Общественный смотр знаний – одна из эффективных форм работы с родителями
методическая разработка

Юлия Викторовна Иванова

В работе представлен опыт работы по организации общественных смотров знаний для родителей. Общественный смотр – это одна из нетрадиционных форм работы с родителями, общественностью, учителями, это еще и одна из форм проверки знаний учащихся по определённой теме, по определенному предмету. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvennyy_smotr_znaniy.docx17.61 КБ
Файл smotr_znaniy_v_3_klasse.pptx813.36 КБ

Предварительный просмотр:

Общественный смотр – одна из эффективных форм работы с родителями

Педагогика  должна стать наукой для всех –

и для  учителей, и для родителей.

В. А. Сухомлинский.

 С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС НОО (пункт 22): «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы  в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:… участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников  и общественности в разработке основной образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся…»

Роль школы в современных условиях - стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребенка. Отсюда, основная цель   работы образовательного учреждения с  родителями  - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

-    совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

-  педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

-  содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

-  опора на положительный опыт семейного воспитания.

Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия педагога и родителей: от их взаимопонимания в постановке целей и задач воспитания, установления приоритетов личностного и деятельностного компонентов в развитии детей, умелой организации сотрудничества детей и взрослых, создания благоприятных условий для развития детской самодеятельности.

 

Чтобы помочь родителям понять, что именно они закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребенка, помочь им в воспитании детей, «повернуть» семью лицом к школе, каждый учитель использует разнообразные формы работы с родителями: классные родительские собрания разной формы проведения (анкетирование, приглашение психолога, социального педагога, школьного врача, администрации школы); индивидуальные беседы, консультации; посещения на дому; родительский час для родителей первоклассников; общественный смотр знаний с использованием современных информационных технологий.

Общественный смотр – это одна из нетрадиционных форм работы с родителями, общественностью, учителями, это еще и одна из форм проверки знаний учащихся по определённой теме, по определенному предмету. Общественный, т.к. знание проверяет - независимая комиссия, а не ведущий уроки учитель. Общественный, т.к. на смотре присутствуют гости, которые не участвуют в оценке заданий. Общественный, т.к. на смотре присутствуют родители класса.

Кроме того, что общественный смотр является одной из форм контроля знаний, это одна из форм подготовки учащихся к единым проверочным работам, т.к. некоторые цели смотра совпадают с их целями: проверка знаний независимой комиссией, нестандартная ситуация, разный уровень знаний по сложности, оценка в баллах и перевод их в существующие сейчас отметки.

Подготовка к общественному смотру должна быть тщательной. Учителю необходимо подготовить всех детей: это индивидуальная работа с сильными и слабыми, групповая, коллективная работа; подобрать разнообразный и интересный материал.

Методические рекомендации по подготовке к общественному смотру

  • За неделю до проведения смотра знаний об этом объявляется учащимся, сообщаются цель и задачи смотра.
  • Учащимся сообщаются вопросы теории, которые сформированы так, чтобы их хватило на каждого учащегося.
  • На предпоследнем уроке перед смотром учитель проводит урок повторения, закрепления.
  • Учитель готовит (в третьем, четвертом классах уже вместе с учащимися) всё необходимое к смотру знаний: ведомости, заполняемые жюри; плакат со списком учащихся класса, на котором указаны максимальные баллы за задание и выставляются баллы учащихся за выполненные задания; оценки за зачёт согласно выработанным критериям.
  • Подбирается общественное жюри (председатель жюри, члены жюри – члены родительского комитета, представители школы).
  • Для успешной и быстрой проверки учитель предоставляет образец решения всех заданий, критерии оценки и перевода баллов в отметку.
  • Роль учителя - сообщение заданий учащимся. В оценке знаний учитель не участвует.

Методические рекомендации по проведению общественного смотра

  • Начиная общественный смотр знаний, учитель объявляет его тему, представляет председателя и членов жюри, присутствующих.
  •  После проверки задания, председатель или один из членов жюри сообщает баллы, полученные каждым учеником, и заносит их на плакат.
  • После выполнения учащимися половины заданий делается небольшой перерыв.
  • Задания в ходе общественного смотра распределяются так, что самые трудные из них выполняются в середине зачёта, а наиболее лёгкие - в конце.

Учащиеся всегда с большим нетерпением ждут своих родных, близких, в их глазах им хочется выглядеть лучше, очень стараются показать свои достижения в учебе, труде. Если в I и II классах смотр знаний проходит в форме праздничного выступления, в игровой форме, то в III и IV классах – это могут быть мероприятия - презентации с тестированиями, опросами, выступлениями, сообщениями детей и учителей, работающих в данном классе, подводящих итоги воспитания и обучения за четверть, полугодие, год.

Родители в течение года из-за занятости не могут часто посещать уроки и внеклассные мероприятия, поэтому посещение один – два раза в течение и в конце учебного года своеобразных отчетных мероприятий позволяет им увидеть, чему учится их ребенок, как он работает, узнать о достигнутых успехах и то, на что следует обратить внимание. Перед смотром родители имеют возможность познакомиться с портфолио своего ребенка.

В последние годы большое значение придается участию в жизни школы общественности. Приглашение на смотр представителей общественности позволит более объективно оценить работу учителя, качество образования детей, понять проблемы школы и обсудить, как их преодолеть. Поэтому ставится цель на будущее, привлечь к общественным смотрам представителей общественности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общественный смотр знаний – одна из эффективных форм работы с родителями

Слайд 2

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. В. А. Сухомлинский

Слайд 3

ФГОС НОО трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством

Слайд 4

ФГОС НОО (пункт 22): «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:… участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся…»

Слайд 5

Основная цель работы с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов

Слайд 6

Принципы работы по повышению педагогической культуры родителей совместная педагогическая деятельность семьи и школы; сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

Слайд 7

Принципы работы по повышению педагогической культуры родителей поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания.

Слайд 8

Формы работы с родителями: классные родительские собрания разной формы проведения (анкетирование, приглашение психолога, социального педагога, школьного врача, администрации школы);

Слайд 9

Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, консультации; посещения на дому; открытые уроки и внеклассные мероприятия; совместные мероприятия;

Слайд 10

Общественный смотр знаний – одна из эффективных форм работы с родителями

Слайд 11

Подготовка к общественному смотру За неделю до проведения смотра знаний об этом объявляется учащимся, сообщаются цель и задачи смотра; Учащимся сообщаются вопросы теории, которые сформированы так, чтобы их хватило на каждого учащегося; На предпоследнем уроке перед смотром учитель проводит урок повторения, закрепления.

Слайд 12

Подготовка к общественному смотру Учитель готовит всё необходимое к смотру знаний: ведомости, заполняемые жюри; плакат со списком учащихся класса, на котором указаны максимальные баллы за задание и выставляются баллы учащихся за выполненные задания; оценки за зачёт согласно выработанным критериям.

Слайд 13

Подготовка к общественному смотру Подбирается общественное жюри (председатель жюри, члены жюри – члены родительского комитета, представители школы) Для успешной и быстрой проверки учитель предоставляет образец решения всех заданий, критерии оценки и перевода баллов в отметку.

Слайд 14

Методические рекомендации по проведению общественного смотра Начиная общественный смотр знаний, учитель объявляет его тему, представляет председателя и членов жюри, присутствующих; После проверки задания, председатель или один из членов жюри сообщает баллы, полученные каждым учеником, и заносит их на плакат.

Слайд 15

Методические рекомендации по проведению общественного смотра После выполнения учащимися половины заданий делается небольшой перерыв; Задания в ходе общественного смотра распределяются так, что самые трудные из них выполняются в середине зачёта, а наиболее лёгкие - в конце.

Слайд 16

Самое сложное в работе с детьми- это работа с их родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы работы с родительской общественностью класса

Тезисы для раздела  "Условия повышения потенциала классных руководителей"...

Эффективные формы работы с родителями в рамках ФГОС.

Статья об основных направлениях сотрудничества учителя с родителями, о формах работы с родителями....

Педагогический проект на тему "Патриотический клуб выходного дня, как эффективная форма работы с родителями"

Современное общество диктует необходимость поиска новых эффективных форм взаимодействия семьи и школы. Организация совместного досуга через патриотический клуб выходного дня - один из наиболее д...

эффективные формы работы с родителями

Данный материал может быть использован для родительского лектория на собрании....

Мастер-класс по теме "Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»

В настоящее время в практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изо-терапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции...

Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС

Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС...