Открытый урок по окружающему миру с презентацией
методическая разработка (3 класс) на тему

Макарова Светлана Васильевна

Методическая разработка конспекта урока с презентацией по окружающему миру 3 класс по "УМК" Гармония.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.61 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира с применением ИКТ по теме "Почва, её состав и свойства" (3 класс)


Цели:

  • формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойств
  • развивать умения работы с научным текстом и схемами,
  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
  • делать выводы на основе проведенных опытов,
  • развивать познавательный интерес.
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю

Задача урока: Создать условия для проведения исследовательской работы.

Оборудование:

  • карандаши,
  • образцы почв,
  • материал для опытов,
  • презентации,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • учебник"Окружающий мир"О.Т.Поглазова(3 класс),
  • тетрадь О.Т. Поглазовой (3 класс)

Ход урока

I. Организационный момент.

-Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка проводится в виде теста на компьютере

III. Объявление темы и целей урока. Введение в тему.

1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд.

1. В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь – это… 
(холм).

2. Далеко, конца не видно, 
Расстилается... 
(равнина).

3. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака.
 (гора.)

4. Тает снег - и я расту, 
Дождик льет - и я расту, 
Но расту не в высоту, 
А в глубину и в ширину. 
Полю хлебному я враг, 
А зовут меня... 
(овраг).

Отгадки появляются в кроссворде.

2 слайд.

-Как называются одним словом отгаданные слова?
(Гора, равнина, овраг, холм - это формы поверхности земли.)

3 слайд.

2.

Какие формы   земной поверхности вы знаете?

- Где обычно селятся люди? (на равнинах)

- Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.)

Обратимся  к тетради. Задание № 42стр.40. Прочитайте его.

4 слайд.

- Почему так написали?

5 слайд.

3. Обратимся к учебнику. Прочитайте стихотворение на с. 110.

Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.

А. Тетивкин

- О какой земле идёт речь? (о почве)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)

Итак, тема нашего урока:

6 слайд.

IV- Открытие" новых знаний".

 Посмотрите на слайд.

7 слайд.

- Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.)

- Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)

- Почему в этих местах нет почвы?

8 слайд.

- Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.

1. Почва и её состав.

Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.

10 слайд.

В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.

11 слайд.

Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.

И как подтверждение моим словам, прочитаем стихотворение в тетради на

с. 40 № 43

- Почему гора снова стала молодой?

- Но что такое почва? Как она образуется?

Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем с. 110-111.

- Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)

- Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)

- Какие факторы влияют на образование почвы?

12 слайд.

- Мы узнали, как образуется почва. Вернёмся к вопросу: почему на горных вершинах, в Арктике нет почвы?

Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву.

Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.

2. Исследование состава и свойств почвы (опыты по рабочей тетради, задание 44).

Дети работают в группах.

Опыт 1.

Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)

Оборудование:

  • стакан,
  • вода,
  • комок почвы.

Ход опыта

Положи в стакан с водой комок почвы .Что наблюдаешь?(Появились пузырьки)

Вывод: в почве есть воздух.

Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.

- Для чего нужен воздух в почве?

Опыт 2.

Вывод: в почве есть песок, глина.

Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.

Опыт 3. (Проводит учитель.)

Оборудование:

  • сковородка,
  • спиртовка,
  • стекло.

Ход опыта

Вывод: в почве есть вода.

Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.

- Зачем в почве вода?

Опыт 4 (продолжение опыта 3).

Продолжим прокаливать почву. Появляется дым с запахом горелых остатков растений и животных.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)

Опыт 5.(Проводит учитель)

Цель: увидеть наличие солей.

Ход опыта

Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

- Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
Дети заполняют схему в рабочей тетради, один ученик - у доски.

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).

13 слайд.

3. Свойство почвы.

- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

Посмотрите на слайд.

14 слайд.

- Как вы можете прокомментировать этот рисунок?

(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём учебнике на с. 89 – 90.

Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.

15 слайд.

- Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

V. Физкультминутка.

9 слайд.

Спал цветок и вдруг проснулся-
(туловище вправо, влево)
больше спать не захотел.
(туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(покружиться)

VI. Закрепление знаний.

По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

Рассмотрите рис. в учебнике на с. 113.

  • что изображено?
  • где расположен плодородный слой?
  • как вы догадались?
  • далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.
  • в каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?

1. - Давайте подведём итог.

  • что такое почва?
  • что входит в состав почвы7
  • какая почва называется плодородной?
  • чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная взаимопроверка.

16 слайд.

- Перед вами 6 вопросов.

Вы читаете их и на листочках записываете ответ.

Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.

  1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)
  2. Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы:
  3. Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.
  4. Основное свойство почвы. (плодородие)
  5. Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)
  6. Самая богатая перегноем почва. (чернозём)
  7. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной)

17 слайд.

18 слайд.

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

VII. Итог урока

– На какие вопросы мы искали ответы?
– Что нового узнали на уроке?

VIII Рефлексия

В начале урока раздаются карточки для  самооценки  учащихся, в конце урока дается время на заполнение карточек.
карточка на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала,   работы на уроке

Отметь знаком «+» , оцени  свое настроение

http://festival.1september.ru/articles/601751/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/601751/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/601751/img3.gif

1. Мое настроение в начале урока

 

 

 

2. Мое настроение в конце урока

 

 

 

Отметь знаком «+» , оцени себя

Хорошо

Не очень

Плохо

1. Данную тему  я усвоил (а)

 

 

 

2. На уроке я работал (а)

 

 

 

- Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

IX. Домашнее задание.

ТПО С. 40 -42

Учебник с. 110-114 прочитать, ответить на вопросы.

19 слайд.

Директор МБОУ СОШ п.Южный                                                             Ведищев Н.А,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 2 3 4

Слайд 3

ГОРЫ РАВНИНЫ плоские ХОЛМИСТЫЕ ОВРАГИ ХОЛМЫ

Слайд 4

Приятно утром пройтись босыми ногами по и ощутить прохладу росы. У планеты есть спутник – это Луна. земле Земля

Слайд 5

земля – почва

Слайд 6

Тема урока:

Слайд 11

скалистые породы лишайники

Слайд 13

почва климат воды рельеф человек растения животные горные породы

Слайд 14

состав почвы

Слайд 15

состав почвы песок, глина остатки растений и животных живые организмы вода минеральные соли воздух

Слайд 16

ПЛОДОРОДИЕ

Слайд 17

ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять

Слайд 18

2. Выбери, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. 3. Основное свойство почвы. 4. Животные или растения стали первыми обитателями суши? 5. Самая богатая перегноем почва. 6. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве.

Слайд 19

1. почва 2. песок, глина, вода, воздух, перегной, соли 3. плодородие 4. растения 5. чернозём 6. перегной

Слайд 20

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.

Слайд 21

Тетрадь С. 40-42 Учебник с. 110-114 прочитать, ответить на вопросы.

Слайд 22

1. http://www.tursinfo.ru/files/Data/1173194398_2780.jpg 2. http://holina.ru/paint/1995/1995-3b.jpg 3. http://www.adamast.ru/images/all/mountain/pic_2006-02-08_081819.jpg 4. http://yahooeu.ru/uploads/posts/07/08/03/1188433112_2.jpg 5. http://www.kaliningrad.ru/upload/foto/users/ratsy/medium/16a03e836254a98ec075da6e9f316ee9.jpg 6. http://crocodile.narod.ru/khibiny2004/tundra_stone.jpg 7. http://www.landex.ru/imgs/images/poch4.jpg 8. http://www.cooltravel.ru/Photo/Eski-Kermen/rock_sm.jpg 9. http://www.manwb.ru/pub/News/031005_2.jpg 10. http://venividi.ru/files/img/700/vach_30.jpg 11. http://www.atma.ru/pict/c0a7f2180501a6530a3bcfbba571788f.jpg 12. http://animashky.ru/index/0-6 13. http://www.bfoto.ru/bfoto_ru_1.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру с использованием НРК и презентации по теме: В гостях у Хозяйки Медной горы.

Урок обобщения и систематизации знаний о полезных ископаемых в 4 классе .УМК "Школа России"...

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Презентация к открытому уроку по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"

Презентация к открытому уроку по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

Открытый урок по окружающему миру(конспект+презентация)

Открытый урок по теме "Почему солнце светит днём, а звезды-ночью?" (1класс)-конспект...

Открытый урок по окружающему миру с презентацией "Грибная пора"

Урок окружающего мира в 1 классе   по теме  «Грибная пора» Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – 3-е изд., дор...

Интегрированный открытый урок по окружающему миру и математике на тему Транспорт. 3 класс (презентация+технологическая карта урока)

Тема: Транспорт Цели: познакомить с классификацией транспорта в зависимости от места движения и назначения; с историей возникновения транспорта; повторить правила дорожного движения, влияние транспорт...