План работы с одарёнными детьми
учебно-методический материал (3 класс) на тему

В плане  можно узнать об основных направлениях работы с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_odarennymi_detmi.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе  ОП Филиал  МОУ «СОШ  с.Идолга» в д. Македоновка

_________________________

Собянин С.С.

«_____»  _________2017 г.

«Утверждаю»

Заведующий

ОП Филиал  МОУ  «СОШ  с. Идолга» в д. Македоновка.

_________________________

Орлова Н.В

«_____»  __________ 2017 г.

                                                 План работы

одарёнными  детьми

на 2017 – 2018  уч. г.

                                                                     

Составитель:

 Иванова Е.В.

учитель начальных классов

ОПФ МОУ «СОШ с.Идолга »   в д.Македоновка

Рассмотрено на заседании ШМО

    _____________________________________

 Руководитель ШМО

    _____________________________________

    Протокол от «___» __________ 2017 г №___

                                         

  Пояснительная записка.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

 Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

     Необходимо учитывать  то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития:

  1. развитие личности одаренных учащихся;
  2. развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
  3. развитие позитивной Я-концепции;
  4. развитие творческой самостоятельности;
  5. развитие коммуникативных умений;
  6. развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

  1. групповые занятия с одаренными учащимися;
  2. предметные кружки;
  3. кружки по интересам;
  4. конкурсы;
  5. участие в олимпиадах;
  6. исследовательская деятельность.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  2. в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
  3. какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь;  результативность деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

                        Планируемые результаты реализации программы.

        Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

          - сформировать систему работы с одарёнными детьми;

          - создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

          - совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

           - сформировать банк данных «Одарённые дети».

Планируемые  результаты работы с одаренными детьми:

          - совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

          - призовые места или дипломы в городских олимпиадах;

          - развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

          - развитие творческого и логического мышления учащихся.

Модель одаренного ребенка:

-   личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;

- личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

- личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

-  личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

                                             Система оценивания.

         Одним из наиболее сложных и трудных элементов в системе работы с одаренными детьми является организация  и проведение диагностических процедур  с целью систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников, учета степени сформированности универсальных учебных действий, личностных характеристик. Формы и методы проверки различны.

       Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.

        Наряду с тестированием будут учитываться результаты  участия в  городских, областных и международных конкурсах и олимпиадах. Фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг.

       Составление рейтинга учащихся в различных номинациях, таких как: активность учащихся во внеклассной и внешкольной деятельности; результативность участия   учащихся в различных видах  деятельности  (музыкальной, художественной, спортивной и т.д )

       Мониторинг результативности работы с учащимися:

 - педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

 - изучение структуры интеллекта;

 - отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

 - отслеживание уровня развития творческого мышления (методика П.Торранса);

  - отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся в учебной деятельности.

Участие одаренных и способных детей в различных видах урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.    

Направления работы.

Виды и формы деятельности.

1.

Урочное

 - решение частично-поисковых задач разного уровня;

  - выполнение творческих работ;

  - проблемно-развивающее обучение;

  - работа в малых группах;

  - проектно-исследовательская деятельность;

  - игровые технологии (деловые игры и путешествия);

   - информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);

   - задания творческого и нестандартного характера;

  • задания развивающего характера;
  • проблемные вопросы;
  • организация  проектно - практической работы;

-   интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;

- задания с отсроченным вопросом;

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

 - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- задания для развития познавательной активности;

- задания  повышенной трудности по развитию логического мышления  (анализ, синтез, классификация, сериация, подведение под понятие);

- задания на выявление причинно-следственных связей;

- задания на смекалку, активизирующие познавательную деятельность;

- подготовка сообщений, рефератов и других материалов к урокам литературного чтения, окружающего мира;

- помощь сильных учащихся слабоуспевающим в групповой и парной работе

2.

Внеурочное

- сбор материала и оформление портфеля личностных достижений (портфолио);

- подготовка и участие в календарных и тематических праздниках;

-  участие в классных и школьных предметных олимпиадах;

- участие в школьной научно-практической конференции;

 - участие в конкурсах чтецов;

-  проведение выставок детских работ, ярмарок талантов;

-  подготовка презентаций с использованием ИКТ-технологий для уроков, классных часов;

- подготовка и выпуск стенгазет, конкурсы дизайнерских проектов;

-  литературное творчество (рассказы, сочинения, репортажи, интервью, зарисовки);

- подготовка и проведение волонтерских мероприятий по различной тематике среди учеников начальной школы;

- участие в школьной художественной самодеятельности

3.

Внешкольное

расширение количества детей, посещающих учреждения дополнительного образования:

- музыкальные школы;

- спортивные школы (волейбол, баскетбол, каратэ, хоккей, футбол, легкая атлетика, фигурное катание, лыжи, теннис);

- художественные школы;

- хоровые студии;

- детские клубы;

 увеличение количества детей для  участия  в олимпиадной деятельности:

-региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников (1-4 классы);  

- участие во всероссийской  олимпиаде школьников  для учащихся 2-4 классов;

- общероссийском конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех»;

-  международном конкурсе по МХК  «Золотое руно»;

-  международном математическом конкурсе «Кенгуру» (2-11 кл.);

-  всероссийском  дистанционном конкурсе по информатаке «КИТ» и «Инфознайка»;

- - городский конкурсах и олимпиадах;

- международном дистанционном конкурсе «Страны и народы: знакомые и незнакомые» по естествознанию.

           

Тематическое планирование работы с одарёнными детьми.

Содержание

Сроки

1 -2

Анализ работы за прошлый год. Самоопределение к деятельности выбор детей конкурсов, в которых будут участвовать.

сентябрь

3-4

Подготовка к конкурсу Эму- эрудит. Учимся узнавать объект на основе его описания.

5-6

Проведение школьной олимпиады. Учимся находить общие и различающиеся признаки объектов. Подготовка к конкурсу «Русский медвежонок»

октябрь

7-9

Подготовка к конкурсу Эму- Специалист. Проведение олимпиады по ОРКСЭ в 4-5 классах. Учимся решать задачи на сравнение

10-11

Подготовка к конкурсу «Кириллица»  Учимся измерять

ноябрь

12-13

Подготовка к конкурсу «Лисёнок». Учимся делать логические выводы

14-15

Подготовка к конкурсу «Я- лингвист» Учимся находить действия, противоположные по значению

декабрь

16-17

Подготовка к математической олимпиаде.  Учимся устанавливать ситуативные связи между предметами

18-19

Подготовка к конкурсу рисунков (Арт-Талант) Учимся устанавливать причинные связи между событиями

январь

20

Подготовка к конкурсу рисунков (Арт-Талант) Находить причину события

21-22

Участие в школьной конференции по проектной деятельности. Учимся обозначать словами существенные признаки предмета

февраль

23-24

Учимся формулировать законы.            Учимся оценивать событие с разных сторон

25-26

Подготовка к конкурсу рисунков. Учимся составлять слова с заданной буквой

март

27-28

Подготовка к конкурсу проектов  «Талантоха» Учимся подбирать слова, противоположные по значению

29

Участие в социально- значимых акциях Учимся классифицировать и соединять слова в предложение

апрель

30-31

Учимся придумывать сказки .                Учимся составлять текст по вопросам

32

Участие в социально- значимых акциях            Учимся описывать характер героев

май

33-34

Учимся управлять процессом творчества

Участие в конкурсах

«ЧИП»

«Фактор роста»

В течение года

«СНЕЙЛ»

В течение года

«Академия успеха»

В течение года

Литература:

- «Развитие творческого мышления детей»  А.Э.Симановский.  Ярославль «Академия развития» 1997г.

- Долгосрочная областная целевая программа «Одаренные дети Саратовской области» на 2011- 2013г. http://www.mincult.saratov.gov.ru/files/Programs/Child_all.doc 

- Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа"

http://президент.рф/news/6683 

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р)

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601

Лист внесения изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одарёнными детьми

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя....

План работы с одарёнными детьми 2 класса

Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....

План работы с одарёнными детьми.

Одарённые дети требуют  особой организации учебного процесса.Важно их вовремя выявить и  с успехом развиваить положительные результаты в области знаний....

План работы с одарёнными детьми.

Работа представляет собой материал необходимый для работы со способными детьми....

план работы с одарёнными детьми на 2014-2015 учебный год

данный материал цель, задачи, принципы работы с одарёнными детьми, план работы на год...

План работы с одарёнными детьми в начальных классах на 2015-2016 учебный год.

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями....