Преемственность между дошкольным образованием и школой.
статья на тему

Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка...

Скачать:


Предварительный просмотр:

    «Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов  по теме:

Преемственность  между  дошкольным образованием и школой»

Подготовка детей к школе- одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед нами учителями начальных классов  встаёт задача «выровнять» их знания.  Между тем, это не основная проблема, на которую жалуемся мы, учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

СЛАЙД №1

Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка...

СЛАЙД №2

Преемственность с точки зрения дошкольного учреждения:

– это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе

СЛАЙД №3

Преемственность с позиции школы:

– это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков.  Ребенок приходя в школу должен знать  правила и нормы школьного поведения.

СЛАЙД №4

Преемственность с позиции родителей:

хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить

СЛАЙД №5

ЗАДАЧА ГОС – НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО УЧИТЬСЯ

Принятие новых государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ГОС ДО) и государственных образовательных стандартов начального общего образования (ГОС НОО) – важный этап преемственности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Стандарт направлен да достижение следующих целей:

1. Обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

2. Сохранение единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики относительно уровня дошкольного образования.

3. Сохранение преемственности дошкольного и начального школьного образования через создание оптимальных психолого-педагогических, медико-гигиенических условий для реализации единой линии развития ребенка.

4.Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

5. Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

ГОС НОО

1. Обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования;

2.Преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

3.Формирование успешной компетентной личности, способной к творчеству и саморазвитию в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлению к созиданию;

4.Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;  

Задачи

ГОС ДО

1. Охрана  и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка.

3. Обеспечение  преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней

4. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

5. Формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.  

6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования.

ГОС НОО

1.Адаптация обучающихся к окружающей действительности, школьной жизни, формирование статуса ученика;

2.Выявление и развитие учебно-познавательной мотивации; создание условий для включения обучающихся в разнообразные виды деятельности (учебную, трудовую, коммуникативную и др.);

3.Формирование элементов базовых компонентов культуры, ценностного отношения к окружающему миру;

4. Формирование готовности к познанию фундаментальных  закономерностей развития природы, общества, человека.

СЛАЙД №6

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОУ И ШКОЛЫ

  • Обеспечение безболезненного перехода детей в школу , помощь в адаптации к новым условиям.
  • Определить общие принципы преемственности между ступенями образования.

СЛАЙД №7

Проблемы преемственности:

  • Разный уровень знаний, предпосылок формирования универсальных учебных действий (УУД) у детей.
  • Многоплановость, некомпетентность родителей в понимании «готовности к обучению». 
  • Недостаточное  использование игровой деятельности в школе и постепенное вытеснение игровой деятельности образовательным процессом.
  • Педагогами не учитываются психологические особенности развития мальчиков и девочек.

СЛАЙД №8

Предпосылки формирования УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ

Имеет представление:

  • о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
  • о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
  • об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
  • о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
  • о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты.
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ
  • Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
  • Ориентируется на партнера по общению, способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
  • Умеет слушать собеседника, задавать вопросы, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • Формулировать собственное мнение и позицию.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

  • Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (ПДД), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

  • Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
  • Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
  • Ориентируется в пространстве и времени.
  • Применяет правила и при помощи взрослого может создавать алгоритмы действий для решения поставленных задач;

Узнает, называет и определяет объекты и явления окружающей действительности, осуществляя классификацию и сериацию на конкретном предметном материале.  

Слайд №9

Основными направлениями в работе по обеспечению преемственности должны быть:

1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.
3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

Слайд №10

Через все  направления должна чётко прослеживаться:   РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ  

   РАБОТА С ДЕТЬМИ  

   РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд №11

 

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. Ликвидировать разобщенность в теоретика – методической подготовке педагогов (круглый стол, семинары. заседания МО, взаимное посещение уроков и занятий, создание единой методической базы.

Образовательная работа с детьми.

 Формирование у дошкольников положительной мотивации к учению(экскурсии в школу, совместные викторины, конкурсы, праздники).

Повышение уровня педагогической культуры родителей. Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности детей (родительские собрания, посещение занятий, консультации, лектории.

Слайд №12

Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием

  • составление плана совместных мероприятий в соответствии с теми задачами, которые необходимо решить на том или ином этапе работы;
  • создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности  каждого ребёнка; развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;
  • формирование психологической готовности к школе; разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;
  •  создание комплекта учебно-методической документации; формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
  • создание новых творческих мастерских и проектов. 

Слайд 13

Для устранения противоречий в реализации преемственности ДОУ и начальной школы необходимо соблюдение следующих условий:

  • Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка;
  • Обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
  •  Для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
  • Согласованность программ ДОУ и начальной школы;
  • Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимное посещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
  •  Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка;
  •  В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования.

В статье раскрывается задачи,аспекты реализации преемственности,так же премственность в УМК между дошкольным и начальным образованием....

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...

Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ

Цель преемственности  – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...

Преемственность обучения между дошкольным образованием и начальной школой.

Всатье затронуты основные проблемы преемственности начальная школа - детский сад и пути их решения...

презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития    проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...