Конспект занятия в детском саду на тему: «Перелетные и зимующие птицы».
план-конспект на тему

Кабардина Мария Николаевна

«Перелетные и зимующие птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc91 КБ
Файл ptitsy_1.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Детский сад: № 366                                                                                                                       Воспитатель: Ольга Александровна

Возраст:5,6, лет                                                                                                                             Студентка: Кабардина М. 43 гр.

Дата: 2.12.16                                                                                                                                 Методист: Зуева И.Ф.

Тема занятия: «Перелетные и зимующие птицы».

Цель занятия: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах.

Задачи:

- формировать представление о зимующих и перелетных птицах;

- углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных.;

- Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.;

- Воспитывать бережное отношение к природе, птицам, желание помогать им.

Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке.

Оборудование: иллюстрации птиц, скворечник, музыкальное сопровождение(фон), конверт с письмом, мозаика- птицы,

Этапы занятия

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание занятия

Деятельность детей

УУД

I.Орг.момент

Игровая зона

Метод – игровой

Прием – подводящий диалог

2 мин

Здравствуйте ребята! Улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки мне.

Ребята,когда я сегодня пришла на вам ,то увидела в вашей группе письмо. Давайте прочитаем. Нам пишет Незнайка

Приветствовать воспитателя

Л: воспитание нравственных ориентиров  (уважение к старшим)

II.Мотивационный этап

-словесный (ответы на вопросы)

-беседа,

репродуктивный

-работа с загадками.

- словесный метод

-беседа

-практический метод

- работа с текстом.

определение темы и целей занятия

-словесный метод

10

мин

«Ребята я узнал что существуют зимующие и перелётные птицы. Но чем они отличаются? И как их узнать? Очень жду вашего ответа. Ваш друг Незнайка»

- Мы ведь поможем незнайке?(да)

- Я предлагаю всем отправиться в лес (паровозиком едут в лес)

-Куда улетают осенью птицы(В теплые края).

Как называются эти птицы? (Перелетные?

Почему они так называются?

(Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. А весной они вернутся обратно.)

Чем питались птицы летом?

(Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.)

-А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью -зимой?

(Не стало еды для птиц, вот улетели они на юг,

где тепло и сытно.)

- правильно, Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

Это какие птицы?

(Ласточки, стрижи. (ставлю картинки).

После ласточек и стрижей улетают те птицы,

которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи)

И последними улетают от нас утки и гуси.

Они живут у нас пока не замерзнут реки.

- Лебеди, скворцы, кукушки.

- Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)

- Журавли клином (ставлю картинку клином)

- Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

(звучит музыка- голоса птиц)

- я вам покажу картинку, и вы мне скажете, птичка эта остается с нами зимовать или улетает…

(воробьи, синицы, голуби, вороны, дятлы, сороки- зимуют; грачей, ласточек, стрижей, скворцов) 

Отвечать на вопросы

Формулировать тему и цели занятия.

 Слушать и Анализировать.

Уметь делать выводы.

Выполнять упражнение: Соотносить картинки.

Применять знания на практике.

Р: умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый

К: умение вести монолог, отвечать на вопросы;

- желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

П: умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

К: умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми

Р: умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей

II.Постановка учебной задачи и ее решение

Познавательная зона

Игровая зона

- практический метод

- диалог

Дидактическая игра «Что лмшнее».

Дидактическая игра  «Собери птицу из разрезных картинок».

- словесный метод – беседа

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

-практический метод

(практическая работа)

Создать домик- скворечник

30 мин

- Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг вы услышите не птицу, то вы будете хлопать в ладоши.

Игра«Что лишнее» Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи. и стрижи. /дети хлопают в ладоши потому - что мухи это насекомые/. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы - сошки, лебеди, скворцы - все вы молодцы!

- ребята, мне нужна ваша помощь! Есть у меня разные картинки, а мне нужно составить из них одну.

Вы должны правильно их собрать(как мозайку), и назвать мне какое же строение у наших птичек, их чего состоят(голова, шея, туловище, крылья, тело покрыто перьями, клюв)

- А теперь кто же сможет отгадать, что я задала:

Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный.

(Грач).

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном,

Из травы и глины.

(Ласточка).

Нам в хозяйстве помогает,

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый.

(Скворец).

В красной шапке расписной, в чёрненьком кафтане, знаменит в семье лесной, песенкой смешной. Что за песня - красота? Тук - тук - тук, да тра - тра - та! (дятел).

Умный мальчишка в сером армячишке, прыгает, шныряет, крошки собирает. (воробей)

 Зимой на ветках яблоки - скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки - да это. (снегири).

Кто на ёлке, на суку, счёт ведёт: ку - ку, ку - ку! (кукушка).

- Сейчас я буду называть вам птиц то перелетных, или зимующих, Правила игры такие, если я буду называть перелетных птиц, вы будете изображать летающих птиц, а если я назову зимующих птиц, вы должны присесть на корточки. Только нужно быть очень внимательными.

- Ребята, а что зимой для птичек есть за домики?(скворечники)

Для чего они нужны?

Вот посмотрите у меня есть тут один, но думаю не какая птичка жить в нем не захочет. И вы должны мне помочь…

Создадим вместе красивый скворечник

(по группа: одни дети делают угощение: мажут основание медом и сипят зернышки

Вторая группа: создает украшение, вырезает и приклеивает, создаем композицию)

Внимательно слушать.

Хлопать в ладоши на нужный ответ.

Играть .Угадывать правильно птиц.

Собирать пазы и называть части птицы.

Отгадывать загадки.

Говорить правильный ответ на загадку.

Играть. Отличать перелетных птиц от зимующих.

Создавать домик для птиц.

Приготавливать угощение.

Украшать.

Р: умение сохранять заданную цель

К: умение организовывать совместную деятельность в парах

Р: умение работать по инструкции взрослого;

умение правильно держать инструменты (карандаш, ручка, ножницы и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

П: умение применять правила и пользоваться инструкциями;

умение работать по заданному алгоритму;

III.Итог занятия

Игра с мячом «Назови ласково птицу»

-анализ своей деятельности на занятии

3 мин

- Отвечая на вопрос, изменяйте слово «летает».

Журавль -журавушка …. /улетает/.

Скворец-скворушка-/прилетает/

Утка-уточка--/взлетает/

Лебедь- лебедушка /подлетает/

Грач- граченочек /вылетает/

Ласточка- ластонька /взлетела/

Аист- аистеночек /прилетает/

- Ну что, нам пора возвращаться…..

- ну вот мы и вернулись из леса в наш детский сад

А теперь вы мне скажите, что мы хотели сделать в начале?

(Помочь Незнайке.)

- А как мы помогли Незнайке?

( Мы рассказали о зимующих и перелётных птицах.)

Отвечать на вопросы

Анализировать свою деятельность на занятии.

Играть . «Назови птицу ласково»

Делать выводы.

П: умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого

«Ребята я узнал что существуют зимующие и перелётные птицы. Но чем они отличаются? И как их узнать? Очень жду вашего ответа.

Ваш друг Незнайка»

Игра«Что лишнее» Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи. и стрижи. /дети хлопают в ладоши потому - что мухи это насекомые/. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы - сошки, лебеди, скворцы - все вы молодцы!

Трактору чуть ли не на нос садится?                                                              

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный.(Грач).

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном,

Из травы и глины.(Ласточка).

Нам в хозяйстве помогает,

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый.(Скворец).

В красной шапке расписной, в чёрненьком кафтане, знаменит в семье лесной, песенкой смешной. Что за песня - красота? Тук - тук - тук, да тра - тра - та! (дятел).

Умный мальчишка в сером армячишке, прыгает, шныряет, крошки собирает. (воробей)

 Зимой на ветках яблоки - скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки - да это. (снегири).

Кто на ёлке, на суку, счёт ведёт: ку - ку, ку - ку! (кукушка).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Перелётные птицы Угадайте, что за птичка – Тёмненькая невеличка? Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Слайд 2

Перелётные птицы Клюв у ласточки очень короткий и широкий, узкие и очень длинные крылья, короткие лапки не пригодные для продвижения по земле, хвост как будто разрезанный пополам. Ласточки – прекрасные летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков. Если посмотреть на то, как летает птица в воздухе – можно определить погоду.

Слайд 3

Перелётные птицы Всех прилётных черней. Чистит пашню от червей. Прыг да скок по полю вскачь, А зовётся птица … (Грач)

Слайд 4

Перелётные птицы Тело грача 46см в длину, чёрное с синим металлическим блеском. Клюв более тонкий, чем у вороны, и у взрослых птиц с основанием и белой кожей вокруг клюва. Крылья несколько уже, чем у вороны, оперение голеней слегка удлинено и как бы взлохмачено. Увидеть грача можно на полях, полезащитных полосах, а также в больших городах.

Слайд 5

Перелётные птицы На шесте дворец. Во дворце – певец. А зовут его … (Скворец)

Слайд 6

Перелётные птицы Скворец – короткохвостая, блестяще-чёрная птица, осенью и зимой в частых белых крапинках. Бегающая птица. Песня состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Питается различной животной и растительной пищей. Скворец очень полезная птица. Истребляет различных огородных гусениц, двукрылых насекомых и их личинок.

Слайд 7

Перелётные птицы Не ворона, не синица, - Как зовётся эта птица? Примостилась на суку – раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

Слайд 8

Перелётные птицы Общая длина кукушки около 9см, масса примерно 115г.Самцы серые с полосатым низом, а у самок – с серым или рыжим. Помимо всем известного «ку-ку» самцы могут хохотать, хрипеть. Основной крик самки – быстрый клёкот «кли-кли-кли-кли-кли…». Кукушка подкидывает яйца в гнёзда более чем 150 видам птиц. За сезон несёт 8 – 10 яиц.

Слайд 9

Декабрь

Слайд 10

Январь

Слайд 11

Февраль

Слайд 12

Зимующие птицы Сорока – неперелётная всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

Слайд 13

Зимующие птицы Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и птичкам приходится плохо, зимой они прилетают к нашим домам за помощью. Они будут клевать всё, что дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, несолёного сала.

Слайд 14

Зимующие птицы Снегирь чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, сверху голубовато-серая с чёрным шапочка, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле, щёки и грудь у самцов красные или красно-розовые.

Слайд 15

Зимующие птицы Вороны очень умны. Фигура у вороны довольно неуклюжая. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, всякого рода черви и жуки, слизняки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.

Слайд 16

Зимующие птицы Крупный голубь – длина 29 – 36см, вес 265 – 380г. Оперение густое и плотное. Всего насчитывают 28 разновидностей окраски. У диких голубей туловище светло-серое, с беловатым надхвостьем и двумя тёмными полосами на внешней стороне крыльев. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги и ультрафиолетовые лучи. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.

Слайд 17

Зимующие птицы Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.

Слайд 18

Зимующие птицы Летом пёстрые дятлы питаются древесными насекомыми, а зимой – семенами хвойных деревьев. Весной дятел пьёт берёзовый сок. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей.

Слайд 19

Рассказ о синичке Синичка – зимующая птица. Тело у неё покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, два крыла, две лапки, хвост. Грудка у неё жёлтая: желтогрудая синичка. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в детском саду ко Дню Матери « Моя любимая мамочка»

Развивать у детей интерес к традициям,способствовать созданию тёплых взаимоотношений к мамам.Воспитывать уважительное отношение к мамам.Воспитатель: На свете добрых слов не малоНо всех добрее и важнее...

Конспект занятия в детском саду. Тема: "Все должны спастись!" УМК "Предшкола нового поколения"

Учебное занятие в дошкольной группе.УМК "Предшкола нового поколения"Тема: Все должны спастись.Цель: формировать умение работать с картиной....

Конспект занятия для детского сада, на тему : "Счёт предметов".

Конспект занятия для детского сада, на тему : "Счёт предметов"....

Конспект для занятия в детском саду старшая группа (5-6 лет). Тема: "Птицы осенью. Кто остается зимовать"

Тема: «Птицы осенью. Кто остается зимовать?»Возраст: старшая группа (5-6 лет)Тип: комплексное занятие.Вид: занятие – путешествиеФорма: фронтальная          ...

Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему "Перелетные птицы"

Тип проекта: познавательно - речевойСроки реализации проекта: краткосрочный (неделя)Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родителиАктуальность проекта: В своей работе с...

Тема: ,,Перелетные и зимующие птицы,,

Конспект НОД по познавательному развитию  Тема: «Перелётные и зимующие птицы»Цели занятия: Расширение знаний о птицах нашего региона.Задачи: Систематизировать знания де...