Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово» (УМК «Школа России», Л.Ф.Климанов, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, М.)
план-конспект урока (2 класс) на тему

Архипова Татьяна Николаевна

 

Цель:  научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок литературного чтения 2 класс  В. Осеева «Волшебное слово»

          (УМК «Школа России», Л.Ф.Климанов, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, М.)

                                                            Учитель начальных классов МБОУ СОШ№8

                                                             Архипова Татьяна Николаевна

Цель:  научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

Задачи:

Обучающие:

1. Учить детей анализировать литературное произведение.

2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

3.  Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.

Развивающие:

1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.

3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.

Форма урока:  

проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Форма работы:  индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.

Приемы: корзина идей, синквейн, чтение с остановками, бортовой журнал, кластер, использование «толстых»  и «тонких» вопросов, древо предсказаний.

Оборудование:   текст произведения  напечатан на листах для каждого ученика; маленькие сердечки розового и белого цветов; большое красное сердце; разрезанные пословицы; презентация, экран, проектор,  ноутбук.

Ход  урока.

Орг.  момент. Психологический настрой.

Слайд №2. Чтение хором.

-Добрый день ! Придумано кем-то.

Просто и мудро при встрече здороваться!

Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам!

Каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть добрый день длится доверчиво.

Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

I. Вызов.

1.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы познакомились с произведением Ю.Ермолаева «Два пирожных». Какие пословицы вы подобрали о дружбе и справедливости?

2.Актуализация знаний.

-Каких людей вы встречаете чаще: хороших или плохих?

-Как, по – вашему, можно отличить хорошего человека?

-На зеленой карточке у вас   в два столбика записаны слова, обозначающие название предметов  и слова, обозначающие признак предмета.

сказка                                            деревянная

палочка                                         красивый

лампа                                            интересная

слово                                             настольная

цветок                                           волшебное

-Стрелкой соедините слова,  связанные по смыслу.  

-Давайте проверим правильность выполнения задания. (Слайд 3)

-Какое словосочетание здесь лишнее? Почему? (Слайд 4)

- Можем ли мы употребить слово «волшебное» с другими славами из первого столбика? Что у вас получилось?

- Предположите, какое из этих словосочетаний будет темой нашего урока.

-Составьте кластер «Волшебные слова»  ( Слайд 5)

-Как слово может действовать на поведение человека?  Запишите свои мысли и поместите их в корзину идей (дети работают в группах).

-На доске зашифровано имя и фамилия автора этого произведения. Назовите его.

( а,В,а,н,т,е,л,и ;  в,с,е,а,е,О)  (Слайды  6,7)

Физминутка

II. Осмысление.

Знакомство с новой темой.

1. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил  побежал домой»)

-Читать рассказ будем с остановками. Свое отношение к поведению героев, отмечайте знаками на листе текста:

+ - нравится поведение героя, - - не нравится поведение героя.

- Поведение какого героя вам понравилось и почему?

- Найдите в тексте,  как выглядел старичок.

-Кого он вам напомнил?  (Волшебника)

-Почему? (Он говорит о волшебном слове)

-А что вы можете сказать о Павлике? Почему?

- Найдите в тексте (1 часть)  слова, подтверждающие вашу точку зрения.

2. Ведение бортового журнала. (Слайд 8)

- Откройте бортовой журнал и сделайте запись в первом столбике, описав действия мальчика.

Присел

Покосился

 Буркнул

сжал кулаки

 засопел от обиды,

 стукнул кулаком

3. Самостоятельное  чтение 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)

-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?

- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?

- Как только вы найдете это слово, остановитесь.

- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).

4. Древо предсказаний.(Слайд 9)

5. Самостоятельное  чтения  рассказа  до конца.  

- Дочитайте рассказ.

-Оправдались ли ваши предположения? (обращение к древу предсказаний)

Работа над образом героя.

1.  Продолжение работы с бортовым журналом. (Слайд 10)

Откройте бортовой журнал. Запишите во 2-ом столбике, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.

говорил тихим голосом,

смотрел в глаза,

думал о волшебном слове,

подпрыгнул от радости,

прошептал,

глядя в глаза,

 прислушивался,

 сидел тихо,

положил руку на плечо,

попросил тихо

- Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях?

-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?

-Сравните свои записи.  (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).

III. Рефлексия.

1. Корзина идей.

-Давайте вернемся к нашей корзине идей и проверим ваши предположения. Оправдались ли они?

- Как слово может действовать на поведение человека?

- Что вы предполагали в начале урока?

-Что нового узнали?

-Какой вывод вы можете теперь сделать?

2. Физминутка.  Игра на внимание «Пожалуйста»

-Вы выполняете упражнение только тогда, когда услышите слово «пожалуйста».

-Встаньте, пожалуйста!

-Руки вверх!

-Пожалуйста, руки вверх!

-В стороны!

-Пожалуйста, в стороны!

-Пожалуйста вниз!

-Руки на пояс!

-Пожалуйста, руки на пояс!

-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!

-Пожалуйста, начинай!

-Закончить упражнение!

-Пожалуйста, закончите упражнение!

-Пожалуйста, садитесь!

3. Творческая работа. Работа группами.

Задание 1. Синквейн.

 -Заканчивая разговор о волшебном слове, я предлагаю каждой группе написать синквейн.

-Давайте вспомни, что такое синквейн и как он строится. (Слайд 11)

(Примерные синквейны:

1 группа:

1. Слово

2. Волшебное, доброе.

3. Произносится, помогает, радует.

4. Волшебное слово действует!

5. Радость.

2 группа:

1. Мальчик

2. Сердитый, грубый.

3.  Слушает, проверяет, изменяется.

4. Помогло! Опять помогло!

5. Спасибо!

3 группа:

1.Старик.

2. Добрый , мудрый.

3.Наблюдает, спрашивает,советует.

4. Это волшебное слово!

5. Волшебник.

Задание 2. «Соберите пословицы»

1. Доброе слово, путь к сердцу откроет.

2. Вежливость украшает человека.

3. Доброе слово для человека, что дождь в засуху.

Задание 3. «Сердечко чувств».

- У меня на столе сердечки двух цветов: розовый – меня взволновало, я сопереживаю;

белый – мне было безразлично.

-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на большое сердце на доске.

-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг  к другу. (Слайд  12)

Домашнее задание. (Мини – сочинение)

 Возможно, в вашей жизни были случаи, когда вам помогло волшебное слово. Попробуйте себя дома в роли автора, и напишите об этой истории.  Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс УМК «Гармония»

Урок литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Волшебное слово"...

Урок литературного чтения "В.Осеева "Волшебное слово"

Конспект литературного чтения по теме "В.Осеева "Волшебное слово" (2 класс, "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова и др.)...

Урок литературного чтения "В.Осеева "Волшебное слово"

Конспект литературного чтения по теме "В.Осеева "Волшебное слово" (2 класс, "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова и др.) Тип урока: урок «усвоения» нового ...

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Волшебное слово"

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Волшебное слово" 2 класс ОС "Планета знаний"...

Технологическая карта урока Литературного чтения "В.Осеева"Волшебное слово" (2 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Валентины Осеевой «Волшебное слово»Задачи урока:Дидактические:познакомить детей c некоторыми сведениям...