягких согласных.Буквы Я ,Е, Ё, Ю, И...