Адаптация ребенка к школе.
консультация (1 класс) на тему
Поступление ребёнка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что сказывается на формировании всей личности ребёнка. У ребёнка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьёзные обязанности.Особого внимания заслуживает адаптация первоклассников к условиям школы, так как является первой и очень важной для дальнейшего пребывания этих детей в стенах школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация ребенка к школе | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребёнка к школе.
Что можно сказать об адаптации? Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам и ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, а главное – здоровье ребенка, его отношение к школе и учебе. Процесс адаптации непрерывен. Но несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено, переход к профильному обучению. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.
Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию ребёнка.
Задачей школы является обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания детей, а также социально-психологическая и бытовая адаптация детей.
Особого внимания заслуживает адаптация первоклассников к условиям школы, так как является первой и очень важной для дальнейшего пребывания этих детей в стенах школы. Поступление ребёнка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что сказывается на формировании всей личности ребёнка. У ребёнка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьёзные обязанности. Он должен вставать в строго определённое время и идти в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения. Готовность ребёнка к школе предполагает необходимый уровень физического развития ребёнка, который позволит быстро адаптироваться к школьным нагрузкам, иному режиму дня, питанию, а самое главное самостоятельному пребыванию (без родителей) в чужой для новичка среде школы. С целью смягчения этого периода необходимо организовать режим двигательной активности, занятия по формированию и укреплению культурно-гигиенических навыков с соблюдением достаточно высокого темпа выполнения различных бытовых дел. Впервые, оказавшись в стенах ещё чужой школы, ребёнка встречает чужая обстановка, что может вызывать у ребёнка дополнительный стресс.
Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
У первоклассников, особенно в первые дни (недели) пребывания в школе, снижается сопротивляемость организма: замечается нарушение сна, аппетита, повышение температуры, обострение хронических заболеваний.
Причиной тому могут быть:
- уровень подготовленности ребёнка к школе;
- режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне производительности регуляции поведения, организованности);
- -коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
- проблемы взаимоотношений с учителем;
- особенности воспитания в семье, внутрисемейных отношений детей и взрослых.
Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребёнке во время его учения. Большое внимание отводится интеллектуальному развитию ребёнка и поэтому личностное развитие уходит на второй план. Конечно, развитие интеллекта имеет особенное значение, но оно может сыграть как позитивную, так и негативную роль, т.е. может укрепить психологическое состояние ребёнка, а может и подорвать его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции.
Достижение адаптации в социальной среде может происходить разными путями, что определяет типологию адаптационной направленности.
1.Гомеостатическая направленность. Это достижение равновесия, спокойствия посредством приспособления к среде, сведения к минимуму своих желаний и потребностей. Такая направленность адаптации ведёт к формированию конформного, зависимого типа личности.
2. Гедонистическая направленность как получение наслаждения, удовольствия посредством приспособления среды к собственным потребностям. Это путь формирования эгоистической и конфликтной личности.
3. Прагматическая направленность как ориентация на получение максимальной пользы и для себя, и для окружающих, достижение успеха в социально одобряемых формах. Такая направленность адаптации соответствует интересам и личности, и общества.
Выделяем три уровня адаптированности первоклассников по системе А.Л.Венгера:
1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложнённые задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям только часть одноклассников.
Учитывая индивидуальные особенности ребёнка нужно определить тип темперамента, к которому принадлежит ребёнок. Важно отметить, что чистых темпераментов почти не встречается. Речь может идти о доминировании того или иного типа у конкретного ребёнка. К тому моменту как ребёнок достигает школьного возраста, его тип темперамента вырисовывается более отчётливо.
Обычно у людей выделяется четыре типа темперамента:
- холерик;
- сангвиник;
- флегматик;
- меланхолик.
Подробнее рассмотрим каждый тип.
Холерик. По внешним проявлениям – это энергичный и активный ребёнок, но он может быть гипер- или сверхэнергичным. Главная особенность при этом - процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Такого ребёнка трудно успокоить, если он «разошёлся» во время игры или переключить с активной деятельности на занятия. Таким детям трудно сдерживать эмоциональные порывы, они не могут усидеть на месте.
Сангвиник. Подвижный ребёнок, с высокой работоспособностью, не устаёт во время игр или занятий, достаточно легко переключается с одного на другое, не склонен впадать в депрессию.
Флегматик. У этого типа темперамента преобладают замедленные реакции. Они проявляются в темпе речи, в манере двигаться, в небогатой и плавной жестикуляции. Но это сильный тип темперамента, у него высокая работоспособность. Он не сразу включается в какое-то дело, но, приступив к работе, будет заниматься усидчиво, внимательно и вдумчиво. Такой ребёнок спокойно выдержит тридцать – сорок минут урока. Но у него могут возникнуть трудности: если урок идёт в быстром темпе, то ребёнок – флегматик не всегда будет воспринимать предложенный материал. Соответственно он будет отставать в понимании и усвоении материала, медленно реагировать на вопросы учителя. В случае с ребёнком флегматиком рекомендуется подбирать такие упражнения, которые строятся на длительной работе в одиночку, а на взаимодействие, лучше устроить соревнование с родителями, по схеме «Кто быстрее ответит», «Кто лучше решит». С помощью таких занятий родители облегчат ему адаптацию к темпу занятий в школе.
Меланхолик. Слабость нервной системы проявляется в низкой работоспособности, быстрой утомляемости, высокой чувствительности. Вследствие этого меланхолик очень раним в общении и во взаимодействии с окружающим миром. Из-за своей слабости меланхолик с трудом выдерживает любое напряжение – не только длительные и интенсивные умственные, эмоциональные и психические нагрузки, но и конфликты, которые он переживает особенно сильно и остро. Применительно к такому типу темперамента проблемы с дисциплиной обычно не возникают.
Ответственность и дисциплина в школе идут бок о бок и становятся двумя важнейшими факторами, от которых зависит успешная адаптация. Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребёнка в первом классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Начиная заниматься с ребёнком, развивая у него личную ответственность, мы закладываем фундамент зрелой личности. В жизни есть два типа ответственности:
- Принятие ответственности на себя. Человек считает, что от него самого зависят его победы и поражения, и их причины ищет в себе.
- Перенесение ответственности на других, снятие ее с себя. При ответственности второго типа человек склонен считать, что его неудачи и успехи зависят от других людей – родителей, учителей, сослуживцев или же от случая, обстоятельств. Он никогда не станет искать причину в себе.
Понятно, что ответственность невозможно развить у ребёнка за месяц до школы, к ее вырабатыванию следует приступать как минимум за два года до школы. Постепенно внушая ребёнку, что в его жизни все зависит только от него и таким образом он обретёт уверенность в себе.
Развивая ответственность, мы стараемся, предоставлять ребёнку свободу в принятии решений. Если мы будем все решать за него, то от ребёнка нельзя требовать ответственности. Ответственность и автономность, самостоятельность личности – они тесно связаны между собой, из этого следует, как можно чаще предоставлять свободу в принятии решений, но сразу же указывать ему на необходимость нести ответственность за свои поступки: «да, ты сам хотел это сделать, я предупреждаю, что может получиться в результате, а теперь решай, возьмёшься ты за это или нет». Ребёнок также должен видеть, что безответственность ведёт к негативным последствиям.
Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребёнок вынужден брать ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношение с учителем и сверстниками. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребёнок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определённой социальной смелости.
Реально в человеческих отношениях можно различить следующие типы поведения в ситуации фрустрации:
- Активно включаемый, адекватно лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения – адаптивная (высоко позитивная) форма социального нормативного реагирования. Ребёнок ищет речевые и эмоциональные формы, содействующие установлению положительных отношений.
- Активно включаемый, неадекватно лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения – адаптивная форма социального нормативного реагирования. Ребёнок как бы сдаёт свои позиции без сопротивления, спешит извиниться или просто подчиниться противной стороне.
- Активно включаемый, адекватно нелояльный, агрессивный, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная нормативная форма социального реагирования. Ребёнок совершает эмоциональный речевой или действенный выпад на агрессию со стороны другого.
- Активно включаемый, адекватно нелояльный, игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная нормативная форма социального реагирования. Ребёнок демонстрирует полное пренебрежение направленной на него агрессии, т.е. открытое игнорирование в ответ на агрессию, такая позиция позволяет сохранить чувство собственного достоинства, чувство личности.
- Пассивный, не включаемый тип поведения – неразвитая, неадаптивная форма социального реагирования, т.е. никакого общения не происходит. Ребёнок избегает общения, замыкается в себе. Такая позиция размягчает чувство собственного достоинства ребёнка, лишает его уверенности в себе.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребёнка с людьми. Как указывал Л.С. Выготский, история культурного развития ребёнка в результате, может быть определена «как социогенен высших форм поведения». Только в недрах коллектива возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребёнка с взрослыми и сверстниками. Реально имеются две формы общения: «Ребёнок – взрослый», и «Ребёнок – дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В сфере «ребёнок – взрослый» помимо отношений «ребёнок – родитель» возникают новые отношения «ребёнок – учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его поведению. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребёнку, оценивает его поведение, создаёт условия для социализации поведения ребёнка, приведение его к стандартизации в системе социального пространства – обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.
Период адаптации ребёнка к школе является очень важным для его развития как личности. На этом этапе требуется максимальное внимание как к ребёнку самому, его внутреннему миру, так и к своему отношению к ребёнку. При этом необходимо помнить, что ребёнок начинает сталкиваться с новыми жизненными ситуациями и его реакция на них является доминирующей в формирование характера и последующему качеству обучения. Способность ребёнка, так или иначе, реагировать на новый внешний мир зависит от темперамента, уровня воспитания в семье, а также от приобретённого опыта поведения в предыдущей социальной группе (детский сад).
Возникающие неизбежные ограничения в поведении, а также новые для него требования могут сильно ослабить его отношения к школе. Для адекватной и позитивной адаптации ребёнка к школе необходимо активно участвовать в его психологической подготовке.
Качества психологически здорового человека обеспечивают не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо себя и общества. Норма психологического здоровья – это некий идеал, путь к которому бесконечен, и на пути к этому идеальному образу можно находить всё новые и новые ориентиры для психолого-педагогических воздействий и саморазвития.
Мы не можем анализировать детское поведение, применяя взрослые критерии, и в то же время не можем не использовать их в качестве целевых ориентиров психолого-педагогической деятельности, помогающей ребёнку потихоньку и безболезненно взрослеть, адаптироваться к большому миру.
Определяя критерии успешной адаптации ребёнка, мы исходим из следующего положения: основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды.
Список литературы
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст]: учебник / В.С. Мухина// – М.: «Академия», 1999 г. – 456с.
- Реан А.А., Костромина С.Н. «Как подготовить ребенка к школе» [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина// – М.: «Питер.ком» 1998 – 160с.
- Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей [текст]: / А.С. Спиваковская, Ю.Е. Алешина// – М.: Союз, 1997 – 304с.
- Фридман Л.М. Психология воспитания [текст]: / Л.М. Фридман// – М.: ТЦ «Сфера», 1999 – 208с.
- Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.1-4 класс/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. - М.: Эксмо, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация ребенка к школе.
Данный теоретический материал можно использовать для работы с родителями в 1 классе.Мы с коллегой использовали его для выступления на курсах повышения квалификации по теме "Здоровый образ жизни"...
Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.
Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....
Адаптация ребенка к школе
Адаптация ребенка к школе— довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школ...
Адаптация ребенка к школе.
Данный материал поможет учителю провести родительское собрание, посвященное проблеме адаптации ребенка к школе....
"Мой ребенок стал учеником. Адаптация ребенка в школе."
Расширение представления родителей о готовности детей к школьному обучению.Участие родителей в воспитание своих детей....
Конспект родительского собрания "Адаптация ребенка к школе. Как помочь ребенку"
Конспект родительского собрания для первых классов на тему "Адаптация ребенка в школе. Как помочь ребенку"...
Разработка родительского собрания в 1 класса "ЗДравствуй, школа!". Адаптация ребенка в школе.
Разработка родительского собрания в 1 класса "ЗДравствуй, школа!". Адаптация ребенка в школе....