Экологическое воспитание
методическая разработка (2 класс) на тему
На примере исследовательской работы учащегося прослеживается процесс формирование экологической компитеньности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДРУЖБЫ С ПРИРОДОЙ
Томилова Клавдия Ильинична,
учитель начальных классов МБОУ «НШДС № 13»
г. Байкальска, Иркутской области
Экологические проблемы приобретают все более широкое распространение. Актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Поэтому воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней.
Эффективное формирование экологической компетентности возможно в рамках курса «Окружающий мир». Данный курс предоставляет широкие возможности для формирования у детей младшего школьного возраста фундамента экологической грамотности и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Но многим детям этого недостаточно. И тогда приобретает актуальность поиск средств, технологий, методов обучения и диагностики экологического образования, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетентности.
Главная цель работы по формированию экологической культуры в начальной школе - развитие и укрепление в детях чувства доброты и любви по отношению к природе, чувство доброты и терпимости по отношению друг к другу.
На примере исследовательской работы ученика 2 б класса Шевцова Артемия «Все начинается с дружбы с природой» рассмотрим процесс формирования экологической культуры в начальной школе: «Эта дружба началась, когда я еще не учился в школе и не знал, что такое Экология. Мы с мамой любим путешествовать. Однажды в Турции, когда мама попросила меня вынести мусор - я увидел множество контейнеров. Я не справился с заданием и поспешил задать вопрос , в какой контейнер нужно выбрасывать мусор, и почему так, ведь у нас такого нет. Мама мне объяснила, что во многих странах мусор перерабатывается для сохранения природы, для этого бумагу нужно класть в один бак, стекло в другой, пищевые отходы в третий. Тогда я впервые задумался, что беречь надо не только игрушки, но и природу. Мой дедушка и бабушка живут в Утулике. Из разговоров взрослых я слышал «Леший, охотник, Семен Устинов, эколог, писатель», я думал это разные люди. А когда я пошел в школу, моя учительница познакомила нас с книгой «Эколог Леший и его друзья».
В классе мы прочитали несколько рассказов о животных, и тогда я узнал, что автор Семен Устинов, эколог, писатель, охотник и Леший – это один человек и живет он в Утулике. Семен Климович Устинов – заслуженный эколог и писатель России. Уже полвека С.К.Устинов занимается просветительской деятельностью, в основном, с детьми. Он выступает за экологическое воспитание молодежи и необходимость возрождения традиций бережного отношения к природе родного края. Я узнал, что слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» - дом и «логос» – наука. Эколог - наблюдает за состоянием окружающей нас природы и защищает ее. Еще я узнал, каким должен быть эколог – он должен много знать и уметь вести переговоры, отстаивать свою точку зрения. Я думал, смогу ли я стал настоящим экологом? Мы с учителем и мамой составили список личностных качеств. Не все еще у меня есть, но я стремлюсь, чтобы стать именно таким. Я узнал, что есть две большие организации, которые занимаются охраной природы – это международные организации Юнеско и Гринпис.
Теперь знаний у меня стало больше. Но мой пример оставался по–прежнему Семен Устинов, я узнал, что он пишет статьи в журнал «Сибирячок». Я полюбил этот журнал, и мне захотелось, чтоб все узнали о его существовании и читали его. Мы с мамой стали участниками фотоконкурса «Сибирячок у меня в гостях». Я мечтал, как Семен Климович попасть на страницы журнала . И моя мечта сбылась! Я стал победителем, и моя фотография появилась в 5 номере журнала «Сибирячок» и в газете «Байкал - новости». Моя учительница всегда направляет меня и предложила участвовать в олимпиадах « Человек и природа» и «В мире животных». Мне было очень интересно. И результат радовал всех. Я стал другими глазами смотреть на природу, какая она у нас красивая. Еще одно наше семейное увлечение – это фотография, мы пытаемся запечатлеть самые красочные картины природы. Клавдия Ильинична посоветовала отправить фото на конкурс «Твой след на Земле». Мы всей семьей решали, какие выбрать фотографии - их набралось много. Мама помогла их собрать их в альбом. И снова наши работы получили высокую оценку жюри!
Я участвовал в проекте «Вода» и делал несложные опыты. Но в этом году я решил провести опыты серьезнее. Мне помогала мама и Клавдия Ильинична. Так мы определи чистоту воды и воздуха в нашем городе. Как в домашних условиях можно определить чистоту воды? Мы взяли чистую воду и с примесями. Затем добавили несколько кристаллов марганцовки. Мы видим, что грязная вода окрашивается в темный цвет, а чистая имеет розовый цвет. Вывод 1.Вода озера Байкал чистая, без примесей;
2. Самостоятельно можно легко определить чистоту воды.
Чистоту воздуха можно определить с помощью
- одуванчика лекарственного,
- хвои сосны,
- снежного покрова,
- и лишайника на стволах деревьев.
С закрытием БЦБКа воздух стал заметно чище и свежее. Об этом говорят некоторые факторы:
- количество прямых парашютиков у одуванчика 100-110 шт.
- цвет иголочек сосны зелёный без крапинок.
Снег в нашем городе белоснежный это видно на фотографиях, снимки которых я делал в районе ДДТ и по дороге на Байкал, каждое второе дерево покрыто лишайником, что говорит о чистоте нашего воздуха.
Результатами я всегда делюсь с одноклассниками, некоторые из них помогают мне. Мы хотим сохранить нашу природу и озеро на берегу которого мы живем. Указом президента 2017 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ. Мы планируем продолжить работу в этом направлении - пригласить Семена Климовича Устинова в наш класс и познакомиться с ним лично.
За последние два года я много узнал об экологии:
- Что Профессия Эколог очень познавательная интересная и нужная;
- Мы научились определять чистоту воды;
- Мы узнали, как определять чистоту воздуха и выяснили, что воздух в Байкальске чистый;
- Мы учимся беречь и заботиться о природе каждый день».
Младший школьный возраст является удачным периодом для начала формирования многих базовых качеств личности, в том числе и для развития экологической компетентности ребенка. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно прививать экологическую компетентность с раннего возраста.
Список литературы:
- Абрамова М. Как наше слово отзовется // Воспитание школьников. – 2005. - N 1. - С. 55-58.
- Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2005. - N 6. - С. 79-82.
- Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. - М. : ВЛАДОС , 2004. - 191 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2256121-КХ - Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 10. - С. 16-24.
- Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета "окружающий мир" // Начальная школа. – 2007. - N 9. - С. 25-28.
- Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. - 2009. - N 11. - С. 59-63.
- Федоров Г. М. Учебно-методический компонент по экологическому образованию для детей Севера // География и экология в школе XXI века. – 2007. - N 5. - С. 53-57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-451221-1480748773.jpg)
Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе
Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-383534-1389806540.jpg)
Изучение понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»
Статья о понятиях «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/28/picture-920777-1493369830.jpg)
Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)
Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/16/picture-1102250-1547633252.jpg)
Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе
Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....
Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»
В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-551026-1552910484.jpg)
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры
Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями....