Адаптация ребенка к школе.
консультация (1 класс) на тему

Казнова Ирина Евгеньевна

Поступление ребёнка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что сказывается на формировании всей личности ребёнка. У ребёнка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьёзные обязанности.Особого внимания заслуживает адаптация первоклассников к условиям школы, так как является первой и очень важной для дальнейшего пребывания этих детей в стенах школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация ребенка к школе22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребёнка к школе.

Что можно сказать об адаптации? Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам и ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, а главное – здоровье ребенка, его отношение к школе и учебе. Процесс адаптации непрерывен. Но несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено, переход к профильному обучению. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию ребёнка.

         Задачей школы является обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания детей, а также социально-психологическая и бытовая адаптация детей.

          Особого внимания заслуживает адаптация первоклассников к условиям школы, так как является первой и очень важной для дальнейшего пребывания этих детей в стенах школы. Поступление ребёнка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что сказывается на формировании всей личности ребёнка. У ребёнка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьёзные обязанности. Он должен вставать в строго определённое время и идти в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения. Готовность ребёнка к школе предполагает необходимый уровень физического развития ребёнка, который позволит быстро адаптироваться к школьным нагрузкам, иному режиму дня, питанию, а самое главное самостоятельному пребыванию (без родителей) в чужой для новичка среде школы. С целью смягчения этого периода необходимо организовать режим двигательной активности, занятия по формированию и укреплению культурно-гигиенических навыков с соблюдением достаточно высокого темпа выполнения различных бытовых дел. Впервые, оказавшись в стенах ещё чужой школы, ребёнка встречает чужая обстановка, что может вызывать у ребёнка дополнительный стресс.          

        Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

        У первоклассников, особенно в первые дни (недели) пребывания в школе, снижается сопротивляемость организма: замечается нарушение   сна, аппетита, повышение температуры, обострение хронических заболеваний.

 Причиной тому могут быть:

  • уровень подготовленности ребёнка к школе;
  • режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне производительности регуляции поведения, организованности);
  • -коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый   опыт   общения    со    сверстниками, проявляются    в    сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
  • проблемы взаимоотношений с учителем;
  • особенности   воспитания в семье, внутрисемейных   отношений детей и взрослых.

        Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребёнке во время его учения. Большое внимание отводится интеллектуальному развитию ребёнка и поэтому личностное развитие уходит на второй план. Конечно, развитие интеллекта имеет особенное значение, но оно может сыграть как позитивную, так и негативную роль, т.е. может укрепить психологическое состояние ребёнка, а может и подорвать его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции.

        Достижение адаптации в социальной среде может происходить разными путями, что определяет типологию адаптационной направленности. 

1.Гомеостатическая направленность. Это достижение равновесия, спокойствия посредством приспособления к среде, сведения к минимуму своих желаний и потребностей. Такая направленность адаптации ведёт к формированию конформного, зависимого типа личности.

2. Гедонистическая направленность как получение наслаждения, удовольствия посредством приспособления среды к собственным потребностям. Это путь формирования эгоистической и конфликтной личности.

3. Прагматическая направленность как ориентация на получение максимальной пользы и для себя, и для окружающих, достижение успеха в социально одобряемых формах. Такая направленность адаптации соответствует интересам и личности, и общества.

        Выделяем три уровня адаптированности первоклассников по системе А.Л.Венгера:

1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложнённые задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение. 

2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками. 

3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям только часть одноклассников.

        Учитывая индивидуальные особенности ребёнка нужно определить тип темперамента, к которому принадлежит ребёнок. Важно отметить, что чистых темпераментов почти не встречается. Речь может идти о доминировании того или иного типа у конкретного ребёнка. К тому моменту как ребёнок достигает школьного возраста, его тип темперамента вырисовывается более отчётливо.

        Обычно у людей выделяется четыре типа темперамента:

  1. холерик;
  2. сангвиник;
  3. флегматик;
  4. меланхолик.  

        Подробнее рассмотрим каждый тип.

Холерик. По внешним проявлениям – это энергичный и активный ребёнок, но он может быть гипер- или сверхэнергичным. Главная особенность при этом - процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Такого ребёнка трудно успокоить, если он «разошёлся» во время игры или переключить с активной деятельности на занятия. Таким детям трудно сдерживать эмоциональные порывы, они не могут усидеть на месте.  

Сангвиник. Подвижный ребёнок, с высокой работоспособностью, не устаёт во время игр или занятий, достаточно легко переключается с одного на другое, не склонен впадать в депрессию.  

Флегматик. У этого типа темперамента преобладают замедленные реакции. Они проявляются в темпе речи, в манере двигаться, в небогатой и плавной жестикуляции. Но это сильный тип темперамента, у него высокая работоспособность. Он не сразу включается в какое-то дело, но, приступив к работе, будет заниматься усидчиво, внимательно и вдумчиво. Такой ребёнок спокойно выдержит тридцать – сорок минут урока. Но у него могут возникнуть трудности: если урок идёт в быстром темпе, то ребёнок – флегматик не всегда будет воспринимать предложенный материал. Соответственно он будет отставать в понимании и усвоении материала, медленно реагировать на вопросы учителя. В случае с ребёнком флегматиком рекомендуется подбирать такие упражнения, которые строятся на длительной работе в одиночку, а на взаимодействие, лучше устроить соревнование с родителями, по схеме «Кто быстрее ответит», «Кто лучше решит». С помощью таких занятий родители облегчат ему адаптацию к темпу занятий в школе.

Меланхолик. Слабость нервной системы проявляется в низкой работоспособности, быстрой утомляемости, высокой чувствительности. Вследствие этого меланхолик очень раним в общении и во взаимодействии с окружающим миром. Из-за своей слабости меланхолик с трудом выдерживает любое напряжение – не только длительные и интенсивные умственные, эмоциональные и психические нагрузки, но и конфликты, которые он переживает особенно сильно и остро. Применительно к такому типу темперамента проблемы с дисциплиной обычно не возникают.

        Ответственность и дисциплина в школе идут бок о бок и становятся двумя важнейшими факторами, от которых зависит успешная адаптация. Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребёнка в первом классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Начиная заниматься с ребёнком, развивая у него личную ответственность, мы закладываем фундамент зрелой личности. В жизни есть два типа ответственности:

  1. Принятие ответственности на себя. Человек считает, что от него самого зависят его победы и поражения, и их причины ищет в себе.
  2. Перенесение ответственности на других, снятие ее с себя. При ответственности второго типа человек склонен считать, что его неудачи и успехи зависят от других людей – родителей, учителей, сослуживцев или же от случая, обстоятельств. Он никогда не станет искать причину в себе.

        Понятно, что ответственность невозможно развить у ребёнка за месяц до школы, к ее вырабатыванию следует приступать как минимум за два года до школы. Постепенно внушая ребёнку, что в его жизни все зависит только от него и таким образом он обретёт уверенность в себе.

        Развивая ответственность, мы стараемся, предоставлять ребёнку свободу в принятии решений. Если мы будем все решать за него, то от ребёнка нельзя требовать ответственности. Ответственность и автономность, самостоятельность личности – они тесно связаны между собой, из этого следует, как можно чаще предоставлять свободу в принятии решений, но сразу же указывать ему на необходимость нести ответственность за свои поступки: «да, ты сам хотел это сделать, я предупреждаю, что может получиться в результате, а теперь решай, возьмёшься ты за это или нет». Ребёнок также должен видеть, что безответственность ведёт к негативным последствиям.

        Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребёнок вынужден брать ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношение с учителем и сверстниками. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребёнок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определённой социальной смелости.

Реально в человеческих отношениях можно различить следующие типы поведения в ситуации фрустрации:

  1. Активно включаемый, адекватно лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения – адаптивная (высоко позитивная) форма социального нормативного реагирования. Ребёнок ищет речевые и эмоциональные формы, содействующие установлению положительных отношений.
  2. Активно включаемый, неадекватно лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения – адаптивная форма социального нормативного реагирования. Ребёнок как бы сдаёт свои позиции без сопротивления, спешит извиниться или просто подчиниться противной стороне.
  3. Активно включаемый, адекватно нелояльный, агрессивный, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная нормативная форма социального реагирования. Ребёнок совершает эмоциональный речевой или действенный выпад на агрессию со стороны другого.
  4. Активно включаемый, адекватно нелояльный, игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная нормативная форма социального реагирования. Ребёнок демонстрирует полное пренебрежение направленной на него агрессии, т.е. открытое игнорирование в ответ на агрессию, такая позиция позволяет сохранить чувство собственного достоинства, чувство личности.
  5. Пассивный, не включаемый тип поведения – неразвитая, неадаптивная форма социального реагирования, т.е. никакого общения не происходит. Ребёнок избегает общения, замыкается в себе. Такая позиция размягчает чувство собственного достоинства ребёнка, лишает его уверенности в себе.

        В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребёнка с людьми. Как указывал Л.С. Выготский, история культурного развития ребёнка в результате, может быть определена «как социогенен высших форм поведения». Только в недрах коллектива возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребёнка с взрослыми и сверстниками. Реально имеются две формы общения: «Ребёнок – взрослый», и «Ребёнок – дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В сфере «ребёнок – взрослый» помимо отношений «ребёнок – родитель» возникают новые отношения «ребёнок – учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его поведению. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребёнку, оценивает его поведение, создаёт условия для социализации поведения ребёнка, приведение его к стандартизации в системе социального пространства – обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.

        Период адаптации ребёнка к школе является очень важным для его развития как личности. На этом этапе требуется максимальное внимание как к ребёнку самому, его внутреннему миру, так и к своему отношению к ребёнку. При этом необходимо помнить, что ребёнок начинает сталкиваться с новыми жизненными ситуациями и его реакция на них является доминирующей в формирование характера и последующему качеству обучения. Способность ребёнка, так или иначе, реагировать на новый внешний мир зависит от темперамента, уровня воспитания в семье, а также от приобретённого опыта поведения в предыдущей социальной группе (детский сад).

        Возникающие неизбежные ограничения в поведении, а также новые для него требования могут сильно ослабить его отношения к школе. Для адекватной и позитивной адаптации ребёнка к школе необходимо активно участвовать в его психологической подготовке.

        Качества психологически здорового человека обеспечивают не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо себя и общества. Норма психологического здоровья – это некий идеал, путь к которому бесконечен, и на пути к этому идеальному образу можно находить всё новые и новые ориентиры для психолого-педагогических воздействий и саморазвития. 

        Мы не можем анализировать детское поведение, применяя взрослые критерии, и в то же время не можем не использовать их в качестве целевых ориентиров психолого-педагогической деятельности, помогающей ребёнку потихоньку и безболезненно взрослеть, адаптироваться к большому миру.

Определяя критерии успешной адаптации ребёнка, мы исходим из следующего положения: основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды.

        

                

Список литературы


  1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст]: учебник / В.С. Мухина// – М.: «Академия», 1999 г. – 456с.
  2. Реан А.А., Костромина С.Н. «Как подготовить ребенка к школе» [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина// – М.: «Питер.ком» 1998 – 160с.
  3. Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей [текст]: / А.С. Спиваковская, Ю.Е. Алешина// – М.: Союз, 1997 – 304с.
  4. Фридман Л.М. Психология воспитания [текст]: / Л.М. Фридман// – М.: ТЦ «Сфера», 1999 – 208с.
  5. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.1-4 класс/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. - М.: Эксмо, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка к школе.

Данный теоретический материал можно использовать для работы с родителями в 1 классе.Мы с коллегой использовали  его для выступления на курсах повышения квалификации по теме "Здоровый образ жизни"...

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе— довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.  Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школ...

Адаптация ребенка к школе.

Данный материал поможет учителю провести родительское собрание, посвященное проблеме адаптации ребенка к школе....

"Мой ребенок стал учеником. Адаптация ребенка в школе."

Расширение представления родителей о готовности детей к школьному обучению.Участие  родителей в воспитание своих детей....

Конспект родительского собрания "Адаптация ребенка к школе. Как помочь ребенку"

Конспект родительского собрания для первых классов на тему "Адаптация ребенка в школе. Как помочь ребенку"...

Разработка родительского собрания в 1 класса "ЗДравствуй, школа!". Адаптация ребенка в школе.

Разработка родительского собрания в 1 класса "ЗДравствуй, школа!". Адаптация ребенка в школе....