Подготовка к школе.
методическая разработка (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 38
г. Владивостока
Программа
подготовительного курса
по подготовке детей
к школе
Чернышева Светлана Георгиевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учителей волнуют вопросы, как обучать детей двоек, без принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным.
А.С. Макаренко писал, и американский учёный – психолог Блюм утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5 – 8 летнего возраста (до 70%). Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь. Невнимание к развитию личности, к складывающимся духовным потребностям и мотивам деятельности в этом возрасте порождает психологические просчеты, которые ярко обнаруживаются в следующих ступенях обучения. Именно на стадии начального обучения решается направление развития личности.
Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли, чувств, т. е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды деятельности: логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Развитие ума связано с развитием воли – умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение. Развитие чувств – эстетических, нравственных, интеллектуальных – составляет духовное богатство человека.
Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Развитие каждого ребенка неравномерно – то замедленно, то скачкообразно, в зависимости от его индивидуальных особенностей, от особенностей его высшей нервной системы его опыта, восприятия, физического развития и т.д. Неравномерность развития проявляется в более быстром развитии одних функций при задержке в развитии других. Подтверждением является то, что у одних детей сильно развито воображение или логическое мышление, у других – память. А это значит, что одни школьники будут иметь более высокую успеваемость по гуманитарным предметам, другие – по точным.
Все дети, если у них нет каких-либо патологических отклонений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Поэтому слабые и сильные ученики должны учиться вместе. «Ведь класс – это учебный коллектив, где при правильной постановке работы каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту, свое оригинальное самобытное начало». (Л.В. Занков)
Между учителем и учеником должны быть деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика, на внимании к его внутреннему миру в процессе усвоения знаний, к его переживаниям. Психология рассматривает общение как один из видов деятельности. Общение в учебном процессе является важным фактором, влияющим на усвоение знаний, развитие в воспитание школьников. Личность школьника формируется не путем усвоения правил поведения, не путем наказания и оценок, а «в разных отношениях, поступках и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и вплетается». (Л.С. Рубинштейн Проблемы общей психологии – М., 1973 – с.191). Именно через отношения, через переживания в процессе общения с ним матери, учительницы, товарищей человек в детстве созревает для полноценного общения с окружающим миром во взрослом возрасте. Учителю надо видеть детей не глазами, а сердцем.
Дидактические принципы реализуются через содержание обучения и методы работы.
Цель курса: развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Задачи курса:
Обучающие:
- Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
- Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
- Развитие мотивации к учебной деятельности.
Развивающие:
- Прививать ответственное отношение к учебе;
- Активизировать творческий потенциал;
- Развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе;
- Развивать память, мышление, воображение.
Воспитывающие:
- Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
- Формировать культуру общения друг с другом;
Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:
- учет индивидуальных возможностей и способностей ребят;
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
Особенности программы
Программа подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомить детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.
Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения – это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический стержень урока – деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности – словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания – «от учеников» к коллективному поиску.
Данная программа включает в себя развитие речи и обучение слоговому чтению; по математике: изучение счёта и состава чисел в пределах 10, решение простейших задач на сложение и вычитание, знакомство со знаками: +, –, =, понятия «больше», «меньше», «столько же», «справа», «слева»; укрепление мышц кисти руки и пальцев.
- ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«В начальных классах учитель для ребёнка – открыватель мира и явлений», – писал В. А. Сухомлинский.
Работа над устной речью детей начинается с первого дня занятий, учитывая то, что уже осознаётся ребёнком в его речевой практике: «слово», «звук», «буква». Понятие «слог» вводится лишь тогда, когда малыши начинают читать первые слова. Изучение букв происходит ежедневно и по одной, и по две, и по три. Когда дети начинают читать целые фразы, вводится понятие «предложение» и грамматические правила о большой букве и раздельном написании слов в предложении.
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух – существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.
Организуя работу ребят по развитию речи, необходимо ставить перед ними все новые и новые задачи, расширяя круг наблюдений и познаний о мире, в котором мы живём, о природе, жизни животных, труде людей и результатах труда, общечеловеческих ценностях, любви к родным, дому, умению дружить и т.д.
Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание воли, привычки к умственному труду.
ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В данный период предусматривается:
- развивать фонематический слух детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность), вырабатывать отчётливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи;
- учить плавному слоговому чтению, умению печатать односложные, двусложные слова самостоятельно, трёхсложные - по образцу, простые предложения, состоящие из 2 - 3 односложных или двусложных слов;
- учить читать слова с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных, с твёрдыми и мягкими согласными, с Ъ и Ь знаками;
- учить отвечать на вопросы учителя, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед классом, выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам, логическим заданиям. Учатся дети отгадывать загадки, шарады, анаграммы;
- знакомить с написанием сочетаний: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН;
- знакомить с написанием большой буквы в начале предложения, имени человека, кличке животного;
- учить объединять предметы по существенным признакам (в связи с чтением или наблюдением).
II. МАТЕМАТИКА
Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на уроках математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал.
ДЕСЯТОК
1. Счет предметов (реальных предметов и их изображений).
2. Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Их чтение и запись.
3. Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или «равно».
4. Знаки: +, –, =. Действия: сложение и вычитание.
5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитание 1 из последующего.
6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале).
7. Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета
предметов.
8. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).
III. РАБОТА ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ СИЛЫ КИСТИ РУКИ И ПАЛЬЦЕВ
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Поэтому очень важно поставить руку, подготовить ее к работе.
По наблюдениям ученых, известно, что мускульная память у детей от четырех до пяти, до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом всем известно, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. И если при обучении письму какой-либо буквы у него не получается элемент, буква написана неверно, некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы ею пальцев и кисти рук. Что же в этом случае может помочь? Можно воспользоваться опытом работы Евгении Николаевны Потаповой по штриховке предметов, как видом работы, укрепляющим мускульную силу кисти руки и пальцев. Давать задания выполнять штриховку прямыми, параллельными отрезками, дугообразными линиями, печатными буквами, овалами и т. д. А если устанут, предложить раскрасить фигурку. Штриховку дети будут продолжать и в 1 классе в период обучения грамоте. Дома дети могут по желанию раскрашивать, штриховать в книжках для раскрашивания или выполнять работу, подобную классной.
Средствами укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев являются: лепка предметов, конструирование из бумаги, рисование. Выполняя то или иное задание по постановке руки (в тетради любой разлиновки), рисуя, конструируя, что-то вылепливая, дети то «собирают» ягодки на варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтиками, то «шьют» одежду для моряка, то «строят» дом для друзей и т. д.. Штриховка, лепка, рисование, моделирование - это способ развития речи детей, их логического мышления, т.к. попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки.
ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ СИЛЫ РУКИ И ПАЛЬЦЕВ
1. Штриховка (Тетрадь в линию).
2. Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.
3. Лепка, конструирование.
4. Рисование.
5. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.
Структура программы
Данная программа состоит из трех разделов:
- обучение слоговому чтению и развитие речи;
- математика;
- работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.
Режим занятий
Ноябрь – май
1 раз в неделю по три занятия – 81 час
Продолжительность занятия – 30 минут
Формы проведения занятий
- инсценировка;
- ролевая игра;
- конкурс;
- предметная игра;
- сочетание всех элементов на одном уроке
Прогнозируемые результаты и формы контроля
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:
1. Отчётливо и ясно произносить слова:
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- ориентироваться на странице тетради;
- писать основные элементы букв;
- рисовать узоры и различные элементы.
2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:
- перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
- называть основные признаки времён года.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен знать:
- русский алфавит;
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0–9, знаки +, –. =;
- название текущего месяца, последовательность дней недели.
Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.
Средства, необходимые для реализации программы:
- учебно-тематическое планирование;
- букварь;
- рабочие тетради;
- наглядные пособия;
- счетный материал.
Календарно - тематическое планирование
занятий подготовительного курса (81 уроков)
Обучение слоговому чтению и развитие речи (27 часов)
№ п/п | Тематика занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Звук и буква: А, У, О с.4-6 | 1 | |
2 | Звук и буква: М, С с.7-13 | 1 | |
3 | Учимся соединять буквы с.14-17 | 1 | |
4 | Читаем буквы, читаем слоги. Звук и буква: Х, Р с.18-21 | 1 | |
5 | Соединяем буквы, читаем слоги. Звук и буква: Ш, Ы с.22-24 | 1 | |
6 | Учимся соединять буквы. Звук и буква: Л, Н с.25-30 | 1 | |
7 | Читаем слитно. Звук и буква: К, Т с.31-33 | 1 | |
8 | Звук и буква: И, П с.34-38 | 1 | |
9 | Звук и буква: З, Й с.39-44 | 1 | |
10 | Звук и буква: Г, Д с.45-52 | 1 | |
11 | Звук и буква: Б с.53-57 | 1 | |
12 | Звук и буква: Ж с.58-60 | 1 | |
13 | Звук и буква: Е с.61-63 | 1 | |
14 | «Ь» с.64-67 | 1 | |
15 | Буква «Я» с.68-71 | 1 | |
16 | Буква «Ю» с.72-73 | 1 | |
17 | Буква «Ё» с.74-77 | 1 | |
18 | Чтение слов и предложений с буквами «Е, Ё» с.78-79 | 1 | |
19 | Развитие речи с.80-83 | 1 | |
20 | Буква «Э» с.84 | 1 | |
21 | Буква «Ц» с.85-87 | 1 | |
22 | Буква «Ф» с.88-89 | 1 | |
23 | Буква «Щ» с.90-92 | 1 | |
24 | Буква «Ъ» с.93-95 | 1 | |
25-27 | Отработка навыка чтения. Мои любимые книги. | 3 | |
ИТОГО | 27 |
Примечание: букварь Жуковой.
Математика (27 часов)
№ п/п | Тематика занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Счёт предметов. Числа от 0 до3. Цифра 0. | 1 | |
2 | Числа от 0 до5. Число и цифра 1. Знаки +, –, =. | 1 | |
3 | Число и цифра 2. Состав числа 2. | 1 | |
4 | Число и цифра 3. Состав числа 3. | 1 | |
5 | Число и цифра 4. Состав числа 4. | 1 | |
6 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | 1 | |
7 | Счёт предметов от 0 до 5. | 1 | |
8 | Число и цифра 6. Состав числа 6. | 1 | |
9 | Число и цифра 7. Состав числа 7. | 1 | |
10 | Число и цифра 8. Состав числа 8. | 1 | |
11 | Число и цифра 9. Состав числа 9. | 1 | |
12 | Число 10. Состав числа 10. | 1 | |
13 | Числа натурального ряда. Прибавить и вычесть 2. | 1 | |
14 | Счёт предметов. Прибавить и отнять 3. | 1 | |
15 | Числа от 0 до 10. Прибавить и вычесть 4. | 1 | |
16 | Порядковый счёт от 1 до 10. Счёт предметов. Прибавить и вычесть 5. | 1 | |
17 | Прибавить и вычесть 6. | 1 | |
18 | Счёт предметов в пределах 10. Понятия: «столько же», «слева», «справа». | 1 | |
19 | Счёт предметов. Ответы на вопросы: «сколько?» | 1 | |
20 | Дни недели. Времена года. Год. | 1 | |
21 | Понятие «задача» | 1 | |
22-27 | Решение текстовых задач, примеров | 5 | |
ИТОГО: | 27 |
Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев
(27 часов)
№ п/п | Тематика занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую линию с направляющей. | 1 | |
2 | Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей. | 1 | |
3 | Наклонная линия, круг, овал. | 1 | |
4 | Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной сочетании с кругом. | 1 | |
5 | Сочетания «жи – ши». Рабочая строка. | 1 | |
6 | Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка. | 1 | |
7 | Работа в тетради с направляющей линией (по письму) | 1 | |
8 | Разлиновка тетради по письму. Наклон. | 1 | |
9 | Отработка наклона, письма в широкой и узкой линиях. | 1 | |
10 | Рабочая строка. Широкая строка в тетради с направляющей линией. | 1 | |
11 | Наклон в тетради с направляющей линией. Овал. | 1 | |
12 | Овал большой и маленький. Наклон в тетради с направляющей линией. | 1 | |
13 | Разлиновка тетради по письму. Широкая и узкая строка. Наклонная линия. | 1 | |
14 | Работа в тетради с направляющей линией. | 1 | |
15 | Широкая и узкая линия в тетради по письму. | 1 | |
16 | Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку. | 1 | |
17 | Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии. | 1 | |
18 | Овал, наклонная с закруглением вверх, наклонная и дугообразная линии. | 1 | |
19 | Удлинённые линии с петлёй внизу. | 1 | |
20 | Удлинённые линии с петлёй вверху. | 1 | |
21 | Прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. | 1 | |
22-27 | Написание слогов и слов | 5 | |
ИТОГО: | 27 |
Примечание: написание букв в соответствии с обучением грамоте (1-27 урок)
Содержание программы
Обучение слоговому чтению и развитие речи (27 часов)
Тема 1. Звук и буква: А, У, О (1 час)
Познакомить с буквами и звуками. Заучивание стихотворений. Загадки .
Тема 2. Звук и буква: М, С (1 час)
Познакомить с буквами и звуками. Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Печатать: М, МА – МА.
Тема 3. Учимся соединять буквы (1 час)
Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по серии картинок. Логическое упражнение «Рыбы. Животные». Заучивание стихотворения. Печатание.
Тема 4. Читаем буквы, читаем слоги. Звук и буква: Х, Р (1 час)
Знакомство с буквами и звуками. Заучивание стихотворений. Чтение слияний, слогов, слов. Печатание.
Тема 5. Соединяем буквы, читаем слоги. Звук и буква: Ш, Ы. (1 час )
Познакомить со звуками и буквами. Чтение букв, слогов, слов. Предложение. Анаграммы. Печатание.
Тема 6. Учимся соединять буквы. Звук и буква: Л, Н (1 час)
Развитие речи «Кот – герой сказок». Загадки. Земля – дом для всего живого. Чтение букв, слогов и предложений. Печатание.
Тема 7. Читаем слитно. Звук и буква: К, Т (1 час)
Загадки. Чтение букв, слогов и предложений. Печатание.
Тема 8. Звук и буква: И, П (1 час)
Знакомство со звуками и буквами. Чтение слогов, слов, предложений с антонимами. Многозначность слов. Печатание.
Тема 9. Звук и буква: З, Й (1 час)
Знакомство со звуками и буквами. Чтение слогов, слов, предложений. Печатание.
Тема 10. Звук и буква: Г, Д (1 час)
Знакомство со звуками и буквами. Чтение слогов, слов, предложений. Загадки, ребусы. Печатание.
Тема 11. Звук и буква: Б (1 час)
Беседа «Зубы и уход за ними». Чтение слогов с буквами, слов и предложений. Печатание
Тема 12. Звук и буква: Ж (1 час )
Знакомство и характеристика звука и буквы Ж, написание ЖИ, ШИ. Чтение букв, слогов, слов и предложений. Составление рассказа по серии картинок «За грибами».
Тема 13. Звук и буква: Е (1 час )
Логическое упражнение «Откуда хлеб пришел?». Чтение слогов, слов и стихотворения.
Тема 14. Буква «Ь» (1 час)
Знакомство с буквой. Чтение слогов, слов с изученными буквами.
Анаграммы: Л В Ю К - (клюв), А Ю Л – (юла). Печатание.
Тема 15. Буква «Я» (1 час)
Знакомство и характеристика звука и буквы. Загадки, ребусы. Печатание.
Тема 16. Буква «Ю» (1 час)
Знакомство и характеристика звука и буквы. Загадки, ребусы. Составление рассказа по картинке. Печатание.
Тема 17. Буква «Ё» (1 час)
Знакомство и характеристика звука и буквы. Загадки, ребусы. Составление рассказа по картинке. Печатание.
Тема 18. Чтение слов и предложений с буквами «Е, Ё» (1 час)
Чтение текстов, выделение главного. Заучивание наизусть. Печатание.
Тема 19. Развитие речи (1 час)
Составление рассказа по картинке. Печатание.
Тема 20, 23. Звуки и буквы: Э, Щ (2 часа)
Загадки о цветах. Звук и буква Э ( из слова это ). Беседа «Изменения в живой и неживой природе весной». Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов и предложений. Сочетание ЩА, ЩУ. Печатаем: Э. Щ, ЩЕНОК, ЭТАЖИ. Щенка зовут Эхо.
Тема 21. Буква «Ц» (1 час)
Знакомство и характеристика звука и буквы. Загадки, ребусы. Составление рассказа по картинке. Печатание.
Тема 22. Звук и букв: Ф (1 час)
Стихотворение «Пароход обходит мели…» Словарь: мель, моряк, штурман, доблестный. Беседа о флоте. Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов и предложений. Характеристика звука. Печатаем: Ф, ФЛОТ, Федя, Феня, ФИЛЬМ, ФИЛЬМЫ. Яхта плавает по волнам.
Тема 24. Буква «Ъ» (1 час)
Толкование пословиц. Беседа по иллюстрациям «Семья обедает». Наблюдение над словами на слух: съел – сел и подобные. Чтение слов и предложений. Печатание.
Тема 25-27. Отработка навыка чтения. Мои любимые книги.
Чтение и беседа о прочитанном.
Математика (27 часов)
Тема 1. Счет предметов. Числа от 0 до 3. Цифра 0. (1 час)
Знакомство с разлиновкой тетради в клетку, посадкой при письме, умением держать ручку, давать ответ. Письмо цифры 0 (пустое множество).
Тема 2. Числа от 0 до 5. Число и цифра 1. Знаки +, -, =. (1 час)
Работа по упражнениям на глазомер, умение видеть строку: по точечному образцу и самостоятельно. Знакомство со знаками.
Тема 3. Число и цифра 2. Состав числа 2. (1 чаc)
Счет от 0 до 5. Игра (Рыбалка). Цифры от 0 до 5.
Пишем цифры 1 и 2 по образцу.
Тема 4. Число и цифра 3. Состав числа 3. (1 часа)
Игра «По грибы по ягоды». Повторить состав числа 2. Как получить число 3? Состав числа 3.Рисуем грибочки по точечному образцу. Письмо цифры 3.
Тема 5. Число и цифра 4. Состав числа 4. (1 час)
Знакомство с числом и цифрой 4. Загадки о пальчиках. Понятие «столько же». Счёт предметов до 5 (положи столько же, нарисуй столько же). Состав числа 4. Письмо цифры 4.
Тема 6. Число и цифра 5. Состав числа 5. (1 часа)
«Пушистая история» - шарада ( по картинкам «Кот и мышь» ), мышка – мушка- мишка.
Весёлый счёт: «Мишки вышли по грибы». Число и цифра 5. Состав числа 5. Пишем цифру 5 по образцу. Работа со счётным материалом.
Тема 7. Счёт предметов от 0 до 5. (1 час)
Прямой и обратный счёт от 0 до 5. Загадка о еже. Счёт предметов по стихам о еже. Состав чисел 2,3,4,5. Тренировка памяти. Письмо в тетради цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5.
Тема 8. Число и цифра 6. Состав числа 6. (1 час)
Счёт предметов (друзья Петрушки). Число и цифра 6. Состав числа 6. Игра «На лугу» по составу 6. Письмо в тетради цифры 6.
Тема 9. Число и цифра 7. Состав числа 7. (1 час)
Игра - «По грибы, по ягоды». Счёт в пределах 6. Счёт предметов от 0 до 10. Состав числа 7. Цифра 7. Письмо в тетради цифры 7.
Тема 10. Число и цифра 8. Состав числа 8. (1 час)
Беседа: «Домашние животные». Счёт предметов от 0 до 10 (утята). Число и цифра 8. Состав числа 8. Работа в тетради (по точечному образцу).
Тема 11. Число и цифра 9. Состав числа 9. (1 час)
Логическая задача «Осень». Счёт предметов от 0 до 10. Число и цифра 9. Состав числа 9. Работа в тетради.
Тема 12. Число 10. Состав числа 10. (1 час)
Беседа «Второй хлеб» - (о картофеле). Логическое упражнение «Чей это хлеб?».
Счёт предметов: «Огород». Число 10. Состав числа 10. Работа в тетради по образцу.
Тема 13. Числа натурального ряда. Прибавить и вычесть 2. (1 час)
Толкование пословицы «Землю красит солнце, а человека труд». Беседа «Как вы помогаете маме?». Счёт от 0 до 10 (на счётном материале). Работа в тетради:
а) письмо цифр от 0 до 10.
б) задачи, где прибавляем и отнимаем 2.
Тема 14. Счёт предметов. Прибавить и отнять 3. (1 час)
Беседа «Почему весной люди радуются?». Счёт предметов в пределах 10. Учимся прибавлять и отнимать 3. Работа в тетради по образцу. Запись примеров по точечному образцу; ответ дети записывают самостоятельно.
Тема 15. Числа от 0 до 10 .Прибавить и вычесть 4. (1 час)
Прямой и обратный счёт до 10. Понятие и способы, как прибавить и отнять 4. Закрепляются понятия: «больше», «меньше», «столько же». Даётся понятие «рыболовецкий флот». Счёт предметов от 0 до 10 и обратно, по 1 и по 2. Работа в тетради: ряд чисел, волны и пена, рыбка.
Решение задач с числом 4.
Тема 16. Порядковый счёт от 1 до 10. Счёт предметов. Прибавить и вычесть 5. (1час)
Знакомство со счётом по порядку, вопросом «который?», ответами : «первый», «второй» и т.д.
Решение простых задач на сложение и вычитание. Работа в тетради по образцу.
Тема 17. Прибавить и вычесть 6. (1 часа)
Беседа «Надо уметь прощать и уступать друг другу». Стихотворение В.Орлова «Кто кого обидел?». Счёт «Найди себе друга». Работа в тетради: числа натурального ряда, окошко дружных соседей, строим крепость, играем в мяч. Решение задач на сложение и вычитание 6.
Тема 18. Счёт предметов в пределах 10. Понятия: «столько же», «слева», «справа». (1 час)
Игра « Груши и яблоки» ( счёт по порядку, сложение и вычитание в пределах 10 ).
Работа в тетради: а) нарисуй столько же; б) нарисуй слева, справа; в) посчитай, запиши.
Тема 19. Счёт предметов. Ответы на вопросы: «Сколько?» (1 час)
Закрепление навыков счёта. Дети считают и записывают цифровой ответ. Игра «Дорисуй по образцу». Повторяется написание цифр от 0 до 9.
Тема 20. Дни недели. Времена года. Год. (1 час)
Загадки о временах года. Счёт предметов от 1 до 10. Задачи о днях недели. Работа в тетради по заданию учителя. Решение задач и примеров.
Тема 21. Понятие «задача» (1 час)
Составные части задачи: условие, данные (известные, неизвестные), вопрос, решение, ответ, краткая запись.
Тема 22-27. Решение текстовых задач, примеров (5 часов)
Решение простых текстовых задач, примеров на сложение и вычитание в пределах 10.
Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев
(27 часов)
Тема 1. Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую линию с направляющей. (1 час)
Штриховка рисунков. Печатание буквы А в широкую разлинованную тетрадь по точечному образцу и самостоятельно.
Тема 2. Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей. (1 час)
Штриховка фигур в узкую линию по точечному образцу. Игра «У медведя во бору». Отгадывание загадок. Логическое упражнение «Почему медведя зовут медведем».
Тема 3. Наклонная линия, круг, овал. (1 час)
Штриховка рисунка. Заучивание стихотворения.
Тема 4. Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной сочетании с кругом. (1 час)
Штриховка рисунка. Раскрашивание прозрачных предметов. Заучивание стихотворения.
Тема 5. Сочетания «жи – ши». Рабочая строка. (1 час)
Тренировка глазомера. ЖИ – ШИ пишем с И. Работа по штриховке. Наклонная в рабочей строке и прямая с закруглением внизу (по образцу).
Тема 6. Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка. (1 час)
Штриховка наклонной горизонтальной линией. Конкурс загадок. Рисунок по образцу.
Тема 7. Работа в тетради с направляющей линией (по письму) (1 час)
Развитие речи «Что даёт хвойный лес птицам и зверям». Штриховка наклонными вправо и влево от середины. Рисунок по точечному образцу и самостоятельно.
Тема 8. Разлиновка тетради по письму. Наклон. (1 час)
Штриховка горизонтальными и наклонными линиями. Многозначность слова «Шуба».
Работа в «Прописи».
Тема 9. Отработка наклона, письма в широкой и узкой линиях. (1 час)
Штриховка рисунка. Разгадывание загадок. Разучивание стихотворения.
Тема 10.Рабочая строка. Широкая строка в тетради с направляющей линией. (1 час)
Беседа о зимующих и перелётных птицах. Штриховка косыми линиями. Работа в «Прописи».
Тема 11. Наклон в тетради с направляющей линией. Овал. (1 час)
Заучивание стихотворения о жуке. Беседа «Животные в цирке». Штриховка рисунка.
Тема 12. Овал большой и маленький. Наклон в тетради с направляющей линией. (1 час)
Беседа по р.н.с. «Колобок». Словарная работа: глупость, хвастовство. Штриховка горизонтальными, вертикальными и перекрёстными линиями. Работа в тетради с направляющей.
Тема 13. Разлиновка тетради по письму. Широкая и узкая строка. Наклонная линия.
(1 час)
Логическое упражнение «Мои помощники» (руки, пальцы). Толкование пословицы «Золотые руки не знают скуки». Работа в тетради.
Тема 14. Работа в тетради с направляющей линией. (1 час)
Письмо по образцу. Заучивание стихотворения. Аппликация «Весёлый парус».
Тема 15. Широкая и узкая линия в тетради по письму. (1 час)
Разгадывание загадок. Беседа об одежде моряка. Штриховка рисунка. Выполнение работы по точечному образцу и дорисовка деталей.
Тема 16. Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку. (1 час)
Беседа о помощи в семье, о совместном отдыхе. Работа в тетради по точечному образцу. Аппликация «Утята».
Тема 17. Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии. (1 час)
Разучивание песенки. Беседа о доме для друзей – цирке. Работа в тетради. Игры на воздухе.
Тема 18. Овал, наклонная с закруглением вверх, наклонная и дугообразная линии. (1 час)
Вопросы Незнайки. Ответ – анаграмма. Рисунок – ответ по образцу. Аппликация «Корзина с ягодами».
Тема 19. Удлинённые линии с петлёй внизу. (1 час)
Логическое упражнение «Какие грибы выбросил Буратино?». Штриховка рисунков. Работа в тетради.
Тема 20. Удлинённые линии с петлёй вверху. (1 час)
Письмо с заданиями от кота Фёдора. Выполнение заданий: письмо букв и штриховка по образцу.
Тема 21. Прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. (1час)
Разучивание стихотворения. Разгадывание загадок. Раскрашивание и штриховка рисунков. Письмо изученных элементов букв.
Тема 22-27. Написание слогов и слов. (5 часов)
Письмо изученных элементов букв, слогов, слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...
Методические рекомендации " Подготовка к школе" по письму и развитию речи
Материал предназначен для учителей начальных классов, занимающихся подготовкой к школе...
Подготовка к школе
Несколько советов родителям о подготовке будущего первоклассника....
Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе"
Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе". Материал для педагогов и родителей будущих первоклассников....
Родительское собрание в начальной школе "Подготовка к школе"
(Собрание проводится в форме игры, в ходе которой надо показать родителям важность развития мышления, памяти, внимания для успешногообучения ребёнка в школе)эВ представлении многих взрослых подготовка...
Презентация к занятиям по подготовке к школе по тетради О. Холодовой "За три месяца до школы"
Предлагаемая презентация поможет организовать подготовку дошкольников к обучению в 1 классе. Составлена в соответствии с первыми десятью занятиями рабочей тетради О. Холодовой "За три месяца до ш...
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу" (84 часа)
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу"...