Урок чтение Э.Э. Мошковская "Я маму мою обидел"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Эреджепова Алие Сейдаматовна

показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия; содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям; учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нивовская средняя общеобразовательная школа»

Раздольненского района  

Республики  Крым

Урок  чтение

2 класс

 «Я маму мою обидел»

                                                  Э. Э. Мошковская

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

МБОУ «Нивовская школа»

                                                                                             Эреджепова А.С.

2017г.

Тема: Э. Э. Мошковская   «Я маму мою обидел».

Цели и задачи:

Познавательные:

- познакомить с биографией Э. Мошковской,  её произведением «Я маму мою обидел»;

- работать над совершенствованием  навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать  вдумчивое  чтение.

Предметные:

- продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;

- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям и наизусть;

Метапредметные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

-  развивать воображение,   фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

-  расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные:

- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия; содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям; учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Планируемые результаты достижения на уроке:

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению;

надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье; уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.

                                                                Ход урока:

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк!

Начинается урок!  

Мы отставим все дела!

Заниматься нам пора!

2.Проверка д/з.  Стихотворение наизусть Е. Благининой

«Посидим в тишине»   

- Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)

- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)

- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама).

- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)

- Почему? (Потому что  вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)

- Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил ) –А как вы заботитесь о своей маме?

Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. А самый близкий и родной человек в семье, конечно же. Мама! Мамам посвящено множество стихов, песен, рассказов. ( Стихи о маме)

 - Посмотрите на выставку наших картин. Вы нарисовали своих родственников. Давайте познакомимся – как зовут их. (дети называют фамилию, имя, отчество родственников).

3. Введение в тему урока.  Незнайка  передал мне какие , то интересные рассказы послушайте. 

   Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава  ободрал  колено, кроме того, ему было очень больно и обидно. 

-Почему  Слава заплакал? -  Как бы вы поступили на месте мальчика? А что значит обидно? – Как вы думаете, почему Славе было обидно

   - Послушайте  стихотворение   (аудиозапись)

Обида -  это несправедливое отношение, оскорбление, унижение (толковый словарь)

 На доске записано: “Я  маму мою обидел”

– Прочитайте слова, записанные на доске.– Что вы подумали, когда прочитали  эти слова? Назовите тему урока. Какие  учебные  задачи мы поставим перед собой? (познакомимся  с  биографией Э. Мошковской,  её произведением «Я маму мою обидел»; научимся правильно и выразительно читать , научимся  видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье; уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.

б) Проблемный вопрос         – Как   можно обидеть человека? –  Бывает ли вам обидно ?   Когда?

- Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически.        )

Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.

                                                Физкультминутка

- Это стихотворение написала   Эмма  Эфраимовна  Мошковская. (портрет)

- Знакомство с биографией Э. Мошковской:

                             Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

    Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.

– Ребята, давайте обратимся к учебнику.– Прочитайте название стихотворения.

– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Какой у вас возник вопрос?

б) Просмотр мультфильма.

- А теперь мы с вами заочно отправляемся в кинотеатр на просмотр мультфильма. Сначала вспомним правила поведения в кинотеатре, с которыми мы познакомились на уроке окружающего мира…(не шуметь, не разговаривать, отключить телефон, нельзя что-то есть, пить..)

- Садимся поудобнее и  посмотрим мультфильм, в котором рассказывают это стихотворение…

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)

Перед тем как начнем читать  проговорим речевую разминку ( О маме)

в) Чтение     стихотворения    учениками.        

– Как мальчик и мама относились друг к   другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.

– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?- Кем он себя представлял?

– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?

– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму?

– Какой совет вы бы дали мальчику?

- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слов        

г) Поиграем в игру: «Мамочка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-мочка», только дружно и громко!

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!

Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!

Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!

Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!

Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!

Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!

Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!

- Правильно – это наши мамы.

Работа с пословицами: Вам нужно будет соединить пословицы. Объяснить  смысл.

Нет лучшего дружка, как родимая матушка.

 Сердце матери лучше солнца греет.

Дитя хоть криво, да отцу матери мило.

 Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Мать кормит детей, как земля людей.

Дополнительный материал    «Волшебный цветок..»

- А сейчас, закройте глазки, представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась…Передаём цветок друг другу и называем слова…

( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)

д) Как звучит слово МАМА на других языках народов (Историческая справка).

- Мы сейчас много раз произносили слово «мама». Оно практически одинаково звучит на разных языках. (карточки)

Бенгальский – майера;   Каталонский – мааре;  Чешский – маминка;   Датский – моа;Эстонский – эма;   Французский - маман (мамА);   Гаитянский креольский – манма; Иврит – има;   Хинди -  мА;   Исландский,  Итальянский – мама;   Корейский – омма; 
Латынь – мАтрем;   Словацкий – мамичка;   Испания, Италия – мадрэ;  

Персидский - маман, аннэ;   Нидерланды – мА;   Литва – мамитэ;  Турция - ана ,Болгария - мамо, майка;   Швеция –мур;   Украинский – мати, мамо;  Греческий – митэра, мана.

7. Рефлексия.

- Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось?

- Мы много сегодня говорили о маме. А кто ещё живёт с вами в семье и помогает вам?

- Выберите себе цветок, который подойдёт вашему настроению и вашей работе на сегодняшнем уроке: жёлтый – отлично, красный – хорошо, синий – удовлетворительно.

8. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.

- Понравился ли вам урок? - Что вы узнали на уроке? - За что можете похвалить себя?  Можно ли обежать близкого тебе человека?

– Почему важно в семье любить друг друга?  – Как выразить свою любовь к маме?

 – Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?        

- Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений, с помощью музыки, картин передать чувства, эмоции, любовь к маме.

- Закончим урок стихотворением  Харитонов Влад и Сахапов Николай. Послушайте его. (читают 3 ученика)

Д/з Выразительное чтение стихотворений; можно выучить наизусть по желанию.

Не обижайте матерей.

1.  Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

2 . Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опёкой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

3. Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук-

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

майера

мааре

 
 маминка

  моа

 
эма

  маман (мама')

  манма

  има

  ма


мама

 омма

матрем


 мамичка

мадрэ

маман

маман, аннэ

мамитэ

мамо, майка

мур

мати, мамо

митэра, мана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Е. Благинина "Посидим в тишине", Э. Мошковская "Я маму мою обидел..." 2 класс УМК "Школа России"

Открытый урок литературного чтения был дан на районном семинаре учителей начальных классов.  Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; наход...

Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе по теме "Е. Благинина "Посидим в тишине", Э. Мошковская "Я маму мою обидел..."

Тип урока: комбинированный.  Вашему вниманию был представлен урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Е. Благинина «Посидим в тишине» и Э.Мошковская «Я маму мою обидел». Урок по этой теме ...

Урок литературного чтения 2 класс тема Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Данный урок способствует формированию у младших школьников ценностной ориентации, формированию нравственных суждений; содействует воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и ...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Е.Благинина-Посидим в тишине.Я маму свою обидел"

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Е.Благинина "Посидим в тишине", "Я маму свою обидел"Цели урока: продолжить знакомство уч-ся с произведениями о маме;развивать навыки выразительного чтени...

Урок литературного чтения во 2 классе - Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»

Тема урока: Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»Класс:2 «А» Цель:  продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного ч...

Презентация к уроку: "Я маму мою обидел..." Э.Мошковская". Литературное чтение, 2 класс, УМК "Школа России".

Презентация к уроку Литературного чтения, 2 класс. УМК "Школа России". Тема: "Я маму мою обидел..." Э.Мошковская"...