Конспект урока «Формирование пространственных отношений, выраженных с помощью предлога «на»»
план-конспект урока (1 класс) по теме
Конспект урока по формированию пространственных представлений в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 657 Приморского района Санкт – Петербурга
Конспект урока «Формирование пространственных отношений, выраженными с помощью предлога «на»»
учитель-дефектолог: Чугунова А.В.
Санкт-Петербург
2016
Конспект урока по формированию пространственных представлений в 1 классе.
Тема: «Предлог «на»»
Цель: Формирование у детей представления о смысловом значении предлога «на» и умения использовать этот предлог в предложениях.
Образовательные:
- Формировать представление о пространственном расположении предметов в случае использования предлога «на».
2. Познакомить детей с графической схемой и правилом предлога «на».
3. Учить детей выделять предлог из предложения, определять его наличие или отсутствие.
4. Учить употреблять предлог «на» в предложениях.
5. Учить составлять простое распространенное предложение с предлогом «на» по сюжетной картинке.
Коррекционные:
- Развивать у детей речевое внимание на основе упражнений на определение или отсутствие предлога «на».
- Развивать зрительное восприятие на основе упражнений на определение пространственного расположения предметов.
- Учить детей отвечать на вопросы педагога предложением, соблюдая порядок слов.
- Развивать речевую память на основе словесной инструкции педагога не повторять предыдущие ответы.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к учебной деятельности, через создание положительного эмоционального настроя на уроке.
- Формировать навыки и привычки правильного поведения на уроке.
- Прививать навыки аккуратности при работе с карандашом.
Тип урока: формирование новых пространственных представлений, закрепление раннее полученных знаний и умений
Оборудование:
Игрушка «Воробушек», схема предлога, предметные и сюжетные картинки, строительный материал, раздаточный материал для раскрашивания.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Вводный этап | Дефектолог: - Давайте поздороваемся с нашими гостями! (приветствие). -Теперь перед работой, как всегда, сядем удобно, выпрямим спинки и приготовим ручки. Пальчиковая гимнастика «Птичка» -Ребята, а у меня для Вас есть загадка, как раз про птичку! Попробуете отгадать? Он на дереве сидит, Чик-чирик всем говорит, Очень любит угощение, Просо, зёрнышки, печенье. Прыгает,а не идёт, Рядом с нами он живёт, Угадайте поскорей, Кто же это?. (Воробей.) -Ну конечно это воробей! Молодцы! Ребята, сегодня утром, когда я шла в школу, я увидела воробьев! Как вы думаете, где они сидели? | Приветствие! Садятся удобно за парты Выполняют пальчиковую гимнастику -Да! -Воробей! - Воробьи сидели на кустах. - Воробьи сидели на дереве. - Воробьи сидели на скамейке. - Воробьи сидели на ветке. - Воробьи сидели на асфальте. - Воробьи сидели на крыше. |
II. Основная часть | И с нами сегодня будет учиться один маленький гость! Дефектолог показывает игрушечного воробья. Сажает его на стул, на машину, на подоконник, на стол, на пол, и т. п. Дефектолог: Куда сел воробей? После каждого ответа, дефектолог, выделяя голосом предлог НА, произносит сам: - Воробей сел на парту. - Воробей сел на стул. и т. п. Объяснение: Дефектолог демонстрирует карточку со схемой предлога «на». Дети рассматривают и запоминают изображение. Дефектолог проговаривает правило: «Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА».». Игра «Кто где живет?»: - Ребята, наш воробьишка еще очень маленький и не знает, кто где живет, давайте поможем ему разобраться! Поможем? Рассмотрите картинки подскажите нашему гостю, кто где живет! Пример: Где живет Карлсон? Карлсон живет на крыше. После проговаривания предложений дефектолог спрашивает: Какое «Маленькое слово» было в каждом предложении? Динамическая пауза «Раз, два, три, четыре, пять» Игра: «Услышь маленькое слово». Ребята, я сейчас прочитаю стихотворения, а вы послушайте внимательно и найдите в нем маленькое слово НА, как только услышите его- ловите хлопком в ладошки! Вот на ветках, посмотри, В серых майках воробьи. Распушили перышки, Греются на солнышке! Села птичка на окошко, Посиди у нас немножко, Посиди не улетай… Улетела! Ай, ай, ай. -Услышали маленькое слово «на»? Где? Давайте вместе посторим! Самостоятельная работа детей: А теперь попробуйте сами составить предложение по картинке с маленьким словом «на». -У вас замечательно получилось! Мы с Вами и слушали наше маленькое слово и проговаривали, а знаете ли Вы, что с его помощью, можно еще и строить? Давайте построим башни по инструкции. Игра «Построй со словом «на»» Дефектолог раздает строительный материал и дает инструкцию: -поставь, пожалуйста, красную фигуру на синюю -желтую на красную и т.д. -Что у нас получилось? -где стоит твой треугольник, квадрат, круг? Верно! И тут вы справились! Давайте еще раз посмотрим на мою схему, вспомните, когда маленькое слово «на» появляется в предложении? Правильно, а чтобы Вы об этом не забывали, у нас с Воробушком есть для Вас схемы, но их нужно дорисовать.,а точнее, обвести и закрасить! Игра «Дорисуй правило» Работайте аккуратно, чтобы Воробей смог у вас забрать схемы и учить своих братьев! Воробушек, посмотри, чья схема тебе нравится больше? | Здороваются с воробьем. - Воробей сел на машину. - Воробей сел на доску. - Воробей сел на парту. - Воробей сел на стул. Дети за дефектологом хором повторяют правило. -Да! - Лягушки живут на болоте. - Цапли живут на болоте. - Аисты живут на крыше. - Олени живут на севере. - Голуби живут на крыше. - Марсианин живет на Марсе. - Белые медведи живут на Севере. - Голуби живут на крыше. - Пингвины живут на льдине. В каждом предложении было «маленькое слово» НА. Дети выполняют физкультурную минутку. Дети слушаю стихотворения, стараются услышать «маленькое слово». - Вот на ветках, посмотри. - Греются на солнышке. - Села птичка на окошко. Каждый ребенок по своей сюжетной картинке составляет предложение, в котором должно быть маленькое слово НА. Дети по инструкции выполняют конструирование. -Башня! -Треугольник на круге -Квадрат на прямоугольник -Круг на квадрате -Маленькое слово появляется в предложении тогда, когда предмет находится наверху. Дети обводят и закрашивают Схему предлога «на». |
III. Заключительная часть | Дефектолог: С каким маленьким словом мы сегодня познакомились? Ребята, вы молодцы! Вы внимательно слушали, поэтому нашли «маленькое слово»НА в каждом предложении и даже смогли с его помощью построить башню! Какое задание тебе понравилось больше всего? А тебе воробушек понравилось с нами учиться? И мне сегодня очень понравилось, как мы позанимались! Спасибо, ребята! Давайте попрощаемся с нашим самым маленьким гостем! Тихонечко задвинем за собой стулья, попрощаемся с гостями и отправимся в класс. | Мы познакомились с маленьким словом НА ! Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по грамматике. Тема "Словосочетания, обозначающие пространственные отношения с предлогом - между".
Эти задания могут быть использованы на уроках русского языка и грамматики в начальных классах школы II вида. Выполняя их дети закрепляют полученные знания. Этот материал можно использовать на разных э...
конспект урока формирования произношения и развития слухового восприятия в 4 классе школы II вида
Предлагаю Вашему вниманию подробный конспект урока по ФП и РСВ в школе 2 вида и комплект карточек для работы на уроке....
Конспект урока «Формирование грамматического строя речи» в 4 «А» классе Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета.
Предмет «Формирование грамматического строя речи».Цель: закрепить умение составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета....
Конспект урока «Формирование грамматического строя речи» в 4 «А» классе I отделение Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета.
Предмет «Формирование грамматического строя речи».Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета (1 скл).Тип урока: урок закрепления умений и навыков ...
Конспект урока «Формирование пространственных отношений, выраженных с помощью слов «вверх», «вниз»»
Конспект урока по формированию пространственных представлений в 1 классе....
Конспект урока Формирование правильной осанки
конспект урока формирование правильной осанки...
Конспект урока “Формирование умения определять падеж имен существительных”
Цель урока: Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной ф...