Преемственность между дошкольным образованием и школой.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstveenost_mezhdu_doshkolnym_obrazovaniem_i_shkoloy.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов по теме:
Преемственность между дошкольным образованием и школой»
Подготовка детей к школе- одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед нами учителями начальных классов встаёт задача «выровнять» их знания. Между тем, это не основная проблема, на которую жалуемся мы, учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.
СЛАЙД №1
Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка...
СЛАЙД №2
Преемственность с точки зрения дошкольного учреждения:
– это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе
СЛАЙД №3
Преемственность с позиции школы:
– это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Ребенок приходя в школу должен знать правила и нормы школьного поведения.
СЛАЙД №4
Преемственность с позиции родителей:
хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить
СЛАЙД №5
ЗАДАЧА ГОС – НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО УЧИТЬСЯ
Принятие новых государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ГОС ДО) и государственных образовательных стандартов начального общего образования (ГОС НОО) – важный этап преемственности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
Стандарт направлен да достижение следующих целей:
1. Обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
2. Сохранение единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики относительно уровня дошкольного образования.
3. Сохранение преемственности дошкольного и начального школьного образования через создание оптимальных психолого-педагогических, медико-гигиенических условий для реализации единой линии развития ребенка.
4.Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
5. Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
ГОС НОО
1. Обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования;
2.Преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
3.Формирование успешной компетентной личности, способной к творчеству и саморазвитию в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлению к созиданию;
4.Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
Задачи
ГОС ДО
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка.
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней
4. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
5. Формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования.
ГОС НОО
1.Адаптация обучающихся к окружающей действительности, школьной жизни, формирование статуса ученика;
2.Выявление и развитие учебно-познавательной мотивации; создание условий для включения обучающихся в разнообразные виды деятельности (учебную, трудовую, коммуникативную и др.);
3.Формирование элементов базовых компонентов культуры, ценностного отношения к окружающему миру;
4. Формирование готовности к познанию фундаментальных закономерностей развития природы, общества, человека.
СЛАЙД №6
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОУ И ШКОЛЫ
- Обеспечение безболезненного перехода детей в школу , помощь в адаптации к новым условиям.
- Определить общие принципы преемственности между ступенями образования.
СЛАЙД №7
Проблемы преемственности:
- Разный уровень знаний, предпосылок формирования универсальных учебных действий (УУД) у детей.
- Многоплановость, некомпетентность родителей в понимании «готовности к обучению».
- Недостаточное использование игровой деятельности в школе и постепенное вытеснение игровой деятельности образовательным процессом.
- Педагогами не учитываются психологические особенности развития мальчиков и девочек.
СЛАЙД №8
Предпосылки формирования УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ
Имеет представление:
- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты.
- КОММУНИКАТИВНЫЕ
- Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
- Ориентируется на партнера по общению, способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
- Умеет слушать собеседника, задавать вопросы, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
- Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
- Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (ПДД), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
- Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
- Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
- Ориентируется в пространстве и времени.
- Применяет правила и при помощи взрослого может создавать алгоритмы действий для решения поставленных задач;
Узнает, называет и определяет объекты и явления окружающей действительности, осуществляя классификацию и сериацию на конкретном предметном материале.
Слайд №9
Основными направлениями в работе по обеспечению преемственности должны быть:
1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.
3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.
Слайд №10
Через все направления должна чётко прослеживаться: РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Слайд №11
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. Ликвидировать разобщенность в теоретика – методической подготовке педагогов (круглый стол, семинары. заседания МО, взаимное посещение уроков и занятий, создание единой методической базы.
Образовательная работа с детьми.
Формирование у дошкольников положительной мотивации к учению(экскурсии в школу, совместные викторины, конкурсы, праздники).
Повышение уровня педагогической культуры родителей. Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности детей (родительские собрания, посещение занятий, консультации, лектории.
Слайд №12
Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием
- составление плана совместных мероприятий в соответствии с теми задачами, которые необходимо решить на том или ином этапе работы;
- создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка; развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;
- формирование психологической готовности к школе; разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;
- создание комплекта учебно-методической документации; формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
- создание новых творческих мастерских и проектов.
Слайд 13
Для устранения противоречий в реализации преемственности ДОУ и начальной школы необходимо соблюдение следующих условий:
- Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка;
- Обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
- Для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
- Согласованность программ ДОУ и начальной школы;
- Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимное посещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
- Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка;
- В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования.
В статье раскрывается задачи,аспекты реализации преемственности,так же премственность в УМК между дошкольным и начальным образованием....
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...
Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...
Преемственность обучения между дошкольным образованием и начальной школой.
Всатье затронуты основные проблемы преемственности начальная школа - детский сад и пути их решения...
презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...
- Мне нравится (1)