Создание условий для благоприятной адаптации к обучению в школе.
статья (1 класс) на тему

Дашевич Ольга Викторовна

Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие «готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Этот период труден и для детей, которые посещали ДОУ, и для тех, которые находились на домашнем воспитании.

Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями личности школьника будет характеризовать весь период школьного возраста.

 Адаптация (лат. adapto  – приспособляю)  – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие «готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам.

 Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.

Учащиеся первого класса, в силу индивидуальных психофизических особенностей, с трудом адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы на уроке, учебной программой.

 Чтобы обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, необходимо помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, поэтому нужно:

  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;
  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
  • отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
  1. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
  2. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
  3. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
  4. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
  5. Использовать активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.
  6. Помогать детям организовывать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок.
  7. Просить повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
  8. Использовать игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6-7 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
  9.  Общаться с каждым учеником своего класса; быть в курсе их радостей и переживаний.
  10. Постоянно анализировать свою деятельность, вести поиски новых эффективных методов, приемов обучения, использовать метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.

       Таким образом, необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы учащиеся привыкли к новым условиям и научились соответствовать новым требованиям. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, педагогу необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния своих учеников, возникающего с началом обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...

Создание условий для социальной адаптации первоклассников через реализацию программы внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»

Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности в начальной школе на примере МБОУ «СОШ №43» г. Нижневартовска. Особое внимание в работе акцентируется  на создание условий для социал...

Создание условий для успешной адаптации воспитанников подготовительного и первого классов

Описывается методика для адаптации детей к обучению в подготовительном и первом классе....

Создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ к школьной жизни

В статье рассматриваются важные аспекты по созданию  условий для успешной адаптации   детей  с ОВЗ  к школьной жизни...

выступление "Создание условий для формирования познавательных мотивов обучения как одно из направлений преемственности между детским садом и школой в условиях ФГООС"

Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную  ситуацию развития.Главное выработа...

Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, родителей, детей, социальных партнёров.

Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между уровнями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю ...

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе....