Конспект занятия в детском саду на тему: «Перелетные и зимующие птицы».
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Детский сад: № 366 Воспитатель: Ольга Александровна
Возраст:5,6, лет Студентка: Кабардина М. 43 гр.
Дата: 2.12.16 Методист: Зуева И.Ф.
Тема занятия: «Перелетные и зимующие птицы».
Цель занятия: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах.
Задачи:
- формировать представление о зимующих и перелетных птицах;
- углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных.;
- Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.;
- Воспитывать бережное отношение к природе, птицам, желание помогать им.
Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке.
Оборудование: иллюстрации птиц, скворечник, музыкальное сопровождение(фон), конверт с письмом, мозаика- птицы,
Этапы занятия | Методы и приемы | Хронометраж | Содержание занятия | Деятельность детей | УУД |
I.Орг.момент Игровая зона | Метод – игровой Прием – подводящий диалог | 2 мин | Здравствуйте ребята! Улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки мне. Ребята,когда я сегодня пришла на вам ,то увидела в вашей группе письмо. Давайте прочитаем. Нам пишет Незнайка | Приветствовать воспитателя | Л: воспитание нравственных ориентиров (уважение к старшим) |
II.Мотивационный этап | -словесный (ответы на вопросы) -беседа, репродуктивный -работа с загадками. - словесный метод -беседа -практический метод - работа с текстом. определение темы и целей занятия -словесный метод | 10 мин | «Ребята я узнал что существуют зимующие и перелётные птицы. Но чем они отличаются? И как их узнать? Очень жду вашего ответа. Ваш друг Незнайка» - Мы ведь поможем незнайке?(да) - Я предлагаю всем отправиться в лес (паровозиком едут в лес) -Куда улетают осенью птицы? (В теплые края). Как называются эти птицы? (Перелетные? Почему они так называются? (Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. А весной они вернутся обратно.) Чем питались птицы летом? (Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.) -А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью -зимой? (Не стало еды для птиц, вот улетели они на юг, где тепло и сытно.) - правильно, Сначала улетели те, кто питался насекомыми. Это какие птицы? (Ласточки, стрижи. (ставлю картинки). После ласточек и стрижей улетают те птицы, которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи) И последними улетают от нас утки и гуси. Они живут у нас пока не замерзнут реки. - Лебеди, скворцы, кукушки. - Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы) - Журавли клином (ставлю картинку клином) - Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю) (звучит музыка- голоса птиц) - я вам покажу картинку, и вы мне скажете, птичка эта остается с нами зимовать или улетает… (воробьи, синицы, голуби, вороны, дятлы, сороки- зимуют; грачей, ласточек, стрижей, скворцов) | Отвечать на вопросы Формулировать тему и цели занятия. Слушать и Анализировать. Уметь делать выводы. Выполнять упражнение: Соотносить картинки. Применять знания на практике. | Р: умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый К: умение вести монолог, отвечать на вопросы; - желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; П: умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. К: умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми Р: умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей |
II.Постановка учебной задачи и ее решение Познавательная зона Игровая зона | - практический метод - диалог Дидактическая игра «Что лмшнее». Дидактическая игра «Собери птицу из разрезных картинок». - словесный метод – беседа Игра «Зимующие и перелетные птицы» -практический метод (практическая работа) Создать домик- скворечник | 30 мин | - Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг вы услышите не птицу, то вы будете хлопать в ладоши. Игра: «Что лишнее» Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи. и стрижи. /дети хлопают в ладоши потому - что мухи это насекомые/. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы - сошки, лебеди, скворцы - все вы молодцы! - ребята, мне нужна ваша помощь! Есть у меня разные картинки, а мне нужно составить из них одну. Вы должны правильно их собрать(как мозайку), и назвать мне какое же строение у наших птичек, их чего состоят(голова, шея, туловище, крылья, тело покрыто перьями, клюв) - А теперь кто же сможет отгадать, что я задала: Трактору чуть ли не на нос садится? Бежит за плугом с криком вскачь Весны посланец – чёрный. (Грач). Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный, Лепит домик под окном, Из травы и глины. (Ласточка). Нам в хозяйстве помогает, И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый. (Скворец). В красной шапке расписной, в чёрненьком кафтане, знаменит в семье лесной, песенкой смешной. Что за песня - красота? Тук - тук - тук, да тра - тра - та! (дятел). Умный мальчишка в сером армячишке, прыгает, шныряет, крошки собирает. (воробей) Зимой на ветках яблоки - скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки - да это. (снегири). Кто на ёлке, на суку, счёт ведёт: ку - ку, ку - ку! (кукушка). - Сейчас я буду называть вам птиц то перелетных, или зимующих, Правила игры такие, если я буду называть перелетных птиц, вы будете изображать летающих птиц, а если я назову зимующих птиц, вы должны присесть на корточки. Только нужно быть очень внимательными. - Ребята, а что зимой для птичек есть за домики?(скворечники) Для чего они нужны? Вот посмотрите у меня есть тут один, но думаю не какая птичка жить в нем не захочет. И вы должны мне помочь… Создадим вместе красивый скворечник (по группа: одни дети делают угощение: мажут основание медом и сипят зернышки Вторая группа: создает украшение, вырезает и приклеивает, создаем композицию) | Внимательно слушать. Хлопать в ладоши на нужный ответ. Играть .Угадывать правильно птиц. Собирать пазы и называть части птицы. Отгадывать загадки. Говорить правильный ответ на загадку. Играть. Отличать перелетных птиц от зимующих. Создавать домик для птиц. Приготавливать угощение. Украшать. | Р: умение сохранять заданную цель К: умение организовывать совместную деятельность в парах Р: умение работать по инструкции взрослого; умение правильно держать инструменты (карандаш, ручка, ножницы и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук. П: умение применять правила и пользоваться инструкциями; умение работать по заданному алгоритму; |
III.Итог занятия | Игра с мячом «Назови ласково птицу» -анализ своей деятельности на занятии | 3 мин | - Отвечая на вопрос, изменяйте слово «летает». Журавль -журавушка …. /улетает/. Скворец-скворушка-/прилетает/ Утка-уточка--/взлетает/ Лебедь- лебедушка /подлетает/ Грач- граченочек /вылетает/ Ласточка- ластонька /взлетела/ Аист- аистеночек /прилетает/ - Ну что, нам пора возвращаться….. - ну вот мы и вернулись из леса в наш детский сад А теперь вы мне скажите, что мы хотели сделать в начале? (Помочь Незнайке.) - А как мы помогли Незнайке? ( Мы рассказали о зимующих и перелётных птицах.) | Отвечать на вопросы Анализировать свою деятельность на занятии. Играть . «Назови птицу ласково» Делать выводы. | П: умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого |
«Ребята я узнал что существуют зимующие и перелётные птицы. Но чем они отличаются? И как их узнать? Очень жду вашего ответа.
Ваш друг Незнайка»
Игра: «Что лишнее» Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи. и стрижи. /дети хлопают в ладоши потому - что мухи это насекомые/. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы - сошки, лебеди, скворцы - все вы молодцы!
Трактору чуть ли не на нос садится?
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец – чёрный.(Грач).
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном,
Из травы и глины.(Ласточка).
Нам в хозяйстве помогает,
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый.(Скворец).
В красной шапке расписной, в чёрненьком кафтане, знаменит в семье лесной, песенкой смешной. Что за песня - красота? Тук - тук - тук, да тра - тра - та! (дятел).
Умный мальчишка в сером армячишке, прыгает, шныряет, крошки собирает. (воробей)
Зимой на ветках яблоки - скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки - да это. (снегири).
Кто на ёлке, на суку, счёт ведёт: ку - ку, ку - ку! (кукушка).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Перелётные птицы Клюв у ласточки очень короткий и широкий, узкие и очень длинные крылья, короткие лапки не пригодные для продвижения по земле, хвост как будто разрезанный пополам. Ласточки – прекрасные летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков. Если посмотреть на то, как летает птица в воздухе – можно определить погоду.
Перелётные птицы Всех прилётных черней. Чистит пашню от червей. Прыг да скок по полю вскачь, А зовётся птица … (Грач)
Перелётные птицы Тело грача 46см в длину, чёрное с синим металлическим блеском. Клюв более тонкий, чем у вороны, и у взрослых птиц с основанием и белой кожей вокруг клюва. Крылья несколько уже, чем у вороны, оперение голеней слегка удлинено и как бы взлохмачено. Увидеть грача можно на полях, полезащитных полосах, а также в больших городах.
Перелётные птицы На шесте дворец. Во дворце – певец. А зовут его … (Скворец)
Перелётные птицы Скворец – короткохвостая, блестяще-чёрная птица, осенью и зимой в частых белых крапинках. Бегающая птица. Песня состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Питается различной животной и растительной пищей. Скворец очень полезная птица. Истребляет различных огородных гусениц, двукрылых насекомых и их личинок.
Перелётные птицы Не ворона, не синица, - Как зовётся эта птица? Примостилась на суку – раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
Перелётные птицы Общая длина кукушки около 9см, масса примерно 115г.Самцы серые с полосатым низом, а у самок – с серым или рыжим. Помимо всем известного «ку-ку» самцы могут хохотать, хрипеть. Основной крик самки – быстрый клёкот «кли-кли-кли-кли-кли…». Кукушка подкидывает яйца в гнёзда более чем 150 видам птиц. За сезон несёт 8 – 10 яиц.
Декабрь
Январь
Февраль
Зимующие птицы Сорока – неперелётная всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.
Зимующие птицы Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и птичкам приходится плохо, зимой они прилетают к нашим домам за помощью. Они будут клевать всё, что дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, несолёного сала.
Зимующие птицы Снегирь чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, сверху голубовато-серая с чёрным шапочка, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле, щёки и грудь у самцов красные или красно-розовые.
Зимующие птицы Вороны очень умны. Фигура у вороны довольно неуклюжая. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, всякого рода черви и жуки, слизняки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.
Зимующие птицы Крупный голубь – длина 29 – 36см, вес 265 – 380г. Оперение густое и плотное. Всего насчитывают 28 разновидностей окраски. У диких голубей туловище светло-серое, с беловатым надхвостьем и двумя тёмными полосами на внешней стороне крыльев. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги и ультрафиолетовые лучи. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.
Зимующие птицы Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.
Зимующие птицы Летом пёстрые дятлы питаются древесными насекомыми, а зимой – семенами хвойных деревьев. Весной дятел пьёт берёзовый сок. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей.
Рассказ о синичке Синичка – зимующая птица. Тело у неё покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, два крыла, две лапки, хвост. Грудка у неё жёлтая: желтогрудая синичка. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в детском саду ко Дню Матери « Моя любимая мамочка»
Развивать у детей интерес к традициям,способствовать созданию тёплых взаимоотношений к мамам.Воспитывать уважительное отношение к мамам.Воспитатель: На свете добрых слов не малоНо всех добрее и важнее...
Конспект занятия в детском саду. Тема: "Все должны спастись!" УМК "Предшкола нового поколения"
Учебное занятие в дошкольной группе.УМК "Предшкола нового поколения"Тема: Все должны спастись.Цель: формировать умение работать с картиной....
Конспект занятия для детского сада, на тему : "Счёт предметов".
Конспект занятия для детского сада, на тему : "Счёт предметов"....
Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности ( для детей старшей группы).
Тема: «Вода»....
Конспект для занятия в детском саду старшая группа (5-6 лет). Тема: "Птицы осенью. Кто остается зимовать"
Тема: «Птицы осенью. Кто остается зимовать?»Возраст: старшая группа (5-6 лет)Тип: комплексное занятие.Вид: занятие – путешествиеФорма: фронтальная ...
Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему "Перелетные птицы"
Тип проекта: познавательно - речевойСроки реализации проекта: краткосрочный (неделя)Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родителиАктуальность проекта: В своей работе с...
Тема: ,,Перелетные и зимующие птицы,,
Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Перелётные и зимующие птицы»Цели занятия: Расширение знаний о птицах нашего региона.Задачи: Систематизировать знания де...