Рабочая программа учебного курса русский язык 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и обеспечена УМК «Планета Знаний» под общей редакцией И. А. Петров
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе.
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом , упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики. Синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Цели курса.
· Познавательная: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
· Социокультурная: формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
· воздействие на эмоционально-нравственное, речевое (чтение, письмо, говорение, слушание) и интеллектуальное развитие учащихся;
· усвоение учащимися первоначальных знаний в области фонетики, графики, синтаксиса, орфографии, лексики;
· обогащение словарного запаса учащихся;
· воспитание у школьников уважения к русскому языку как к части нашей национальной культуры
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена на основании:
· Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010)
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы И.А.Петровой (Программы начального общего образования «Планета знаний»/ Сост.Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина – Москва: АСТ, «Астрель», 2012г)
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Андрианова, Т. М. Русский язык : учебник для 1 кл. четырехл. нач. шк. / Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. – М. : АСТ : Астрель, 2012;
Андрианова, Т. М. Русский язык : рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной: для 1 кл. четырехл. нач. шк. / Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. – М. : АСТ : Астрель, 2012;
Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык» Т. М. Андриановой, В. А.
Илюхиной : программ, методический рекомендации, поурочные разработки / Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина.
УМК «Планета знаний» является продолжением комплекта по обучению грамоте, состоящего из букваря, рабочей тетради к букварю, методических рекомендаций (автор Андрианова Т. М.), прописей (из 4 частей) и методических рекомендаций к ним (автор Илюхина В. А). В комплекте по обучению грамоте уже были представлены на пропедевтическом уровне многие разделы русского языка.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В ФГОС начального общего образования нового поколения предмет «Русский язык» является органичной частью курса русского языка и литературы средней общеобразовательной школы. В курсе обучения русскому языку выделяются две ведущие содержательные линии:
· развитие речевой (устной и письменной) деятельности обучающихся;
· овладение языком как средством познания и общения.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отводится 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебных недели).
Виды и формы организации образовательного процесса.
Формы организации урока: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Виды занятий: традиционные уроки, обобщающие уроки, урок - зачет, предметные уроки, уроки - презентации.
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы понятий.
Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.
Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.
Технологии обучения.
· Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
· Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
· Информационно-коммуникационные технологии.
· Игровые технологии.
· Здоровьесберегающие технологии.
Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения).
Виды контроля:
· Текущий контроль.
· Промежуточный контроль.
· Итоговый контроль
Формы контроля:
Текущий:
· устный и письменный опрос учащихся;
· тесты; диктанты.
Итоговый:
· Комплексная контрольная работа.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».
Метапредмегные
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· проговаривать последовательность действий на уроке;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· выразительно читать и пересказывать текст;
· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
· отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
· осмысленно, правильно читать целыми словами;
· отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
· подробно пересказывать текст;
· составлять устный рассказ по картинке;
· называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
· определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
· обозначать мягкость согласных звуков на письме;
· определять количество букв и звуков в слове;
· писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
· ставить пунктуационные знаки конца предложения;
· списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
·
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
- все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основное различие (звуки
произносим, буквы пишем).
Учащиеся должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;
- обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким
знаком;
- различать звонкие и глухие согласные звуки;
- определять место ударения в слове, вычленять ударный слог;
- производить устный звуковой анализ слов типа шар, лось, лиса, вычленять звуки в словах и определять их последовательность в слове;
- вычленять слова из предложения;
- правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в слова;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- грамотно, без пропусков и искажений букв писать под диктовку предложения из 3 – 5 слов, написание которых не расходится с произношением;
- употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения,
слова в предложениях писать раздельно;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, кличках животных;
- самостоятельно составлять и записывать 2 – 3 предложения по опорным словам, по рисунку, на определённую тему;
- приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание.
Содержание учебной программы
Обучение грамоте 115 ч (5 часов в неделю)
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Русский язык
50 ч (5 часов в неделю)
Фонетика и орфоэпия -1 3 ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных
звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика - 6 ч
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их
последовательности.
Лексика – 1 ч
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Состав слова (морфемика) - 2ч
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Морфология – 7 ч.
Слова, отвечающие на вопросы «кто? и «что?» Слова-предметы. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто? и «что?». Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Предлог. Запись слов с предлогами. Оставление предложений с данными словами. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Слова - признаки. Слова, отвечающие на вопрос «что делает?», слова-действия. Назначение слов; классификация слов по функции.
Синтаксис -3 ч
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).
Орфография и пунктуация – 14 ч
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
• сочетания чк — чн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Развитие речи - 4 ч
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание.)
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой),
Текст. Смысловое единство. Заглавие текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса « Русский язык » УМК «Школа России» 2 класс
В разработке содержится пояснительная записка,общая характеристика курса,отражено описание места курса в учебном плане, дано описание ценностных ориентиров содержания курса,отражены личностные,метопре...
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Русский язык» в соответствии с основными положениями Федеральн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «русского языка» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Русский язык» в 4 классе на 2014-2015 учебный год
Данная образовательная программа по курсу «РУССКИЙ ЯЗЫК» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России" 1 класс
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка".Программа "Школа России", 1 класс....
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс.
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс....
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 3 класс
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 3 класс...