"Лягушки-такие увлекательные земноводные"
проект на тему

Котова Светлана Бизьявна

Представлен мини-проект., цель которого создание условий для формирования познавательной, опытно-исследовательской деятельности; формирование экологической культуры дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_lyagushki.docx956.91 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №146» города Рязани

ПОЗНАЕМ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ЭКСПЕРЕМИНТИРУЕМ

МИНИ – ПРОЕКТ

«Лягушки - такие увлекательные земноводные»

Воспитатель

Котова С.Б.

2016 г

г. Рязань

Цель:

Создание условий для формирования познавательной, опытно-исследовательской деятельности; формирование экологической культуры дошкольников.

Задачи:

  • Способствовать формированию экологических представлений у воспитанников о земноводных, показать роль лягушки в природе; развивать познавательную активность.
  • Формировать доброжелательное отношение к нелюбимым животным, желание оберегать, а не вредить, не уничтожать.
  • Проведение простейших наблюдений, включая опытническую деятельность.
  • Развивать самостоятельность, творческие способности.
  • Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; развивать мелкую моторику рук.
  • Обогащать словарный запас.

Срок реализации: один месяц.

Тип: Познавательный.

Вид: Групповой, экспериментально ориентированный.

Актуальность: Лягушек люди не любят (неприятная внешность, часто подвергают истреблению. Но никто из них не задумывается, какую огромную пользу приносят в природе эти безобидные существа!

Многие думают, что от лягушек появляются бородавки? Глупости. Да, действительно, жабы выделяют на своей коже беловатую жидкость, но никакого вреда от неё нет. Это её защита от хищников. У жабы нет когтей, клыков, а если хищник лизнёт эту жидкость, то от неприятного вкуса потеряет желание нападать на жаб.

Лягушки – замечательные охотники! Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров! Жабы охотятся на гусениц, червей, слизней, жуков. Вот какие помощники людям! Этим самым они не допускают, чтобы эти существа размножались сверх нормы.

Если не было бы лягушек и жаб, то нечем было бы питаться аистам, цаплям, журавлям, совам, ежам! Вот какими нитями все в природе связано.

С точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, в том числе лягушкам и жабам, независимо от того, нравится оно ему или нет. Не обязательно любить всех животных, но уважать все формы проявления жизни необходимо. Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции экоцентризма живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными, красивыми и безобразными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в ироде.Проект создан с целью, показать важность существования лягушек в природе, их огромное значение в пищевой цепочке; сформировать бережное отношение у воспитанников к земноводным.

Реализация проекта:

I этап. Подготовительный

  • Подборка и разучивание подвижных игр на детской площадке.
  • Чтение рассказов, сказок и рассматривание иллюстраций, фотографий об этом земноводном.
  • Подбор загадок.
  • Подготовка материалов к эксперименту «накорми лягушку».
  • Опытническая деятельность с песком: сухим и мокрым. «День рождения Лягушки»
  • Работа с родителями (беседа, привлечение к участию, подбор наглядного материла и др.)

II этап. Организационный

Мероприятия с детьми

  • Беседа о жизни лягушек с показом иллюстраций.
  • Организация подвижных игр на детской площадке.
  • Празднование дня рождения лягушки.
  • Отгадывание загадок, составление своих.
  • Чтение рассказов о лягушках.
  • Проведение опытов.
  • Изготовление лягушки из бросового материала.
  • Просмотр мультфильма из золотой коллекции сказок «Лягушка – путешественница»

Мероприятия с родителями

  • Подбор иллюстраций, книг по теме, организация мини-музея.
  • Придумывание совместных рассказов с родителями «Приключение лягушонка».

III этап. Заключительный

  • Творческая выставка детских работ «Лягушонок».

IV этап. Результативность

V Приложение

  • Конспекты занятий;
  • Картотека подвижных игр;
  • Загадки.

Подвижные игры

        

«Лягушки-попрыгушки».

На середине площадки раскладываем толстый шнур в форме круга, дети стоят за кругом. Воспитатель говорит:

«Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Скачет, вытянувши ножки».

Дети, повернувшись друг за другом, подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу. По окончании четверостишья воспитатель хлопает в ладоши — пугает лягушек; малыши перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки лягушки прыгают в болото.

«Лягушки»

На земле очерчивается большой прямоугольник-это река. С двух сторон рисуют берега, на них-кочки (кружочки, очерченные на таком расстоянии, чтобы не трудно было с кочки одним прыжком попасть в воду, т. е. в очерченный прямоугольник).

"Журавль" сидит в своем гнезде, а "лягушки" (остальные дети) усаживаются на кочки и начинают свой концерт:

Вот с насиженной гнилушки

в воду шлепнулась лягушка

И, надувшись, как волдырь,

Стала квакать из воды:

"Ква, кэ, кэ, ква, кэ, кэ,

Будет дождик на реке".

Как только "лягушки" скажут последние слова, "журавль" вылетает из гнезда и ловит их. "Лягушки" не даются, они прыгают в воду, где "журавлю" ловить их не разрешается.

Пойманная "лягушка" остается на кочке до тех пор, пока "журавль" не улетает и пока не вылезают снова "лягушки".

После того как "журавль" поймает несколько "лягушек", выбирается новый журавль из числа детей, которые ни разу не были пойманы.

Дети на кочках сидят на корточках, а в воде могут плавать (бегать внутри круга). Обратно на кочку можно попадать только прыжком.

Правила игры. Начинать движение можно только после того, как дети закончат говорить стихотворение. Ловить лягушек разрешается только за пределами реки-на кочке или между ними за прямоугольником. Каждый третий, пойманный "журавлем", меняется с ним ролью.

«Лягушка-квакушка»

На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик — дом. Вокруг дома — четыре листика вперемежку с четырьмя кочками — пруд.

Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих — Лягушка-квакушка, остальные — лягушата.

Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата — слева. Каждый лягушонок становится на квадратик — дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.

Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: «Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!..» — или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка.

Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся — к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Весёлые, как девочки,

Проворные, как мальчики,

Зелёные, как листки,

Прыгучие, как мячики —

Весёлые,

Проворные,

Прыгучие подружки —

Зелёные,

Зелёные,

Зелёные лягушки!

Все квакают и квакают

И слышно вдалеке:

Ква-ква! Ква-ква!

Бре-ке-ке!

«Царевна – лягушка»

На полу расстилается ковёр (или ткань), дети встают коленями на его края — это большая кувшинка. Выбирается царевна-лягушка, которая садится в середину кувшинки. Остальные игроки — лягушки просятся к ней в гости, щёлкая пальцами или хлопая в ладоши:

Лягушка-лягушка,

Зелёненькое брюшко,

Ты царевна наша —

Никого нет краше.

Пригласи, лягушка, в гости,

Мы тебя все очень просим.

Ква-ква-ква!

Ква-ква-ква!

Все мы очень просим!

Царевна-лягушка приглашает в гости, но только некоторых:

Всех, кто в красное одет,

Прошу в мой терем на обед.

Игроки, у которых в одежде есть красный цвет, делают прыжки в середину. Царевна может называть любые цвета, приметы игроков и приглашать их в гости. До тех пор, пока не останется 1-2 человека, которых она приглашает словами:

Всех, кто умеет играть и шутить,

Срочно прошу я в мой терем прибыть.

Затем выбирается новая «царевна-лягушка» и игра повторяется.

Загадки.

Где же вы её найдёте?

Ну конечно же, в болоте!

Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»

На болоте мы живём,

Хором песенки поём.

 

Из малька выходят лапки -
Длинноногие ребятки.
В луже прыгает квакушка – 
Длинноногая…
 

 

Кто это сидит в пруду?
Как зовут эту кваку? 
Зелёную толстушку,
Зовут её –
 ….

 

На кочке, мягкой, как подушка,
С восторгом квакает 

Прыг да шлеп по дорожке
Голова четыре ножки.
Распевала голова
Очень громко: ква-ква-ква.

 

Зелёная,но не трава.
Холодная,но не лёд.
Поёт,но не птица-
Вот такая небылица.

Ноги - ласты зелены.
Пруд - её "избушка".
Пища - злые комары...
Это же ... ! 

 

На болоте кто живет?
Громко квакая поет?
Спят в кувшинках –
без подушки?
Это видимо….

 

Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зелёная скажу,
Дом на речке и в пруду.

 

Быстро плавает в пруду,
Ловит целый день еду.
"Кто же ты? Шепни на ушко".  
" Ква! " – ответила    

 

Сказка про лягушку
В одном небольшом прудике жили – были лягушки – квакушки, маленькие попрыгушки. Целыми днями они пели свои песенки.
Мы зеленые лягушки… - ква, ква, ква,
Пучеглазые подружки … - ква, ква, ква.
Любим прыгать мы и квакать…ква, ква, ква,
Веселимся мы с утра и до утра…ква, ква.
Лягушки целый день проводили в своем болоте, прыгали с кочки на кочку, ловили жучков и паучков, играли с бабочками, которые порхали над их головами.

http://kladraz.ru/upload/blogs/5898_ca5780b4c155b6075646ecba6e6b04c2.jpg


Лягушки были веселушки, у них было много друзей, с которыми они любили играть. Хоть они и жили в болоте, но были чистюлями.
Однажды, загорая на солнышке, увидали лягушки - девочку - дюймовочку, которая сидела на листочке среди очень красивых кувшинок. Она была очень красивая и беззащитная.

Сорвали лягушки букет прекрасных цветов и попрыгали к девочке, напевая свою песню. Уж очень им захотелось с ней подружиться.

http://kladraz.ru/upload/blogs/5898_24b96fde9e119289c4e638962a97a08c.jpg


Девочку окружали божьи коровки, мотыльки, бабочки, рыбы. Они ее оберегали, никого к ней не подпускали, так что лягушкам пришлось потрудиться, чтобы подарить девочке цветы и познакомиться с ней.
Девочка очень обрадовалась букетику и новым друзьям.
Они встречались каждый день на этом озере, любовались природой, слушали плеск воды.
Вам тоже желаю встретить побольше замечательных друзей, с которыми вы будете общаться, встречаться, дружить.

Л. Пантелеев «Две лягушки»

Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка - храбрая, сильная веселая, а другая была ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня. Про нее даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.

Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.

И вот однажды ночью пошли они погулять.

Идут себе по лесной дороге и вдруг видят - стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.

И стали тонуть.

А тонуть им, конечно, не хочется.

Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает:

"Все равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону".

Подумала она так, перестала барахтаться - и утонула.

А вторая лягушка - та была не такая. Та думает:

"Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет".

Но только - нет, ничего не выходит. Как ни плавай - далеко не уплывешь. Горшок узенький, стенки скользкие, - не вылезти лягушке из сметаны.

Но все-таки она не сдается, не унывает.

"Ничего, - думает, - пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая - значит, надо жить. А там - что будет".

И вот - из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает:

"Нет. Не сдамся. Шалишь, лягушачья смерть..."

И вдруг - что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.

"Что такое? - думает лягушка. - Откуда здесь взялось масло?"

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.

"Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула".

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой - в лес.

А вторая лягушка осталась лежать в горшке.

И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.

Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти...

«День рождения лягушки»

Цель: Развивать речь детей с помощью игр с песком.

Программные задачи: Развивать чувствительность и мелкую моторику рук. Способствовать развитию произвольного внимания, памяти, воображения. Стабилизировать эмоциональное состояние детей, доставлять радость от игры с песком.

Оборудование и материалы: 2 емкости с песком (мокрым и сухим, резиновые игрушки, совочки, формочки, листики, цветочки.

Нас сегодня ждет песочек

Чистый свежий золотой

Залезай сюда дружочек

Хочешь рой, хочешь строй.

- Ребята, посмотрите у меня две маленькие песочницы. Сейчас мы с вами поиграем, погладим руками песочек.

- Какой песочек? (теплый, щекотный, сухой.)

- Песочек можно насыпать горочкой, вот так. А сейчас, давайте сделаем горочки.

- Что получилось, на что это похоже?

- А ещё песок может сыпаться как дождик. Наберите в ладошку, посыпьте на мою руку. Какой песочек? (сыпучий).

- Посмотрите. Вот и спряталась моя рука в песке. Давайте пальчиками поищем её. Потихоньку будем отгребать песок. Вот и нашлась. А в песочнице ещё кто-то прячется, вот здесь давайте поищем.

- Кого ты нашел?  (лягушку).

- А как она разговаривает? (ква-ква-ква).

-Лягушка говорит, что у неё есть подружка, но она живет в другой песочнице, подойдем к ней.

- А здесь, какой песочек? (мокрый)

-  Лягушка мы можем оставить следы на мокром песке.

Игра «Следы на песке»

- Давайте расставим пальчики и прижмем ладошку к песку, а теперь поднимем. Что же случилось на песке?

- Следы ладошек.

-  Сожмите пальчики и поверните ладонь боком, прижмем к песку и посмотрим, что получилось? (дорожки)

- А еще, лягушка, мы умеем оставлять следы зайчика. Сожмите пальцы в кулак, а два выпрямите. Прижимаем к песку. Вот так скачет зайка. Прыг - скок, прыг-скок!

- Послушайте, ребята, лягушка рассказала мне, что у нее сегодня День рождение! А мы с вами умеем готовить пирожки из песка. Давайте приготовим их для нашей именинницы - лягушки – квакушки. (начинают готовить пирожки из мокрого песка)

 -  Ребята, напомните мне, какой песок? (мокрый).

Как мы с вами будем лепить пирожки? Надо сначала сгрести песок, а затем взять в горсть и прихлопывать другой рукой.

Приговариваем:

Я пеку, пеку, пеку

Всем гостям по пирожку

(дети готовят пирожки и кладут на блюдо).

- Вот какие мы молодцы. Какие красивые пирожки напекли.

Ай, да пирожок, так и просится в роток.

- Лягушка говорит: ква-ква я пригласила гостей лесных зверей, они тоже хотят сладости.

- А мы ещё умеем готовить пирожные да куличи. Что нам для этого надо, как вы думаете? (совочки, формочки)

- Давайте возьмем их и приготовим другое угощение.

(Дети наполняют сырым песком формочки и переворачивают их на разнос, постукивают по формочке и снимают форму).

-  Посмотрите, какие красивые пирожные получились. Что это у тебя, а у тебя? (Ответы детей.)

- А, чтобы было еще красивей, я предлагаю их украсить цветочками и листочками. (Украшают бросовым материалом.)

- Украшать надо аккуратно, чтобы не сломать пирожное.

- Ну, лягушка друзей уже можно встречать, стол накрыт.

- Лягушка, поздравляем тебя с днем рождения! Понравились тебе лягушка наши подарки пирожные, куличи?

- А вам, ребята, что понравилось больше всего? (Ответы детей)

- А давайте, мы с вами проведем хоровод для нашей именинницы.

Игра: «Каравай» - 2 раза.

Результативность

 

  •  В ходе проекта дети знают: характерные особенности земноводного – лягушки, особенности строения, способы приема пищи.
  • Умеют составлять мини-рассказы об игрушке.
  • Готовы к индивидуальному самовыражению.
  • Проявляют интерес и желание в творческой, познавательно-исследовательской деятельности; формируется бережное отношение к животному миру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Тема "Земноводные"

Картинки по теме "Земноводные"...

Окружающий мир. Насекомые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.

http://www.natura.spb.ru/http://www.unnaturalist.ru/http://www.apus.ru/site.xp/057048054124.htmlhttp://zoosite.ru/...

Земноводные

http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-26284-20...

презентация "земноводные"

Для использования на уроке окружающий мир в 1 классе. Показывает что мир земноводных многообразный и интересный....

"Земноводные"

Тема « Земноводные».                                                             Цели:                                                                                     1.Познакомить учащихся с клас...

Презентация к уроку "Земноводные"

Начало презентации. Копия 1. Копия 2 - вторая часть. Еще одна копия- конец презентации....

« Земноводные – необычные животные. Размножение земноводных».

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Земноводные». Учить анализировать имеющиеся сведения и использовать их для решения новой учебной задачи...