Методическая разработка на тему "Прощение лучше обид"
план-конспект по теме

Латушко Виктория Андреевна

Представляю Вам свою методическую разработку на тему "Прощение лучше обид".
В разработку входит конспект занятия и презентация к нему.
Этот материал будет интересен для представления как дошкольникам, так и младшим школьникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.proshchenie.docx26.17 КБ
Файл proshchenie_luchshe_obid.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Прощение лучше обид»

Цель: расширение представления о прощении как ценности.

Задачи: – раскрывать значение понятия «прощение»;
        – развивать способность понимать и умение прощать;
        – воспитывать великодушие, терпение в общении с другими людьми.

Оборудование: доска, мел, картинки с иллюстрациями «Эмоции», смарт-доска, презентация, раздаточный материал «Советы Д.К.».

Структура занятия:

  1. Организационная часть. Приветствие.
  2. Подготовительная часть.
  • Вступительное слово учителя.
  • Упражнение «Эмоции».
  1. Основная часть.
  • Чтение сказки
  • Беседа по содержанию.
  1. Упражнение «Наедине с собой».
  2. Чтение текста по ролям.
  3. Советы Дейла Карнеги.
  4. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

-  Упражнение «Эмоции»

Каждая группа получает иллюстрации, на которых изображено лицо человека, выражающее разные эмоциональные состояния. Задача детей: определить лица, выражающие обиду.

– Люди постоянно ощущают самые разнообразные эмоциональные состояния. Есть такие эмоциональные состояния, которые нравятся всем людям, например, веселье, радость. А есть такие, которые вообще не хотелось бы ощущать - злость, зависть, гнев. К сожалению, эти негативные чувства бывают почти у каждого человека. Учитель предлагает детям подумать и закончить предложение: «Когда я обижен(а) я чувствую...».

– Прочтём сказку об одном мальчике, вашем ровеснике. Слушайте друг друга внимательно, чтобы после ответить на вопросы. Итак, история начинается.

Сказка о прощении.

В одном маленьком городе жил мальчик лет десяти. Шустрый, активный ребенок, но уж очень обидчивый. Бывало, мама мальчика выглянет во двор, а он уже с кем-нибудь, ссорится или дерется.

Как-то раз, после очередной ссоры с друзьями, огорченный малыш забрался в беседку, стоящую в самом дальнем углу двора. Он даже не заметил сидящего в ней старика, так он был огорчен.

- Как ты думаешь, Пако? – к кому–то невидимому обратился  старик, – Почему мы с тобой никогда не ссоримся?

- Мы знаем секрет, – ответил кто-то сверху.

Мальчик оглянулся на старика. Глаза старика светились добрым светом.

- Кто такой Пако? – спросил мальчик.

- Это мой старинный друг. Пако, покажись, пожалуйста.

На ладонь старика спустился по паутине большой коричневый паук. Такого красивого паука мальчик еще не видел. Края коричневой спины паука обрамляла желтая полоса. Лапки были мохнатыми, с желтыми крапинами.

- Я редко спускаюсь к людям, – произнес паук, – Ради вас, учитель, я здесь.

У мальчика округлились глаза, он еще не встречал говорящих пауков, которые знают секреты.

- Вы можете поделиться со мной своим секретом?

- Конечно, мы готовы научить тебя нашему секрету, – ответил старик.

- Так ему еще нужно учиться!.. – воскликнул мальчик разочарованно.

- Конечно, – сказал Пако, – наш секрет нужно разгадать. Только тот, кто слышит и понимает самого себя, сможет понять наш секрет.

- Странно - подумал мальчик,  - Кто же себя не слышит, только глухой?

- Даже глухой человек может слышать и понимать себя – ответил на мысли мальчика старик.

Вопросы:

  • О ком говорится в рассказе? (о мальчике лет 10ти)
  • Что происходит в рассказе? (мальчик после очередной ссоры забирается в беседку и там слышит разговор)
  • Кто такой Пако? (паук) Найдите в тексте, как он описан.
  • Как Вы понимаете фразу «Только тот, кто слышит и понимает самого себя,…»?
  • Предположите, что может быть дальше?

Мальчик удивился еще больше. Он внимательно посмотрел на старика. Тот по-прежнему добро улыбался.

- Это мой мудрый учитель! – гордо произнес Пако.

- Тебе хотелось, чтобы играли по твоим правилам? – снова угадал старик.

Мальчик кивнул: «Они неправильно распределили ракеты на старте».

- Давай твои мысли превратим в схему, – предложил старик, -  Смотри. Он провел рукой и в воздухе повис прозрачный, как мыльный пузырь, шар. 

- Это твоя обида,  - произнес старик, – Давай подумаем, какое чувство вызывает обиду?

- Они тебя не слушают, а ты выслушал их желание? – спросил Пако.

- Нет.

- Значит это чувство эгоизм, – подытожил Пако. И в туже секунду появился еще один шар, он был серого цвета.

- «Они не хотят играть по твоим правилам», ты объяснил им свои правила?

- Нет.

- Получается гордыня. 

Еще один шар повис в воздухе. Пако проворно стал соединять их тонкой, но крепкой паутиной. Получилась плетеная мозаика.

- Следующее чувство… – начал старик.

- Подождите, можно я сам определю. Следующее было чувство жадности, я не дал им свой великолепный марсоход.

- Точно, – подтвердил Пако.

Серый шар повис в воздухе, паук Пако по-деловому и его сплел с другими шарами.

Очень много оказалось чувств, которые вызывают обиду. Когда разобрали почти все качества, мальчик сказал: «Что-то очень серая мозаика получилась». 

- Это потому, что качества эти не украшают нашу жизнь, вот серость и уныние процветает. Давай разукрасим твою мозаику!

- Давайте, но как?

Вопросы:

  • В виде чего представил старик чувства мальчика? (в виде мыльных пузырей)
  • Какие чувства составили «мыльную мозаику»? (обида, эгоизм, гордыня, жадность)
  • Почему мальчику не понравилась мозаика? (она была серая и вся состояла из качеств, которые не украшают человека)
  • Что предложил старик для решения проблемы? (разукрасить мозаику)
  • Предположите, как могут развиваться события дальше.

- Создадим чувства противоположные тем, что вызывают обиду – предложил старик – например: 

- Я их тоже не слушал. Может надо быть внимательнее к ним? Внимание.

Появился ярко желтый шар.

- Ура-а-а-а! – Закричал мальчик.

- Гордость – уступчивость, – продолжал мальчик.

- Скорее смирение, – мягко поправил старик. 

Появился зеленый шар.

- Здорово! – захлопал в ладоши мальчик.

Это занятие так захватило мальчика, что он не услышал, как его позвала мама домой. 

- Очень красивая мозаика получается, а завтра мы увидимся с Вами, учитель? – обратился мальчик к старику. – Я еще не совсем понял, как же мне разукрасить мои серые шары – качества?

- Приходи завтра на рассвете, когда солнышко только поднимется над землей. Пако покажет тебе еще один секрет, он поможет тебе разобраться во многих твоих чувствах, – произнес старик и растворился в воздухе, как мираж в пустыне.

Мальчик радостный побежал домой, неся свою необычную мозаику. Дома все рассказал маме. Мама только загадочно улыбалась.

- Разбуди меня, пожалуйста, на рассвете, мам, я обязательно должен узнать еще один секрет.

- Хорошо, мой мудрец!

На следующее утро мальчик, чуть свет, прибежал в беседку и замер от восторга: солнечная сторона беседки сверкала и переливалась на солнце разноцветными огнями.

- Что это? – выдохнул мальчик.

- Восторг, солнечный гимн восходящему дню! – романтично произнес Пако.

- Это создал ты?

- Это природа! Я только сплел паутину моих желаний, природа окропила её росой, солнце - осветило её лучами счастья, и она засияла как небесные звезды!

Я плел паутину для тебя, мой юный друг. Это счастье – дарить людям свои лучшие качества; любовь, искренность, доброжелательность и многое другое.

- Я, кажется, понял, произнес мальчик. Для того, чтобы все получалось в жизни, нет смысла обижаться. Нужно просто развивать и дарить свои лучшие качества. Пользоваться своими лучшими качествами во всех сферах жизни, тогда жизнь будет сиять как Ваша великолепная паутина!

Мальчик обернулся, чтобы отблагодарить своего друга, но Пако нигде не было.

Мальчик побежал домой. Чтобы рассказать обо всем маме. Дома он увидел удивительную картину; серые шары на его мозаике стали разноцветными, а шар его обиды переливался всеми цветами радуги.

- Сынок, проведай дедушку, что-то он расхворался, – послышался мамин голос.

- Мне некогда, мам, – ответил мальчик, вдруг он заметил, что шары начали бледнеть.

- Сейчас бегу, мамулечка! – тут же исправился он, – что ему отнести в гостинец?

С тех пор, мальчик всю жизнь следил за тем, чтобы паутина его желаний всегда светилась разноцветным кружевом.

Вопросы:

  • Оправдались ли ваши ожидания?
  • Что такое «гостинец»? (подарок, презент)
  • Какие шары-чувства теперь украсили мозаику? (внимание, смирение)
  • Почему учитель попросил мальчика придти именно на рассвете? (чтобы показать красоту, которую создаёт природа; чтобы показать ещё один секрет, который поможет разобраться во многих его чувствах)
  • Что произошло, когда на утро мальчик прибежал к беседке? (замер от восторга).
  • Какой жизненный урок дал Пако мальчику? (приятно совершать добро для других).
  • Что мальчик вынес для себя? Докажите словами из текста.
  • Что стало с серыми шарами на мозаике мальчика? (стали разноцветными, а шар обиды переливался всеми цветами радуги).

Вопросы по прочитанному:

  • Почему автор выбрал именно такого героя? (сверстник, проще понять ситуацию на его примере)
  • Почему Пако называет своего учителя «мудрым»?
  • Понравилась ли вам сказка? Ваши впечатления? (ответы детей)
  • Чему учит эта сказка? (чтобы все получалось в жизни, нет смысла обижаться. Нужно просто развивать и дарить свои лучшие качества. Сказка учит прощению)

Наедине с собой.

– Сядьте так, чтобы вам было удобно, расслабьтесь и вспомните ситуацию, когда вы обижались на кого-то. А теперь представьте легкое, красивое облако, на него приятно смотреть, «посадите» свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.  Представьте, что с вами происходит что-то хорошее. Вы чувствуете себя счастливым. Вы освободились от обиды. Вам стало легко и весело.

Учитель делает вывод о том, что обиды надо прощать и забывать!

Чтение текста по ролям.

- Ребята, давайте прочтём эту сказку по ролям. Для начала распределим роли. Напомните, какие герои у нас были (мальчик, учитель, паук Пако, мама)

Советы Дейла Карнеги.

- Предлагаю вам такое задание. У каждого на столах есть по одному полезному совету. Прочтите их «про себя». Подумайте, стоит ли им следовать по жизни? Как Вы можете объяснить правило № 4? Пусть эти советы останутся у вас, как напоминание того, что прощение – лучше обид.

Правило 1.
Заполните свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровье и надежде, ведь «наша жизнь — это то, что мы думаем о ней».

Правило 2.
Никогда не пытайтесь свести счёты с теми, кто вас обидел, потому что этим вы принесёте себе гораздо больше вреда, чем им.

Правило 3.
Ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям!

Правило 4.
Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

Правило 5.
Забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе».

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какое произведение изучали на уроке? (сказку о прощении)
- Чему мы учились на уроке? (нет плохих людей. А есть неприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, и совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим).
- Что стало для вас открытием?
– Какое настроение создалось у вас от урока?
– Что больше всего понравилось, запомнилось?

– Спасибо, ребята, за занятие. Сегодня, когда придёте домой, подумайте, кого обидели и как можно попросить прощение у тех, кто был обижен. Можно обиды мысленно «отпускать» на ветер или «пускать» по воде, представлять, как они исчезают, растворяясь как соль или сахар в воде. Каждый может этому научиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Страх Удивление Испуг Любовь

Слайд 3

Веселье Гнев Интерес Обида, грусть

Слайд 4

Когда я обижен(а), я чувствую…

Слайд 5

Вопросы: О ком говорится в сказк е ? Что происходит в сказк е ? Кто такой Пако ? Найдите в тексте, как он описан. Как Вы понимаете фразу «Только тот, кто слышит и понимает самого себя,…»? Предположите, что может быть дальше ?

Слайд 6

Вопросы: В виде чего представил старик чувства мальчика? Какие чувства составили «мыльную мозаику»? Почему мальчику не понравилась мозаика? Что предложил старик для решения проблемы? Предположите, как могут развиваться события дальше.

Слайд 7

Вопросы: Оправдались ли ваши ожидания? Что такое «гостинец»? Какие шары-чувства теперь украсили мозаику? Почему учитель попросил мальчика придти именно на рассвете? Что произошло, когда на утро мальчик прибежал к беседке? Какой жизненный урок дал Пако мальчику? Что мальчик вынес для себя? Докажите словами из текста. Что стало с серыми шарами на мозаике мальчика?

Слайд 8

«Наедине с собой»

Слайд 9

Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему "В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души"

Классный час разработан для учащихся 3-4 классов.      Подобранный материал раскрывает смысл таких нравственных понятий как "доброта",   "милосердие"; показывает нео...

Методическая разработка на конкурс "Лучший урок письма"

Тема: "Письмо ветерану" - 70 лет - 23 августа 1943 года - день окончания Курской битвы...

Методическая разработка праздника для младших школьников “Самый лучший день весны”

Праздник с участием детей и взрослых, приурочен к празднованию 8 марта....

Районный конкурс «Лучший урок письма - 2015» Методическая разработка

Тема урока.   «Письмо»Цели:1.Ознакомить уч-ся с особенностями эпистолярного жанра, с видами писем, с правилами написания письма и заполнения конверта.2.Развитие навыков самостоятельной позна...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка праздника "Самая лучшая на свете мама", посвященного Международному женскому дню 8 марта

Методическая разработка праздника "Самая лучшая на свете мама", посвященного Международному женскому дню 8 марта...