Открытый урок по окружающему миру с презентацией
методическая разработка (3 класс) на тему
Методическая разработка конспекта урока с презентацией по окружающему миру 3 класс по "УМК" Гармония.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 28.61 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира с применением ИКТ по теме "Почва, её состав и свойства" (3 класс)
Цели:
- формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойств
- развивать умения работы с научным текстом и схемами,
- выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
- делать выводы на основе проведенных опытов,
- развивать познавательный интерес.
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю
Задача урока: Создать условия для проведения исследовательской работы.
Оборудование:
- карандаши,
- образцы почв,
- материал для опытов,
- презентации,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- учебник"Окружающий мир"О.Т.Поглазова(3 класс),
- тетрадь О.Т. Поглазовой (3 класс)
Ход урока
I. Организационный момент.
-Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка проводится в виде теста на компьютере
III. Объявление темы и целей урока. Введение в тему.
1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд.
1. В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь – это… (холм).
2. Далеко, конца не видно,
Расстилается... (равнина).
3. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака. (гора.)
4. Тает снег - и я расту,
Дождик льет - и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину.
Полю хлебному я враг,
А зовут меня... (овраг).
Отгадки появляются в кроссворде.
2 слайд.
-Как называются одним словом отгаданные слова?
(Гора, равнина, овраг, холм - это формы поверхности земли.)
3 слайд.
2.
Какие формы земной поверхности вы знаете?
- Где обычно селятся люди? (на равнинах)
- Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.)
Обратимся к тетради. Задание № 42стр.40. Прочитайте его.
4 слайд.
- Почему так написали?
5 слайд.
3. Обратимся к учебнику. Прочитайте стихотворение на с. 110.
Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.
А. Тетивкин
- О какой земле идёт речь? (о почве)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)
Итак, тема нашего урока:
6 слайд.
IV- Открытие" новых знаний".
Посмотрите на слайд.
7 слайд.
- Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.)
- Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
- Почему в этих местах нет почвы?
8 слайд.
- Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.
1. Почва и её состав.
Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
10 слайд.
В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
11 слайд.
Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
И как подтверждение моим словам, прочитаем стихотворение в тетради на
с. 40 № 43
- Почему гора снова стала молодой?
- Но что такое почва? Как она образуется?
Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем с. 110-111.
- Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)
- Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)
- Какие факторы влияют на образование почвы?
12 слайд.
- Мы узнали, как образуется почва. Вернёмся к вопросу: почему на горных вершинах, в Арктике нет почвы?
Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву.
Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
2. Исследование состава и свойств почвы (опыты по рабочей тетради, задание 44).
Дети работают в группах.
Опыт 1.
Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)
Оборудование:
- стакан,
- вода,
- комок почвы.
Ход опыта
Положи в стакан с водой комок почвы .Что наблюдаешь?(Появились пузырьки)
Вывод: в почве есть воздух.
Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.
- Для чего нужен воздух в почве?
Опыт 2.
Вывод: в почве есть песок, глина.
Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.
Опыт 3. (Проводит учитель.)
Оборудование:
- сковородка,
- спиртовка,
- стекло.
Ход опыта
Вывод: в почве есть вода.
Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.
- Зачем в почве вода?
Опыт 4 (продолжение опыта 3).
Продолжим прокаливать почву. Появляется дым с запахом горелых остатков растений и животных.
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)
Опыт 5.(Проводит учитель)
Цель: увидеть наличие солей.
Ход опыта
Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
- Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
Дети заполняют схему в рабочей тетради, один ученик - у доски.
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).
13 слайд.
3. Свойство почвы.
- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
Посмотрите на слайд.
14 слайд.
- Как вы можете прокомментировать этот рисунок?
(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)
- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?
- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём учебнике на с. 89 – 90.
Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.
15 слайд.
- Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет?
V. Физкультминутка.
9 слайд.
Спал цветок и вдруг проснулся-
(туловище вправо, влево)
больше спать не захотел.
(туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(покружиться)
VI. Закрепление знаний.
По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
Рассмотрите рис. в учебнике на с. 113.
- что изображено?
- где расположен плодородный слой?
- как вы догадались?
- далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.
- в каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?
1. - Давайте подведём итог.
- что такое почва?
- что входит в состав почвы7
- какая почва называется плодородной?
- чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная взаимопроверка.
16 слайд.
- Перед вами 6 вопросов.
Вы читаете их и на листочках записываете ответ.
Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.
- Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)
- Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы:
- Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.
- Основное свойство почвы. (плодородие)
- Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)
- Самая богатая перегноем почва. (чернозём)
- Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной)
17 слайд.
18 слайд.
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
VII. Итог урока
– На какие вопросы мы искали ответы?
– Что нового узнали на уроке?
VIII Рефлексия
В начале урока раздаются карточки для самооценки учащихся, в конце урока дается время на заполнение карточек.
карточка на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала, работы на уроке
Отметь знаком «+» , оцени свое настроение | |||
1. Мое настроение в начале урока |
|
|
|
2. Мое настроение в конце урока |
|
|
|
Отметь знаком «+» , оцени себя | Хорошо | Не очень | Плохо |
1. Данную тему я усвоил (а) |
|
|
|
2. На уроке я работал (а) |
|
|
|
- Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?
IX. Домашнее задание.
ТПО С. 40 -42
Учебник с. 110-114 прочитать, ответить на вопросы.
19 слайд.
Директор МБОУ СОШ п.Южный Ведищев Н.А,
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4
ГОРЫ РАВНИНЫ плоские ХОЛМИСТЫЕ ОВРАГИ ХОЛМЫ
Приятно утром пройтись босыми ногами по и ощутить прохладу росы. У планеты есть спутник – это Луна. земле Земля
земля – почва
Тема урока:
скалистые породы лишайники
почва климат воды рельеф человек растения животные горные породы
состав почвы
состав почвы песок, глина остатки растений и животных живые организмы вода минеральные соли воздух
ПЛОДОРОДИЕ
ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять
2. Выбери, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. 3. Основное свойство почвы. 4. Животные или растения стали первыми обитателями суши? 5. Самая богатая перегноем почва. 6. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве.
1. почва 2. песок, глина, вода, воздух, перегной, соли 3. плодородие 4. растения 5. чернозём 6. перегной
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.
Тетрадь С. 40-42 Учебник с. 110-114 прочитать, ответить на вопросы.
1. http://www.tursinfo.ru/files/Data/1173194398_2780.jpg 2. http://holina.ru/paint/1995/1995-3b.jpg 3. http://www.adamast.ru/images/all/mountain/pic_2006-02-08_081819.jpg 4. http://yahooeu.ru/uploads/posts/07/08/03/1188433112_2.jpg 5. http://www.kaliningrad.ru/upload/foto/users/ratsy/medium/16a03e836254a98ec075da6e9f316ee9.jpg 6. http://crocodile.narod.ru/khibiny2004/tundra_stone.jpg 7. http://www.landex.ru/imgs/images/poch4.jpg 8. http://www.cooltravel.ru/Photo/Eski-Kermen/rock_sm.jpg 9. http://www.manwb.ru/pub/News/031005_2.jpg 10. http://venividi.ru/files/img/700/vach_30.jpg 11. http://www.atma.ru/pict/c0a7f2180501a6530a3bcfbba571788f.jpg 12. http://animashky.ru/index/0-6 13. http://www.bfoto.ru/bfoto_ru_1.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру с использованием НРК и презентации по теме: В гостях у Хозяйки Медной горы.
Урок обобщения и систематизации знаний о полезных ископаемых в 4 классе .УМК "Школа России"...
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...
Презентация к открытому уроку по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"
Презентация к открытому уроку по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
Открытый урок по окружающему миру(конспект+презентация)
Открытый урок по теме "Почему солнце светит днём, а звезды-ночью?" (1класс)-конспект...
Открытый урок по окружающему миру с презентацией "Грибная пора"
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Грибная пора» Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – 3-е изд., дор...
Интегрированный открытый урок по окружающему миру и математике на тему Транспорт. 3 класс (презентация+технологическая карта урока)
Тема: Транспорт Цели: познакомить с классификацией транспорта в зависимости от места движения и назначения; с историей возникновения транспорта; повторить правила дорожного движения, влияние транспорт...