Урок русского языка "Союзы в сложных предложениях"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку. Тема "Союзы в сложных предложениях."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
учителя начальных классов МОУ «Лицей № 4»
Салогуб Марины Викторовны
Дидактическое обоснование
Предмет: русский язык
Класс: 4
Автор учебника: А.В.Полякова «Русский язык»
Тема урока: « Союзы в сложных предложениях.»
Задачи урока:
- образовательная : познакомить с соединением простых предложений в сложные с помощью союзов; совершенствовать знания о простых предложениях; способствовать формированию навыков правильного письма;
- развивающая : развивать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка; развитие орфографической зоркости; определение способов взаимодействия обучающегося с учителем и сверстниками;
- общеучебная : самостоятельное выделение – формирование познавательной цели, способности к самоконтролю;
- воспитательная : ориентирование на личностный результат, самоопределение.
Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: тетради, учебники, карточки для индивидуальной работы, слайды,иллюстрации осени, «кленовые листочки», сигнальные карточки.
Технологическая карта (сценирование) урока « Русский язык»
Этап урока (цель урока) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Орг.момент. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, создание положительного эмоционального настроя | Создаёт эмоциональный настрой на организацию собственной деятельности. -- Какое сейчас время года? -- Посмотрите на иллюстрации. -- Как можно назвать осень на первой иллюстрации, на второй, на третьей? --Какое настроение бывает поздней осенью? --А какое настроение золотой осенью? --Я думаю, что на уроке у нас будет только радостное настроение. | Подготовка класса к работе. -Осень -Ранняя, золотая, поздняя -Грустное - Радостное | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель: готовность мышления и осознание потребности к выходу из ситуации; | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. На доске: Август варит, сентябрь к столу подаёт. В августе солнце греет, а вода холодеет. – Прочитайте. Что написано на доске? - Объясните смысл пословиц. –Что общего в этих предложениях? - Чем отличаются предложения? | - Предложения, пословицы. Высказывают свои мнения. - Это сложные предложения, они состоят из двух простых предложений. – Во втором предложении после запятой стоит союз А. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные: анализ объектов, выделение информации, |
3. Постановка учебной цели Цель: выявление места и причины затруднения, формирование темы урока. | - Как вы думаете, о каких же предложениях мы будем говорить сегодня на уроке? -- Осень прислала нам кленовые листочки. Давайте перевернём листочки. Здесь задание: -- Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Эта буква соединяет два простых предложения. - Какая это часть речи? Назовите другие известные вам союзы. - Запишите, продолжив закономерность. а и да и да а --Как вы думаете, почему осень прислала именно эти буквы? --А теперь запишите пословицу, в которой простые предложения соединены союзом А.
| - О сложных предложениях, в которых простые предложения соединяются союзами. - Буква А. - Союз. - И, Да. Прописывают, соблюдая правила каллиграфии. - Сегодня на уроке мы часто их будем использовать. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание . Коммуникативные : умение выражать свои мысли полно и точно, планирование учебного сотрудничества |
4. Построение проекта выхода из затруднений Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению. | Наблюдение над употреблением союзов в сложных предложениях. Краснеют яркие осины, рдеет огонь румяных рябин. Красным бисером в борах рассыпалась брусника, а в моховых болотах поспела клюква. Догорают цветы, и вянет листва. –Что вы можете сказать о предложениях? -Докажите, что они сложные. - Какое предложение лишнее? - С помощью чего соединены здесь простые предложения? -Как же соединены простые предложения во втором и третьем предложениях? - Назовите какие ещё вы знаете союзы. –Как вы думаете, вы сейчас назвали все союзы, которые есть в русском языке? -На самом деле в русском языке ещё много разных союзов, с которыми вы будете знакомиться позже. Вот некоторые из них: На доске вывешиваются карточки.( ) -А всё ли мы знаем о союзах? Что такое союзы и для чего они нужны? Попробуйте сформулировать определение. - Теперь откройте учебник и прочитайте правило на странице 8. | Дети записывают под диктовку. (Слабый ученик записывает на доске. Если допущены ошибки, дети исправляют с места и объясняют.) -Предложения сложные. Состоят из двух простых предложений. Дети выделяют грамматические основы предложений. –Первое предложение лишнее, потому что в нём нет союзов. | |
- С помощью интонации. - С помощью союзов А,И. - Но, Да… -Наверное, нет. Дети высказывают своё мнение. Союз- служебная часть речи, которая связывает члены предложения и части сложного предложения. | Коммникативные – работа со сверстниками, оценка действий партнёра. Познавательные: поиск выбора информации.; Познавательные логические – построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: контроль, коррекция. Личностные: самоопределение |
5. Динамическая пауза. Цель: снятие напряжения. | Учитель показывает упражнения для снятия усталости глаз. | Учащиеся выполняют упражнения. | Коммуникативные: взаимодействия учащихся со сверстниками и учителем. |
6.Первичное закрепление. Цель: усвоение нового способа действия. | Работа с учебником. Выполнение упражнения 8. – Прочитайте задание. Устно разделите сложные предложения на простые. | Дети списывают предложения, союзы обводят кружком. Вариант 1 записывают 1-3 предложения, вариант2- 4-6 предложения. Два человека работают у доски. | Коммникативные – работа со сверстниками, оценка действий партнёра. Регулятивные: контроль, коррекция |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | Работа по карточкам. -Перед вами лежат конверты с заданием. Откройте их и прочитайте. Какие предложения записаны на карточках? Солнце только ещё поднималось. Его лучи уже освещали верхушки деревьев. Днём пригревало солнце. Ночью морозы доходили до пяти градусов. Наступила осень. Перелетные птицы стали собираться в стаи. -Предложите сами , что можно сделать с простыми предложениями? - Молодцы! Составьте и запишите в тетрадь сложные предложения, где необходимо, используйте союзы. Открываются правильные ответы на слайде. –А, теперь проверьте по образцу. | Открывают конверты, читают предложения. -Простые предложения, так как в них одна грамматическая основа. - Преобразовать в сложные. Учащиеся записывают предложения в тетради, союзы обводят кружком. Самопроверка, нахождение ошибок, исправление. | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: -построение алгоритма деятельности; -самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы. Коммуникативные: -развитие внимания, памяти. Познавательные: поиск выбора информации. Произвольное и осознанное построение речевых высказываний. |
8.Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | -Выберите и запишите только те предложения, которые подходят к нашей теме урока. (слайд) Осень прикажет, а весна своё скажет. Цыплят по осени считают. Труд кормит, а лень портит. -Почему не подходит второе предложение? -Записанные вами предложения разберите по членом предложения и частям речи. -Молодцы! Вы хорошо поработали! А теперь поработайте в парах, разгадайте шарада: Мой первый слог- на дереве. Второй мой слог- союз. А в целом я материя И на костюм гожусь. Две ноты, союз, Все вместе- игра, В которую любит играть детвора. | Дети записывают и объясняют свой выбор. -Это простое предложение. Учащиеся выполняют синтаксический разбор. - Это сукно. Союз Но. -Второе слово- домино. | Коммуникативные: -работа со сверстниками, оценка действий партнёра –формирование навыков продуктивного сотрудничества в паре Регулятивные: работа со словами, предложениями, формирование навыков чтения; умение находить конкретные сведения, факты. Познавательные: построение логической цепи рассуждения. |
9.Рефлексия учебной деятельности. Цель: самооценка результатов деятельности, осознание методов построения, границ применения нового знания | --Чем же мы сегодня занимались на уроке? --Все ли было понятно? --Что вызвало затруднение? Как могут соединяться части сложного предложения? --Вам понравился наш урок? - Как оцениваете свою работу? - Как оцениваете работу коллектива? --Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали. | Называют основные этапы урока. Высказываются. Проводят индивидуальную рефлексию, выражают свои мысли. Цветными карточками обозначают степень успешности работы на уроке. Оценивают, какое значение имеет лично для каждого учение. | Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 1 класс."Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения".
Урок закрепления полученных знаний по "Школе России"...
Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения (основа предложения)" 2 класс УМК "Школа России"
Базовый учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Тема урока: Главные члены предложения (основа предложения)Тип урока: изучение нового материала (постановка учебной задачи)Зада...
Урок русского языка "Простые сложные предложения" (3 класс)
Урок формирования понятий "Простое и сложное предложения", умения различать простые и сложные предложения ("Школа 2100")...
Урок-исследование «Простые и сложные предложения»
Структура урока:I этап. Организационный момент.II этап. Создание эмоционального настроя.III этап. Словарная работа.IV этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.V этап. Актуал...
Урок русского языка " Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. 1 класс
Урок русского языка " Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. 1 класс....
презентация к уроку русского языку 1 класс "Предложение. Грамматическая основа предложения""
УМК «Развивающая система Занкова»1. Русский язык, 2 класс, А.В. Полякова2. Тема урока: «Ударение.».3. Ди...
Урок русского языка "Однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами"
Конспект урока русского языка для 4 класса...