Рабочая программа индивидуального обучения (F 7 2)
рабочая программа (4 класс)

Силина Ольга Сергеевна

Целью данной программы является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие  способности к посильным видам трудовых операций и трудовой деятельности на специально подготовленные рабочие места, согласно перечню профессий МО РФ рекомендованных для данной категории детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ind_obucheniya_f2.docx69.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 муниципального района

город Нея и Нейский район Костромской области

                                                                                                                                               

                                   

.                                                                                                                                      

Рассмотрено:

Руководитель  МО учителей начальных классов          _____________А.П.Груздева

«      »______________2016г.

Согласовано:

Заместитель директора

по УВР _____________Н.В.Ширяева  

«      »______________2016г.

Утверждаю:

Директор  МОУ СОШ №1  

_________ И.Б.Виноградова      

«      »_____________2016г.

Рабочая программа

индивидуального обучения

ученика 4 класса ________ ______ (F-72)

на 2016-2017 учебный год

Срок реализации                                                       Программа  разработана

программы: 1 год.            учителем начальных классов

Объём программы:                                                   Силиной О. С.

8ч. в неделю,272 ч. в год

Пояснительная записка

Нормативной основой реализации рабочей программы являются:

- закон об образовании;

-программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида;

-учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации №29/2065 от 10 апреля 2002года.

Целью данной программы является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие  способности к посильным видам трудовых операций и трудовой деятельности на специально подготовленные рабочие места, согласно перечню профессий МО РФ рекомендованных для данной категории детей.

В данной программе решаются следующие блоки задач: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и формирование общетрудовых умений.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии учащегося и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении учащегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у  учащихся  вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами школы в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Формирование общетрудовых умений и навыков – предусматривает подготовку учащихся к овладению элементами специальности младшего обслуживающего персонала и предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной.

Решение данной задачи предусматривает овладение учащимся ремеслом, которое будет адекватным особенностям структуры дефекта учащихся с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного возрастного периода. Важной задачей образовательного блока остается обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется  с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.

Данная индивидуальная программа составлена для обучения Ч______ В_______.

Ч______ В_____ - ученик 4 класса, находится на индивидуальном обучении (диагноз: синдром Дауна). У учащегося выраженная степень тяжелой умственной отсталости. Речь не  развита, называет отдельные слова, звуки произносит неотчетливо. За учителем может повторять слова, отдельные фразы. Буквы алфавита знает, читает небольшие тексты из 2-3 простых предложений. Владеет прямым и обратным счетом до 15. Выполняет арифметические действия (сложение, вычитание) в пределах 10 с использованием счетных палочек. По просьбе учителя находит и показывает геометрические фигуры. Понимает значения слов много-мало. Знаком с понятиями: выше-ниже. Умеет находить  пары одинаковых предметов. Знает цвета, показывает, но не называет. Мелкая моторика  развита плохо. Движения рук неловкие и несогласованные. Всегда нуждается в помощи взрослого. Имеет некоторые навыки самообслуживания. У учащегося  есть проблемы  со зрением (близорукость) .

Индивидуальный учебный план  ученика 4 «Б» класса

Ч________ В________

 на 2016-2017 учебный год

Индивидуальное обучение по адаптированной образовательной программе для детей  с тяжёлой умственной отсталостью.

Учебный план составлен на основе рекомендаций регионального базисного учебного плана для образовательных организаций (классов), реализующих адаптированные образовательные программы (приказ ДОН от 14.08.2014года  №1484); заключения ПМПК №127 от 03.09.2014 года.

Учебные предметы

Количество часов

Письмо и развитие речи

1

Чтение и развитие речи

1

Развитие устной речи

1

Математика

1

Изобразительное искусство

1

Музыка и пение

1

Трудовое обучение

1

Социально-бытовая ориентировка

1

Максимальный объём учебной нагрузки

8

Расписание индивидуальных занятий с учеником

 Ч__________ В______ (четвертый год обучения)

Понедельник

Развитие устной речи

Математика

Вторник

Трудовое обучение

Социально-бытовая ориентировка

Четверг

Чтение и развитие речи

Письмо и развитие речи

Пятница

Изобразительное искусство

Музыка и пение

Учитель: Силина Ольга Сергеевна

Краткая характеристика программы

В области олигофренопедагогики утверждено следующее положение: «Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей,  к стилю жизни в обществе». Исходя из этого работа с обучающимся ведется по следующим направлениям коррекционного обучения:   «Музыка и пение»,  «Социально-бытовая ориентировка»,  «Изобразительное искусство»,  «Развитие устной речи», «Математика», «Письмо и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Трудовое обучение».

В учебный план включаются также коррекционные занятия с учителем-дефектологом.  В работе с  данной категорией детей лежат общедидактические принципы: индивидуальный подход, наглядность, доступность, принцип интегрированного обучения. Не следует опираться на принцип обучаемости ребенка с тяжелой умственной отсталостью  грамоте, счету и другим предметам, т.к. его продвижение по этому пути весьма затруднено, а создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы элементарного социального поведения и др.).

В зависимости от уровня усвоения знаний, умений, навыков обучающимся по данной программе, в течение года в программу вносятся поправки, программа корректируется, а тематическое планирование упрощается или  дополняется.

Результат продвижения обучающегося в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) его продуктивной деятельности (поделки, рисунки, уровень развития речи).

Обучение по данной программе является безоценочным. Основанием для перевода в следующий класс служит не усвоение программного материала, а возраст обучающегося.

Срок реализации программы – 1 год (2016-2017учебный год). Объем программы: 8 часов в неделю, 272 часа в год.

 

Содержание индивидуальной программы

Учебный предмет «Музыка и пение»

Музыкальные занятия являются обязательным компонентом коррекционно-педагогической работы,  проводимые с тяжело (глубоко) умственно отсталыми детьми. Они оказывают благотворное влияние на все стороны их психического развития. Разнообразные музыкальные тембры, ритмы, темпы обогащают слуховой опыт детей, влияют на интенсивность и качество  движений. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания и исполнения мелодий, песенок, плясок активизируют внимание, стимулируют речевую деятельность (особенно ее коммуникативную функцию), развивают память, музыкальный слух, воздействуют на общие состояние всего организма  ребенка.

Исходя из общих закономерностей развития умственно отсталых детей и их специфических особенностей развития нужно использовать две организационные формы: индивидуальные и малыми подгруппами.

На индивидуальных занятиях педагог сопровождает игры пением песенок, потешек, напеванием разнообразных мелодий без слов; играет на детских музыкальных инструментах: хроматическом металлофоне, ксилофоне и т.д.; использует аудиозапись. Слуховые впечатления обогащаются при исполнении одних и тех же мелодий на различных детских музыкальных инструментах. Педагог учит ребенка правильно держать музыкальные игрушки, действовать с ними по назначению: под музыку, подражая взрослому, греметь погремушкой, стучать по бубну и т.д. С первого же занятия необходимо начинать приучать ребенка к тому, что все действия выполняются только под музыку и прекращается с ее окончанием.

На музыкальных занятиях   педагог должен вести работу по всем направлениям:

- музыкально-ритмические движения. Они способствуют развитию внимания, элементов произвольной деятельности, совершенствование моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. Игра с детскими музыкальными инструментами занимает особое место в ряду музыкально-ритмических движений. Занятия направлены, прежде всего, на то, чтобы вызвать у детей интерес к ним и желание ими действовать, что способствует развитию предметной деятельности.

- пение (подпевание). Стимулируют речевую деятельность, развивают внимание; способствуют развитию запоминания; формируют первоначальные певческие навыки. Обучение детей пению начинается со стимуляции голосовой активности, т.е. учат подражать звукам, вокализировать. В песнях должны быть повторяющиеся, простые по звуковому составу слова, звукоподражания, куплеты слогового пения.

- слушание музыки. Способствует развитию эмоциональной сферы, внимания, музыкальности. Требования, предъявляемые к репертуару для слушания, следующие: музыка должна вызывать интерес у малышей и положительные эмоции; она должна быть достаточно разнообразной, яркой, художественной, запоминающейся. Необходимо давать слушать фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, детские песни советских композиторов в исполнении симфонического оркестра, народных оркестров, детского хора в аудиозаписи, а также детские песенки, короткие пьесы и музыкальные фрагменты классических произведений в «живом» исполнении.

В структуру музыкальных занятий должны быть включены музыкально-дидактические игры. Они помогают детям различать свойства и качества предметов, развивают слуховое внимание, память, восприятие. Музыкально-дидактические игры просты и доступны, они занимают не так много времени, но приносят много пользы, влияют на динамику развития детей. Их необходимо включать в каждое занятие.

Содержание программы предмета «Музыка и пение».

Пение.
Закрепление певческих навыков и умений на знакомом материале.
Учить выразительно исполнять песни, чувствовать простейшие динамические оттенки (громко –тихо). Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне. 

Слушание музыки.
Ознакомление с пением хора и соло. 
Развитие умения определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения: маршевые, танцевальные, веселые и грустные.
Формирование представлений о звучании оркестра народных инструментов.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: ложками, балалайкой, баяном (аккордеоном), фортепьяно.
Развитие умения различать звуки по высоте (высокие – низкие) и длительности (долгие- короткие).
Музыкально –ритмические движения
Научить двигаться в соответствии с контрастным характером музыки;
двигаться в умеренном и быстром темпе;
начинать и оканчивать движения с музыкой, менять движения в соответствии с двухчастной формой: ходить под музыку спокойно, бодро;
бегать, подпрыгивать, делать движения с флажками, платочками (вверх, в сторону, направо, в сторону, налево, вниз, пружинить ногами, слегка приседая);
перестраиваться из круга врассыпную и обратно;
двигаться по кругу в плясках и хороводах.

                     

Учебный предмет « Изобразительное искусство»

Основными задачами обучения по курсу «Изобразительное искусство» школьников с тяжелой умственной отсталостью являются:

  • Воспитание положительных качеств личности
  • Развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
  • Развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.
  • Формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности.
  • Воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами и самостоятельно.
  • Формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
  • Коррекция недостатков психического развития
  • Коррекция мелкой моторики
  • Развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую  деятельность.

         

Изобразительная деятельность теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью.

Дети с тяжелым нарушением интеллекта без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью.

На начальном этапе обучения занятия протекают в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. Во время занятий педагог рисует для детей и вместе с ними, сопровождая рисование речью, обучая правильным приемам работы с предметами и орудиями рисования (карандаш, кисть, бумага, мел и т.д.).

На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки. Привлекать их внимание к полученным результатам. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям),   что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.

В данном подразделе программы определены требования по формированию следующих видов продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация.

Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для тяжело (глубоко) умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичным материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета – формы, величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования  предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете,   а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка.

Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведении ребенка.

Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета. В ходе выполнения аппликаций создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития  общих элементарных умений.

Необходимо включать в занятия различные методики как арттерапия, музыкотерапия, рисование под музыку, сказкотерапия. Такие виды деятельности дают потрясающий эффект в развитии. Подобный подход – очень важное направление коррекционной работы, т.к. усвоение информации  этих детей осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к когнициям.

Учебный предмет «Развитие устной речи»

Главная цель в занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью потребность к речевым высказываниям.  Обучение речи как средству коммуникации заключается в формировании умения общаться со взрослыми, со сверстниками, с детьми младшего возраста. Развитие речи осуществляется поэтапно. Работа над лексической стороной речи начинается с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием. Необходимо, чтобы слово постепенно начинало приобретать обобщенную функцию. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных категорий.
Одновременно с лексической решается задача синтаксическая. У учащихся формируется фразовая речь. Детей учат высказываться предложением, обучают вопросно-ответной речи, связному высказыванию с помощью взрослого. Речь детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью скудна и дефектна. Их высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Имея в запасе небольшое число слов, часто повторяют их.

Для того чтобы научить детей правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.

Учащиеся должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи детей, необходимо мотивировать их на повторение слов учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, пробуждает у детей интерес к ним.

Уроки по развитию речи посвящаются темам, взятым из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограничено, в противном случае воспитанники их не запомнят. Задача состоит в том, чтобы дать определенные знания и навыки, развивающие умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. На уроках дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей, знакомятся с объектами непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы, обобщения.

Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают внимание, память, речь, мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, пробуждают у умственно отсталых детей познавательный интерес, стимулируют к деятельности, способствуют развитию коррекции личности школьника. 

Во время экскурсий учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, математики, рисования и других уроках. 

Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино и диафильмов.   

На начальных этапах педагог формирует у детей интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым, стимулирует реакцию сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывает голосовые реакции.

Большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения – фиксация взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.

Очень важно научить детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью понимать обращенную к ним речь, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции. Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения.

Содержание программы учебного предмета «Развитие устной речи»

Повторение материала III класса. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся. 
Уточнение значения слов по схеме: натуральный объект – его изображение – вербальное описание.
Закрепление умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику. Работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам.

Закрепление умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных. Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемых действий по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам. 

Использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся на основе своих наблюдений, в связи с трудом, с самообслуживанием, просмотром телепередач, с различными видами деятельности: экскурсии, коллективные игры и т.д.

Просмотр фильмов с последующим обсуждением.

Тематика  занятий. Сезонные изменения в природе. Сезонные работы в саду, на огороде. Экскурсии, наблюдения. Деревья, кустарники, растения. Части растения. Дикие и домашние животные. Птицы. Различение птиц и животных, их названия. Комнатные растения. Цветы на клумбе. Наблюдения за ростом растений,   цветением растений.

Учебный предмет  «Письмо и развитие речи»

В начальном обучении предмет «Письмо» (письмо и развитие речи)   занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Письмо» (письмо и развитие речи)   носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.

В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенок может достигать разного уровня успехов, поэтому данный курс обучения письму детей со сложным дефектом ставит цель:

- научить детей самостоятельно писать небольшие предложения, свое имя, фамилию.

Задачи:

  • формирование у учащихся графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;
  • подготовка учащихся к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;
  • развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;
  • развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
  • совершенствование графических навыков;
  • привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради и пользования карандашом.

Виды и формы организации учебного процесса

1.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков: С МЕЛОМ, КАРАНДАШАМИ, РУЧКОЙ, КРАСКАМИ.

2.Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно. Прописывание букв, слов по точкам.

3.Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.

4.Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.

5.Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки во время письма.

6.Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.

7.Списывание слов и предложений с рукописного и печатного текста.

Содержание программы учебного предмета «Письмо и развитие речи»

Повторение пройденных звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (и-ш, о-а), пространственным расположением элементов (б-д), а также трудные по начертанию (з,к)
^ Звуки и буквы.
Соотнесение звука и буквы, их различение. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие. Письмо прописной и строчной букв
Слово.
Слог как часть слова.  Составление и написание прямых и обратных слогов.

Составление и написание слов . Перенос части слова при письме (с помощью учителя). Слова со стечением двух согласных, деление данных слов на слоги. Составление и написание слов по картинками. Большая буква в именах людей, кличках животных.

Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает? 
Большая буква в именах людей и кличках животных. 

Правописание жи-ши,  ча-ща,  чу-щу.

Предложение
Построение простого предложения (составление предложений по вопросу, по картинке на тему, предложенную учителем). 
Запись предложения с помощью учителя.
Упражнения в списывании рукописного и печатного текста.
Списывание предложений, вставка пропущенных слов в соответствии с данными картинками.
Написание большой буквы в начале предложения, точка в конце предложения. Большая буква в именах людей и кличках животных.

Списывание с учебника, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых  структур, предложений из 2-3 слов.

Письмо под диктовку отдельных букв, 3-4 слов из 1-2 слогов.

Зрительный диктант.

Слуховой диктант.

Учебный предмет «Чтение и развитие речи»

Задачи:

  • различать звуки на слух и в произношении;
  • анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
  • читать по слогам слова, простые предложения, короткие тексты;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
  • слушать загадку, небольшое стихотворение;
  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного.

При обучении чтению детей обучающихся в классах со сложным дефектом работать по традиционному букварю в традиционной системе  не эффективно и не продуктивно. Практика показала, что при обучении грамоте этих детей следует отказаться от звукового аналитико-синтетического метода, так как у учителя и учащихся возникает целый ряд труднопреодолимых  проблем.

        Грубое недоразвитие речи у детей с тяжелой умственной отсталостью вносит значительные ограничения в отборе слов, используемых для работы по изучению новой буквы.

Так как специально созданных учебников по чтению для детей обучающихся в классах со сложным дефектом нет, то учителю приходится самому разрабатывать нужные тексты, проводить серьезную работу по подбору текстов и адаптации отбираемых текстов для чтения. Учитель подбирает тексты из учебников  по чтению для детей с тяжелой степенью умственной отсталости, из книг для чтения в начальных классах массовой школы,  из книг для детей дошкольного возраста и др. Дети читают короткие тексты, подобранные учителем, которые носят доступный для понимания  характер. На 4 году обучения обучающимся со сложным дефектом доступен следующий примерный объем текста для работы на одном уроке – 3-4 предложения в 2-3 слова.

Содержание программы по предмету  «Чтение и развитие речи»

Повторение пройденных звуков и букв.

Нахождение и чтение в алфавите пройденных букв.

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога с помощью учителя.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.

Послоговое чтение предложений и коротких текстов.

Разучивание с голоса учителя  четверостиший (двустиший).

Выделение с помощью учителя основной идеи текста: учить различать плохое и хорошее в поступках.

Учебный предмет «Математика»

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности. 
Обучение математике детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также важно проведение экскурсий , дидактических игр, наблюдений.
На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся с мерами длины стоимости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, рисованием, трудом и носят практическую направленность.

Целью обучения математике детей с тяжелой умственной отсталостью  является максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

Задачи:

- развитие у учащихся интереса к занятиям по счету;

- выработка умений слушать учителя и выполнять задания;

- развитие образного мышления, зрительного восприятия;

- освоение основ работы со счетным материалом, сравнения совокупностей предметов, объектов;

- ознакомление со свойствами предметов, временными представлениями, геометрическими формами, пространственными положениями предметов.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Обучающиеся с умственной отсталостью имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые необходимо учитывать, составляя  программы обучения, планирование, учебные и дидактические пособия. Обучение математике выстраивается с учетом особенностей  познавательной деятельности и личностных качеств детей с нарушением интеллекта и служит для их компенсации и коррекции.

Содержание обучения математике для детей с умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость  тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Содержание программы по предмету «Математика»

Счет в пределах 20 по единице.

Количественный и порядковый счет.

Математический смысл выражений «столько же»,  «равно», «больше», «меньше»;

Выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20.

Решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, иллюстрирование    содержания задачи с помощь предметов, их заместителей,  рисунков.

Записывание решения и ответа задачи.

Узнавание, называние, построение отрезка по заданному количеству клеток.

Построение отрезка равного данному, больше, меньше данного.

Построение прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.

Углы, стороны, вершины многоугольника.

Учебный предмет  «Социально-бытовая ориентировка»

        Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. 
        Одним из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения.    Несомненно, что расширению социальных связей воспитанников должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними.

Цель учебного процесса — сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.
        Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения. Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому занятия с детьми по бытовой ориентировке организуются, главным образом, в форме экскурсий и уроков, которые (уроки) проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении воспитанников.

Проблема социализации обучающегося с ОВЗ является наиболее значимой в процессе обучения. Такой ребёнок испытывает большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности  познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуальные особенности обучающегося, - важная  составляющая  предмета «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в школе. В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающейся системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание  в социуме.

Основной целью учебного предмета является подготовка обучающегося к взрослой жизни через овладение им навыками самообслуживания, общения, приспособление к жизни в обществе, воспитание у неё максимально возможного уровня самостоятельности. Исходя их цели, в процессе изучения предмета решаются следующие задачи:

  • усвоить навыки ориентирования в общественной жизни
  • умение пользоваться общественным транспортом, навыками общения
  • использование табличек, указателей, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.

На всех этапах обучения у обучающегося:

  • формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые  умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду.
  • формируются, закрепляются и постепенно расширяются социально-бытовые умения, навыки, операции, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды.
  • формируются и вводятся в предметно - бытовое и межличностное общение с учётом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.

Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практическим, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экскурсий.

Содержание программы по предмету «Социально-бытовая ориентировка»

Организация питания

Уточнение и запоминание учащимися режима питания (завтрак, обед, полдник, ужин). Рассматривание иллюстраций, картинок, на которых изображены дети в различные часы приёма пищи. Рассказ учителя о необходимости и важности приёма пищи в определённое время суток, о значении питания в жизни человека. Подбор картинок с изображением продуктов для завтрака. Создание образовательных условий для практических занятий по сервировке стола к обеду. Воспитание аккуратного,  бережного отношения к посуде и навыков её безопасного использования. Профессии работников столовой. Правила поведения в столовой.

Я и моя семья. Место жительства

Обучение учащихся называнию собственного имени и фамилии, имён членов семьи. Рассматривание семейных фотографий и называние членов семьи. Обучение учащихся умениям различать членов семьи. Рассматривание иллюстрации «Семья». Показ членов семьи на иллюстрации по просьбе учителя.

Навыки общения и культуры поведения

Знакомство учащихся с правилами обращения к взрослым людям. Формирование у детей уважительного отношения к людям, старшим по возрасту. Культура поведения в общественных местах.  Чтение учителем художественной литературы, просмотр видеофильма.

Транспорт

Обучение учащихся умениям показывать и называть транспорт. Виды пассажирского транспорта. Обучение учащегося правильному поведению при посадке в пассажирский транспорт и выходе из него. Дидактические игры на формирование умения определять вид транспорта, по словесной инструкции учителя.

Улица. Правила уличного движения

Улица, её части. Изучение пути от школы до дома. Знакомство с правилами  безопасного поведения на улице.

Магазины

         Промтоварный, продовольственный магазины. Экскурсии в магазины. Профессии работников магазина.

Культурные учреждения для отдыха

        Парк, сквер. Отличие леса от парка. Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека. Охрана зеленых насаждений. Кинотеатр. Дом культуры. Знакомство с их работой и назначением. Экскурсия в ДК.  Просмотр кинофильма.

Учреждения здравоохранения

        Поликлиника. Знакомство с профессиями: врач, медсестра. Экскурсия в аптеку. Знакомство с профессией фармацевт.

Телефон. Правила пользования

        Телефон, правила пользования телефоном. Умение вести диалог по телефону.

Планируемые результаты освоения курса

«Социально-бытовая ориентировка»

Предметные

  • иметь представление о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и т.д.)
  • имеет представление о режиме питания, о влиянии питания на здоровье человека
  • соблюдать правила приема пищи, значимые для гигиены и здоровья: тщательно пережевывать пищу, есть не спеша, вытирать рот салфеткой и пр.
  • выбирать полезные и вредные для здоровья продукты питания
  • иметь представление о своей семье, знать родных поименно, называть их имена, фамилию
  • проявлять уважительное отношение к людям, знать правила общения с взрослыми людьми
  • уметь соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизни
  • иметь представление о профессиях людей, окружающих ребёнка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.)
  • иметь представление о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель, продавец и т.д.)  

Личностные

  • принятие и освоение роли обучающегося
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
  • формирование эстетических потребностей, навыков и чувств
  • формирование установки на здоровый образ жизни

Учебный предмет  «Трудовое обучение»

Главная цель предмета: формирование необходимых умений и навыков по бытовому труду, навыков самообслуживающего труда.

Работа по трудовому обучению  как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей с тяжелой умственной отсталостью,  готовит их к самостоятельности в быту.

На занятиях трудового обучения учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определённых действий.

В задачу занятий по трудовому обучению входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.

Содержание программы по предмету «Трудовое обучение»

Гигиена тела.

Правила выполнения гигиенических процедур. Правила охраны зрения. Гимнастика для глаз. Здоровье и красота волос. Уход за волосами. Осанка. Ее значение. Комплекс упражнении для красивой осанки. Содержание в чистоте и порядке личных вещей и предметов личной гигиены.

Уход за одеждой и обувью.

Виды одежды, обуви. Уход за одеждой, обувью. Размещение одежды в шкафу. Хранение обуви. Мелкий ремонт одежды.

Уход за жилищем.

Виды жилых помещений. Варианты квартир и подсобных помещений. Гигиенические требования к жилому помещению. Инвентарь и приспособления для уборки пыли. Бытовые приборы для уборки помещений. Название мебели и ее назначение. Уход за мебелью. Уход за постелью. Гигиена сна. Уход за комнатными цветами.

Приготовление пищи. Кухня.

Разнообразие продуктов питания, их происхождение. Экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с кухней и кухонной посудой. Гигиенические требования к кухне. Уборка кухни. Сервировка стола к обеду. Экскурсия в хлебный и овощной магазины. Покупка продуктов. Приготовление горячих бутербродов.

Тематическое планирование по учебным предметам (см. приложение)

Требования к уровню подготовки учащегося

                                     с тяжелой умственной отсталостью

Учащийся с тяжелой умственной отсталостью к концу обучения должен овладеть:

  • необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими;
  • уметь ориентироваться в окружающей действительности;
  • соблюдать общепринятые нормы поведения;
  • владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;
  • овладеть несложными навыками самообслуживания, личной гигиены, простейшими навыками ведения домашнего хозяйства. 

Ученик  может  овладеть несложными видами производительного труда. 

Материально-техническое обеспечение

Предметные картинки. Сюжетные картинки (для составления предложений).

Раздаточный материал по темам: «Одежда»,  «Обувь», «Деревья, цветы, грибы, растения», «Инструменты, спортинвентарь», «Игрушки, предметы», «Люди, профессии», «Транспорт», «Насекомые, птицы»и др.

Карточки с цифрами разрезные от 0 до 20.

Разрезная азбука букв и слогов.

Раздаточный счетный и геометрический материал. Счетные палочки.

Магнитная доска, магнитные геометрические фигуры, цифры, буквы.

Планшет, ПК.

Муляжи овощей, фруктов.

Альбомы для рисования. Акварельные краски. Наборы цветных карандашей. Кисти. Ластики для стирания. Непроливайки для воды.

Клеенки на столы и тряпочки для вытирания рук.

Трафареты для обводки  и рисования.

Картины, иллюстрации из сказок.

Шаблоны – заготовки.

Список литературы для учителя:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2009

2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью/ Под ред. Е.И. Капланская.

3. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва, 1983 год.

4. Якубовская Э.В., Комарова С.В.«Ступеньки к грамоте» Изд-во М.:«Просвещение» 2009

Силина О.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуального обучения по математике.

Рабочая программа индивидуального обучения по математике для коррекционных школ. 4 класс....

Рабочая программа индивидуального обучения 7 вид. Математика. Технология. 2 класс

Программы индивидуального обучения составлены с учетом требований, предъявляемых к коррекционно-развивающим программам начального обучения во 2 классе....

рабочая программа (индивидуальное обучение) по русскому языку

Программа предназначена для индивидуального обучения по русскому языку в 4 классе...

рабочая программа(индивидуальное обучение) литература 4 класс

программа предназначена для индивидуального обучения по литературе в 4 классе по программе Занкова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 1 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа включает предметы:- Русский язык (2 часа)- Литературное чтение (1 час)-Математика  (2,5 часа)- Окружающий мир (1 час )-Технология (0.5 часа)-Изо, музыка (по 0,25 часа)- Физическ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 2 класс по программе "Школа России"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 2 класс по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа индивидуального обучения на дому 3 класс по программе "Школа России"...