Программа кружка "Юный эрудит"
рабочая программа на тему

Асташева Ольга Юрьевна

Программа кружка "Юный эрудит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_erudit_programma_na_4_goda.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Гимназия № 1637»г.Москвы

Программа

 «Юный эрудит»

(1-4 классы)

Разработала:

учитель начальных классов

Асташева Ольга Юрьевна

г. Москва

2017 г.

 Пояснительная записка

Когда людей станут учить не тому, что

                        они должны думать, а тому, как они

                        должны думать, то тогда исчезнут всякие

                                                                                        недоразумения.

                                                        Г. Лихтенберг

Общество всегда испытывает потребность в творческой, активной и свободомыслящей личности. Я-концепция начинает складываться в самом раннем возрасте. Развитие позитивной Я-концепции является важнейшим условием полной реализации потенциальных возможностей ребенка. Внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательной работы, как одна из форм организации досуга обучающихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. В настоящее время возникла необходимость включения во внеклассную работу всех обучающихся. Вызвано это тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Без формирования интереса к изучаемым предметам, без хорошей взаимосвязи классных и внеклассных занятий школа не сможет выполнять этот заказ общества.

Анализ результатов предметных, районных олимпиад показал, что результативность учащихся начальных классов нашей школы невысока. Назрела необходимость системной организации внеклассной работы именно в начальной школе, с целью создания условий для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности школьника. Основными звеньями системы являются: конкурсы, внеклассные занятия, кружок, вечера, утренники и олимпиады.

Программа кружка предполагает обеспечить дальнейшую интенсификацию интеллектуального развития учащихся, развитие их познавательных способностей, так как в последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Изучение данного курса будет способствовать целенаправленному комплексному развитию способностей ребенка.

Данный курс содержит математическое направление : Режим проведения занятий: 1 час в неделю.

Занятия по математике помогут учащимся начальных классов отработать приемы устного и письменного сложения и вычитания, сформировать навыки работы с единицами измерения длины. Программа курса содержит цикл занятий по развитию творческого мышления, игры и занимательные задания по математике, нестандартные старинные задачи, задания повышенной сложности для подготовки к олимпиадам.

Цель: создание условий для формирования потребности детей в развитии познавательных способностей, вовлечение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность.

Задачи:

создать условия для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности младшего школьника;

развивать логическое мышление, интерес к изучаемым предметам, умение самостоятельно и творчески работать с дополнительной литературой;

вырабатывать стремление к познанию, навыкам саморазвития и самообразования, азов проектной деятельности;

воспитывать инициативность, активную жизненную позицию в получении знаний.

Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо формировать логическое мышление. Работа на зону ближайшего развития ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям.

Условия для возникновения новой программы: реализация новых тенденций в условиях модернизации образования.

Могут применяться следующие методы организации деятельности учащихся на занятиях кружка:

проблемно-поисковые (эвристический, исследовательский и др.);

методы самоуправления учебными действиями;

методы контроля и самоконтроля.

Актуальны следующие приемы:

постановка проблемных вопросов;

выделение главного;

прием классификации;

прием установления аналогии;

прием обобщения, систематизации;

прием моделирования;

прием составления алгоритмов и т. д.

Методы и приемы в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной, практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

На каждом занятии перед выполнением практической работы проводятся упражнения для улучшения мозговой деятельности. Во время занятий предполагается отдых: упражнения для снятия глазного напряжения, умственного напряжения. Каждое занятие заканчивается рефлексией.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

Продолжительность занятия 45 мин.

Занятие носит обучающий и развивающий характер (не оценочный).

Объем материала постепенно увеличивается, задания усложняются сообразно возрасту и уровню развития учащихся.


Модель занятия:

I. Гимнастика (2 мин.)

Упражнения для мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения:

- «Маятник» (стимулирует мыслительные процессы). Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

- «Азбука» (активизирует структуры мозга, повышает устойчивость внимания). Закрыв глаза, движением головы «написать» буквы алфавита (5 – 6 букв).

- «Слоник» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь). Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки (3 – 5 раз).

Упражнения для глаз:

- Моргания (на вдох и выдох).

- «Часики». Нарисовать глазами 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

- «Меткий стрелок». Движения глазами влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 5 – 6раз.

II. Разминка (3 мин.).

Основная задача этапа: создать определенный положительный эмоциональный настрой. Вопросы должны быть легкие, направленные на быстроту реакции.

III. Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления (10 мин.).

IV. Логически-поисковые задания (10 – 12 мин.).

Задания из области математики, литературы и т. д. (ребусы, кроссворды, загадки, поиск закономерностей, анаграммы, игры и т.д.).

Физкультминутка (3 мин.)

V. Нестандартные задачи (10 – 13 мин.).

Решение нестандартных задач развивает привычку к логическому рассуждению. Должно быть коллективное обсуждение решенной задачи (ход решения).

VI. Рефлексия (2 мин.).

Обучение должно быть победным! На каждом занятии одобрительные реплики, поддержка.

Занятие может быть построено и по другой схеме в зависимости от поставленных задач (это может быть конкурс, игра «Что? Где? Когда?», посещение библиотеки с целью знакомства с научно-познавательной и справочной литературой).

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Полученные знания дети могут использовать при изучении школьных предметов, при участии в различных конкурсах и олимпиадах, реализуя свои творческие способности.


Программа занятий

Математическое направление

1 год обучения                30ч

  1. Развитие логики.                                                                                7ч
  2. Развитие воображения.                                                                        6ч
  3. Развитие пространственного представления.                                                4ч
  4. Головоломки                                                                                        5ч
  5. Развитие кругозора.                                                                                7ч
  6. Итоговое занятие «Конкурс для юных интеллектуалов»                                

2 год обучения                34ч

  1. Развитие логики.                                                                                11ч
  2. Развитие воображения.                                                                        6ч
  3. Развитие пространственного представления.                                                7ч
  4. Головоломки                                                                                        5ч
  5. Развитие кругозора.                                                                                4ч
  6. Итоговое занятие «Конкурс для юных интеллектуалов»                                

3 год обучения                34ч

  1. Развитие воображения.                                                                        4ч
  2. Развитие пространственного представления.                                                6ч
  3. Развитие логики.                                                                                15ч
  4. Головоломки                                                                                        4ч
  5. Развитие кругозора.                                                                                4ч
  6. Итоговое занятие «Конкурс для юных интеллектуалов»                                

4 год обучения                34ч

  1. Развитие пространственного представления.                                                9ч
  2. Развитие логики.                                                                                14ч
  3. Развитие кругозора.                                                                                10ч
  4. КВН по математике                                                                                1ч


 «Эрудит»

Математическое направление

1 класс

I.

Развитие логики.

«В математику тропинки одолеем без запинки»

«Здесь загадки и шарады. За разгадку – две награды»

Логические задачи.

Математическая шкатулка

II.

Развитие воображения

Манипуляция с предметами

Дорисуй

«Без карандаша и бумаги»

III.

Развитие пространственного представления

Составление узора от заданной точки

Задания геометрического характера

IV.

Головоломки

Поиск решения

Числовые головоломки

V.

Развитие кругозора

Задачи, развивающие кругозор

Знакомство с научно-популярной литературой для детей

«Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые»

              Конкурс для юных интеллектуалов

ИТОГО:

30ч

2 класс

I.

Развитие логики.

11ч

«Учитесь правильно рассуждать «не», «и», «или», «следует», «равносильно».

Составные части математических высказываний.

Верные и неверные высказывания.

Необходимые и достаточные условия.

Затруднительные положения.

II.

Развитие воображения

Манипуляция с предметами

Дорисуй

«Расшифруйте».

III.

Развитие пространственного представления

Составление узора от заданной точки

Задания геометрического характера

Построения с препятствиями и ограничениями

IV.

Головоломки

Числовые головоломки

Арифметическая викторина

Некоторые старинные задачи

V.

Развитие кругозора

Научно-популярная литература для детей

Разные задачи (арифметическая смесь)

              Конкурс для юных интеллектуалов

ИТОГО:

34ч

3 класс

I.

Развитие воображения.

Пространственное воображение

Совершенствование воображения: «Изобрази без предмета», «Ассоциации»

II.

Развитие пространственного представления

Задания геометрического характера

III.

Развитие логики

15ч

Задачи на установление соответствий между элементами различных множеств

Задачи на активный перебор вариантов отношений

Задачи на сравнение

Некоторые старинные задачи.

«Трудность задач повышаем, решенье найти приглашаем»

IV.

Головоломки

V.

Развитие кругозора

Знакомство с развивающими публикациями из детских журналов

Математическая шкатулка

             Конкурс юных интеллектуалов

ИТОГО:

34ч

4 класс

I.

Развитие пространственного представления.

Задания геометрического характера

Решение нестандартных задач.

Конкурс для юных интеллектуалов

Решение нестандартных задач.

Решение олимпиадных задач.

II.

Развитие логики

14ч

Задачи на переливание.

Задачи на взвешивание.

Задачи с числами и цифрами.

Кроссворды (решение и составление).

Арифметические ребусы.

Логические задачи.

Решение олимпиадных задач.

III.

Развитие кругозора

10ч

Работа с литературой.

Комбинаторика.

Конкурс для юных интеллектуалов.

Решение нестандартных задач по математике.

Разрезаем и составляем.

Арифметические ребусы.

Текстовые задачи.

         КВН по математике

ИТОГО:

34ч

Работа по программе кружка «Эрудит» рассчитана на четыре года.

Основание для создания четырехлетней программы:

а) возраст детей (7 – 11 лет), когда происходит развитие основных логических структур мышления;

б) устойчивый интерес детей к участию в конкурсах, олимпиадах, марафонах.

Учебный материал отбирается в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнем развития ЗУН детей.

Ожидаемые результаты

По завершению курса (математическое направление) дети должны

ЗНАТЬ:

- три основных метода решения задач (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический);

- способы решения нестандартных задач;

- правила составления ребусов, кроссвордов;

- детские научно-популярные издания.

УМЕТЬ:

- объединить слова по смыслу;

- найти лишнее;

- установить закономерность;

- найти отличия;

- решать ребусы и кроссворды;

- заполнить магические квадраты;

- решать анаграммы;

- решать задачи повышенной сложности;

- решать нестандартные задачи;

- решать головоломки;

- составлять простейшие ребусы, магические квадраты, кроссворды;

- работать со справочной литературой;

- находить аналогичные задания в различных пособиях, журналах и т. д.

Таким образом, данный курс «Эрудит» можно применять в работе с детьми разной интеллектуальной подготовкой. Стать наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, изобретательным, находчивым, а также приобрести многие другие важные и полезные качества, которые все вместе составляют культуру мышления, - помогут эти занятия.

Методическая литература

  1. Ефремушкина, О.А. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А.Ефремушкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  2. Гейдман, Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы / Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  3. Дьячкова, Г.Т. Олимпиады по математике. 2-4 классы / Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  4. Кордемский, Б.А. Удивительный мир чисел: (Матеем. Головоломки и задачи для любознательных) /Б.А.Кордемский, А.А.Ахадов. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Нигибин, Ф.Ф. Математическая шкатулка /Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Раицкая, Г.В. Олимпиадные задания. 1-2 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир / Г.В.Раицкая. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007.
  7. Раицкая, Г.В. Олимпиадные задания. 3-4 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир / Г.В.Раицкая. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007.
  8. Филипченко, М.П. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Чаус, Е.А. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы / Е.А.Чаус. – Волгоград: Учитель, 2009.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

При проведении занятий кружка «Юный эрудит» использую следующие образовательные ресурсы с применением ноутбука и проектора:

1. 1С: Школа. Образовательный комплекс «Игры и задачи, 1-4 классы» ОС «Школа 2100»

2. DVD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2006

3. Диск DVD-RW «Цифровой портфель младшего школьника»

4. DVD VIDEO Обучающая программа для детей от 2 до 7 лет:

        1) Мультипликационная  «Арифметика – Малышка»

        2)Мультипликационные «Детские фантазии»

5. DVD VIDEO Большая детская энциклопедия

6. DVD VIDEO «Почемучка» веселое пособие для телезрителей 7-11 лет

7. Материалы с сайта «Учи.ру»

Российские каталоги

http://edu.ru –  система федеральных образовательных порталов

http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал

http://alledu.ru – всё образование Рунета каталог ссылок на образовательные ресурсы

http://edu.km.ru – сайт отдела образовательных проектов компании «Кирилл и Мефодий»

http://list.mail.ru – Каталог на Mail.ru – универсальный каталог Рунета

http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета

http://www.portal.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»

http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов

www.school2100.ru – сайт Образовательной системы «Школа 2100»

www.1september.ru  сайт ИД «Первое сентября»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Эрудит» для 2 класса.

Данное планирование направлено на развитие логического мышления второклассников, формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического мат...

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Эрудит" 2 класс.

Кружок рассчитан на 34 часа.Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности...

Программа факультатива "Эрудит"

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений, с использованием учебников  «Моя математика» 3 класс (авт.Демидова Т.Е., Козлова С.А, Тонких, А.П, М., Баласс,2010г), пос...

Программа кружка «Эрудит» для учащихся 1- 2 классов

Внеурочная деятельность.Направление общеинтеллектуальное Программа кружка «Эрудит» для учащихся  1- 2 классов. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь ...

Программа кружка "Эрудит" 1 класс

Программа будет полезна учителям начальных классов для организации кружка по развитию логического мышления у учащихся начальных классов....

Игровая программа "Правовой эрудит"

Игровая программа по правам детей....

Рабочая программа кружка "ЭРУДИТ"

Рабочая программа и тематическое планирование занятий кружка....