Программа кружка "Юный эрудит"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Гимназия № 1637»г.Москвы
Программа
«Юный эрудит»
(1-4 классы)
Разработала:
учитель начальных классов
Асташева Ольга Юрьевна
г. Москва
2017 г.
Пояснительная записка
Когда людей станут учить не тому, что
они должны думать, а тому, как они
должны думать, то тогда исчезнут всякие
недоразумения.
Г. Лихтенберг
Общество всегда испытывает потребность в творческой, активной и свободомыслящей личности. Я-концепция начинает складываться в самом раннем возрасте. Развитие позитивной Я-концепции является важнейшим условием полной реализации потенциальных возможностей ребенка. Внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательной работы, как одна из форм организации досуга обучающихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. В настоящее время возникла необходимость включения во внеклассную работу всех обучающихся. Вызвано это тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Без формирования интереса к изучаемым предметам, без хорошей взаимосвязи классных и внеклассных занятий школа не сможет выполнять этот заказ общества.
Анализ результатов предметных, районных олимпиад показал, что результативность учащихся начальных классов нашей школы невысока. Назрела необходимость системной организации внеклассной работы именно в начальной школе, с целью создания условий для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности школьника. Основными звеньями системы являются: конкурсы, внеклассные занятия, кружок, вечера, утренники и олимпиады.
Программа кружка предполагает обеспечить дальнейшую интенсификацию интеллектуального развития учащихся, развитие их познавательных способностей, так как в последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Изучение данного курса будет способствовать целенаправленному комплексному развитию способностей ребенка.
Данный курс содержит математическое направление : Режим проведения занятий: 1 час в неделю.
Занятия по математике помогут учащимся начальных классов отработать приемы устного и письменного сложения и вычитания, сформировать навыки работы с единицами измерения длины. Программа курса содержит цикл занятий по развитию творческого мышления, игры и занимательные задания по математике, нестандартные старинные задачи, задания повышенной сложности для подготовки к олимпиадам.
Цель: создание условий для формирования потребности детей в развитии познавательных способностей, вовлечение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность.
Задачи:
✓создать условия для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности младшего школьника;
✓развивать логическое мышление, интерес к изучаемым предметам, умение самостоятельно и творчески работать с дополнительной литературой;
✓вырабатывать стремление к познанию, навыкам саморазвития и самообразования, азов проектной деятельности;
✓воспитывать инициативность, активную жизненную позицию в получении знаний.
Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо формировать логическое мышление. Работа на зону ближайшего развития ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям.
Условия для возникновения новой программы: реализация новых тенденций в условиях модернизации образования.
Могут применяться следующие методы организации деятельности учащихся на занятиях кружка:
✓проблемно-поисковые (эвристический, исследовательский и др.);
✓методы самоуправления учебными действиями;
✓методы контроля и самоконтроля.
Актуальны следующие приемы:
постановка проблемных вопросов;
✓выделение главного;
✓прием классификации;
✓прием установления аналогии;
✓прием обобщения, систематизации;
✓прием моделирования;
✓прием составления алгоритмов и т. д.
Методы и приемы в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной, практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
На каждом занятии перед выполнением практической работы проводятся упражнения для улучшения мозговой деятельности. Во время занятий предполагается отдых: упражнения для снятия глазного напряжения, умственного напряжения. Каждое занятие заканчивается рефлексией.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
Продолжительность занятия 45 мин.
Занятие носит обучающий и развивающий характер (не оценочный).
Объем материала постепенно увеличивается, задания усложняются сообразно возрасту и уровню развития учащихся.
Модель занятия:
I. Гимнастика (2 мин.)
Упражнения для мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения:
- «Маятник» (стимулирует мыслительные процессы). Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
- «Азбука» (активизирует структуры мозга, повышает устойчивость внимания). Закрыв глаза, движением головы «написать» буквы алфавита (5 – 6 букв).
- «Слоник» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь). Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки (3 – 5 раз).
Упражнения для глаз:
- Моргания (на вдох и выдох).
- «Часики». Нарисовать глазами 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
- «Меткий стрелок». Движения глазами влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 5 – 6раз.
II. Разминка (3 мин.).
Основная задача этапа: создать определенный положительный эмоциональный настрой. Вопросы должны быть легкие, направленные на быстроту реакции.
III. Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления (10 мин.).
IV. Логически-поисковые задания (10 – 12 мин.).
Задания из области математики, литературы и т. д. (ребусы, кроссворды, загадки, поиск закономерностей, анаграммы, игры и т.д.).
Физкультминутка (3 мин.)
V. Нестандартные задачи (10 – 13 мин.).
Решение нестандартных задач развивает привычку к логическому рассуждению. Должно быть коллективное обсуждение решенной задачи (ход решения).
VI. Рефлексия (2 мин.).
Обучение должно быть победным! На каждом занятии одобрительные реплики, поддержка.
Занятие может быть построено и по другой схеме в зависимости от поставленных задач (это может быть конкурс, игра «Что? Где? Когда?», посещение библиотеки с целью знакомства с научно-познавательной и справочной литературой).
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Полученные знания дети могут использовать при изучении школьных предметов, при участии в различных конкурсах и олимпиадах, реализуя свои творческие способности.
Программа занятий
Математическое направление
1 год обучения 30ч
- Развитие логики. 7ч
- Развитие воображения. 6ч
- Развитие пространственного представления. 4ч
- Головоломки 5ч
- Развитие кругозора. 7ч
- Итоговое занятие «Конкурс для юных интеллектуалов» 1ч
2 год обучения 34ч
- Развитие логики. 11ч
- Развитие воображения. 6ч
- Развитие пространственного представления. 7ч
- Головоломки 5ч
- Развитие кругозора. 4ч
- Итоговое занятие «Конкурс для юных интеллектуалов» 1ч
3 год обучения 34ч
- Развитие воображения. 4ч
- Развитие пространственного представления. 6ч
- Развитие логики. 15ч
- Головоломки 4ч
- Развитие кругозора. 4ч
- Итоговое занятие «Конкурс для юных интеллектуалов» 1ч
4 год обучения 34ч
- Развитие пространственного представления. 9ч
- Развитие логики. 14ч
- Развитие кругозора. 10ч
- КВН по математике 1ч
«Эрудит»
Математическое направление
1 класс | |||
I. | Развитие логики. | 7ч | |
«В математику тропинки одолеем без запинки» | 2ч | ||
«Здесь загадки и шарады. За разгадку – две награды» | 2ч | ||
Логические задачи. | 2ч | ||
Математическая шкатулка | 1ч | ||
II. | Развитие воображения | 6ч | |
Манипуляция с предметами | 2ч | ||
Дорисуй | 2ч | ||
«Без карандаша и бумаги» | 2ч | ||
III. | Развитие пространственного представления | 4ч | |
Составление узора от заданной точки | 1ч | ||
Задания геометрического характера | 3ч | ||
IV. | Головоломки | 5ч | |
Поиск решения | 2ч | ||
Числовые головоломки | 3ч | ||
V. | Развитие кругозора | 7ч | |
Задачи, развивающие кругозор | 3ч | ||
Знакомство с научно-популярной литературой для детей | 2ч | ||
«Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые» | 2ч | ||
Конкурс для юных интеллектуалов | 1ч | ||
ИТОГО: | 30ч | ||
2 класс | |||
I. | Развитие логики. | 11ч | |
«Учитесь правильно рассуждать «не», «и», «или», «следует», «равносильно». | 3ч | ||
Составные части математических высказываний. | 2ч | ||
Верные и неверные высказывания. | 2ч | ||
Необходимые и достаточные условия. | 2ч | ||
Затруднительные положения. | 2ч | ||
II. | Развитие воображения | 6ч | |
Манипуляция с предметами | 2ч | ||
Дорисуй | 2ч | ||
«Расшифруйте». | 2ч | ||
III. | Развитие пространственного представления | 7ч | |
Составление узора от заданной точки | 1ч | ||
Задания геометрического характера | 2ч | ||
Построения с препятствиями и ограничениями | 4ч | ||
IV. | Головоломки | 5ч | |
Числовые головоломки | 2ч | ||
Арифметическая викторина | 1ч | ||
Некоторые старинные задачи | 2ч | ||
V. | Развитие кругозора | 4ч | |
Научно-популярная литература для детей | 2ч | ||
Разные задачи (арифметическая смесь) | 2ч | ||
Конкурс для юных интеллектуалов | 1ч | ||
ИТОГО: | 34ч | ||
3 класс | |||
I. | Развитие воображения. | 4ч | |
Пространственное воображение | 2ч | ||
Совершенствование воображения: «Изобрази без предмета», «Ассоциации» | 2ч | ||
II. | Развитие пространственного представления | 6ч | |
Задания геометрического характера | 6ч | ||
III. | Развитие логики | 15ч | |
Задачи на установление соответствий между элементами различных множеств | 2ч | ||
Задачи на активный перебор вариантов отношений | 2ч | ||
Задачи на сравнение | 2ч | ||
Некоторые старинные задачи. | 2ч | ||
«Трудность задач повышаем, решенье найти приглашаем» | 7ч | ||
IV. | Головоломки | 4ч | |
V. | Развитие кругозора | 4ч | |
Знакомство с развивающими публикациями из детских журналов | 2ч | ||
Математическая шкатулка | 2ч | ||
Конкурс юных интеллектуалов | 1ч | ||
ИТОГО: | 34ч | ||
4 класс | |||
I. | Развитие пространственного представления. | 9ч | |
Задания геометрического характера | 2ч | ||
Решение нестандартных задач. | 2ч | ||
Конкурс для юных интеллектуалов | 1ч | ||
Решение нестандартных задач. | 2ч | ||
Решение олимпиадных задач. | 2ч | ||
II. | Развитие логики | 14ч | |
Задачи на переливание. | 2ч | ||
Задачи на взвешивание. | 2ч | ||
Задачи с числами и цифрами. | 2ч | ||
Кроссворды (решение и составление). | 2ч | ||
Арифметические ребусы. | 2ч | ||
Логические задачи. | 2ч | ||
Решение олимпиадных задач. | 2ч | ||
III. | Развитие кругозора | 10ч | |
Работа с литературой. | 1ч | ||
Комбинаторика. | 2ч | ||
Конкурс для юных интеллектуалов. | 1ч | ||
Решение нестандартных задач по математике. | 2ч | ||
Разрезаем и составляем. | 1ч | ||
Арифметические ребусы. | 1ч | ||
Текстовые задачи. | 2ч | ||
КВН по математике | 1ч | ||
ИТОГО: | 34ч |
Работа по программе кружка «Эрудит» рассчитана на четыре года.
Основание для создания четырехлетней программы:
а) возраст детей (7 – 11 лет), когда происходит развитие основных логических структур мышления;
б) устойчивый интерес детей к участию в конкурсах, олимпиадах, марафонах.
Учебный материал отбирается в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнем развития ЗУН детей.
Ожидаемые результаты
По завершению курса (математическое направление) дети должны
ЗНАТЬ:
- три основных метода решения задач (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический);
- способы решения нестандартных задач;
- правила составления ребусов, кроссвордов;
- детские научно-популярные издания.
УМЕТЬ:
- объединить слова по смыслу;
- найти лишнее;
- установить закономерность;
- найти отличия;
- решать ребусы и кроссворды;
- заполнить магические квадраты;
- решать анаграммы;
- решать задачи повышенной сложности;
- решать нестандартные задачи;
- решать головоломки;
- составлять простейшие ребусы, магические квадраты, кроссворды;
- работать со справочной литературой;
- находить аналогичные задания в различных пособиях, журналах и т. д.
Таким образом, данный курс «Эрудит» можно применять в работе с детьми разной интеллектуальной подготовкой. Стать наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, изобретательным, находчивым, а также приобрести многие другие важные и полезные качества, которые все вместе составляют культуру мышления, - помогут эти занятия.
Методическая литература
- Ефремушкина, О.А. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А.Ефремушкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Гейдман, Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы / Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Дьячкова, Г.Т. Олимпиады по математике. 2-4 классы / Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Кордемский, Б.А. Удивительный мир чисел: (Матеем. Головоломки и задачи для любознательных) /Б.А.Кордемский, А.А.Ахадов. – М.: Просвещение, 1986.
- Нигибин, Ф.Ф. Математическая шкатулка /Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. – М.: Просвещение, 1988.
- Раицкая, Г.В. Олимпиадные задания. 1-2 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир / Г.В.Раицкая. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007.
- Раицкая, Г.В. Олимпиадные задания. 3-4 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир / Г.В.Раицкая. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007.
- Филипченко, М.П. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Чаус, Е.А. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы / Е.А.Чаус. – Волгоград: Учитель, 2009.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
При проведении занятий кружка «Юный эрудит» использую следующие образовательные ресурсы с применением ноутбука и проектора:
1. 1С: Школа. Образовательный комплекс «Игры и задачи, 1-4 классы» ОС «Школа 2100»
2. DVD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2006
3. Диск DVD-RW «Цифровой портфель младшего школьника»
4. DVD VIDEO Обучающая программа для детей от 2 до 7 лет:
1) Мультипликационная «Арифметика – Малышка»
2)Мультипликационные «Детские фантазии»
5. DVD VIDEO Большая детская энциклопедия
6. DVD VIDEO «Почемучка» веселое пособие для телезрителей 7-11 лет
7. Материалы с сайта «Учи.ру»
Российские каталоги
http://edu.ru – система федеральных образовательных порталов
http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
http://alledu.ru – всё образование Рунета каталог ссылок на образовательные ресурсы
http://edu.km.ru – сайт отдела образовательных проектов компании «Кирилл и Мефодий»
http://list.mail.ru – Каталог на Mail.ru – универсальный каталог Рунета
http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета
http://www.portal.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов
www.school2100.ru – сайт Образовательной системы «Школа 2100»
www.1september.ru сайт ИД «Первое сентября»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Эрудит» для 2 класса.
Данное планирование направлено на развитие логического мышления второклассников, формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического мат...
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Эрудит" 2 класс.
Кружок рассчитан на 34 часа.Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности...
Программа факультатива "Эрудит"
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений, с использованием учебников «Моя математика» 3 класс (авт.Демидова Т.Е., Козлова С.А, Тонких, А.П, М., Баласс,2010г), пос...
Программа кружка «Эрудит» для учащихся 1- 2 классов
Внеурочная деятельность.Направление общеинтеллектуальное Программа кружка «Эрудит» для учащихся 1- 2 классов. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь ...
Программа кружка "Эрудит" 1 класс
Программа будет полезна учителям начальных классов для организации кружка по развитию логического мышления у учащихся начальных классов....
Игровая программа "Правовой эрудит"
Игровая программа по правам детей....
Рабочая программа кружка "ЭРУДИТ"
Рабочая программа и тематическое планирование занятий кружка....