Внеурочная деятельность младших школьников
рабочая программа (1 класс) по теме

Гречишникова Евгения Сергеевна

Пояснительная записка к программе дополнительного образования

 «Занимательное речеведение»

 

Роль и место дисциплины.

В нашей стране за последние годы произошли глубокие изменения во всех сферах общества, активно трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей. В связи с этим обновляется содержание образования, где одним из главных направлений становится его гуманитаризация. Принцип гуманитаризации предполагает учёт культурологического аспекта в преподавании отдельных школьных дисциплин, в частности, русского языка.

Культурологический аспект в преподавании русского языка находит своё воплощение в процессе ознакомления школьников с культурой России, истоками этой культуры и её достижениями, воспитания у школьников чувства национальной гордости посредством изучения родного языка так как язык – это хранитель знаний о культуре народа. В связи с этим очевидно, что без опоры на народное искусство и национальную культуру трудно воспитать настоящего человека – личность, обладающую серьёзными духовными запросами, свободную и открытую миру, способную к эстетическому восприятию, творческому труду, независимо от сферы деятельности.

 

Цели и задачи.  

Целью данной программы является повышение общего уровня культуры младшего школьника, развития его речевой активности, творческого воображения, литературно-творческих способностей, творческой  инициативы, интеллекта.

Курс изучения дополнительной образовательной программы «Занимательное речеведение», ставит следующие задачи:

- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

- расширение и углубление программного материала;

- воспитание любви к великому русскому языку;

-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

-совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Педагогическая идея.           

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному речеведению” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность.

Изучение родного языка, речевое развитие на материале народной культуры, культуры общения,  видится не как самоцель, а как необходимый компонент целостного развития человека как личности, субъекта деятельности и общения.

Познание родного языка, произведений народного фольклора – это наиболее естественный способ включения младшего школьника в систему национальных ценностей.

Продолжительность занятий.     

Продолжительность образовательного процесса 1 год.

Форма:  беседы с учащимися, конкурсы, дидактические игры, викторины, праздники, инсценировки.

 Режим занятий: 2 раза в неделю.

Возраст.     Программа составлена с учётом возрастных особенностей, рассчитана на один год обучения, на детей в возрасте 7-8 лет.

Место проведения занятий.         Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература.

По мере необходимости используется компьютер, аудио и видеотехника, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность.

Виды деятельности.   

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Психолого-педагогические принципы.         

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

    занимательность;

            научность;

            сознательность и активность;

            наглядность;

            доступность;

            связь теории с практикой;

           индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному речеведению”.

 

 

 

Содержание  программы:

 

            1.Изучаем человеческую речь (32 часа: 16 теоретических, 16 практических).

С целью обогащения словарного запаса младших школьников данной лексикой в данной образовательной программе используются теоретические задания:

- узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;

- подбор к данному слову синонимов и антонимов;

- работа над прямым и переносным значением слов;

- употребление речевых оборотов;

 а также задания практической направленности:

- работа с пословицами и поговорками;

- выполнение различных видов творческих работ.

Указанные задания заставят ребёнка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.

2.Читаем текст (28 часов: 14 теоретических, 14 практических).

В процессе работы с текстом используется теоретический материал:

- распознавание видов текста;

- составные части текста;

и практический:

- творческие работы, инсценировки, конкурсы.

3. Культура общения (6 часов: 3 теоретических, 3 практических).

Формирование навыков речевого этикета – неотъемлемая часть общей  работы по развитию речи учащихся. Основным направлением работы является обогащение речи ребёнка такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми. Это языковые средства, служащие для выражения приветствия, благодарности и т.д. Введение в речь младших школьников формул речевого этикета не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм в речи, умение выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.

Методы деятельности          В процессе изучения программы  используются разнообразные формы и методы обучения:

                 дидактические игры, так как основным видом деятельности младшего школьника является игра;

                 беседы по темам, указанным в учебно-тематическом плане;

         репродукции картин для более полного восприятия художественного произведения;

         разнообразные конкурсы, которые проводятся для подведения итогов знаний и умений, полученных учащимися;

         интеллектуальные игры (викторины, КВН);

         инсценировки литературных произведений, которые используются с целью наиболее полноценного восприятия художественного произведения;

                 разнообразные наглядные пособия, позволяющие ребёнку более ярко представить содержание литературного произведения.

Ожидаемый результат         Ожидаемые результаты:

В конце первого года обучения учащиеся:

                в достаточной мере для своего возраста овладевают лексикой человеческих отношений;

         читают тексты разнообразных жанров с интересом;

         умеют отличить текст от набора предложений на одну тему;

     умеют создать речевое высказывание на основе творческого воображения.

 

Форма подведения итогов работы            Подведение итогов реализации дополнительной образовательной            программы будет осуществляться в форме конкурсов выразительного чтения стихов, конкурсов рисунков детей на определённую тему, КВН по сказкам, в форме инсценирования произведений различных жанров, викторин, фотовыставок.

 

Учебно-тематическое планирование по занимательному речеведению.

 

 

п/п

Название раздела, тема

Всего

часов

теория

практика

дата

1.

Изучаем человеческую речь.

 

32

16

16

 

1.1

Наш родной язык.

1

1

-

 

1.2

Помощники речи.

2

1

1

 

1.3

Особенности устной речи.

2

1

1

 

1.4

Любишь ли ты мечтать? (внутренняя речь)

2

1

1

 

1.5

Разговор « Один на один».

2

1

1

 

1.6

Беседа с другом(инсценировка).

1

-

1

 

1.7

Что такое «реплика»?

2

1

1

 

1.8

Играем в слова.

1

-

1

 

1.9

Откуда вы приходите слова.

2

1

1

 

1.10

Значение смысл…

2

1

1

 

1.11

Очень «сложные» слова.

2

1

1

 

1.12

Думаем, наблюдаем, сравниваем.

2

1

1

 

1.13

Такие похожие слова.

2

1

1

 

1.14

Слова «наоборот».

2

1

1

 

1.15

Эти непонятные обороты…

1

1

-

 

1.16

О чём говорят вывески на улицах города?

2

1

1

 

1.17

Играем в считалки.

1

1

-

 

1.18

Конкурс «А ну-ка, отгадай!»

1

-

1

 

1.19

Сочиним загадки сами.

2

1

1

 

2.

Читаем текст.

 

28

14

14

 

2.1

Они такие разные … (художественный, научный, деловой текст)

2

1

1

 

2.2

Загадочное письмо.

1

1

-

 

2.3

Пауза в тексте.

1

1

-

 

2.4

«Лицо» текста. Попробуем сами.

2

1

1

 

2.5

Такие непонятные слова.

2

1

1

 

2.6

Изучаем словарь.

2

1

1

 

2.7

Самые важные слова в тексте.

2

1

1

 

2.8

Откуда взялась красная строка?

1

1

-

 

2.9

Обращение в тексте.

2

1

1

 

2.10

Мои любимые книжки(сказки).

2

1

1

 

2.11

Сочиняем сказки.

2

1

1

 

2.12

Показываем сказку маме!

2

-

2

 

2.13

Интересные рассказы.

2

1

1

 

2.14

Рассказ в рисунках.

2

1

1

 

2.15

Вырабатываем дикцию!

2

1

1

 

2.16

Конкурс выразительного чтения стихов.

1

-

1

 

3.

Культура общения.

 

6

3

3

 

3.1

Выражаем приветствие.

2

1

1

 

3.2

Выражаем прощание.

1

1

-

 

3.3

Мы Вам благодарны

1

1

-

 

3.4

Учимся слушать собеседника.

1

-

1

 

3.5

Позвони мне, позвони…

1

-

1

 

 

Итого:

66

33

33

 

Список литературы.

 

Литература для педагога:

 

4.       В.В. Волина «Праздник Букваря»,

Москва, АСТ-ПРЕСС, 2003г.

 

5.       И.А. Вяткина «Учебное сотрудничество как средство развития речи»,

журнал «Начальная школа», № 9, 2009г.

 

6.       И.В. Дурова «Использование «цветовых» перифраз как средство развития речи

учащихся».

журнал «Начальная школа», № 1, 2007г.

 

 

7.       Т.Н Казаева «Развитие речи младших школьников»,

журнал «Начальная школа», № 6, 2007г.

 

8.       О.Ю. Крылова «Развитие речевого творчества учащихся средствами искусства»,

журнал «Начальная школа», № 3, 2007г.

 

9.       Н.А. Лемяскина «Предмет «Культура общения» в начальной школе»,

журнал «Начальная школа», № 6, 2002г.

 

10.    С.В. Юртаев «Типы уроков развития речи»,

журнал «Начальная школа», № 5, 2005г.

 

 

Литература для детей:

 

11.    Л.Я. Желтовская, Е.Н. Леонович, О.В. Пронина «Родная словесность»,

Москва,  «Дидакт», 1998г.

 

12.    Е.Н. Леонович «В мире языка и речи»,

Москва, «Дидакт», 1998г.

 

13.    Е.Н. Леонович «Учимся говорить и писать»,

Москва, «Дидакт», 1998г.

 

14.    Т.Н. Соколова «Школа развития речи» (рабочая тетрадь).

Москва, Росткнига, 2007г.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение курса " Интеллектика" во внеурочной деятельности младших школьников

Системный курс " Интеллектика" включает в себя темы курса, виды игр, задач, которые формируют мыслительную деятельность младших школьников с 1 по 4 класс. Задания построены на неучебном материале. Дан...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

«Театрализованная деятельность как основа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников»

acute;Театр как средство объединения коллектива на любом году жизни школьника.Не для кого не секрет что современные дети нуждаются в общении даже больше чем когда либо,  они одиноки, замкнуты, б...