Консультация для родителей «Смотри в корень!»
консультация по теме
Публикуемый материал содержит анализ причин неумения школьниками выделить корень слова. В тексте консультации приводятся практические способы обучения детей выделять корень слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakutkina_may.docx | 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Смотри в корень!»
Выделять части слов, и в первую очередь корень, в грамматике бывает необходимо буквально на каждом шагу. Детям, которые хотят стать грамотными, заниматься этим надо систематически.
Основной способ выделения корня слова таков: надо подобрать слова, родственные этому слову, и определить их общую часть, содержащую их общий смысл. Она то и будет корнем.
Но овладеть этим способом не так-то просто, и без специального обучения многие дети пользоваться им не умеют: потому что: во-первых, не понимают общего смысла родственных слов, во – вторых путают родственные слова и просто похожие, в третьих соединяют корень с приставкой или суффиксом.
Именно от этих ошибок предостерегают секреты.
Секрет первый. Подбирая родственные слова, надо следить не только за тем, чтобы у них была общая часть, но и за тем, чтобы эта общая часть содержала общий смысл родственных слов.
Секрет второй. Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - совсем не родственные слова. Подбирая родственные слова, надо не пускать слова – синонимы, так как они, не будучи однокоренными словами, могут затруднить выделения корня.
Секрет третий. Чтобы отчетливее увидеть корень слова, лучше всего искать среди родственников слова с другими приставками или без приставок.
Секрет четвертый. Корень может изменяться. Существует целый ряд чередований гласных и согласных звуков в корне, и, подбирая однокоренные слова надо учитывать эти возможные чередования.
Самое же главное- это систематическая тренировка в подборе родственных слов к любым предложенным вами словам и выделение их общего корня.
Не менее важным для анализа слова является и умение видеть, чувствовать суффиксы и приставки, легко отделять их от корня, понимать их смысл. Между тем это умение у школьников без специального обучения может не сложиться. Понимать приставку- это значит понимать тот смысл, который она содержит. Приставка может изменять до неузнаваемости смысл самых однокоренных слов.
Другой способ научить детей видеть и чувствовать приставку – это подбор целых рядов слов с одной и той же приставкой. Накопление знаний о смысловых значениях, носителями которых являются приставки и суффиксы, очень поможет детям не только понимать слова, но и осуществлять их грамматический анализ.
Обучая детей анализировать слова по составу, мы чаще всего применяем такое задание: разбери слово. Разбор слов надо производить систематически. Однако дети гораздо эффективнее обучаются, разбирая слова, если эта работа так же систематически дополняется заданием противоположного характера: собери слово.
Можно предлагать детям россыпь из различных приставок, корней и суффиксов с заданием собрать из этой россыпи все возможные слова. Такая работа очень увлекательна и полезна: она дает детям ощущение частей слова, возможность быстро анализировать слово в уме и, следовательно, прицельно применять правила, относящиеся к частям слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация кабинета в начальной школе (смотр кабинетов)
Ежегодно после зимних каникулов у нас проходит смотр кабинетов (наглядность, оформление, методическая копилка). Однажды мы с детьми это делали в стихотворной форме. Вот что получилось....
Урок чтения "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль"
Урок чтения для 2 класса "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль" (УМК "Перспективная начальная школа")...
Смотр строя и песни.
Сценарий мероприятия был разработан для детского оздоровительного лагеря, но при желании можно использовать в работе к 9 мая, 23 февраля и в школе....
Вопросы к общественному смотру знаний по русскому языку в 4 классе
Материал содержит 55 вопросов и ответов по основным темам русского языка.Вопросы могут быть использованы при повторении и закреплении изученного материала в конце 4 класса.Учитель может использо...
Смотр знаний по русскому языку.
Общественный смотр знаний в рамках декады «Служу Отечеству» 2 класс Девиз нашего урока «Знание - это сила» Вводное слово учителя. 23 февраля - день защитника отечества. День до...
Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс
Формировть правильное представление о понятии корень слова....
Общественный смотр знаний – одна из эффективных форм работы с родителями
В работе представлен опыт работы по организации общественных смотров знаний для родителей. Общественный смотр – это одна из нетрадиционных форм работы с родителями, общественностью, учителя...